Тема 11. Экономическая мысль России в XX вв.
План семинарского занятия
1. Л.Н. Юровский. Проблемы рыночного равновесия и денежная реформа.
2. Экономико-математическая школа.
3. Вклад ученых-экономистов университета в развитие экономической теории.
Кейс-ситуации
Кейс 1. Изучите отрывок из книги Н.Д. Кондратьева «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения» и ответьте на вопросы.
Таким образом, неблагоприятная конъюнктура современного мирового хозяйства вообще и сельского хозяйства в особенности представляет из себя результат сочетания причин, которые вызвали не только экономический кризис 1920 г., но и обусловили как длительное падение абсолютного уровня цен, так и длительное понижение покупательной силы сельскохозяйственных товаров.
Но если все сказанное верно, то отсюда можно сделать вывод, что источники депрессивною состояния мирового и в частности сельского хозяйства в основе еще далеко не изжиты. Конъюнктура мирового рынка может в отдельные периоды улучшаться. Но при прочих равных условиях еще многие годы она останется в общем па пониженном уровне. Это положение имеет силу в особенности применительно к сельскому хозяйству.
Вопросы:
1. Приведите различные определения понятия «конъюнктура» и на основе этого составьте собственное. Что отражает данное понятие?
2. Каковы факторы, влияющие на изменение (динамику) конъюнктуры?
3. В чем существенное отличие динамики конъюнктуры мирового рынка и сельского хозяйства по мнению Н.Д. Кондратьева?
4. Н.Д. Кондратьев разработал теорию длинных волн цикличности. Каковы особенности данных волн? Чем характеризуется понижательная и повышательная волны цикла?
Кейс 2. Изучите отрывок из книги Н.Д. Кондратьева «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения» и ответьте на вопросы.
Предвидение в социально-экономической жизни возможно, хотя пределы его весьма ограниченны. Однако все предыдущее изложение достаточно ясно говорит за то, что пределы эти не представляются чем-то застывшим: они расширяются по мере роста научного знания. И если верно, что предвидение имеет столь важное социально-практическое значение, если верно, что в силу самого хода общественного развития, с небывалой острогой выдвигающего проблему организованного управления стихийными силами жизни предвидение становится все более необходимым условием такого управления, то вместе с тем все более настоятельной становится и задача максимального расширения его возможных пределов. «Sience, d'ou prevoyance; prevoyance, d'oil action» - эта знаменитая формула Конта, провозглашенная им сто лет тому назад, сохраняет всю свою силу теперь, как никогда.
Вопросы:
1. Какие основные типы предвидения выделяет автор в своей книге? Каковы их разновидности?
2. Роль определенного типа предвидения в прогнозировании социально-экономических явлений и процессов.
Кейс 3. Изучите книгу Юровского Л.Н. «Денежная политика Советской власти (1917-1927)», гл. 8 « Реформа 1924 года и новая система денежного обращения» и ответьте на вопросы [41]:
1. Чем сопровождалось падение рубля (приведите примеры и цифры)?
2. Какова была роль учетной ставки (процента) в регулировании денежного обращения того периода времени?
3. Каковы были общие условия функционирования денежной системы?
4. Какие фазы выделил автор в развитии бумажно-денежного обращения? Чем они характеризуются?
Кейс 4. Изучите отрывок из произведения Л.В. Канторовича «Математические методы организации и планирования производства», гл. 8 «Наилучшее распределение посевной площади» и ответьте на вопросы (при необходимости используйте первоисточник). [19]
Следует сказать, что при применении данных методов в сельском хозяйстве все-таки нужна некоторая осторожность, потому что здесь эти данные задаются весьма приблизительно, поэтому, если они даны неправильно, то и решение может оказаться неправильным. Однако, мне кажется, что даже в таких случаях соблюдение принципа наилучшего размещения и но ориентировочным данным может лишь в отдельном каком-нибудь случае (если эти данные будут ошибочны) дать неверное решение, но в массе — в среднем этот принцип даст все же положительный эффект.
Вопросы:
1. О каких методах идет речь в тексте? Какие данные задаются приблизительно и почему?
2. В чем смысл принципа наилучшего размещения?
3. За какой в клад в экономическую науку Л.В. Канторович был удостоен Нобелевской премии?
