Вдохновителю многих моих трудов
Иван Георгиевич Войтов
1933 – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………..5
1. Предмет и метод экономической теории…………………...8
2. Этапы развития экономической теории…………………...15
3. Потребности и ресурсы……………………………………..24
4. Общественное производство и экономические отношения……………………………………………………...37
5. Экономические системы……………………………………49
6. Субъективный фактор………………………………………61
7. Материальные производительные силы общества…….…71
8. Собственность: формы и пути их преобразования…….... 79
9. Хозяйство: предрынок, рынок, пострынок…………..……88
10. Рынок……………………………………………………....97
11. Структура рынка…………………………………………110
12. Монопольный рынок……………………………………..116
13. Менеджмент………………………………………………132
14. Планирование……………………………………………..144
15. Микромаркет……………………………………………...153
16. Экономическая роль государства…..…………………...172
17. Социализация хозяйства…………………………………185
18. Занятость………………………………………………….198
19. Ценообразование ………………………………………...212
20. Эксплоатация и эксплуатация…………………………..237
21. Оценка эффективности хозяйствования………………..245
Литература…………………………………………………….252
ПРЕДИСЛОВИЕ
Успех жизни зависит от знания способов ее материального обеспечения. Эта истина известна с древности и породила экономическую науку (ЭН). Обучение ей новых поколений – обязательное условие жизни каждого и всех. Сейчас формируется система пожизненного её изучения. Многообразны процессы модернизации обучения ЭН в зависимости от обстоятельств, используемых технических и информационных систем. Главным фактором знания хозяйственной практики служит содержание ЭН. В связи с этим ее постоянно развивают, предлагая многообразные направления совершенствования ее содержания. Закономерен динамизм науки о хозяйстве. Качественный рост его познания требует повышения истинности содержания ЭН изучением фундаментальных свойств науки вообще с тем, чтобы определить направление ее прогресса. Такой подход к науке провозгласили 25 веков назад древние греки философским её проектом. Он остается главной проблемой теоретизации науки, в том числе экономической.
Философия – основание прогресса ЭН. Она обеспечила просвещение и капитализацию общества. Затем народ ее воспринял как средство социализации – защиты своих интересов и прав. Осознание господствующими силами общества превращения философии «в лучшее орудие труда и острейшее оружие» [Ф. Энгельс] социализации общества привело к её подмене филодоксией в XIX веке. Бесплодность филодоксии стала причиной отказа от неё как главного метода теоретизации ЭН. Век тому назад лидер господствующей доктрины ЭН А. Маршалл отказался от философского, назвав его сущностным (эссенциалистским), метода. С тех пор экономисты руководствуются принципом «обойдемся без философии». В результате ЭН не соответствует потребностям общества, что ведет к падению ее престижа ввиду её непрагматичности, непонятности, неадекватности практике т.п. Все это – проявления её доктринальности. Необходима ее теоретизация с тем, чтобы сделать ее монистичной, доступной, практичной идеологией прогресса.
Полувековой опыт исследований и обучения ЭН вывел на ее философское основание как средство осмысления ее фундаментальных свойств. Результаты поиска опубликованы. На их основе формирую данную версию политэкономии – фундаментальную теорию хозяйства (ФТХ) или общеэкономическую науку (ОЭН).
ФТХ – результат исследований истории экономических идей, философии, педагогики, альтернативных версий ОЭН. Каждый из них проработан и представлен книгами. «Фундаментальная экономика» 1991 года – первая версия ФТХ. Прошедшие с тех пор четверть века позволяют строже определить содержание новой её версии как современного учебного пособия общеэкономической науки.
Философское основание ФТХ представлено брошюрами и книгами. Прежде всего, «Идейность» [39], «Наука о науке» [29], «Диалектическая логика» [28]. Второй элемент – «Проблемы методологии экономической науки» [31] – собрание материалов за полвека поисков. Третий элемент – экономические работы: исходная версия учебного пособия 1991 года, «Централизованное хозяйство» (общая теория управления экономикой) [32], «Экономическая теория» [30] (экономикс как прикладная теория рынка). Четвертый элемент – прикладные ЭН об эффективности [37], деньгах [35], технике [36], генезисе капитализма [38]. Для понимания содержания ФТХ имеют значение книги по проблемам педагогики, как и краеведения (пожизненные труды брата).
