Резчикова Л.И., Громышева Е.В.

Резчикова Л.И., Громышева Е.В.

ЭКОНОМИКА

Учебное пособие для студентов

ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава.

Томск - 2009

УДК:

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. Экономика:

Учебное пособие

Томск. 2009 -169с.

Пособие предназначено для студентов Сибирского государственного медицинского университета.

Особое внимание в данном курсе уделяется изучению исходных категорий экономики, механизма функционирования рыночного хозяйства на микро- и макроэкономических уровнях, а также экономической роли государства, методов и инструментов экономической политики в условиях современной экономики.

Авторский коллектив:

Резчикова Л.И.

Громышева Е.В.

Утверждено и рекомендовано к печати учебно-методической комиссией Объединенного Ученого Совета факультетов клинической психологии, психотерапии и социальной работы, экономики и управления в здравоохранении СибГМУ

(протокол № от « » 2009г.)

и Центральным методическим советом СибГМУ

(протокол № ____ от «____» 2009 г.)

© Сибирский государственный медицинский университет, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОНОМИКА»--------------------------5

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ-----------------10

Глава 1. Основополагающие экономические понятия. Предмет и метод экономической теории--------------------------------------------------------------------10

1.1.Потребности и ресурсы общества-------------------------------------------10

1.2.Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость----------------------------------------------------------------------------------13

1.3.Экономические системы и их типы------------------------------------------15

1.4.Предмет и метод экономической теории----------------------------------16

Глава 2. Общие характеристики рыночной экономики-----------------------19

2.1.Рынок: условия возникновения, основные черты---------------------------19

2.2Спрос, предложение. Рыночное равновесие. Вмешательство государства в рыночное равновесие: цели и последствия------------------------22

2.3. Рыночное равновесие. Взаимодействие спроса и предложения-------26

2.4.Эластичность спроса и предложения---------------------------------------30

2.5.Вмешательство государства в рыночное равновесие: цели и последствия--------------------------------------------------------------------------------37

РАЗДЕЛ II.МИКРОЭКОНОМИКА-----------------------------------------------41

Глава 3. Основы деятельности фирмы--------------------------------------------41

3.1.Место фирмы в рыночной экономике----------------------------------------41

3.2.Основные организационно-правовые виды частного бизнеса-----------42

3.3.Производство экономических благ--------------------------------------------43

3.4.Издержки производства, доход, прибыль-----------------------------------45

3.5.Типы рыночных структур------------------------------------------------------48

3.5.1.Совершенная конкуренция----------------------------------------------------49

3.5.2.Монополия------------------------------------------------------------------------51

3.5.3.Монополистическая конкуренция-------------------------------------------52

3.5.4.Олигополия-----------------------------------------------------------------------53

3.5.5.Экономическая власть---------------------------------------------------------54

3.5.6.Последствия проявления рыночной власти-------------------------------55

3.6.Антимонопольное регулирование и дерегулирование----------------------55

Глава 4. Рынки факторов производства-------------------------------------------57

4.1.Рынки факторов производства: природа и особенности----------------57

4.2.Рынок труда-----------------------------------------------------------------------59

4.3.Рынок капитала-------------------------------------------------------------------62

4.4. Рынок земли-----------------------------------------------------------------------64

Глава 5. Доходы населения. Социальная политика государства----------- 66

5.1. Доходы населения: источники и дифференциация-----------------------66

5.2. Социальная политика государства------------------------------------------68

Глава 6.Общее равновесие и экономическое благосостояние---------------70

6.1. Общее равновесие и эффективность----------------------------------------70

6.2. Рыночное равновесие и благосостояние------------------------------------70

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА----------------------------------------------72

Глава 7. Национальная экономика: основные результаты и их измерение. Макроэкономическое равновесие------------------------------------------------------72

7.1. Макроэкономика как раздел экономической теории---------------------72

7.2. Основные макроэкономические показатели--------------------------------76

7.3. Совокупный спрос и совокупное предложение-----------------------------80

7.4. Макроэкономическое равновесие---------------------------------------------84

Глава 8. Макроэкономическая нестабильность. Циклический характер развития рыночной экономики---------------------------------------------------------91

8.1. Цикличность как форма движения рыночной экономики---------------91

8.2. Государственное антициклическое регулирование-----------------------93

8.3. Безработица----------------------------------------------------------------------94

