В системе международного разделения труда

Вхождение Республики Беларусь в систему международно­го разделения труда (МРТ) и формирование ее международной специализации происходит в соответствии с общими мировыми тенденциями развития МРТ, что подтверждается:

• постепенной рационализацией национальной хозяйствен­ной системы, выражающейся как в функционировании произ­водственных гигантов, так и формировании мелких и средних предприятий;

• преобладанием в отраслевой структуре национальной эко­номики обрабатывающих отраслей, развитие которых вызыва­ют потребность в углублении специализации, расширении меж­государственных связей;

• переходом от предметной (межотраслевой) к подетальной (внутриотраслевой) специализации, сопровождающейся диф­ференциацией продуктов, появлением новых подотраслей, пре­вращением национальных предприятий в звенья общей гло­бальной сети производства определенных товаров, развитием внутриотраслевой торговли;

• участием в международном производственном коопериро­вании с государствами, имеющими сходные производственные структуры, посредством построения общих технологических производственных цепочек и развития внешнеэкономических связей по встречному обмену деталями, узлами, компонентами, готовой продукцией, в том числе одной номенклатуры;

• углублением процесса транснационализации в производ­ственной и банковской сферах и активизации на этом фоне ин­вестиционной деятельности, внедрения новейших производ­ственных и управленческих технологий. Интернационализа­ция производства развивается главным образом посредством вертикальной интеграции в нефтеперерабатывающей, хими­ческой, металлургической и других отраслях; в банковской сфере ведет к укрупнению банков, их слияниям и поглощени­ям, созданию организационных форм с участием иностранного капитала;

• формированием обеспечивающего положительное сальдо платежного баланса сектора услуг, в структуре экспорта кото­рых преобладают трудоемкие услуги (транспортные, составля­ющие более 2/3 общего объема, в основном грузоперевозки; по переработке нефти; в области строительства и связи).

Вместе с тем интеграция Беларуси в мирохозяйственные связи в качестве равноправного партнера обусловливает необ­ходимость корректировки международной специализации, оп­ределения места республики в мировом воспроизводственном процессе. Наиболее ярко это проявилось в условиях мирового экономического кризиса 2008—2011 гг. Кризис подчеркнул, что современная «новая» международная экономика представ­ляет собой глобальный воспроизводственный процесс, в кото­ром задействованы практически все страны. Их взаимозависи­мость предопределена углублением международной производ­ственной кооперации и сетевой организацией производства, что предполагает перестройку организационных производственных структур, технологий, производственных связей.

Экономический кризис еще больше обострил конкуренцию на мировых рынках, что привело к всплеску протекционизма, усугубило проблемы экспорта, актуализировало поиск стиму­лов к развитию внешнеторговых отношений в основном для всех государств. Национальные экспорториентированные пред­приятия были вынуждены решать задачи не только сохранения позиций на уже завоеванных рынках, но и поиска новых рын­ков для реализации своей продукции как возможности для под­держания и расширения объемов производства, компенсации потерь, обусловленных сокращением сбыта.

В то же время кризис показал, что возможности экспорто- ориентированных предприятий по расширению внешней тор­говли и обеспечению снижения отрицательного сальдо торгово­го баланса находятся в прямой зависимости, во-первых, от эф­фективности преобразований в реальном секторе, позволяющих им ускорять структурную адаптацию экономики и корректиро­вать свою специализацию, ориентируясь на развитие иннова­ционной экономики; во-вторых, от освоения новых технологий проникновения хозяйствующих субъектов на внешние рынки, основанные на международной кооперации производства, так как традиционный путь экспорта готовой продукции не всегда эффективен, особенно в условиях применения протекционист­ских мер, о чем свидетельствует мировой опыт.

В связи с этим в Беларуси происходит постепенный переход от стратегии построения торгово-посреднических сетег! к стра­тегии формирования транснациональной производственно- инвестиционной модели экономических связей, основанной на активизации экспорта белорусского капитала и нацеленной на создание филиалов отечественных предприятий, совместных предприятий (СП), сборочных и иных производств за рубежом. Именно она позволяет наряду с сохранением доли на освоенных рынках осуществлять переход от экспорта готовой продукцией к производственной деятельности в странах — потребителях данной продукции. В результате белорусские предприятия- экспортеры, перенося отдельные звенья технологического про­цесса в другие государства и приобретая здесь права владения и контроля над производством, реально становятся междуна­родными по характеру своей деятельности.

