Бюджет государства – зеркало национальной экономики
Напомним некоторые основные понятия, необходимые для обсуждения темы в рамках проблематики российских реформ.
Бюджет государства – это плановый баланс доходов и расходов государства как экономического субъекта. По факту складывается исполнение бюджета – по доходам и по расходам. Расходы производятся в соответствии с бюджетными назначениями – суммами, утвержденными парламентом по всем статьям расходов. Перечень статей доходов и расходов определяется бюджетной классификацией, которая также утверждается законодательно.
Доходы бюджета складываются из следующих видов поступлений:
• налоги,
• сборы,
• доходы от государственного имущества (дивиденды, арендная плата, выручка от продажи государственного имущества – приватизации).
Сборы, в отличие от налогов, носят разовый характер, т.е. взимаются однократно при совершении определенных операций. Например, гербовый сбор, государственная пошлина при нотариальном подтверждении сделки и т.п.
Расходы бюджета отражают основные функции государства:
• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
• национальная оборона;
• народное хозяйство (включая расходы на поддержание государственной инфраструктуры – гидрометеорология, охрана окружающей среды и т.п., инвестиции, дотации и субсидии предприятиям);
• социально-культурные мероприятия (социальные программы – здравоохранение, образование, культура, наука, социальная защита);
• расходы на государственное управление и местное самоуправление;
• обслуживание государственного долга (долгов муниципальных и других органов).
Разница между доходами и расходами образует:
профицит, если она положительная;
дефицит, если она отрицательная.
От "черного вторника" до 17 августа (1995–1998 гг.) Бюджетный федерализм Разработка, утверждение и исполнение бюджета |
Первичный профицит – положительная разница между доходами и непроцентными расходами бюджета, т.е. расходами за вычетом расходов на обслуживание государственного долга.
Дефицит покрывается:
либо заимствованиями (кредиты, продажа государственных облигаций и других ценных бумаг);
либо выручкой от продажи государственного имущества (приватизация);
либо эмиссией денег.
Последняя оформляется так же, как заимствования, но у центрального банка на покрытие бюджетного дефицита либо иными подобными операциями, например покупкой центробанком у министерства финансов нерыночных облигаций правительства.
В России различаются следующие виды бюджетов:
• федеральный;
• бюджеты субъектов Российской Федерации (территориальные, региональные) – бюджеты краев, областей, республик в составе Федерации;
• бюджеты органов местного самоуправления (городские, районные).
В совокупности эти бюджеты образуют консолидированный бюджет.
Кроме них, имеются социальные фонды:
Государственный пенсионный фонд;
Фонд социального страхования;
Фонд обязательного медицинского страхования;
Фонд занятости.
До недавнего времени они функционировали независимо от бюджета, имели собственные источники поступлений в виде обязательных взносов, начислявшихся к фонду оплаты труда предприятий. Но сейчас эти фонды (кроме пенсионного) консолидированы в бюджет, и их источником стал единый социальный налог. Они также могут стать негосударственными, частными фондами, как, например, негосударственные пенсионные фонды и фонды медицинского страхования. Такая система существует в США.
Все государственные внебюджетные фонды вместе с консолидированным бюджетом образуют бюджет расширенного правительства. Если надо оценить роль государства в экономике, пользуются показателем доли государственных расходов в ВВП. При этом к ВВП относят сумму расходов бюджета расширенного правительства.
Аналогично сумма налоговых доходов бюджета расширенного правительства (включая таможенные доходы и взносы во внебюджетные социальные фонды), отнесенная к ВВП, характеризует налоговую нагрузку.
В принципе к бюджету расширенного правительства относятся доходы и расходы предприятий государственного сектора. Такова практика большинства стран, где доля госсектора сравнительно невелика или отношения бюджета и государственных предприятий отличаются прозрачностью.
У нас, напротив, с советских времен, когда госпредприятия составляли практически всю экономику, отношения бюджета с теми из них, что остались не приватизированы, нельзя назвать прозрачными. Если в части налогов эти отношения такие же, как у частных предприятий, то прочие доходы считаются принадлежащими предприятиям. Это традиция хозрасчета, сохранившаяся с советского времени, особенно ясно выраженная на так называемых государственных унитарных предприятиях (ГУПах), на которых сохранилось распоряжение госимуществом на праве хозяйственного ведения.
Поэтому в отношении включения госпредприятий в бюджет расширенного правительства есть разные мнения. Практически же это сделать крайне трудно, может быть, кроме крупнейших естественных монополий.
Таким образом, бюджетную систему Российской Федерации в настоящее время можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 12.1).
Сводную характеристику структуры и динамики бюджетной системы России дают данные табл. 12.1.
Таблица 12.1. Исполнение бюджета расширенного правительства Российской Федерации, % ВВП
1992 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | |
Бюджет расширенного правительства: расходы доходы дефицит Федеральный бюджет: расходы доходы дефицит Рациональные бюджеты (с трансфератами из федерального бюджета): расходы доходы дефицит Внебюджетные фонды: расходы доходы дефицит | 75,9 35,6 40,3 59,2 14,6 44,5 11,9 13,8 -2,0 6,5 8,8 -2,3 | 40,6 34,3 6,3 17,9 12,4 5,5 15,1 14,6 0,5 9,4 9,1 0,3 | 45,4 36,1 9,3 22,1 13,8 8,3 16,3 15,2 1,1 9,7 9,7 0,0 | 45,7 37,1 8,6 19,5 12,5 7,0 18,2 16,7 1,5 10,4 10,3 0,1 | 38,3 33,2 5,2 15,7 10,8 4,9 14,8 14,5 0,3 9,7 9,7 0,0 | 36,6 35,7 0,9 14,6 13,4 1,2 13,8 13,7 0,1 9,6 10,0 -0,3 |
Источник: Устинов А. В. Влияние структурных реформ на бюджет Российской Федерации в долгосрочной перспективе // Инструменты макроэкономической политики для России. М.: Экономическая экспертная группа, 2001. С. 58.
Рис. 12.1. Состав бюджетной системы Российской Федерации