Кейс 5. Изучите отрывок из произведения А.В. Чаянова «Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации» и ответьте на вопросы (при необходимости используйте первоисточник). [36]
Возникновение и развитие кооперативных элементов в процессе вертикальной концентрации сельского хозяйства становится возможным только в известных фазах самого процесса и при обязательной предпосылке относительной слабости местного капитала. В данном случае мы умышленно подчеркиваем слово относительный, так как эта относительная слабость местных предпринимателей-капиталистов может получиться не только в силу их собственной абсолютной слабости, но также и в силу, с одной стороны, зажиточности самого крестьянского хозяйства, а с другой стороны, в силу того, что за кооперативными элементами могут стоять финансирующие их ресурсы государства или крупного экспортного или индустриального капитала, нуждающегося в нефальсифицированном сырье.
Вопросы:
1. Приведите различные определения понятия «кооперация» и на основе этого составьте собственное. Что отражает данное понятие по отношению к сельскохозяйственному производству?
2. Различия между вертикальной и горизонтальной кооперацией. Какой вид будет наиболее реализован в современных условиях? Почему? Приведи примеры.
Кейс 6. Изучите отрывок из произведения А.В. Чаянова «Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации» и ответьте на вопросы (при необходимости используйте первоисточник). [36]
Характер финансовой организации рынка наравне с другими особенностями рыночной структуры имеет чрезвычайное значение для организаторов кооперативного сбыта.
Очевидно, что, задаваясь целью организовать кооперативный сбыт какого-либо продукта, мы должны уяснить себе свойственные ему в общем коммерческом обороте пути следования товаров и заранее определить те препятствия, которые нам необходимо преодолеть, и те рыночные условия, которые могут явиться опорой кооперативного успеха.
При этом изучении нам кажется необходимым обратить главнейшее внимание на четыре следующих обстоятельства.
1. Следует выяснить, прежде всего, насколько монополизированным является то звено рынка, которое предполагается кооперировать, насколько обострена в нем конкуренция между продавцами и между покупателями.
2. Не меньшую роль, чем условия конкуренции, для кооперирования сбыта играют условия кредита.
3. С кредитом теснейшим образом связан вопрос о крупности капиталов, которыми обладают торговые предприятия, работающие по сбыту.
4. Немаловажную роль для кооперации играет быстрота следования товара по его торговым путям.
Вопросы:
1. Какова взаимосвязь между кооперированием и монополизацией рынка? При ответе используйте микроэкономический анализ издержек производства.
2. Проведите различия в кредитовании различных видов направлений в сельском хозяйстве в современной экономике, используя теорию кооперации А.В. Чаянова. Ответ поясните примерами.
3. Проведите взаимосвязь кооперации и размера капитала, кооперации, размера капитала и кредитования. Ответ поясните примерами.
Кейс 7. Изучите текст и ответьте на вопросы.
Профессор Иванюков И.И. в своей книге «Основные положения теории экономической политики с Адама Смита до настоящего времени» констатировал, что в тот период в политической экономии приобретала все большее значение историческая школа. Вследствие борьбы новейших представителей этой школы с догматом о благотворных результатах безграничной свободы личного интереса и требования ими внесения в экономическую деятельность правового и нравственного элементов, ее называли также «этической». Ввиду солидарности представителей этой школы, особенно в Германии, с оценкой системы свободной конкуренции, данной социалистической критикой, и требования ими энергичного государственного вмешательства для смягчения зол этой системы, они получили от манчестерцев название «катедер-социалистов», так как большинство их занимало кафедры в университетах. Представители этой школы в Германии дали ей название «реалистической», желая этим отметить, что самая характерная научная черта школы заключалась в признании ею относительности форм организации народного хозяйства и в отрицании абсолютных доктрин, выводимых из чистого разума и из положения о неизменности человеческой природы. И.И. Иванюков отмечал, что реалистическая школа достигла господствующего положения в университетах Германии и имела своими сторонниками почти всех молодых экономистов в Англии и Италии. Он выделил ряд положений, выдвинутых реалистическим направлением, которые существенно отличали его от школы свободной конкуренции.
Вопросы:
1. Какова роль Иванюкова И.И. в развитии экономической жизни университета?
2. По каким направлениям можно отнести Иванюкова И.И. к исторической школе.
3. Какие положения отличали Иванюкова И.И. от школы свободной конкуренции?
Темы докладов и эссе
1. Мировой экономической науке известно достаточно большое количество авторов теорий экономические циклов, среди которых есть и представители отечественной экономической мысли.
Назовите русских экономистов, которые работали в свое время над данной проблемой, и их концепции.
Изучите учение о «больших циклах конъюнктуры» Н.Д. Кондратьева и попробуйте увязать его с историческими событиями, происходящими в мировой и российской практике.