«Хозяйство» (ФТХ) – аналог «Капитала» Маркса, разработанный на основе его метода – диалектической логики – применительно к обстоятельствам XXI века в качестве учебного пособия. В связи с этим важно осознать отличия ФТХ от «Капитала». «Капитал» – вершина теоретизации ЭН XIX века, но не политэкономия в широком смысле слова по Ф. Энгельсу. «Капитал» – самодостаточен, а ФТХ – исходное начало системы экономических теорий (СЭТ). Конкретнее специфика ФТХ:
– учебное пособие как исходный элемент СЭТ. (В учебных пособиях не указывают авторов всех идей);
– позитивное, доступное объяснение реальности, а не полемическое и тем более не прожектерское объяснение;
– её объектом является единство хозяйства, экономики и рынка;
– объяснение на основе единства эссенциалистского и функционального методов.
– не доктрина, а теория на основе сознательного использования диалектической логики, технологии философствования;
– полуфабрикат, а не абсолютная истина в последней инстанции (направление решения проблем ФТХ);
– соответствие требованиям современной педагогической практике: краткость, визуализация процесса объяснения, концептуальная детерминированность лексики….
ФТХ – вводный курс к её прикладным наукам о рынке (микро- и макроэкономике), а поэтому он не объясняет того, что является их содержанием. Его теоретизация в меру теоретизации ее прикладных наук
Возраст и другие обстоятельства не позволяют написать текст ФТХ заново, а поэтому составляю его версию на основе курсов «Экономика» 1991 г. [33] и «Экономическая теория» 2012 г. [30]. Пока не определена в полной мере тематика и структура текста, работу над ним продолжаю.
Учебная природа текста предопределила учет практики объяснения ФТХ. Она ограничивает теоретичность изложения концепции. Учебный текст не может полностью оторваться от практики обучения. А поэтому его композиция не в полной мере соответствует требованиям системного объяснения хозяйства. Мегакомпозиция ФТХ представлена ниже моделью Порфирия. Такая её формализация на основе существующей терминологии не вполне соответствует идейному содержанию теории. Некоторые слова использованы метафорически.
Потребности
┌────┴────┐
Просто → Сотрудничество
┌────┴────┐
Просто → отчуждение
┌────┴────┐
Просто → экспроприация
┌────┴────┐
Просто → эксплуатация
┌────┴────┐
Просто → монополистическая
┌────┴────┐
просто → социализация
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Предмет экономической теории
1.2. Метод экономической теории
1.1. Предмет экономической науки
Предметом науки называют то, что она изучает. Применительно к экономической науке нет однозначного определения ее предмета. Более того, существуют мнения о том, что его нельзя определить вообще. По мере эволюции экономической практики и науки менялась трактовка ее предмета.
Этимология слова «экономика»: хозяйство + законы, или законы хозяйства. У Ксенофонта экономика — наставление по ведению домашнего хозяйства крупных землевладельцев. Иными словами, это наука об обогащении хозяйства.
Позднее возникла конкретизация предмета экономики — богатство вообще или национальное богатство. Национальное богатство — предмет первых трех экономических школ — меркантилизма, физиократии, классической школы. Они признавали источником богатства:
— меркантилисты — торговлю;
— физиократы — сельскохозяйственный труд;
— классики — труд вообще.
Историческая школа Германии предметом считала национальное хозяйство страны на разных уровнях его развития. К. Маркс назвал ее предметом производственные отношения людей, проявляющиеся в отношениях собственности.
Маржинализм возник во второй половине ХIХ века и акцентировал изучение предельных величин в экономике. Ранний маржинализм (австрийская школа) порвал преемственность с классической школой экономики. На его основе возникли главные экономические парадигмы (течения мысли) ХХ века. Они все остаются маржинализмом, но акцентируют разные его аспекты.
Неоклассическая школа (кембриджская школа) возникла в начале ХХ века. Она восстановила преемственность с классической школой экономики. Ее предметом является изучение поведения субъектов экономики, пути и средства достижения ими своих целей. Это главное направление современной экономической науки в мире. Его называют мэйнстрим.
Институционализм — американская версия маржинализма. Институционализм объясняет все факторы экономики, называя их институциями и институтами.
Кейнсианство изучает механизмы функционирования национальной экономики как единого целого и придает особое значение экономической роли государства (ЭРГ). Оно возникло в 1930-е гг. и было главной доктриной примерно 30 лет.
