В системе международного разделения труда
Вхождение Республики Беларусь в систему международного разделения труда (МРТ) и формирование ее международной специализации происходит в соответствии с общими мировыми тенденциями развития МРТ, что подтверждается:
• постепенной рационализацией национальной хозяйственной системы, выражающейся как в функционировании производственных гигантов, так и формировании мелких и средних предприятий;
• преобладанием в отраслевой структуре национальной экономики обрабатывающих отраслей, развитие которых вызывают потребность в углублении специализации, расширении межгосударственных связей;
• переходом от предметной (межотраслевой) к подетальной (внутриотраслевой) специализации, сопровождающейся дифференциацией продуктов, появлением новых подотраслей, превращением национальных предприятий в звенья общей глобальной сети производства определенных товаров, развитием внутриотраслевой торговли;
• участием в международном производственном кооперировании с государствами, имеющими сходные производственные структуры, посредством построения общих технологических производственных цепочек и развития внешнеэкономических связей по встречному обмену деталями, узлами, компонентами, готовой продукцией, в том числе одной номенклатуры;
• углублением процесса транснационализации в производственной и банковской сферах и активизации на этом фоне инвестиционной деятельности, внедрения новейших производственных и управленческих технологий. Интернационализация производства развивается главным образом посредством вертикальной интеграции в нефтеперерабатывающей, химической, металлургической и других отраслях; в банковской сфере ведет к укрупнению банков, их слияниям и поглощениям, созданию организационных форм с участием иностранного капитала;
• формированием обеспечивающего положительное сальдо платежного баланса сектора услуг, в структуре экспорта которых преобладают трудоемкие услуги (транспортные, составляющие более 2/3 общего объема, в основном грузоперевозки; по переработке нефти; в области строительства и связи).
Вместе с тем интеграция Беларуси в мирохозяйственные связи в качестве равноправного партнера обусловливает необходимость корректировки международной специализации, определения места республики в мировом воспроизводственном процессе. Наиболее ярко это проявилось в условиях мирового экономического кризиса 2008—2011 гг. Кризис подчеркнул, что современная «новая» международная экономика представляет собой глобальный воспроизводственный процесс, в котором задействованы практически все страны. Их взаимозависимость предопределена углублением международной производственной кооперации и сетевой организацией производства, что предполагает перестройку организационных производственных структур, технологий, производственных связей.
Экономический кризис еще больше обострил конкуренцию на мировых рынках, что привело к всплеску протекционизма, усугубило проблемы экспорта, актуализировало поиск стимулов к развитию внешнеторговых отношений в основном для всех государств. Национальные экспорториентированные предприятия были вынуждены решать задачи не только сохранения позиций на уже завоеванных рынках, но и поиска новых рынков для реализации своей продукции как возможности для поддержания и расширения объемов производства, компенсации потерь, обусловленных сокращением сбыта.
В то же время кризис показал, что возможности экспорто- ориентированных предприятий по расширению внешней торговли и обеспечению снижения отрицательного сальдо торгового баланса находятся в прямой зависимости, во-первых, от эффективности преобразований в реальном секторе, позволяющих им ускорять структурную адаптацию экономики и корректировать свою специализацию, ориентируясь на развитие инновационной экономики; во-вторых, от освоения новых технологий проникновения хозяйствующих субъектов на внешние рынки, основанные на международной кооперации производства, так как традиционный путь экспорта готовой продукции не всегда эффективен, особенно в условиях применения протекционистских мер, о чем свидетельствует мировой опыт.
В связи с этим в Беларуси происходит постепенный переход от стратегии построения торгово-посреднических сетег! к стратегии формирования транснациональной производственно- инвестиционной модели экономических связей, основанной на активизации экспорта белорусского капитала и нацеленной на создание филиалов отечественных предприятий, совместных предприятий (СП), сборочных и иных производств за рубежом. Именно она позволяет наряду с сохранением доли на освоенных рынках осуществлять переход от экспорта готовой продукцией к производственной деятельности в странах — потребителях данной продукции. В результате белорусские предприятия- экспортеры, перенося отдельные звенья технологического процесса в другие государства и приобретая здесь права владения и контроля над производством, реально становятся международными по характеру своей деятельности.