Основными направлениями участия Беларуси в МРТ явля­ются создание сборочных производств, расширение товаропро­водящих сетей и углубление кооперационных связей с ино­странными фирмами.

Для республики функционирование сборочных произ­водств за рубежом вследствие переноса технологических про­цессов — это, во-первых, возможность перемещения трудоем­ких и материалоемких производств или отдельных процессов за пределы национальной экономики, высвобождения нацио­нальных ресурсов и переключения их в большей степени на вы­пуск наукоемкой продукции, осуществления реструктуризации отраслей, снижения издержек производства и удешевления производства товаров и услуг; во-вторых, возможность коррек­тировки международной специализации, создания предпосы­лок для активизации географической диверсификации экспор­та, закрепления на рынках данных стран, особенно стран с вы­соким уровнем таможенной защиты и разветвленной системой нетарифных мер защиты внутреннего рынка, проникновения с освоенного рынка на новые соседние национальные и регио­нальные рынки (в Латинской Америке — Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Боливия и Куба; в рамках АТР — КНР, Индия, Иран, Вьетнам; в Африке — Нигерия на западе, Эфиопия на востоке, страны Персидского залива); в-третьих, возможность снижения зависимости доходов от экспорта сырьевых товаров, реализации пути сокращения номенклатуры экспорта товаров отраслей традиционной специализации и увеличения концен­трации экспорта на высокотехнологичных товарах.

Товаропроводящая сеть (ТПС) Республики Беларусь пред­ставлена торговыми домами, представительствами, дилерами, фирмами-агентами, сборочными производствами, СП с ино­странными партнерами, акционерными обществами и другими институциональными структурами. В последние годы количе­ство ее субъектов за рубежом постоянно возрастает, представляя многие отрасли национальной экономики и ее инфраструктур­ные элементы. Главным образом они сосредоточены в странах СНГ — основных торговых партнерах, в том числе в России, Украине, Казахстане, Молдове, а также в Литве, Латвии, Поль­ше. Активизируется деятельность ТПС в Китае, Венесуэле, Эфиопии, Египте, Индии, Сирии.

Преобразования реального сектора находятся в непосред­ственной зависимости от участия республики в инвестицион­ных процессах, что обеспечивает условия для повышения кон­курентоспособности отечественной продукции. Наряду с прове­дением политики, стимулирующей вывоз ПИИ и размещение филиалов за рубежом в сочетании с мерами по развитию малых и средних предприятий, технологий, инновационной деятель­ности, осуществляются мероприятия по привлечению ПИИ, новых технологий, поощрению экспортно-импортных опера­ций. Так, с 2005 по 2009 г. наблюдался постоянный рост оттока ПИИ из Беларуси (за исключением 2008 г., когда экспорт ка­питала сократился на 41 %). За 2009 г. экспорт инвестиций дос­тиг 27,4 млн дол., основная его часть — это вклады в устав­ные фонды (в 2006 г. — 80 %, в 2007 г. — 89, в 2008 г. — 60, в 2009 г. — 78 %). При этом на СНГ приходилось в среднем 86 % общего объема ПИИ в форме акционерного капитала. Ре­инвестированные доходы до 2008 г. составляли незначитель­ную часть общего объема экспорта инвестиций и направлялись только в страны Содружества. В 2009 г. их доля выросла до 20,4 % (с 3,4 % в 2008 г.), причем 34 % приходилось уже на другие государства.

География притока ПИИ в республику за период с 2002— 2008 г. показывает, что значительная его часть (около 85 %) поступила из стран вне СНГ, в том числе доля швейцарского ка­питала — 52 %, капитала из бывших и настоящих оффшорных зон — 10 %. Накопленные ПИИ из России составляли 14 % об­щего объема накопленных в Беларуси инвестиций, остальных участников СНГ — менее 1 %. Отраслевая структура ПИИ представлена в основном сектором услуг (торговля и обществен­ное питание, связь), в первичный и вторичный сектора эконо­мики было направлено около 21 % инвестиций. Следовательно, можно отметить, что привлеченные и накопленные ПИИ ориен­тированы главным образом на внутреннее потребление.

Под воздействием экономического кризиса произошло за­медление инвестиционного процесса. Кроме того, обострилась международная конкуренция за свободные инвестиционные ре­сурсы; улучшился инвестиционный климат большинства госу­дарств с транзитивной экономикой, в том числе стран — сосе­дей Беларуси; повысился риск значительного увеличения им­порта более конкурентоспособных товаров и услуг из стран (Россия, Украина, Польша), в большей степени привлекатель­ных для притока ПИИ; со стороны инвесторов возрос интерес к отраслям, состояние которых не зависит от колебаний эко­номического цикла, в том числе инфраструктурным, а также к пищевой промышленности, фармацевтике.