Кейнсианство ↔ монетаризм.
Монетаризм возник как оппонент кейнсианства. Он не отрицает ЭРГ, но делает упор на монетаристских средствах воздействия государства на экономику.
Неоклассический синтез представляет объединение рациональных идей кейнсианства и монетаризма. Он изучает поведение людей в условиях ограниченных ресурсов. В связи с этим предметом науки считают проблему выбора редких благ. Это наука об эффективном, рациональном использовании ограниченных ресурсов.
Существуют и иные определения предмета экономической науки:
– функционирование экономической системы;
– закономерности экономического роста на различных уровнях развития экономики;
– система хозяйства в прошлом, настоящем и будущем всех стран мира;
– изучение развития производительных сил и производственных отношений, использования ограниченных ресурсов.
Разные формулировки предмета дополняют друг друга и тем самым позволяют понять объект экономической науки.
Обособляют предмет и объект ЭН. Объектом называют экономическую реальность, изучаемую наукой. Предметом называют содержание изучаемой учебной дисциплины, которое в той или иной мере объясняет практику.
Экономическая наука представлена множеством доктрин. Каждая из них состоит из терминов, законов и т. п.
Слова – явления
↓ ↓
Законы – связи
Начало изучения экономики – усвоение слов:
Слова ® термины ® категории.
Слова обыденного языка, термины — общенаучные слова со строгим их смыслом и значением. Категории — термины экономической науки, имеющие определенное значение. Они называют явления. Взаимосвязи главных экономических явлений называют законами.
Законы бывают:
— юридические — субъективные;
— природные — объективные;
— экономические — объективные.
Закон — устойчивая связь явлений разного плана. Юридические законы издает власть. Они субъективны, а природные и экономические законы объективны. Они не зависят от людей. Природные законы вечны и действуют сами по себе, а экономические законы действуют в определенные эпохи через деятельность людей.
Известно много экономических законов. Они являются объективными историческими явлениями и бывают:
– всеобщие (возвышение потребностей),
– особенными (стоимости)
– специфическими (распределение по труду).
Специфические законы показывают развитие конкретных, исторически определенных форм хозяйствования.
По отношению к экономическим законам наблюдается ряд ошибочных подходов.
Фетишизация их — догматики считают невозможным их познание и использование.
Волюнтаризм — субъективное нежелание считаться с реальностью. Это главная опасность нашего времени.
Два подхода к экономической науке:
1.Позитивный — изучение того, что существует. Он выявляет содержательную сторону экономических процессов и явлений, экономическую реальность.
2. Нормативный — объяснение того, что должно быть (рецепты действия).
Микроэкономику объясняют на основе позитивного, а макроэкономику – сочетания позитивного и нормативного методов.
Институционализм и кейнсианство придерживаются нормативного подхода к экономике. Например, По Кейнсу изучение экономики нужно для эффективного воздействия на практику, её регулирования, вмешательства государства в экономику
В экономической науке выделяют разделы (модули):
микроэкономика — отдельные экономические явления;
макроэкономика — экономика страны как целостная система;
мегаэкономика — экономика мира в целом.
Функции экономической теории многообразны. Их определяют по-разному:
методологическая — помогает изучать другие науки; разрабатывает приемы познания, инструменты экономических исследований;
прогностическая — объясняет будущее;
мировоззренческая — дает целостную, системную картину экономики;
прагматическая — важна для жизни всех; обеспечивает рекомендации правительству для проведения экономической политики;
познавательная — обеспечивает анализ развития экономики, выявление законов и тенденций экономического развития;
идеологическая– вырабатывать систему ценностей, использование экономических знаний в политической борьбе;
Экономическая теория не является описательной наукой, не изучает избыточных ресурсов и т.п.
Система экономических наук. Существуют сотни экономических наук. Их упорядочивают различно. Выделяют следующие формы экономической науки:
Теоретические экономические науки дают позитивное изложение практики. Их общей основой является общеэкономическая наука. Она объясняет хозяйство как единство производительных сил и производственных отношений, поведение людей при использовании ограниченных ресурсов Она – содержание данного курса. Помимо нее существует множество прикладных экономических наук, различающихся по разным критериям, например, региональные, отраслевые, функциональные. Они важны для всестороннего, конкретного изучения экономики. Имеются и системы исторических наук об экономической практике и идеях.