Основными направлениями участия Беларуси в МРТ являются создание сборочных производств, расширение товаропроводящих сетей и углубление кооперационных связей с иностранными фирмами.
Для республики функционирование сборочных производств за рубежом вследствие переноса технологических процессов — это, во-первых, возможность перемещения трудоемких и материалоемких производств или отдельных процессов за пределы национальной экономики, высвобождения национальных ресурсов и переключения их в большей степени на выпуск наукоемкой продукции, осуществления реструктуризации отраслей, снижения издержек производства и удешевления производства товаров и услуг; во-вторых, возможность корректировки международной специализации, создания предпосылок для активизации географической диверсификации экспорта, закрепления на рынках данных стран, особенно стран с высоким уровнем таможенной защиты и разветвленной системой нетарифных мер защиты внутреннего рынка, проникновения с освоенного рынка на новые соседние национальные и региональные рынки (в Латинской Америке — Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Боливия и Куба; в рамках АТР — КНР, Индия, Иран, Вьетнам; в Африке — Нигерия на западе, Эфиопия на востоке, страны Персидского залива); в-третьих, возможность снижения зависимости доходов от экспорта сырьевых товаров, реализации пути сокращения номенклатуры экспорта товаров отраслей традиционной специализации и увеличения концентрации экспорта на высокотехнологичных товарах.
Товаропроводящая сеть (ТПС) Республики Беларусь представлена торговыми домами, представительствами, дилерами, фирмами-агентами, сборочными производствами, СП с иностранными партнерами, акционерными обществами и другими институциональными структурами. В последние годы количество ее субъектов за рубежом постоянно возрастает, представляя многие отрасли национальной экономики и ее инфраструктурные элементы. Главным образом они сосредоточены в странах СНГ — основных торговых партнерах, в том числе в России, Украине, Казахстане, Молдове, а также в Литве, Латвии, Польше. Активизируется деятельность ТПС в Китае, Венесуэле, Эфиопии, Египте, Индии, Сирии.
Преобразования реального сектора находятся в непосредственной зависимости от участия республики в инвестиционных процессах, что обеспечивает условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Наряду с проведением политики, стимулирующей вывоз ПИИ и размещение филиалов за рубежом в сочетании с мерами по развитию малых и средних предприятий, технологий, инновационной деятельности, осуществляются мероприятия по привлечению ПИИ, новых технологий, поощрению экспортно-импортных операций. Так, с 2005 по 2009 г. наблюдался постоянный рост оттока ПИИ из Беларуси (за исключением 2008 г., когда экспорт капитала сократился на 41 %). За 2009 г. экспорт инвестиций достиг 27,4 млн дол., основная его часть — это вклады в уставные фонды (в 2006 г. — 80 %, в 2007 г. — 89, в 2008 г. — 60, в 2009 г. — 78 %). При этом на СНГ приходилось в среднем 86 % общего объема ПИИ в форме акционерного капитала. Реинвестированные доходы до 2008 г. составляли незначительную часть общего объема экспорта инвестиций и направлялись только в страны Содружества. В 2009 г. их доля выросла до 20,4 % (с 3,4 % в 2008 г.), причем 34 % приходилось уже на другие государства.
География притока ПИИ в республику за период с 2002— 2008 г. показывает, что значительная его часть (около 85 %) поступила из стран вне СНГ, в том числе доля швейцарского капитала — 52 %, капитала из бывших и настоящих оффшорных зон — 10 %. Накопленные ПИИ из России составляли 14 % общего объема накопленных в Беларуси инвестиций, остальных участников СНГ — менее 1 %. Отраслевая структура ПИИ представлена в основном сектором услуг (торговля и общественное питание, связь), в первичный и вторичный сектора экономики было направлено около 21 % инвестиций. Следовательно, можно отметить, что привлеченные и накопленные ПИИ ориентированы главным образом на внутреннее потребление.