В качестве положительного момента необходимо отметить увеличение притока ПИИ в республику, начиная с 2007— 2008 гг., в связи с активизацией процессов слияний и поглоще­ний (СиП), преобладающих в банковской сфере и сфере теле­коммуникаций. В качестве одной из самых эффективных ры­ночных стратегий СиП позволяют создавать более сложные и конкурентоспособные организационные формы и выживать за счет этого в условиях обострившейся борьбы на мировом рынке. В то же время — это способ получения сравнитель­ных преимуществ по отношению к партнерам при размеще­нии ПИИ.

Однако Беларусь является в основном объектом слияний и поглощений, хотя правомернее использовать СиП как одну из технологий выхода на внешние рынки и посредством экспорта капитала участвовать в качестве субъекта в процессах центра­лизации производства, формировать более крупные, конкурен­тоспособные на мировых рынках, горизонтально и вертикально интегрированные структуры кластерного типа путем приобре­тения готовых компаний, расположенных за рубежом. Это по­зволит национальным предприятиям получить конкурентные преимущества: проникать на новые рынки, минуя таможенные барьеры; обеспечивать доступ к источникам сырья, стратеги­ческим природным ресурсам и гарантировать бесперебойные их поставки; использовать производственные мощности, каналы сбыта, поставщиков комплектующих, технологии и потребите­лей продукции поглощенной компании; получать в результате СиП технологически более передовых предприятий запатенто­ванные технологии, доступ к рынку специализированной вы­сококачественной продукции, использованию международных брендов и дизайнерских возможностей.

Функционирование транснациональной производственно- инвестиционной модели экономических связей предполагает вхождение (подключение) национальных предприятий в це­почки ведущих ТНК путем использования различных форм (технологий) сотрудничества, в числе которых:

а) фрагментация производства, которая предполагает спе­циализацию на выпуске не готовой продукции, а комплекту­ющих с последующим экспортом стандартизированных узлов, деталей, полуфабрикатов и их сборкой в любой точке мира, где есть потребительский рынок (спрос). Фрагментация является методом ускоренной модернизации, овладения высокими тех­нологиями, углубления международной производственной ко­операции. Определенные предпосылки для развития фрагмен­тации в республике создаются вследствие проведения политики импортозамещения. Для ТНК фрагментация — это возмож­ность вовлечения в сетевую организацию воспроизводственного процесса транзитивных стран, являющихся надежным мест­ным поставщиком стандартизированных комплектующих, уз­лов и компонентов, соответствующих мировым стандартам;

б) размещение ведущими ТНК производственных мощно­стей, в том числе НИОКР, что позволяет им использовать вы­сококвалифицированных ученых, инженеров, конструкторов с относительно низким уровнем оплаты труда. Осуществляя поиск и внедрение новейших технологий, обеспечивающих превосходство в сфере НИОКР в масштабах мировой экономи­ки, ТНК перешли от интернационализации производственных и управленческих операций к интернационализации НИОКР, а также научно-технической и инновационной деятельности непосредственно в развивающихся и странах с транзитивной экономикой.

Для Республики Беларусь взаимодействие с ТНК обеспечи­вает доступ к новейшим технологиям, а следовательно, созда­ние предпосылок для модернизации производства, специализа­ции на сложной технологической и инновационной деятельнос­ти, достижения высокой конкурентоспособности на мировом рынке. В этих целях правомерно использование выработанных мировой практикой разнообразных каналов передачи техно логии:

• коммерческая передача технологий на международном уровне посредствам торговли;

• размещение ПИИ посредством, во-первых, приобретения компаний, обладающих ценными возможностями, или созда­ния филиала, взаимодействующего с локальными научно-ис­следовательскими центрами; во-вторых, получения техноло­гии из филиалов иностранных компаний; в-третьих вовлечения ТНК в национальные проекты;

• лицензионные соглашения;

• доступ к технологиям и рынкам посредством межфир­менного сотрудничества (соглашения о сотрудничестве, СП, совместное проведение НИОКР, соглашения об обмене техноло­гиями), в котором принимают активное участие университеты, НИИ и другие исследовательские структуры.

в) участие и формирование ФПГ, стратегических альянсов и других союзов.