1.2. Метод экономической науки
Существуют три близких по смыслу термина:
метод→ методология→ методика:
— метод – способ познания как система приемов;
— методология – система методов познания;
— методика – инструктивное изложение методов.
Методология экономической науки состоит из методов:
— универсальных;
— общих для ряда наук;
— частных (специфических) для отдельных наук.
Из них главное значение имеют универсальныеметоды. Выделяют два универсальных метода:
1. философия (логика и диалектика) отвечает на вопрос «что это?». Это — каузальный (причинно-следственный), или эссенциалистский (сущностный) метод.
2. математика отвечает на вопрос «сколько?». На его основе существует функциональный метод
1.Эссенциалистский, каузальный или формально-логический, метод исследования возник в древности. Его основы заложил Аристотель. Все экономисты признают необходимость логики. «Ключом к успешному овладению основными экономическими принципами является логическое мышление» [1, с.27]. Логика позволяет понять сущность явлений. Для ее использования надо знать законы логики:
— тождество;
— противоречия (не могут быть одновременно истинны две противоположные мысли об одном и том же);
— исключенного третьего;
— достаточного основания.
Логические методы:
— анализ — мышление, направленное на выявление специфических свойств в явлениях;
— синтез — мысленное объединение элементов в целом; мышление, сориентированное на выявление того общего, что связывает отдельные стороны явлений;
— индукция — ход мысли от частного к общему; метод умозаключений, основанный на обобщении фактов и нахождении общих свойств форм объектов;
— дедукция — ход мысли от общего к частному; метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты;
— абстракция (абстрагирование) — метод исследования, при котором отвлекаются от случайных, неустойчивых черт и связей;
— эмпирический — изучение экономических явлений на основе сбора и описания фактов и событий;
— сравнительный — сопоставление разных форм объекта;
— аналогия, гипотезы, эксперименты и др.
Диалектику признают не все, но многие экономисты.Она возникла в древности. Еезаконы:
— переход количественных изменений в качественные;
— единство и борьба противоположностей;
— отрицание отрицания.
Диалектические методы:
— восхождение от абстрактного к конкретному;
— единство исторического и логического и др.
Философски ориентированное познание экономики породило эссенциалистский метод, вершиной применения которого стал «Капитал» К. Маркса. Против него выступили неоклассики и вытеснили его функциональным методом. Это оказалось возможным потому, что философы не решили проблем диалектики (диалектическое мышление), не сделали нормой диалектическую логику. С тех пор имеет место противопоставление этих методов.
2. Функциональный методсостоит в использовании математики. Она позволяет количественно измерить взаимосвязь явлений. Используют:
— вербальное моделирование — формализованное словесное описание главных свойств изучаемых моделей;
— графическое моделирование осуществляется на основе координатной плоскости Декарта;
— табличный (статистический) метод представления данных о явлении.
Модель – упрощенное, визуальное представление изучаемого объекта за счет абстракции от его несущественных для целей исследования его свойств.
Моделирование – представление информации об объекте в разных формах (тексты, формулы, графики и т.п.): формализованное описание экономических явлений.
Важно осознать единство и различие понятий:
Методология → моделирование → формализация → визуализация → символизация
Факт символизации при объяснении функциональных связей:
r↑→i↑→AD↑→Y↑
Специфика данной версии политэкономии– синтез эссенциалистского и функционального методов. Эссенциализм проявляется в структуре объяснения, в вербальных моделях объясняемых объектов. Такие тексты понятны в целом на основе здравого рассудка. Но постижение их эвристического могущества возникает только на основе опережающего усвоения диалектической логики.
Эссенциалистский метод
Функциональный метод
Проблема методологии. Если математики обучают своим методам, то философы — нет. Экономисты называют философские методы, но не обучают пользованию ими. Этому должны учить философы. Но они сами не способны их применять. Это главная проблема современности, в том числе познания экономики. Гипотеза ее решения дана в книгах на авторском сайте www\sorit.ru, а также на открытом портале miit-ief.ru\ студенты \ учебные материалы \ «Уроки мышления» и «Методология теоретической науки».
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1. Ступени познания экономики
2. Исторический ряд основных экономических школ
Теоретическое объяснение хозяйства, экономики и рынка предполагает опору на исторический метод и кумулятивный историзм теории, предполагающей одновременное объяснение прошлой, современной и будущей реальности. Иными словами, оно базируется на двух способах объяснения прошлого:
1) Становление экономической науки.