Под воздействием экономического кризиса произошло замедление инвестиционного процесса. Кроме того, обострилась международная конкуренция за свободные инвестиционные ресурсы; улучшился инвестиционный климат большинства государств с транзитивной экономикой, в том числе стран — соседей Беларуси; повысился риск значительного увеличения импорта более конкурентоспособных товаров и услуг из стран (Россия, Украина, Польша), в большей степени привлекательных для притока ПИИ; со стороны инвесторов возрос интерес к отраслям, состояние которых не зависит от колебаний экономического цикла, в том числе инфраструктурным, а также к пищевой промышленности, фармацевтике.
В качестве положительного момента необходимо отметить увеличение притока ПИИ в республику, начиная с 2007— 2008 гг., в связи с активизацией процессов слияний и поглощений (СиП), преобладающих в банковской сфере и сфере телекоммуникаций. В качестве одной из самых эффективных рыночных стратегий СиП позволяют создавать более сложные и конкурентоспособные организационные формы и выживать за счет этого в условиях обострившейся борьбы на мировом рынке. В то же время — это способ получения сравнительных преимуществ по отношению к партнерам при размещении ПИИ.
Однако Беларусь является в основном объектом слияний и поглощений, хотя правомернее использовать СиП как одну из технологий выхода на внешние рынки и посредством экспорта капитала участвовать в качестве субъекта в процессах централизации производства, формировать более крупные, конкурентоспособные на мировых рынках, горизонтально и вертикально интегрированные структуры кластерного типа путем приобретения готовых компаний, расположенных за рубежом. Это позволит национальным предприятиям получить конкурентные преимущества: проникать на новые рынки, минуя таможенные барьеры; обеспечивать доступ к источникам сырья, стратегическим природным ресурсам и гарантировать бесперебойные их поставки; использовать производственные мощности, каналы сбыта, поставщиков комплектующих, технологии и потребителей продукции поглощенной компании; получать в результате СиП технологически более передовых предприятий запатентованные технологии, доступ к рынку специализированной высококачественной продукции, использованию международных брендов и дизайнерских возможностей.
Функционирование транснациональной производственно- инвестиционной модели экономических связей предполагает вхождение (подключение) национальных предприятий в цепочки ведущих ТНК путем использования различных форм (технологий) сотрудничества, в числе которых:
а) фрагментация производства, которая предполагает специализацию на выпуске не готовой продукции, а комплектующих с последующим экспортом стандартизированных узлов, деталей, полуфабрикатов и их сборкой в любой точке мира, где есть потребительский рынок (спрос). Фрагментация является методом ускоренной модернизации, овладения высокими технологиями, углубления международной производственной кооперации. Определенные предпосылки для развития фрагментации в республике создаются вследствие проведения политики импортозамещения. Для ТНК фрагментация — это возможность вовлечения в сетевую организацию воспроизводственного процесса транзитивных стран, являющихся надежным местным поставщиком стандартизированных комплектующих, узлов и компонентов, соответствующих мировым стандартам;
б) размещение ведущими ТНК производственных мощностей, в том числе НИОКР, что позволяет им использовать высококвалифицированных ученых, инженеров, конструкторов с относительно низким уровнем оплаты труда. Осуществляя поиск и внедрение новейших технологий, обеспечивающих превосходство в сфере НИОКР в масштабах мировой экономики, ТНК перешли от интернационализации производственных и управленческих операций к интернационализации НИОКР, а также научно-технической и инновационной деятельности непосредственно в развивающихся и странах с транзитивной экономикой.
