Перечень основной и дополнительной учебной
ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ
8.1. Основная учебная литература
1. Одинцова М.И. Институциональная экономика: учебник для академического бакалавриата / М.И. Одинцова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство: Юрайт, 2016.
8.2. Дополнительная учебная литература
1. Лебедева Н.Н. Институциональная экономика. Учебник для бакалавров. / Лебедева Н.Н., Николаева Н.П. М.: Дашков и Ко, 2014.ЭБС Университетская библиотека онлайн. http://www.biblioclub.ru/
2. Сухарев О.С. Институциональная экономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О.С. Сухарев. — М.: Издательство: Юрайт, 2016.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
1. http://ecsocman.hse.ru Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
2. http://inecon.org/ Институт экономики РАН
3. http://www.vopreco.ru/ журнал «Вопросы экономики»
4. http://expert.ru/ журнал «Эксперт»
5. http:// www.hse.ru Институт институциональных исследований НИУ-ВШЭ
6. http://www.econ.msu.ru/ Кафедра прикладной институциональной экономики МГУ (экономический факультет)
7. http://www.econ.msu.ru/ Экономический факультет МГУ. Наука. Журнал «Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика»
8. http://mydiversity.ru/ Лаборатория исследования социальных отношений и многообразия общества Российской экономической школы
9. http://institutional.narod.ru/ Journal of Institutional Studies («Журнал институциональных исследований»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В начале изучения дисциплины рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Курс институциональной экономики для студентов экономического факультета Российской таможенной академии состоит из 2 разделов, включающих 8 тем. Первая тема первого раздела дает студентам развернутое представление об истории, становлении и текущем развитии новой институциональной теории, основных понятиях теории игр. Во второй теме первого раздела определяется понятие института, разбираются основные типы ситуаций, которые приводят к появлению институтов, проводится различие между формальными и неформальными институтами. В первой теме второго разделавводится понятие трансакционных издержек, разбираются основные типы рыночных трансакционных издержек и способы их экономии. Во второй теме второгоразделарассматривается экономический подход к собственности. Дается экономическое определение прав собственности, студенты знакомятся со знаменитой теоремой Коуза. Третья тема посвящена контрактным отношениям. В ней дается экономическое определение понятия «контракт», рассматриваются виды оппортунистического поведения. В четвертой теме разбираются основные институциональные теории фирмы, выявляются их сравнительные преимущества и недостатки. Тема пятаяпосвящена экономическому анализу политических институтов, в том числе теории государства и теории общественного выбора. В шестой теме второго раздела анализируется теория институциональных изменений.
Учебный материал дисциплины «Институциональная экономика» студенты изучают на лекциях и семинарских (практических) занятиях. При чтении лекций используются средства мультимедиа (программа Power point). Студенты в электронном виде получают слайды лекций, поэтому на лекциях нужно не механически переписывать слайды, а осмысливать материал, следить за логикой изложения лекции, выделяя ключевые слова, проблемы. При подготовке к семинарскому занятию необходимо: 1) внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике; 2) ознакомиться с соответствующим разделом учебника; 3) проработать дополнительную литературу и источники; 4) выполнить письменные задания.
Составной частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов, включающая в себя чтение дополнительной и обязательной литературы, решение задач и дополнительное чтение академических статей.
Также при изучении дисциплины активно используется кейс-метод. После изучения теории предлагается разбор конкретных ситуаций.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:
- Комплексная тренажерная система для подготовки должностных лиц таможенных органов.
- Пакет прикладных программ MSOffice.
- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется следующие образовательные технологии:
- устный опрос;
- анализ учебных кейсов;
-решение ситуационной задачи;
- учебная дискуссия;
- тестирование
- реферирование оригинальной литературы.
12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для проведения учебных занятий используются:
- лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий оснащенные мультимедийным оборудованием (мультимедийные проекторы, экраны), обеспечивающие реализацию программы.
- по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций.
- для работы со специализированным программным обеспечением во время интерактивных практических занятий имеются компьютерные классы.
- другие материально-технические ресурсы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Институциональная экономика»
Направление подготовки (специальность): 38.03.02 «Менеджмент»
Профиль подготовки: «Финансовый менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Автор:
Лобас Татьяна Викторовна