Спрос и цены на другие товары.
Рост цен на товар, который является субститутом (заменителем, заместителем) данного товара, повышает спрос на данный товар.
Если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
Рост цен на кока-колу приведёт к росту спроса на пепси-колу (при прочих равных условиях).
Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него.
Если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Если товары независимы, то изменение цены одного товара не влияет на спрос на другой товар.
Спрос и потребительские предпочтения.
Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растёт.
Проявляется так называемый эффект присоединения к большинству.
Однако влияние вкусов и предпочтений потребителя порой довольно трудно определить однозначно.
К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Но не только мода меняет предпочтения.
Куда более масштабной причиной их изменений является технический прогресс.
Спрос и размеры рынка.Индивидуальный и рыночный спрос.
Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей.
Поясним это примере на примере
Допустим, на рынке присутствуют два покупателя – Андреев и Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (см. рис. 3.4а).
Тогда совокупный спрос может быть определён путём сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис. 3.4б)
Рис. 3.4. Индивидуальный и совокупный спрос
В реальной рыночной экономике, когда речь идёт о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.
Спрос и ожидания.
Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос).
Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).
Итак, подведём итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса.
Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса.
Закон предложения
Понятие предложения.
Предложение(S – supply) – это желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.
Предложение– это готовность продавца продать определённое количество товара в определённый период времени.
Величина предложения (QS) – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определённый промежуток времени.
Закон предложения.
Связь между ценой и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены (Р) влечёт за собой однонаправленное изменение предложения (QS), т.е. при повышении цены предложение растёт, при снижении – падает. QS = f(P) > 0. QS = aP + b.
Закон предложения – объём предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость.
При прочих равных условиях, повышение цены, как правило, ведёт к росту величины предложения. И наоборот.
Предложение и цена.
Зависимость количества произведённых благ от уровня цен может быть изображена графически.
Кривая предложения (supply curve) – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Рис. 3.5. Зависимость величины предложения от цены
Изображённая кривая S характеризует уровень цен и объём предложения блага Х в определённый момент времени (например, на 1 сентября 2015 г.).
Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.