Дальнейшие перспективы участия Беларуси в МРТ в опре­деленной степени обусловлены конкурентоспособностъю на­циональной экономики, т.е. способностью страны в условиях свободной конкуренции производить удовлетворяющие требо­ваниям мирового рынка товары и услуги, реализация которых повышает благосостояние государства и его граждан. В миро­вой практике для оценки конкурентоспособности используют­ся следующие основные показатели: объем ВВП; доля расхо­дов на конечное потребление в структуре ВВП; производитель­ность, определяемая как объем товаров и услуг, производимых в стране на душу населения; объем и структура экспорта и им­порта; размер внутренних инвестиций в экономику; приток ПИИ; объем и структура инвестиций за рубежом; объем инве­стиций в новые технологии; объем инвестиций в человеческий капитал; создание среды для нововведений и технологического развития; степень либерализации внешней торговли, откры­тость экономики и ряд других.

На конкурентоспособность страны влияют исходные факто­ры (природные ресурсы, географическое положение, истори­ческое наследие), факторы макроэкономической среды, факто­ры микроэкономической конкурентоспособности.

В Беларуси исходные факторы представлены:

• историческим наследием в виде значительной доли госу­дарственной собственности, высокого уровня комплексности развития территорий, культурных и исторических ценностей;

• географическим положением и природными ресурсами, образующими огромный потенциал экономического развития, в числе которых производственная инфраструктура; транзит­ный потенциал (магистральные нефте- и газопроводы, железно­дорожный и автомобильный транспорт); обширные земельные ресурсы; благоприятные природно-климатические условия для кормопроизводства, льноводства, картофелеводства; большие запасы возобновляемых лесных ресурсов, пресной воды (под­земные и поверхностные источники), хлористого калия, гли­ны, цементного и другого сырья для промышленности строи­тельных материалов. Кроме того, расположение республики на границе с ЕС — это возможность доступа к технологиям, об­разованию, бизнесу, финансовым рынкам; с Россией — к об­ширному рынку и природным ресурсам, что предполагает льго­ты по энергоресурсам.

Факторы макроэкономической среды характеризуются ос­новными показателями макроэкономических условий, среди которых инфляция, динамика обменного курса, уровень госу­дарственного долга, наличие дефицита консолидированного бюджета, состояние платежного баланса, уровень золотовалют­ных резервов и совокупного внешнего долга. В значительной степени макроэкономические условия предопределены произ­водительностью, на которую в республике наибольшее воздей­ствие оказывают прирост внутренних инвестиций, условия тор­говли энергоресурсами, доступ на российский рынок. Однако политика по стимулированию экономического роста за счет внутренних инвестиций и повышению заработной платы, тем­пы роста которой превышают темпы роста производительнос­ти, не смогла обеспечить удовлетворения растущего внутренне­го спроса за счет внутреннего предложения, что обусловило уве­личение дефицита внешней торговли и ухудшение текущего счета платежного баланса.

Факторы микроэкономической конкурентоспособности определяются качеством микроэкономической бизнес-среды (дешевые энергоресурсы, высокий уровень человеческого капи­тала, развитый научно-технический потенциал, ограниченный доступ к финансовым ресурсам, низкая степень конкуренции, низкий уровень социального неравенства, конкурентоспособ­ность новых предприятий вследствие наличия сопутствующих отраслей и др.); уровнем развития кластеров; степенью слож­ности и эффективности применяемых стратегий и принципов управления (конкуренция по издержкам, в основе которой де­шевые энергоресурсы и эффект от масштаба при массовом про­изводстве, что предопределяет низкую конкурентоспособность белорусской продукции в странах Запада). Состояние микро­экономической среды свидетельствует о наличии конкурент­ных преимуществ в виде доступности к относительно дешевым природным ресурсам и существования квалифицированного че­ловеческого капитала, а также сдерживающих факторов — низкий уровень конкуренции, протекционизм.

Для Республики Беларусь одним из основных факторов эко­номического роста на конкурентной основе является конкурен­тоспособность внешней торговли, и прежде всего экспорта. Для количественной оценки конкурентоспособности экспорта используют ряд методик. Основной из них является оценка раз­вития экспорта и его конкурентоспособности, которую ежегод­но проводит Международный торговый центр (ЮНКДАТ). Он рассчитывает индекс функционирования торговли (ИФТ) для 187 государств и 14 экспортных секторов, ранжируя страны по уровню развития в них торговли, а также осуществляет интегрированную оценку места страны и сектора по пяти кри­териям (объем чистого экспорта, экспорт на душу населения, доля на мировом рынке, товарная и географическая диверси­фикация).