2) Включение сведений по истории экономической науки в объяснение теории.
2.1. Ступени познания экономики
Экономика — основа общества;
— обеспечивает его ресурсами;
— определяет образ его жизни.
Она детерминирует все остальные сферы общественной жизни и судьбу каждого человека. Это называют приматом экономики, или экономическим детерминизмом.
Адаптация к природе животных и людей зависит от ее постижения. Даже звери потребляют выборочно свой корм, Предки людей (гоминиды) поступали так же. На этой основе утверждаем, что знания экономики возникли вместе с обществом. Со временем они росли. Люди все более изучают их сознательно для повышения выживаемости и прогресса. В целом, выделяют три уровня любой, в том числе экономической науки:
Опыт → доктрины → теория
Опыт — первая форма знаний экономики. Он возник вместе с обществом посредством субъективного постижения индивидами среды обитания, подражания и научения потомков предками. Он – следствия совместного образа жизни и сотрудничества людей, лежит в основе обыденной их жизни. И сегодня каждый человек имеет экономический опыт. Даже безграмотные люди имеют его. Они живут потому, что обладают опытом, перенятым от других в совместной жизни и сотрудничестве. Кто живет только опытом, тот беден.
Доктрины— вторая ступень познания экономики. Она возникла тысячи лет назад. Первая книга по экономике написана 2500 лет назад Ксенофонтом. Тогда возник и данный термин — экономика. Его смысл — законы хозяйствования.
В последующие две тысячи лет было много одиночных мыслителей, которые писали об экономике:
в Древней Греции — философы Платон и Аристотель,
в Древнем Риме — практики и политики,
в Европе — духовенство (теологи).
Экономические школы возникли в XIV века. Экономическими школами называют множество людей, одинаково объясняющих экономику. Они не знают друг друга, живут в разных странах и в разное время, но понимают экономику одинаково. В то время началось становление общеэкономической науки, и возник специальный термин для ее названия — «политическая экономия». Автор данного ее имени – А. Монкретьен. Он издал в 1615 г. книгу «Политическая экономия». Он считал политэкономию наукой о народном хозяйстве как единстве государственного и домашнего хозяйства. До ХХ века — это словосочетание использовали для названия общеэкономической науки.
2.2. Исторический ряд основных экономических школ
Меркантилизм — первая экономическая школа с ХIV века. Она продолжалась 5 веков. Ее представители были во всех странах, в том числе в нашей стране И. Т. Посошков. Его книга «О скудости и богатстве».
Меркантилисты исходили из примата обращения, анализировали сферу торговли, и отсюда название данной школы от слова «купец». Они считали обращение (торговлю) главной сферой экономики, а деньги — главной формой богатства. Источником денег признавали торговлю. Внешняя торговля обеспечивает приток денег в страну. Государство защищает интересы торгового капитала политикой протекционизма. У школы было две ступени — ранний и поздний. Ранний меркантилизм отстаивал необходимость денежного баланса. Например, в Англии закон об истрачивании — иностранные купцы не могли вывозить из Англии деньги (золото) и должны были купить на них товары. Поздний меркантилизм исходил из торгового баланса. Меркантилизм проводил политику протекционизма — защиты экономики страны.
Физиократия— экономическая школа Франции. Это слово обозначает «власть земли». Физиократы перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства. Они исходили из примата производства. Тогда основной формой производства было сельское хозяйство. Они считали сельское хозяйство источником богатства, чистого дохода. Ее представители — Буагильбер, Кенэ, Тюрго. Ф. Кенэ — личный врач короля Франции Людовика ХV. Он написал книгу «Экономические таблицы». В ней на основе графического и математического моделирования показал движение чистого дохода в экономике. Физиократы изучали «чистый продукт», создаваемый в сельском хозяйстве и распределяемый в экономике. Они заложили основы либерализма, провозгласив доктрину «естественного порядка» (невмешательства государства в экономику – принцип «Laissez fair, laissez passer»). Они первыми назвали себя экономистами, породив тем самым данную профессию.
Классическая школа экономики— английская версия экономической науки. Она исходила из примата производства и исследовала условия производства и накопления богатства. Ее представители — В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и др. Они начали теоретизировать экономическую науку — давать целостное объяснение экономики как определенному организму, действующему по своим законам.
