Подбор литературы и ее изучение
После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, следует подобрать соответствующую литературу. Литература, необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентами самостоятельно.
Прежде всего, студенту следует определить по программе курса, к какому разделу темы она относится, ознакомиться со списком литературы, рекомендованной по данной теме в программе, а также ознакомиться с учебными и методическими пособиями. Такой предварительный обзор литературы позволит студенту составить общее представление о выбранной теме. После этого необходимо приступить к тщательному подбору литературы по теме курсовой работы.
С этой целью студент изучает:
1) литературу, рекомендованную кафедрой в рабочей программе данного курса, в планах семинарских занятий, или непосредственно в данной теме;
2) библиографические каталоги (систематические, предметные и алфавитные), тематические библиографии в библиотеках университета и города;
3) указатели статей и материалов, опубликованных в экономических журналах за определённый год, в последнем номере того или иного журнала;
4) фактические материалы: нормативные и правовые документы, статистические сборники и справочники, информационные бюллетени по экономическим вопросам, отчетные данные предприятий и учреждений и др.
Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими каталогами библиотек и читальных залов.
Список литературы должен содержать не менее 15 источников. Среди них:
- учебники по экономической теории, макроэкономике;
- первоисточники – труды выдающихся представителей экономической мысли – У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, К. Маркса, Дж. М. Кейнса, П. Самуэльсона, А. Маршалла и др.;
- монографии и научные статьи в периодических изданиях;
- статистические сборники и справочники;
- энциклопедии и экономические словари.
К сбору фактического и статистического материала необходимо подойти внимательно, использовать только те данные, которые имеют прямое отношение к теме. При отборе фактических данных, необходимо учесть, что монографии, сборники научных статей, материалы научно-исследовательских конференций обладают более высокой степенью достоверности.
Для актуализации содержания курсовой работы необходимо использовать литературные источники, изданные за последние 3-5 лет. В порядке исключения по согласованию с руководителем могут использоваться ранее изданные литературные источники.
Список литературы, подобранный студентами стационара, должен быть согласован с руководителем курсовой работы.
Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что экономическая теория – наука творческая: она постоянно развивается и обогащается новыми положениями, выводами и концепциями.
В списке литературы должно быть не менее двух статей в периодических изданиях за последние 2–3 года.
Информацию раскрывающую темы курсовых работ по макроэкономике можно найти в следующих периодических изданиях:
Российские журналы:
Банки; Банковское дело; Эксперт; Маркетинг и менеджмент; Вестник МГУ, серия 6: Экономика; Внешняя торговля; Вопросы экономики; Деловая жизнь; Деловые люди; Деньги; Деньги и кредит; Маркетинг; Мировая экономика и международные отношения; Общество и экономика; Право и экономика; Предпринимательство; Российский экономический журнал; Рынок ценных бумаг; Страховое дело; США: экономика, политика, идеология; Человек и труд; Экономика и организация промышленного производства (ЭКО); Экономист; Экономические и социальные перемены; Финансы; Финансист; Экономика и жизнь.
Белорусские журналы:
Белорусский фондовый рынок; Вестник БГЭУ; Вестник БГУ (серия "Экономика"); Белорусский экономический журнал; Финансы, учет, аудит; Банковский вестник; Экономика Беларуси; Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь.
Газеты:
Национальная экономическая газета, Белорусская деловая газета, Белорусы и рынок и др.
Получить данные по интересующей теме можно также при помощи систем поиска и каталогов системы “Интернет”.
Рекомендуем список наиболее полных и популярных российских каталогов:
Ø http://www.infoart.ru/
Ø http://www.stars.ru/
Ø http://www.glasnet.ru/
Ø http://www.list.ru/
Ø http://www.weblist.ru/
Отметим адреса сайтов систем поиска, которыми стоит воспользоваться:
Ø http://yandex.ru
Ø http://rambler.ru
Ø http://libertarium.ru
Ø http://google.ru (by)
Из белорусских сайтов можно порекомендовать следующие:
www.president.gov.by/
http://www.nbrb.by/
http://www.afn.by/
Фактический и статистический материал можно найти и использовать из периодических изданий, монографий. Особое внимание следует обратить на статистические сборники и справочники: «Статистический ежегодник Республики Беларусь»; «Беларусь в цифрах». По многим темам статистические данные можно найти в отдельных тематических изданиях Национального статистического комитета Республики Беларусь: «Беларусь и страны мира», «Беларусь и Россия», «Население Республики Беларусь», «Труд и занятость в Республике Беларусь», «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» и др. Кроме того, статистический материал в электронном виде находится на сайте национального статистического комитета: http://belstat.gov.by
При чтении энциклопедий, справочников, словарей следует использовать новейшие издания, т.к. использование устаревших материалов не отражает реальной картины того или иного экономического явления или ситуации и приводит к существенному снижению качества работы. Монографии и статьи в периодических изданиях также должны соответствовать духу времени.