По результатам 2008 г., доля экспортных секторов Бела­руси в мировой торговле незначительна. По удельному весу они расположились следующим образом: минеральное сырье — 0,41 % и 46-е место из 163 стран; продукция химической про­мышленности — 0,33 % и 37-е место из 150 стран; переработан­ные продукты — 0,3 % и 42-е место из 162 стран; текстиль — 0,25 % и 42-е место из 129 стран; стандартные товары — 0,22 % и 49-е место из 147 стран; изделия из древесины — 0,2 % и 54-е место из 144 стран; неэлектронное оборудование — 0,16 % и 43-е место из 143 стран; одежда — 0,13 % и 57-е место из 124 стран; разные промышленные товары — 0,12 % и 47-е мес­то из 150 стран; компоненты электронного оборудования — 0,1 % и 50-е место из 121 страны; кожевенные изделия — 0,08 % и 58-е место из 118 стран; свежие продукты питания — 0,08 % и 86-е место из 180 стран; информационно-коммуни- кационные технологии и бытовая электроника — 0,01 % и 66-е место из 114 стран.

По индикатору диверсификация продукции изделия из дре­весины заняли 22-е место из 144 стран, кожевенные изделия — 29-е место из 118 стран, текстиль — 48-е место из 129 стран, пе­реработанные продукты питания — 47-е место из 162 стран. Низкая степень диверсификации у компонентов электронного оборудования (55-е место из 121 страны), информационно-ком- муникационных технологий и бытовой техники (95-е место из 114 стран), химической продукции (133-е место из 152 стран), минерального сырья (134-е место из 163 стран).

Самыми неконкурентоспособными по издержкам производ­ства являются товары, относящиеся к информационно-комму- никационным технологиям, относительная стоимость которых в 3,5 раза выше, чем в среднем в мире. Вместе с тем по зна­чительному числу видов экспортируемой продукции конкурен­тоспособность с точки зрения издержек является достаточно высокой (относительная стоимость единицы товара ниже сред­немировой). В эту группу входят продукция химической про­мышленности, электронное и неэлектронное оборудование, транспорт, ряд промышленных товаров.

В целом результаты оценок ЮНКТАД свидетельствуют о том, что по большинству из анализируемых секторов конкурен­тоспособность отечественных товаров находится на уровне ни­же среднемирового. Наиболее конкурентоспособны продукция химической промышленности, изделия из древесины и тек­стиль, наименее — ИТК и бытовая электроника, неэлектронное оборудование, компоненты электронного оборудования, стан­дартные товары.

Таким образом, в качестве основных направлений моди­фикации международной специализации Беларуси можно на­звать следующие:

• развитие экспортоориентированных, наукоемких отрас­лей и производств, обладающих конкурентными преимуще­ствами, а также отраслей, которые способны стать экспортно- ориентированными на базе высоких технологий; расширение на их основе экспорта товаров и услуг;

• увеличение экспортных мощностей в обрабатывающей промышленности;

• повышение степени переработки и облагораживания экс­портируемых видов сырья и материалов;

• изменение направлений экспорта с целью освоения новых рынков, в том числе диверсификация рынков сырья и энергии, рынков потребителей готовой продукции, а также постепенный уход с рынков, где страна не располагает конкурентными пре­имуществами;

• изменение структуры импорта товаров и услуг за счет раз­вития импортозамещающего производства товаров и услуг, ко­торые могут быть конкурентоспособными, а также перехода на импорт товаров, которые нецелесообразно производить в си­лу их низких сравнительных преимуществ;

• перепрофилирование производств, неконкурентоспособ­ных по отношению к импорту на внутреннем рынке;

• активизация процессов транснационализации, что позво­лит сформировать новую индустриальную систему в составе крупных объединений ФПГ, ТНК, стратегических альянсов, диверсифицировать производство, ускорить интеграцию нацио­нальной экономики в систему МРТ;

• формирование кластерных комплексов, способных стать «точками опоры» в международной специализации на началь­ном этапе вхождения в мировую экономику;

• реализация экспортного потенциала конкурентоспособ­ных видов услуг, в том числе образовательных, медицинских, банковских, коммуникационных, а также услуг, связанных с эксплуатацией авиатехники, программным обеспечением;

• интеграция в сфере создания мировой инфраструктуры, включая формирование товаропроводящей сети, торговых до­мов, системы информационно-маркетинговой поддержки, (те­лекоммуникационные сети, электронная торговля и пр.), об­служивания международных транспортных связей и т.д.;

• развитие в рамках международной интеграции современ­ных форм производственной кооперации и научно-техническо­го сотрудничества.