В. Петти — родоначальник английской экономической науки. Особое значение имеет А. Смит и его книга «Богатство народов». Он считал источником богатства:
— труд;
— накопление капитала;
— расширение рынков;
— производительность труда;
— структуру занятости.
Основные его идеи:
— минимизация вмешательства государства в экономику;
— рыночное саморегулирование экономики.
В основе его доктрины лежит следующая концепция. Рынок – само регулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства. Это происходит потому, что у людей существуют частные интересы как основной стимул их экономической активности, экономической свободы человека. Он ввел понятие «экономический человек» для описания поведения индивидов в экономике. Люди – эгоисты. Они преследуют собственные цели, и тем самым возникает гармоничное развитие рынка. Он заложил традицию анализа людей как субъектов рынка:
Человек
┌────────────┼─────────────┐
Экономический ® Рациональный ® Реальный
(А. Смит) (маржинализм) (институционализм)
Правительство не должно мешать людям в бизнесе, они должны быть свободными и делать все, что посчитают нужным. В противоположность меркантилизму А. Смит отстаивал экономический либерализм— минимальное вмешательство государства в экономику. Он ввел ряд метафор (образных выражений):
«невидимая рука» — для названия законов рынка;
«ночной сторож» — для названия экономической роли государства (ЭРГ).
Парадокс Смита — вода полезна, но не имеет цены, а бриллианты бесполезны, но дорогие.
А. Смит анализировал разделение труда и его значение для производительности труда и создания богатства. Его пример: один булавочник сделает 20 булавок за день, а на основе разделения труда каждый булавочник из десяти сделает 4800 булавок, т. е. в 240 раз больше.
А. Смит обособил основной и оборотный капитал и т. п. Слова «стоимость» и «цена» он использовал как синонимы, выделил две формы цены — естественную и рыночную, обособил потребительную и меновую стоимость товара.
С Д. Рикардо началась третья ступень развития экономической науки – теоретизация. Он предпринял попытку системного объяснения экономики на основе трудовой теории стоимости. Его кредо на основе ряда:
Труд → стоимость (цена) → доходы (рента, прибыль, зарплата).
Теоретическое объяснение распределения дохода по правилам частной собственности порождает классовый антагонизм, что назвали «законом раздора Рикардо». Теоретизацию Д. Рикардо ЭН Й. Шумпетер назвал «рикардианским пороком». Маржинализм не принял этих новаций Д. Рикардо. Все это стало основанием неприятия его вклада в экономическую науку западными исследователями. Его главный труд «Начала политической экономии и налогового обложения».
Заслуги английской классической школы экономики:
– объектом изучения сделали производство;
– признали труд мерой цены и источником богатства;
– выявили источники доходов всех слоев общества:
Предпринимателей – прибыль
Рабочих – зарплату
Землевладельцев – ренту
Банкиров – процент
Коммерсантов – торговая прибыль
Основа доктрины классиков – не столько богатство, сколько средства его роста. Они признали труд источником доходов и роста богатства. Труд создает стоимость, которую присваивают в форме доходов, за счет чего растет богатство:
Труд → стоимость → доходы → богатство.
Недостаток классической школы экономики – игнорирование исторического развития, эволюционизма экономики.
Ж. Б. Сэй сформулировал теорию трех факторов производства — труд, капитал, земля и, соответственно, три формы дохода: зарплата, процент и рента:
— труд — зарплата;
— земля — рента;
— капитал — %, прибыль.
По Ж.Б. Сэю каждый фактор обеспечивает свой доход, и никто никого не эксплуатирует. Он утверждал, что в обществе существует гармония интересов
Он сформулировал закон рынка, называемый его именем, — предложение порождает спрос (S → D), а поэтому всегда имеет место их соответствие: спрос = предложению, а поэтому не может быть перепроизводства товаров, кризисов в долгосрочном плане. Во время издания его книги произошел первый промышленный кризис 1825 г., который доказал ошибочность данного закона. Но закон Сэя оставался основой науки более века до его пересмотра Дж. Кейнсом.
Историческая школа Германии («историки»)возникла как оппонент классической школы Англии. «Историки» эволюционно объясняли экономику стран. Они показали тот факт, что экономика Германии менее развита, чем экономика Англии. А поэтому то, что выгодно Англии, вредит Германии. Они акцентировали не общие, а специфические законы развития экономики. Проблема была в том, что классическая школа экономики, созданная в Англии, препятствовала развитию экономики Германии. А поэтому они разработали свою версию экономической науки. Ее главный представитель — Ф. Лист; и было много других известных экономистов.
