Когда чрезвычайное положение становится правилом
В нашем предыдущем материале мы показали причины постоянных войн Израиля с арабами и затронули тему еврейских поселений на оккупированных территориях. Суть проблемы в том, что Израиль фактически присоединил огромный кусок земли (кроме незаконных поселений там находятся части израильской армии — почти 100 тысяч человек), но не дал местному населению полноценного израильского гражданства. Уже не первое поколение палестинских арабов живет на положении наследственных беженцев — у себя дома.
Оговоримся: речь не об арабо-израильтянах, а именно о жителях оккупированных территорий. В самом Израиле полноправные граждане-арабы составляют почти 20% населения. Повседневную жизнь израильских арабов мы сегодня обсуждать не будем (хотя израильские арабы — очень интересный кейс национального строительства при наличии крупных некомплиментарных меньшинств). И пусть Израиль агрессивно позиционирует себя как в первую очередь еврейское государство, местные арабы с каждым новым поколением относятся к палестинским соплеменникам всё менее лояльно, несмотря на общие корни.
Зачем нужны оккупированные территории? Мнение военных, одной из важнейших сил в Израиле, практически совпадает с доктриной Римской империи. Чтобы обезопасить рубежи, надо постоянно отодвигать границы в сторону врага. По этой логике, захваченные Израилем территории позволяют обеспечить стратегическую оборону от враждебно настроенных арабских государств. Можно долго спорить о возможном диалоге между арабами и евреями, но реальность такова, что защита рубежей — синоним защиты самого еврейского государства.
Чтобы переварить захваченную территорию, можно выдать местным гражданство. Но подобное чревато непредсказуемыми последствиями самого негативного характера. Несмотря на общие семитские корни, арабы в целом народ евреям чуждый и по причинам историческим враждебно настроенный. Уместная аналогия: в своё время Родезия и ЮАР дали гражданские права своим неграм. Все мы знаем, чем это закончилось.
Сейчас трудно поверить, но в конце 1960-х годов победители-израильтяне не сомневались, что смогут успешно управлять огромными массами арабов, не давая им полноценных гражданских прав, если поспособствуют экономическому развитию захваченных территорий (!).
Несмотря на подвешенный статус оккупированных территорий, израильское правительство с самого начала стремилось как можно эффективнее интегрировать новые приобретения в экономику Большого Израиля. Цель — при помощи экономического развития нивелировать проблему несуществующего палестинского государства. На момент начала оккупации в 1967 году общий ВВП этих территорий составлял 4,5% от ВВП Израиля, так что некоторый резон в намерениях Тель-Авива был.
Уже в начале 1970-х годов значительная часть работоспособных палестинцев трудилась в качестве временных работников (а по сути — трудовых мигрантов) в Израиле. Платили негражданам значительно меньше, чем израильтянам, но даже такие заработки были значительно выше, чем у оставшихся работать на оккупированных территориях. Постепенно разрыв между зарплатами трудовых мигрантов и работников территорий исчез. При этом территории оставались внутренней заграницей. Израильские власти черпали оттуда людские трудовые резервы, но никакие проекты по созданию израильскими бизнесменами производства на территориях не поощрялись. Тель-Авив думал о защите исконно израильских производителей.
К моменту крупного восстания арабов — «Первая палестинская интифада» — территории стали полноценным придатком-поставщиком рабочей силы для основной израильской экономики. Конечно, уровень развития палестинских территорий оставлял желать лучшего. Большая часть экономики зависела от зарплат трудовых мигрантов в Израиле. В зависимость от таких доходов попали как семьи работников, так и внутренний спрос на территориях. Но возникшие зачатки палестинской буржуазии искали полноценный выход на израильский внутренний рынок, что-то вроде Североамериканской зоны свободной торговли — израильтяне не были готовы пойти на такие меры. На товары палестинского производства вводили (с понятной целью) многочисленные ограничения. Власти не допускали чрезмерного развития территорий и старались законсервировать их в качестве резервуара рабочей силы. И Тель-Авив своего добился: к 1993-му в Израиле работала примерно половина всех работоспособных палестинских арабов, а денежные переводы неграждан составляли 30% ВВП территорий.
Хандала — персонаж, созданный политическим карикатуристом Наджи аль-Али. Он был рождён десятилетним и не вырастет, пока палестинцы не получат своё государство. Аль-Али был убит неизвестными в Лондоне в 1987 году
По итогам переговоров в первой половине 1990-х годов на оккупированных территориях в качестве суррогата независимого государства образовалась Палестинская национальная администрация, которая должна была существовать в том числе и на налоги, собираемые в пределах своей юрисдикции. Сегодня налоговые поступления обеспечивают меньше 1/3 бюджета правительства автономии. Огромная часть бюджета всегда зависела от переводов из Израиля (в период 1995–2000 годов зарплаты неграждан-трудовых мигрантов вообще обеспечивали 60% всех доходов автономии). А в случае терактов или войн парламент Израиля не раз голосовал за удержание собранных сумм в бюджете страны. Опять же, 70% собственных доходов сегодняшнего бюджета Палестинской автономии — таможенные сборы на де-юре несуществующей границе с Израилем. Да, у автономии и Израиля нет режима свободной торговли.