8.4. Государственная политика занятости------------------------------------97

8.5. Инфляция--------------------------------------------------------------------------98

8.6. Антиинфляционная политика государства-------------------------------103

Глава 9. Фискальная политика и бюджет. Налоги----------------------------107

9.1. Государственные финансы и бюджет------------------------------------107

9.2. Налоги и налоговая система-------------------------------------------------108

9.3. Фискальная политика---------------------------------------------------------114

9.4. Бюджетный дефицит и государственный долг-------------------------117

Глава 10. Денежно-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства--------------------------------------------------------------------------------122

10.1. Экономическая природа денег. Денежная система-------------------122

10.2. Компоненты денежной массы--------------------------------------------124

10.3. Денежный рынок: спрос, предложение, равновесие------------------125

10.4. Банки и банковская система-----------------------------------------------127

10.5. Кредитная система---------------------------------------------------------131

10.6. Денежно-кредитная политика--------------------------------------------132

Глава 11. Экономический рост.---------------------------------------------------135

Список использованной литературы---------------------------------------------140

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ----------------------------------------------------------142

Курс “Экономика” является одновременно исходным и базовым в последующей экономической подготовке студентов СибГМУ. Он предназначен для студентов всех медицинских специальностей и направлен на овладение основами экономического анализа, выработку умений экономически грамотно принимать решения, формирование современного экономического мышления.

Особое внимание в данном курсе уделяется изучению исходных категорий экономики, механизма функционирования рыночного хозяйства на микро- и макроэкономических уровнях, а также экономической роли государства, методов и инструментов экономической политики в условиях современной смешанной экономики.

Курс разработан на основе достижений мировой и отечественной экономической мысли, отражает как внутренние взаимосвязи функционирующей экономики, так и ее социально-экономические противоречия, тенденции.

По окончании изучения курса Экономики студенты должны:

1. знать основные экономические понятия, экономическую теорию в пределах предложенной учебной программы;

2. иметь представление об основных инструментах экономического анализа, правильно их применять, решать задачи;

3. грамотно описывать экономические явления, аргументировано принимать решения.

Учебная программа по курсу “Основы экономической теории” составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса “Экономика”

Тема I. Исходные понятия экономической теории.

Объект экономической теории. Экономическая деятельность: общая характеристика. Ресурсы. Факторы производства. Основные экономические проблемы общества. Система экономических отношений. Институциональные основы экономики. Права собственности.

Предмет микроэкономики. Экономические субъекты. Мотивы поведения субъектов (домашнее хозяйство, фирмы, государство) и проблемы принятия ими решений.

Выбор и ограничения в экономике. Экономические решения и проблема выбора. Цели и ограничения в экономической деятельности: потребностное, ресурсное, технологическое и бюджетное.

Редкость благ. Выбор и экономия ресурсов. Экономические системы.

Альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Эффективность: понятие, основные критерии.

Тема 2. Рыночная экономика.•

Условия возникновения товарной формы организации хозяйства. Рынок как многофакторное явление. Понятие, виды, функций рынка. Совершенный и несовершенный рынок. Рынок как саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система. Государство как субъект рыночной экономики. Институциональные основы рыночной экономики (внутренние и внешние).

ТЕМА 6. Экономический рост

Экономический рост: понятие, содержание, типы. Цели экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономический рост и структура производства. Государственное регулирование экономического роста.

РАЗДЕЛ П. МИКРОЭКОНОМИКА

Типы рыночных структур

Известно, что поведение фирмы зависит не только от ее внутренних возможностей (элементов внутренней среды), но и от состояния рынка, степени его конкурентоспособности. По этому .признаку различают: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции.Рынок совершенной конкуренции состоит из фирм, производящих однородную продукцию и слишком мелких, чтобы влиять на рыночную цену.На рынке несовершенной конкуренции отдельные фирмы либо могут контролировать рыночную цену в определенных пределах, либо единственная фирма способна полностью контролировать цену своего продукта (рынок монополии).

Таблица №3. Типы рыночных структур.