2. Кто из современных российских экономистов и за какие заслуги в области экономической науки, на Ваш взгляд, достоин быть номинирован на соискание нобелевской премии по экономике? Подготовьте аналитическую справку с информацией о выбранном Вами экономисте для членов нобелевского отборочного комитета в области экономических наук.
3. «Вечнонаследственный наем земли на континенте Западной Европы» Карышева Н.А.: теория и практика.
Творческие задания
1. Как, на Ваш взгляд, сочетались теории Н.Д. Кондратьева и А.В. Чаянова о путях развития крестьянского хозяйства с проводимым в СССР курсом на коллективизацию?
2. Объясните причины, по которым теория оптимального использования ресурсов Л. Канторовича называлась в СССР теорией.
3. Сравните принципы сельскохозяйственной кооперации, рассмотренные А.В. Чаяновым с принципами в законе о сельскохозяйственной кооперации.
4. Изучите содержание труда Железнова В.Я. «Очерки политической экономии». Сравните с современными учебниками по экономической теории. Найдите сходство и различие.
Тестовые задания
1. «Теория больших циклов» связана с именем великого экономиста….:
а) Канторович Л.В.
б) Кондратьев Н.Д.
в) Слуцкий Е.Е.
г) Богданов А.А.
2. Л.В. Канторович был удостоен Нобелевской премии по экономике за исследование:
а) «длинных волн» конъюнктуры
б) отраслевых взаимосвязей «затраты-выпуск»
в) линейного экономического программирования
г) неэквивалетного обмена в мировой торговле.
3. Что является ключевым понятием теории трудового семейного хозяйства А.В. Чаянова:
а) межотраслевой баланс
б) трудопотребительский баланс
в) баланс доходов и расходов хозяйства
г) кооперация и специализация.
4. Представители организационно-производственной школы:
а) А. Н. Челинцев , Н.П. Макаров, А.В. Чаянов, А.А. Рыбников
б) Л.Н. Литошенко, Н.П. Макаров, А.В. Чаянов
в) Н.Д. Кондратьев, А. Н. Челинцев, Н.П. Макаров, А.В. Чаянов.
5. Выберите утверждение, правильно характеризующее экономические взгляды А.В. Чаянова:
а) Главной причиной дифференциации крестьянства является капитализм, проникнувший в российскую деревню в конце XIX века;
б) В основе мотивации крестьянского хозяйства лежит трудопотребительский баланс - соразмерность напряжения годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи;
в) В сельском хозяйстве следует отдавать предпочтение активному развитию горизонтальной, а не вертикальной кооперации;
г) В сельском хозяйстве России невозможен американский путь развития, основанный на крупном индивидуальном хозяйстве.
6. Л.В. Канторович был удостоен Нобелевской премии по экономике за исследование:
а) «длинных волн» конъюнктуры;
б) отраслевых взаимосвязей «затраты – выпуск»;
в) оптимального распределения ресурсов;
г) неэквивалентного обмена в мировой торговле.
7. По мнению Е.Е. Слуцкого полезность формируется под влиянием:
а) потребности людей;
б) изменения цен и доходов;
в) рационального поведения потребителей;
г) под влиянием каких-то факторов,
8. Экономические проблемы, которые рассматривал Л.Н. Юровский:
а) теория цены;
б) проблема динамического равновесия;
в) соотношение планового и товарного начала в народном хозяйстве;
г) трудовая теория стоимости.
9. Ученые-экономисты, чьи идеи легли в основу отечественной экономико-математической школы:
а) В.Н. Новожилов, Л.В. Канторович, В.С. Немчинов;
б) Е.Е. Слуцкий, Л.В. Канторович, А.В. Чаянов;
в) В.Н. Новожилов, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев;
г) М.И. Туган-Барановский, В.Н. Новожилов, В.С. Немчинов.
10. Один из заведующих кафедрой статистики университета:
а) Г.М. Лоза;
б) А.Н. Шишкин;
в) И.И. Иванюков;
г) В.С. Немчинов.
Библиографический список
1. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма Москва: Директ-Медиа, 2007. 409 с.
2. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1999.
3. Аристотель. Политика. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/man/?id=5703
4. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: БЕК, 1999.
5. Баутин В.М. Петровская земледельческая и лесная академия – родоначальница научно-педагогических школ по аграрной экономике // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 12.
6. Блауг М. Методология экономической науки. М., 2004.
7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 2001.