В процессе изучения литературных источников необходимо конспектировать те разделы монографий, статей, которые наиболее полно освещают тему курсовой работы. Целесообразно делать выписки из книг и статей. Это могут быть цитаты или тезисы изучаемого произведения. Цитируются, прежде всего, важнейшие мысли из произведений классиков. Кроме того, целесообразно цитировать и спорные положения из тех или иных работ, чтобы более предметно вести дискуссию по этим вопросам. Цитаты могут подтверждать те или иные положения работы, однако их не должно быть много. При изучении литературы можно использовать выписки, то есть близкое к тексту изложение материала. Каждая выписка, как и цитата, должна быть сопровождена ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Важно научиться выписывать только те места, в которых содержится самое главное, а для этого необходимо вначале изучить все произведение.
3 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
После ознакомления с литературой по избранной теме и уяснения примерного содержания курсовой работы, студент составляет план работы, который обязательно согласовывается с научным руководителем.
План должен быть тщательно продуман. Всегда нужно помнить, что план – это основа и рамки курсовой работы. План определяет структуру работы, логику изложения. От правильного составления плана зависит уровень всей курсовой работы. В то же время план показывает, насколько студент осмыслил и понял тему, может ли выбрать главное, существенное, представить исследуемую проблему в полном объеме. При составлении плана студент может руководствоваться содержанием изученных первоисточников, планами семинарских занятий и лекций. Вопросы плана должны быть емкими и четко сформулированными. Не допускается мелкое дробление темы и вынесение в план второстепенных вопросов, т.к. это ведет к поверхностному изложению темы.
Таким образом, план должен вбирать в себя наиболее важные моменты темы, охватывать ее всю, но в тоже время не быть громоздким. Включать в него большое количество вопросов нецелесообразно, ибо это приведет к поверхностному изложению материала. Не рекомендуется механическое переписывание в план вопросов, которые даются в программе курса экономической теории, учебниках и других литературных источниках.
Тема и план курсовой работы утверждаются руководителем, после чего никакие изменения ни в названии темы, ни в формулировке вопросов плана без согласования с преподавателем не допускаются.
Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:
Введение. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, ее важность для решения экономических проблем, исследованность темы в научной литературе, основные подходы к ее рассмотрению, определяется общая цель курсовой работы, ее задачи и методы исследования, дается характеристика основных источников, где рассматривается тема. Желательно, чтобы во «введении» было отражено значение рассматриваемых вопросов для экономики Беларуси. Помимо этого во введении должна обосновываться структура курсовой работы.
Основная часть работы, которая состоит, как правило, из 3-4 разделов, которые могут быть разделены на подразделы. Первый раздел имеет теоретический характер. Следующие разделы, как правило, посвящены анализу состоянию проблемы с обязательным привлечением статистических данных за последние 5 и более лет, выявлению недостатков, предложений по их устранению.
В заключении делаются выводы, к которым пришел студент в ходе научного исследования, и представляют собой обобщение важнейших положений, выдвинутых и рассмотренных в курсовой работе. Заключение должно быть кратким, в сжатой форме показать результат работы. Выводы излагаются по каждому разделу и пишутся тезисно (по пунктам).
При подготовке рабочего плана следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию курсовой работы. Если тема достаточно обширна (например, о государственном регулировании экономики, проблемах государственного долга и др.), то в рабочем плане могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью (например, последствия инфляции). Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой потребление, сбережения и инвестиции в модели установления макроэкономического равновесия Кейнса).
В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям нашей республики. Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики Беларуси, рассматривается как серьезный недостаток плана и самой курсовой работы.
Пример подхода к составлению плана курсовой работы.