Основные характеристики Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
1. Число фирм в отрасли Очень много мелких фирм Много мелких и средних фирм Несколько крупных фирм Одна
2. Степень дифференциации продукции Отсутствует Много реальных и мнимых различий Мала для стандартизованных товаров (рельсы) и значительна для других (автомобили) Уникальный продукт не имеет близких заменителей
3. Степень контроля фирмы над рыночной ценой Отсутствует. Цена определяется рынком Влияние фирмы на рыночную цену ограничено возможностью замены товара Ограничена взаимной зависимостью; значительна при тайном сговоре Практически полный контроль, но, как правило, регулируется государством
4. Возможность неценовой конкуренции Отсутствует из-за однородности рынка Возможна. Велика роль рекламы, торговых знаков Возможна при дифференциации товаров Возможна с фирмами, производящими другие товары
5. Условия вступления в отрасль Легкие. Барьеры для вступления практически отсутствуют Относительно легкие из-за небольшого размера фирм Весьма заметны и связаны с размером фирмы Существует множество барьеров
6. Примеры отраслей Финансовые рынки и некоторые сельхоз. продукты Розничная торговля Сталелитейная промышленность, производство автомобилей Местные телефонные сети, электро-газоснабже-ние

Совершенная конкуренция

Исследуя поведение фирмы, мы предполагаем, что основной задачей фирмы является максимизация прибыли. Известно, что в условиях совершенной конкуренции цена (Р, рис.21) всех единиц реализованной продукции одинакова и не меняется с увеличением объема продаж. Из этого следует, что Р = AR = MR. Поскольку в условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию фирмы (D) будет совершенно эластичным, то кривая спроса совпадет с линией цены фирмы и графиком предельного и среднего дохода. В этом случае фирма будет получать прибыль, производя объемы между Q1 и О3. А общимусловием максимизации прибыли является равенство: MR = МС, в ситуации, когда МС возрастают.Правилом минимизации убытков является равенство: Р = min AC = MR, так как в этом случае фирма только окупает общие затраты, работая без прибыли, без убытка.

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru
Рис.21. Определение точки максимизации прибыли конкурентной фирмы через предельные и средние величины.

Фирма: условия равновесия. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в коротком (краткосрочном) периоде достигается в случае, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС). В любых других случаях производство убыточно и поэтому нецелесообразно. В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (рис.22-25). Фирма, способная возместить лишь средние переменные издержки (AVC = Р) называется предельной фирмой(рис.22). Если цена повысится, фирма может возместить не только текущие (AVC), но и все издержки (Р = АС), то есть получит нормальную прибыль и превратится в допредельную фирму с нормальной прибылью (рис.24).

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru
Рис.22. Предельная фирма. Рис.23. Запредельная фирма.
Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru
Рис.24. Допредельная фирма с нормальной прибылью. Рис.25. Допредельная фирма со сверхприбылью.

Если же цена превышает все издержки (Р > АС), то мы имеем дело с допредельной фирмой со сверхприбылью (рис.25). В случае снижения цены фирма становится неконкурентоспособной, поскольку не возмещает даже текущих издержек (Р < AVC) и вынуждена покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, рис.23).

Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном (длительном) периоде. В длительном периоде ни одна фирма не может обладать преимуществами, так как свободная конкуренция, открытый вход и выход на рынок позволяют фирмам принимать любые, выгодные для них решения. Следовательно, цена не упадет ниже точки закрытия и не превысит долгосрочных средних издержек.

Монополия

Монополия - противоположность совершенной конкуренции. В условиях монополии отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятия “отрасль” и “фирма” совпадают. Фирму можно назватьчистым монополистом, если она является единственным производителем товара, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых фирм. Назовем основные из этих барьеров. Существование естественных монополий там, где экономия от масштаба велика, а конкуренция расточительна. Правительство наделяет естественные монополии исключительными правами. Закрытые монополии ‑ фирмы, имеющие патенты и продающие лицензии. Монополия может возникнуть как следствие собственности на какой-либо ресурс. Например, обладание уникальными человеческими дарованиями в области спорта, искусства или компания “Де Бирс”, которая контролирует мировой рынок алмазов. Нелегальные барьеры (коррупция, нечестная конкуренция) приводят к возникновению монополии и поддерживают ее. Таким образом, монополия – это экономическая власть одного хозяйствующего субъекта.