В 1990-х годах мировые державы давили на Израиль, требуя позволить местным арабам создать своё государство. Тель-Авив частично уступил, но изменил политику по вопросу об экономической либерализации в отношениях с территориями. Дальнейшая, более плотная экономическая интеграция стала нежелательной. Израильские правящие элиты боялись чрезмерной зависимости страны от потенциально независимого и наверняка враждебного молодого арабского государства. Да что тут говорить — у всех перед глазами стоял пример СССР, развивавшего национальные окраины за счет России. Мы сами видели, как эти окраины отвалились от СССР, но не от экономической системы РФ. В итоге РФ окружена кольцом лимитрофов, серьёзнейшим образом ограничивающих российскую политическую и экономическую международную деятельность. Простейший пример — газовые конфликты с Украиной, через которую пролегает основной маршрут доставки российского газа европейским потребителям.
С 1993 года Израиль ограничивает доступ палестинских рабочих к своему рынку труда. Раньше палестинцам ставили минимум административных препятствий при поиске работы в Израиле, но с 1990-х годов обязали получать специальное разрешение. Доля палестинских рабочих в Израиле упала, и переводы палестинских гастарбайтеров составляли уже лишь 10% ВВП территорий. Также израильтяне начали всё чаще использовать ограничения в транспортном сообщении между Израилем и территориями — это когда блокпосты перекрывают линии коммуникаций между двумя регионами регулярно, делая предупреждение незадолго до непосредственного закрытия. Заметим, что обе меры стали скорее ответом на возросшее в период 1980–1990-х годов число терактов. Уже к 1996 году безработица в регионе увеличилась до 24%. Нужно понимать, что эти территории и так неразвиты экономически, а климат там отвратительный. Даже сельское хозяйство здесь требует огромных усилий. И, как будто этого недостаточно, масла в огонь подлили еврейские поселенцы.
Давид, солдат-землепашец
Что предопределило экспансию еврейских поселенцев на палестинские территории? Список факторов велик и разнообразен. Историческая память о заселении региона после Первой мировой, привычка к постоянной войне с арабами. Ограниченность природных ресурсов Израиля и перенаселённость. Боевой и религиозный задор поколения, пережившего Холокост и войну за независимость против англичан и арабов. Но, пожалуй, один из самых недооценённых факторов — это правовой статус территорий, занятых израильскими войсками, уже отчужденных, но еще присоединенных в качестве административной единицы государства. Примерно так же в эпоху Дикого Запада американские поселенцы просто ехали на «ничейные» индейские земли.
Искомую землю и ресурсы поселенцы могли отбивать у арабов. Конечно, поддержка армии и государства не гарантирована и небесспорна — тот же Ариэль Шарон пытался успокоить арабов и снести незаконные поселения. Но в целом все откаты израильской администрации в отношениях с поселенцами краткосрочны и не имеют реальных последствий. Если в 1977 году в 24 поселениях жили всего 28,4 тысячи человек, то уже в 1983-м цифра выросла до 106 тысяч человек. Сегодня поселенцев — более полумиллиона.
Учитывая сельскохозяйственную ориентацию поселений, интересы колонистов приводят к прямому конфликту с арабами. В целом всё насилие связано с противостоянием вокруг земли. Пользуясь неявным прикрытием армии, поселенцы постепенно выжимают палестинцев с родных земель и ограничивают местным доступ к ключевым ресурсам — в частности, к воде. В результате на среднюю палестинскую семью приходится в шесть раз меньше воды, чем на израильскую. Да, израильские полиция и армия не потворствуют этому процессу и время от времени за попытку сыграть в арбитра армейцам прилетает и от экстремистов из поселений. Но когда приходит время крупных операций в регионе — а оно приходит всё чаще и чаще — армия, естественно, становится на сторону поселенцев.
Да и атмосфера в поселениях воцарилась такая, что силовики стараются в дела оккупированных территорий не лезть — там сложился свой жутковатый (если не сказать «мракобесный») мир. Иными словами, Израиль и поселения по внутренним порядкам различаются так же, как РФ и ЛДНР: несмотря на общие черты и родственное население, по ту сторону границы порядки другие. «Я закрыл Платону выход из пещеры своим БТРом».
Статистика уголовных дел, открытых израильской полицией в еврейских поселениях (2005-2015 гг.) в связи с увеличением числа нападений на арабские территории. В 70% случаев виновный так и не был найден, в 20% случаев предъявленных следствием доказательств оказалось недостаточно для обвинительного приговора. Как можно увидеть из статистики преступлений, приведённой выше на графике, цель поселенцев — отъём у арабов земли, пригодной для обрабатывания и проживания. Источник
К тому же Израиль — действительно демократическая страна, а в государстве с 8,3 миллионами граждан попытка игнорировать интересы 500 тысяч человек и сочувствующих консерваторов чревата поражением на выборах. Получается замкнутый круг. Совсем недавно израильское правительство официально одобрило строительство нового поселения, а санкции, введённые Евросоюзом на продукцию поселений, легко обходятся израильтянами. Бенефициары этой продукции — в том числе и компании израильского военно-промышленного сектора. Более того, 90 из 237 существующих поселений получили статус «зон национального приоритета», и потому местные обитатели и предприятия имеют право на государственную помощь.
Понятно, что рост числа поселений вкупе с ограничением доступа арабов в собственно израильскую экономику лишает арабское население приемлемых альтернатив и стимулирует национально-освободительные движения на территории Палестины. Что и подтвердилось в начале 2000-х годов.