Марксизм возник в середине ХIХ века. Он являлся преемником классической школы экономики и продолжил теоретизацию экономической науки. Ее основоположник К. Маркс. В сотрудничестве с Ф. Энгельсом он написал «Капитал», который теоретически объяснил экономику того периода времени. К. Маркс признавал наличие ошибок в «Капитале», но его композицию назвал триумфом немецкой науки. Композицией «Капитала» является эволюционный (кумулятивный) ряд, показывающий становление, структуру и основы капитали:
товар → деньги → капитал.
По К. Марксу, капитал есть самовозрастающие деньги, или деньги, которые обеспечивают прибыль. Капитал — производственные отношения между наемными работниками (пролетариями) и капиталистами. Эти отношения представлены в виде вещи, находятся в постоянном движении, обеспечивающем самовозрастание стоимости на основе присвоения неоплаченного труда пролетариев.
Пролетарии ↔ предприниматели
К. Маркс разделил рабочее время пролетариев на необходимое и прибавочное. На этой основе он объяснил присвоение предпринимателями продуктов прибавочного времени. Марксизм использовал эссенциалистский анализ — познание сущности экономических явлений с помощью методов диалектической логики – анализ–синтез, индукция–дедукция и т.п.
Появление марксизма привело к противостоянию двух направлений (течений) экономической мысли — предпринимательской и пролетарской. С тех пор эти доктрины остаются главными парадигмами экономической науки. В XIX веке экономическая наука распалась на две ветви:
марксизм ↔ маржинализм.
Маржинализмвозник как оппонент марксизма в конце ХIХ века. Маржинализм — предпринимательская наука об экономике. Это общее название для господствующей экономической науки, имеющей несколько парадигм (течений).
Слово «маржинализм» образовано от слова «предел». Маржиналисты изучают предельные величины. Они анализируют поведение экономических субъектов с использованием предельных величин. Маржиналисты заменили философские методы функциональными. На этой основе маржиналисты анализировали ценообразование и равновесие рынка.
Признаки маржинализма:
1) методологический индивидуализм;
2) статический подход (вместо динамического);
3) равновесный подход;
4) экономическая рациональность;
5) предельный анализ;
6) математизация анализа экономики.
Два направления маржинализма:
– субъективно–психологическое (австрийская школа)
– формально–математическая (кембриджская школа)
Первую, раннюю версию маржинализма называют австрийской школой. Её представители: Бем-Баверк, Менгер, Визер. Они игнорировали классическую школу. Их главным объектом было изучение предельных величин и их значения при поведении людей и ценообразовании. Они анализировали не экономического, а рационального человека — ориентированного на выгоду, занятого максимизацией доходов и минимизацией расходов.
Неоклассическая школа, поздний маржинализм, или Кембриджская школа, возникла на рубеже ХIХ и ХХ веков. Ее основоположник — А. Маршалл. Он поставил экономическую науку на службу предпринимательству, т. е. ограничил ее содержание только проблемами рынка. Он дал новое название общеэкономической науке — экономикс.
А. Маршалл ввел графическую модель спроса и предложения — ее называют «крест или ножницы Маршалла». Он ввел понятие «эластичность».
Неоклассики сводят экономическую роль государства к минимуму.
Институционализм — версия маржинализма США. Ее основоположник — Т. Веблен (1857–1929). Он расширил рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы других наук. Институционализм различает два понятия:
— институции — нормы, обычаи поведения людей;
— институты — закрепленные законом обычаи в виде учреждений культуры, политических организаций, форм предпринимательства и т. п.
Институционализм не ограничивается анализом чисто экономических явлений, а включает анализ значения всех институтов общества для экономического развития.
Институционализм характеризуется следующими признаками:
— исследует экономику как часть общества;
— учитывают значение правовых, психологических, политических и других факторов;
— отрицает деление субъектов на максимизаторов и минимизаторов, так как люди следуют разным привычкам;
— интересы общества первичны;
— рынок не равновесная, а эволюционирующая система, обладающая принципом кумулятивности;
— определяющую роль имеет не потребитель, а производитель;
— признает экономическую роль государства (ЭРГ);
— отрицает рационального человека и изучает реальных людей;
<