Монополия: определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (рыночная цена для фирмы-совершенного конкурента ‑ внешний фактор), то фирма-монополист может определять и объем производства, и назначать цену. Ценовая стратегия монополиста учитывает взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки (см. 2.4.). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса, зная, что точки максимума выручки и прибыли находятся на эластичном участке кривой спроса.

До сих пор мы исходили из предположения, что монополист устанавливает единую цену для своих покупателей. Однако монополист может прибегнуть к практике ценовой дискриминации, когда он продает товар, дальнейшая перепродажа которого трудна или вовсе невозможна, и когда монополист имеет возможность дифференцировать потребителей, желающих приобрести товар в соответствии с их возможностями и готовностью платить. Если эти условия выполняются, то монополист делит рынки на сегменты и продает в каждом из них такое количество продукции, которое максимизирует его прибыль.

Олигополия

Термин “олигополия” буквально означает “мало продавцов”. Принципиально важным является не конкретное количество фирм (две, десять, двадцать), а степень влияния отдельных фирм на рыночную цену. На степень несовершенной конкуренции в условиях олигополии влияет и взаимная зависимость поведения фирм данной отрасли: принимая решения, каждый участник должен учитывать возможную реакцию конкурентов. Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска продукции называетсяолигополистической связью.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополии: некооперативная и кооперативная, В первом случае каждая фирма самостоятельно определяет цены и объем выпуска продукции. В результате подобного поведения между фирмами может возникнуть ценовая война ‑ цикл последовательных уменьшений цены конкурентами на олигополистическом рынке. Как правило, ценовые войны выгодны для потребителей, но пагубны для производителей. Ценовая война приводит к тому, что фирмы последовательно “подрезают” цены друг у друга до тех пор, пока цена не падает до уровня средних затрат, а экономическая прибыль ‑ до нуля. Тогда наступает равновесие, и продавцы назначают одну и ту же цену: Р = АС = МС, а общий рыночный выпуск становится таким же, как при совершенной конкуренции. Чаще всего ценовые войны из-за своей разрушительной силы недолговечны, и олигополии стремятся ккооперативному поведению, создаваякартели, когда группа фирм действует совместно и согласует решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. В картель фирмы одной отрасли объединяются, чтобы устанавливать более высокие цены и сокращать производство. В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще возникает тайный сговор ‑ негласное соглашение о ценах, разделе рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. В случае успешного олигополистического сговора цены, объем продукции и прибыль будут соответствовать монополистическим. Успехам картельных соглашений препятствует несколько причин. Во-первых, у каждой фирмы, заключившей картельное соглашение, есть сильный соблазн нарушить его, снижая цены на свою продукцию с целью увеличения продаж и собственной прибыли. Во-вторых, вовлечение фирм-участниц картеля в неценовую конкуренцию приводит к увеличению издержек и снижает прибыли. В-третьих, успех картеля в долгосрочном периоде зависит от его способности ограничить вторжение в отрасль новых конкурентов. И последнее: во многих отраслях серьезными конкурентами являются иностранные фирмы. Опыт показывает, что в настоящее время достаточно трудно создать долговечный картель, будь он открытый или тайный.

Экономическая власть

Фирмы, работающие на рынках несовершенной конкуренции, в отличие от фирм-совершенных конкурентов, обладают определенной экономической властью, то есть влияют на рыночную цену и могут назначать цену выше предельных издержек (Р > МС).

Власть фирмы над рыночной ценой в значительной степени зависит как от ценовой эластичности спроса на товар, производимый фирмой, так и от степени концентрации рынка.

Зависимость между ценовой эластичностью спроса и рыночной властью такова: чем менее эластичен спрос, тем большей рыночной властью обладает фирма. Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 году предложил следующий индекс:

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru , где

IL ‑ лернеровский индекс монопольной (рыночной) власти;

Рm ‑ монопольная цена;

МС ‑ предельные издержки;

Е ‑ ценовая эластичность спроса.

Известно, что в условиях совершенной конкуренции МС = Р, следовательно, для рынка совершенной конкуренции IL = 0. Если IL > 0, то фирма обладает рыночной властью; чем больше этот индекс, тем больше власть фирмы над рыночной ценой.