Основные термины и понятия: глобализация; Евразийское эконо­мическое сообщество (ЕврАзЭС); Единое экономическое пространство (ЕЭП); интеграция; интернационализация; конкурентоспособность национальной экономики; международная специализация; международное разделение тру­да (МРТ); многовекторная внешнеэкономическая политика; многовекторня международная экономическая политика; сетевая организация воспроизвод­ственного процесса; слияния и поглощения (СиП); технологии проникновения на мировые и региональные рынки; товаропроводящая сеть за рубежом; транснационализация

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность интеграционных процессов, развивающихся на микро-, макро- и глобальном уровнях?

2. Дайте определение понятия «глобализация» и назовите факторы развития данного процесса.

3. В чем проявилось новое качество мировой экономики, обусловленное воздействием процессов глобализации?

4. Охарактеризуйте международную стратегию развития Республики Беларусь.

5. Назовите отличительные особенности внешнеэкономиче­ской деятельности Республики Беларусь как малой открытой экономики. Какие угрозы ее устойчивому функционированию и развитию актуальны в настоящее время?

6. Сформулируйте цели, особенности и основные направле­ния реализации многовекторной внешнеэкономической поли­тики Республики Беларусь.

7. Перечислите ключевые соглашения в сфере международ­ного сотрудничества Республики Беларусь, обеспечивающие реализацию многовекторной внешнеэкономической политики.

8. Приведите особенности формирования региональных ин­теграционных объединений с участием Республики Беларусь: Таможенного союза и Единого экономического пространства.

9. Чем вызвана необходимость и каковы перспективы при­соединения Беларуси к ВТО?

10. Что подтверждает формирование в республике трансна­циональной производственно-инвестиционной модели эконо­мических связей?

11. Чем характеризуется процесс привлечения и экспорта инвестиций в Республике Беларусь?

12. Каковы направления вхождения национальных органи­заций в технологические цепочки ТНК?

Литература

1. Беларусь проводит взвешенную многовекторную и миро­любивую внешнюю политику // Интернет-сайт посольства Рес­публики Беларусь в Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.embassybel.ru/news/ec8d7a924daf.html.

2. БРИК как новая концепция многовекторной диплома­тии // Вестн. МГИМО. — 2010. — № 1.

3. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2008. — № 172. — 2/1477.

4. О Национальной программе развития экспорта Республи­ки Беларусь на 2011—2015 годы: постановление Совмина Респ. Беларусь, 23 мая 2011 г., № 656 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2011. — № 5/33840.

5. О ратификации Соглашения между Правительством Рес­публики Беларусь и Правительством Китайской Народной Рес­публики о Китайско-Белорусском индустриальном парке: Закон Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г., № 348-3 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2012. — № 12. — 2/1900.

6. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2010. — № 1/12080.

7. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг.: Указ Прези­дента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г., № 136 // Нац. реестр пра­вовых актов РБ. — 2011. — № 1/12462.

8. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о торгово-экономическом сотрудничестве // Нац. реестр право­вых актов РБ. — 2008. — № 109. — 2/1424.

9. Соглашение о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства между Правительством Боливарианской Республики Венесуэла и Правительством Республики Беларусь по строительству пяти агропромышленных городков (агропромышленных хозяйств) в Боливарианской Республике Венесуэла // Нац. реестр право­вых актов РБ. — 2012. — № 2. — 3/2765.

Учебное издание

Шимов Владимир Николаевич Александрович Якуб Мустафович Богданович Анатолий Владимирович и др.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ

Учебник

4-е издание, переработанное и дополненное

Ответственный за выпуск Т.В. Чайковская

Редактор ЛЛ. Чеснокова Корректор Е.И. Кожушко Технический редактор О.В. Амбарцумова Компьютерный дизайн Т.В. Бесчетнова

Подписано в печать 18.06.2012. Формат 60x90/16. Гарнитура SchoolBook. Оф­сетная печать. Усл. иеч. л. 41,0. Уч.-изд.л 35,0. Тираж 3000 экз. Заказ 1478.

УО «Белорусский государственный экономический университет». Лицензия издательская № 02330/0494500 от 08.04.2009. 220070, Минск, просп. Партизанский, 26.

Наши рекомендации