8. Всемирная история экономической мысли. В 6-и кн. М.: Мысль, 2005.
9. Газизуллин Ф.Г., Сюркова С.М. Экономической таблице Франсуа Кене - 250 лет / Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 361-362.
10. Гайсин Р.С. Кафедре политической экономии Тимирязевки – 150 лет // Вопросы политической экономии. 2015. № 2.
11. Гайсин Р.С. Полтора века кафедре политической экономии: Юбилейное издание. М.: Изд. РГАУ – МСХА, 2015. 48 с.
12. Ефимов В.М. Социальный вопрос и социальное государство в Европе второй половины XIX века // (Народонаселение, 2015. № 2
13. Иванюков И.И. Основные положения теории экономической политики с Адама Смита до настоящего времени. М.: Типо-лит. И.Н. Кушнерев и К°, 1880. 151 с.
14. История экономических учений: учебник / Ядгаров Я.С. М.: ИНФРА-М, 2012. 479 с.
15. История экономических учений: учебное пособие / Агапова И.И. М.: изд-во Магистр, 2011. 301 с.
16. История экономических учений: учебное пособие / Гловели Г.Д. – М.: изд-во Юрайт, 2011. 742 с.
17. История экономических учений: учебное пособие / Под ред. В. С. Автономова. М.: Инфра-М, 2010. 783 с.
18. История экономических учений: учебное пособие / Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. М.: ИНФРА-М, 2012. – 270 с.
19. Канторович Л. В. 1939. Математические методы организации и планирования производства. Л.: Изд-во ЛГУ.
20. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. М.: 1987. -210 с.
21. Колбасников В.П. Институционализм – неортодоксальная теория // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2011. № 2. С. 17-26.
22. Мамонтов В.Д. Проблемы и перспективы развития современной экономики // Вестник ТГУ, выпуск 7 (147), 2015
23. Маркс К. Капитал. Т. 1//Маркс К., Энгельс Ф. -907 с.
24. Маркс К. Капитал. Т. 2//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 573 с.
25. Маркс К. Капитал. Т. 3. //Маркс К., Энгельс Ф.- 508 с.
26. Матвеев Д.М., Матушевич О.В. Эволюция понятия «издержек обращения» в трудах представителей классического и марксистского направлений // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 6. С. 21-24.
27. Матвеев Ю.В., Палиенко М.А. Теоретические основы производительности труда на основе трудов Карла Маркса // Региональное развитие. 2015. № 4(8)
28. Мельник М.С. Теория экономических кризисов М.И. Туган-Барановского и современность // Социально-политические науки. 2013. № 4. С. 19-25.
29. Нестеренко Е.П. Карл Менгер: учёный-теоретик, наставник, основатель австрийской традиции. К 140-летию публикации работы «Основания политической экономии» / Экономическая теория. 2012. Т. 9. № 2. С. 72-85.
30. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.libros.am/book/read/id/189277/slug/kniga-o-skudosti-i-bogatstve-1
31. Рафикова А.Ф. Эволюция подходов к определению земельной ренты // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5. Экономика. Вып. 25. С. 60-66.
32. Розмаинский И.В. Посткейнсианство + традиционный институционализм = целостная реалистичная экономическая теория XXI века // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2003. Т. 1, №3.
33. Сухарев О.С. Новый институционализм: «ловушки», трансакционные издержки, «теорема Коуза» и время // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 5. С. 14-36.
34. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ek-lit.narod.ru/neoksod2.htm
35. Чаплыгина И.Г. «Экономический человек» Дж.С. Милля и А. Смита: методологический аспект // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2015. Т. 7. № 2. С. 15-27.
36. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М: Наука, 1991г.
37. Челюбеева Ю.В. Безработица как фактор экономической нестабильности глазами АдамаСмита // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 10
38. Черновол С.Н. Анализ взглядов российских экономистов на проблемы российской экономики с точки зрения кейнсианской научно-исследовательской программы // Проблемы современной экономики, 2015. №1, с. 80-86
39. Чернышевский Н. Г. О новых условиях сельского быта. [Статья первая] // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. Т. 5: Статьи 1858—1859 гг. С. 65–107.
40. Щеголевский В.А. Новейшая историческая школа в поисках духа капитализма: осмысление в контексте проблем современного социально-экономического развития // Вестник Института экономики Российской академии наук 2014. №3
41. Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917-1927). Избранные труды. М.: Начала-Пресс, 1996. 390 с.
Практикум
Гайсин Рафкат Сахиевич
Еремеева Ольга Александровна