Для характеристики рыночной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка - индекс Херфиндаля-Хиршмана. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше ее власть над рынком. Формула индекса Херфиндаля-Хиршмана такова:

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru ,где

IHH ‑ индекс Херфиндаля-Хиршмана;

S1 ‑ удельный вес самой крупной фирмы (в процентах);

S2 ‑ удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn ‑ удельный вес наименьшей фирмы.

Наибольшее значение индекс Херфиндаля-Хиршмана имеет, если в отрасли действует одна фирма (пример чистой монополии). В этом случае S1 = 100 %, а IHH = 10 000.

Поскольку фирма-монополист ‑ единственный производитель, то ее власть над рынком зависит лишь от эластичности спроса.

Рынок труда

Рынок труда - это рынок купли-продажи труда, где покупатели – предприниматели, а продавцы – собственники труда. Спрос на труд, как и на другие факторы производства, производен и зависит от производительности данного вида труда; технической оснащенности и уровня цен на факторы-субституты и комплиментарные факторы; уровня цен на конечную продукцию, в производстве которой используется труд. Если принять, что труд – единственный фактор производства, то спрос отдельной фирмы на него определяется величиной предельного продукта в денежном выражении (MRPL). Правило MRPL = MRCL используется при определении уровня затрат фирмы на рабочую силу.Предложение труда зависит от ряда факторов (оплаты труда, демографической ситуации, традиций, законодательства, влияния профсоюзов, миграционной политики государства). Кривая рыночного предложения труда обычно имеет положительный наклон. Кривая индивидуального предложения труда принимает форму кривой, загибающейся в обратном направлении (рис.26), то есть при определенном уровне часовой ставки заработной платы (от W1 до W2) положительный наклон кривой сменяется отрицательным (от W2 до W1).

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru
Рис.26. Кривая индивидуального предложения труда.

Это связано с тем, что работник осуществляет выбор между рабочим и свободным временем. Вначале действует эффект замещения (замены): рост зарплаты приводит к росту числа рабочих часов, то есть свободное время замещается рабочим. При высоких ставках зарплаты сильнее действует эффект дохода: рост дохода стимулирует увеличение спроса на такое нормальное благо как досуг, что отражается в росте свободного времени за счет сокращения рабочего дня. С повышением зарплаты растет и цена свободного времени (досуга).

Равновесие на рынке труда. Заработная плата – это равновесная цена на рынке труда. На конкурентном рынке равновесный уровень ставки заработной платы (WЕ) определяется вместе с равновесным уровнем занятости (LЕ) на пересечении кривых спроса (DL) и предложения (SL) данного вида труда (рис.27).

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru
Рис.27. Равновесие на конкурентном рынке труда.

Монопсонист нанимает меньше рабочих, чем в условиях совершенной конкуренции и платит им меньшую ставку зарплаты. Монополисты на рынке труда действуют традиционно: сокращают предложение труда по сравнению с предложением труда в условиях совершенной конкуренции, добиваясь, таким образом, повышения ставки зарплаты. Рынок труда негибок и, как правило,является рынком несовершеннойконкуренции: сложно заменить труд другим, а также трудно быстро повысить квалификацию или сменить специальность. Негибкость рынка труда усиливает вмешательство профсоюзов и государства.

Влияние государства и профсоюзов на рынок труда многообразно. И государство, и профсоюзы могут стимулировать спрос на труд, способствуя созданию новых рабочих мест, снижая цены на сопряженные факторы производства. Существуют разнообразные способы ограничения предложения труда: контроль за миграцией населения; запрет или разрешение использования детского труда; изменение пенсионного возраста, продолжительности рабочей недели; лицензирование отдельных видов деятельности. Профсоюзы представляют собой важный пример того случая, когда продавцы фактора производства обладают монопольной властью.Замкнутый или цеховой профсоюз, объединяющий рабочих какой-то отдельной профессии, может способствовать сокращению предложения рабочей силы. Более высокая зарплата членов закрытого профсоюза – результат политики сокращения членства в профсоюзе и, соответственно, - предложения труда. Открытый или отраслевой профсоюз не ограничивает число своих членов. Такой профсоюз напрямую влияет на ставку заработной платы.