Для Республики Беларусь взаимодействие с ТНК обеспечивает доступ к новейшим технологиям, а следовательно, создание предпосылок для модернизации производства, специализации на сложной технологической и инновационной деятельности, достижения высокой конкурентоспособности на мировом рынке. В этих целях правомерно использование выработанных мировой практикой разнообразных каналов передачи техно логии:
• коммерческая передача технологий на международном уровне посредствам торговли;
• размещение ПИИ посредством, во-первых, приобретения компаний, обладающих ценными возможностями, или создания филиала, взаимодействующего с локальными научно-исследовательскими центрами; во-вторых, получения технологии из филиалов иностранных компаний; в-третьих вовлечения ТНК в национальные проекты;
• лицензионные соглашения;
• доступ к технологиям и рынкам посредством межфирменного сотрудничества (соглашения о сотрудничестве, СП, совместное проведение НИОКР, соглашения об обмене технологиями), в котором принимают активное участие университеты, НИИ и другие исследовательские структуры.
в) участие и формирование ФПГ, стратегических альянсов и других союзов.
Дальнейшие перспективы участия Беларуси в МРТ в определенной степени обусловлены конкурентоспособностъю национальной экономики, т.е. способностью страны в условиях свободной конкуренции производить удовлетворяющие требованиям мирового рынка товары и услуги, реализация которых повышает благосостояние государства и его граждан. В мировой практике для оценки конкурентоспособности используются следующие основные показатели: объем ВВП; доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП; производительность, определяемая как объем товаров и услуг, производимых в стране на душу населения; объем и структура экспорта и импорта; размер внутренних инвестиций в экономику; приток ПИИ; объем и структура инвестиций за рубежом; объем инвестиций в новые технологии; объем инвестиций в человеческий капитал; создание среды для нововведений и технологического развития; степень либерализации внешней торговли, открытость экономики и ряд других.
На конкурентоспособность страны влияют исходные факторы (природные ресурсы, географическое положение, историческое наследие), факторы макроэкономической среды, факторы микроэкономической конкурентоспособности.
В Беларуси исходные факторы представлены:
• историческим наследием в виде значительной доли государственной собственности, высокого уровня комплексности развития территорий, культурных и исторических ценностей;
• географическим положением и природными ресурсами, образующими огромный потенциал экономического развития, в числе которых производственная инфраструктура; транзитный потенциал (магистральные нефте- и газопроводы, железнодорожный и автомобильный транспорт); обширные земельные ресурсы; благоприятные природно-климатические условия для кормопроизводства, льноводства, картофелеводства; большие запасы возобновляемых лесных ресурсов, пресной воды (подземные и поверхностные источники), хлористого калия, глины, цементного и другого сырья для промышленности строительных материалов. Кроме того, расположение республики на границе с ЕС — это возможность доступа к технологиям, образованию, бизнесу, финансовым рынкам; с Россией — к обширному рынку и природным ресурсам, что предполагает льготы по энергоресурсам.
Факторы макроэкономической среды характеризуются основными показателями макроэкономических условий, среди которых инфляция, динамика обменного курса, уровень государственного долга, наличие дефицита консолидированного бюджета, состояние платежного баланса, уровень золотовалютных резервов и совокупного внешнего долга. В значительной степени макроэкономические условия предопределены производительностью, на которую в республике наибольшее воздействие оказывают прирост внутренних инвестиций, условия торговли энергоресурсами, доступ на российский рынок. Однако политика по стимулированию экономического роста за счет внутренних инвестиций и повышению заработной платы, темпы роста которой превышают темпы роста производительности, не смогла обеспечить удовлетворения растущего внутреннего спроса за счет внутреннего предложения, что обусловило увеличение дефицита внешней торговли и ухудшение текущего счета платежного баланса.