Минимальная заработная плата устанавливается законодательно с целью снижения уровня бедности. Минимальная зарплата, являясь разновидностью минимальной цены, обладает всеми плюсами и минусами последней. Поскольку минимальная зарплата законодательно устанавливается выше равновесного уровня зарплаты, то предложение труда (SLmin, рис.28) в этом случае растет против равновесного объема (LE), а спрос на труд (DLmin) падает; средний уровень зарплаты при этом повышается, однако сокращаются масштабы найма рабочих.

Минимальная зарплата в США устанавливается с 1934 года и в настоящее время составляет от 40 до 50 % средней зарплаты. Возникает естественный вопрос: почему, несмотря на угрозу безработицы, профсоюзы поддерживают требования о повышении минимума заработной платы? Дело в том, что негативные последствия сказываются, прежде всего, на рынке неквалифицированной рабочей силы и на положении тех, кто не имеет работы. В целом же занятые рабочие и, прежде всего, - высококвалифицированные, выигрывают от роста минимальной зарплаты.

В заключение следует отметить, что регуляторами на рынке труда выступают не только макро- и микроэкономические, но и социально-психологические факторы (демографическая ситуация; степень активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения). В настоящее время равновесие на рынке труда не устанавливается без социального партнерства фирм, профсоюзов и государства.

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru
Рис.28. Влияние минимальной заработной платы на уровень занятости.

Рынок капитала

Спрос на капитал предъявляют фирмы, предложение капитала поступает со стороны домашних хозяйств.Капитал - особый ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. По сути фирмы предъявляют спрос на материальные капитальные блага (станки, оборудования, здания и т.д.). Однако для приобретения этих капитальных благ необходимы деньги, поэтому спрос на капитальные блага трансформируется в спрос на инвестиционные ресурсы.Инвестирование - это процесс создания или пополнения капитала. Фирма предъявляет спрос на временно свободные денежные средства, поэтому спрос на инвестиции - это спрос на заемные денежные средства, ассудный процент — цена заемных средств. Таким образом, говоря о рынке капитала, экономисты имеют в виду рынок денежного капитала. Его инструментами могут быть не только кредитные ресурсы, но и ценные бумаги (акции, облигации, векселя).

Равновесие на рынке капитала. Равновесная ставка процента определяется пересечением кривых спроса на капитал (Dc) и предложения капитала (Sc). В точке пересечения кривых Dc и Sc устанавливается равновесие на рынке капитала, Dc = Sc = iЕ. В точке Е (рис.29) происходит совпадение предельной доходности капитала и предельных издержек упущенных возможностей; спрос на ссудный капитал совпадает с его предложением, процент (rЕ) выступает как своеобразная равновесная цена.

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru
Рис.29. Равновесие на рынке капитала.

В состоянии равновесия предельная производительность инвестируемого капитала равна предельной норме временных предпочтений, то есть показателю того, что теряет предельный инвестор, отказываясь от немедленного использования своих свободных средств. На конкретную величину процентных ставок оказывает влияние степень риска при предоставлении ссуды, срок, на который выдаются ссуды, их размер. Различаютноминальную (в текущих ценах) иреальную (с учетом инфляции) ставки процента. Реальная ставка процента – это номинальная ставка процента минус темп инфляции.

Дисконтирование. Сегодняшняя ценность капитала определяется тем, что капитал может произвести в будущем. Поэтому фирмам важно соизмерять блага, потребляемые в настоящем и будущем периодах. Оценка будущих доходов играет важную роль при принятии решений по инвестициям. Для этого используютдисконтирование — метод приведения будущих доходов к текущему времени.Дисконтированная стоимость - это искомая первоначальная сумма, которую необходимо в настоящее время заплатить за капитальные блага, чтобы получить доход в будущем. Чистая дисконтированная стоимость (Vp) рассчитывается по формуле:

Vp = Vt : (1 + г)t, где Vp – сегодняшняя стоимость будущей суммы денег, Vt – будущая стоимость сегодняшней суммы денег, t – количество лет, r – ставка процента в десятичных дробях. Решение об инвестировании принимается в том случае, если дисконтированная сумма будущих доходов больше издержек на инвестирование.

Рынок земли

В широком смысле в экономической теории под “землей” понимаются все природные ресурсы (плодородная почва, месторождения полезных ископаемых и т д.). В узком смысле слова под “землей” подразумевается поверхность почвы, используемая в земледелии и строительстве.

Предложение земли ограничено. В большинстве развитых стран происходит сокращение сельскохозяйственных площадей. Предложение земли ограничено не только по количеству, но и по качеству, то есть предложение земли абсолютно неэластично. Из предыдущего материала известно, что доход от фактора производства, предложение которого неэластично, называется рентой. Целесообразно отделитьквазиренту – доход, который обусловлен более или менее продолжительной ограниченностью предложения какого-либо фактора (в нашем случае – земли) идифференциальную ренту – доход, полученный в результате использования ресурсов (с неэластичным предложением) более высокой производительности. В сельском хозяйстве дифференциальная рента возникает либо в случае редкой плодородности используемых участков земли, либо в случае более выгодного местоположения этих участков.

Спрос на сельскохозяйственную землю является производным от спроса на продовольствие. Он учитывает плодородие, возможности его повышения и местоположение земельного участка. Кривая спроса на землю будет иметь отрицательный наклон вследствие действия закона убывающего плодородия. Пересечение кривой спроса на землю (D0) с кривой предложения (S) определяет равновесие на рынке земли (рис.30).

R0 – уровень ежемесячной ренты, выплачиваемой фермером землевладельцу за 1 единицу земельной площади. Совокупная рента за всю использованную землю – площадь OR0E0Q. Увеличение спроса на продовольствие сдвинет кривую спроса на землю из положения D0 в положение D1 и увеличит ренту с R0 до R1. При уменьшении спроса на продовольствие кривая спроса на землю сдвинется из положения D0 в положение D2, а земельная рента уменьшится до размеров R2. Нетрудно заметить, что в условиях неэластичного предложения земли спрос на нее играет активную роль: и абсолютная рента, и цена земли зависят от него. Следовательно, не цена продовольствия определяется земельной рентой, а цены на продовольствие влияют на размер ренты.

Резчикова Л.И., Громышева Е.В. - student2.ru
Рис.30. Равновесие на рынке земли: изменения уровня земельной ренты.

Цена земли - капитализированная земельная рента. Цена земли прямо пропорционально зависит от размера ренты, получаемой с этого участка, и обратно пропорционально от размера процента.

Арендная плата включает кроме ренты амортизацию на постройки и сооружения, находящиеся на земле; процент на вложенный капитал. Интересы собственника земли и арендатора по поводу сроков аренды противоположны: собственники стремятся сократить сроки аренды, чтобы поднять арендную плату; арендаторы стремятся удлинить сроки аренды, чтобы полностью окупить свои вложения за срок аренды. Следует заметить, что проблема цены земли и аренды в настоящее время превратилась из “сельской” в городскую, а земельная рента – в экономическую.

Прибыли бизнеса. Известно, что прибыль – это разность между доходом (выручкой) и издержками. Современная экономическая теория выделяет три основных вида прибыли, имеющих разные источники. Наиболее важным источником прибыли является неявный доход. Фирмы зачастую используют собственные факторы производства. Тогда неявный доход собственного ресурса представляет собой часть прибыли. Еще один источник прибыли – неопределенность, связанная с доходом, необходимым для покрытия нестрахуемых рисков и с нормальной прибылью, выступающей как вознаграждение за предпринимательскую деятельность. И, наконец, источником прибыли может быть монопольная власть фирмы.

Выводы:

1. На рынках факторов производства как и на рынке готовой продукции:

· действуют законы спроса и предложения;

· на спрос и предложение влияют и неценовые факторы;

· имеют ту же рыночную структуру (совершенный и несовершенный рынок).

2. Особенностью факторных рынков является то, что спрос на факторы производства производный, т. е. зависит от спроса на готовую продукцию. Предложение зависит от решений собственников факторов.

3. Рынок труда – это рынок купли-продажи труда. Равновесная цена на рынке труда – зарплата.

4. Капитал – особый ресурс длительного пользования. Равновесие на рынке капитала определяется равновесной ставкой процента. В состоянии равновесия предельная производительность инвестирующего капитала равна предельной норме временных предпочтений. Дисконтирование капитала – это приведение будущих доходов к настоящему времени.

5. Предложение земли ограничено. Спрос на сельскохозяйственную землю производен от спроса на продовольствие. Цена земли – капитализированная земельная р

Наши рекомендации