Факторы микроэкономической конкурентоспособности определяются качеством микроэкономической бизнес-среды (дешевые энергоресурсы, высокий уровень человеческого капитала, развитый научно-технический потенциал, ограниченный доступ к финансовым ресурсам, низкая степень конкуренции, низкий уровень социального неравенства, конкурентоспособность новых предприятий вследствие наличия сопутствующих отраслей и др.); уровнем развития кластеров; степенью сложности и эффективности применяемых стратегий и принципов управления (конкуренция по издержкам, в основе которой дешевые энергоресурсы и эффект от масштаба при массовом производстве, что предопределяет низкую конкурентоспособность белорусской продукции в странах Запада). Состояние микроэкономической среды свидетельствует о наличии конкурентных преимуществ в виде доступности к относительно дешевым природным ресурсам и существования квалифицированного человеческого капитала, а также сдерживающих факторов — низкий уровень конкуренции, протекционизм.
Для Республики Беларусь одним из основных факторов экономического роста на конкурентной основе является конкурентоспособность внешней торговли, и прежде всего экспорта. Для количественной оценки конкурентоспособности экспорта используют ряд методик. Основной из них является оценка развития экспорта и его конкурентоспособности, которую ежегодно проводит Международный торговый центр (ЮНКДАТ). Он рассчитывает индекс функционирования торговли (ИФТ) для 187 государств и 14 экспортных секторов, ранжируя страны по уровню развития в них торговли, а также осуществляет интегрированную оценку места страны и сектора по пяти критериям (объем чистого экспорта, экспорт на душу населения, доля на мировом рынке, товарная и географическая диверсификация).
По результатам 2008 г., доля экспортных секторов Беларуси в мировой торговле незначительна. По удельному весу они расположились следующим образом: минеральное сырье — 0,41 % и 46-е место из 163 стран; продукция химической промышленности — 0,33 % и 37-е место из 150 стран; переработанные продукты — 0,3 % и 42-е место из 162 стран; текстиль — 0,25 % и 42-е место из 129 стран; стандартные товары — 0,22 % и 49-е место из 147 стран; изделия из древесины — 0,2 % и 54-е место из 144 стран; неэлектронное оборудование — 0,16 % и 43-е место из 143 стран; одежда — 0,13 % и 57-е место из 124 стран; разные промышленные товары — 0,12 % и 47-е место из 150 стран; компоненты электронного оборудования — 0,1 % и 50-е место из 121 страны; кожевенные изделия — 0,08 % и 58-е место из 118 стран; свежие продукты питания — 0,08 % и 86-е место из 180 стран; информационно-коммуни- кационные технологии и бытовая электроника — 0,01 % и 66-е место из 114 стран.
По индикатору диверсификация продукции изделия из древесины заняли 22-е место из 144 стран, кожевенные изделия — 29-е место из 118 стран, текстиль — 48-е место из 129 стран, переработанные продукты питания — 47-е место из 162 стран. Низкая степень диверсификации у компонентов электронного оборудования (55-е место из 121 страны), информационно-ком- муникационных технологий и бытовой техники (95-е место из 114 стран), химической продукции (133-е место из 152 стран), минерального сырья (134-е место из 163 стран).
Самыми неконкурентоспособными по издержкам производства являются товары, относящиеся к информационно-комму- никационным технологиям, относительная стоимость которых в 3,5 раза выше, чем в среднем в мире. Вместе с тем по значительному числу видов экспортируемой продукции конкурентоспособность с точки зрения издержек является достаточно высокой (относительная стоимость единицы товара ниже среднемировой). В эту группу входят продукция химической промышленности, электронное и неэлектронное оборудование, транспорт, ряд промышленных товаров.
В целом результаты оценок ЮНКТАД свидетельствуют о том, что по большинству из анализируемых секторов конкурентоспособность отечественных товаров находится на уровне ниже среднемирового. Наиболее конкурентоспособны продукция химической промышленности, изделия из древесины и текстиль, наименее — ИТК и бытовая электроника, неэлектронное оборудование, компоненты электронного оборудования, стандартные товары.
Таким образом, в качестве основных направлений модификации международной специализации Беларуси можно назвать следующие:
• развитие экспортоориентированных, наукоемких отраслей и производств, обладающих конкурентными преимуществами, а также отраслей, которые способны стать экспортно- ориентированными на базе высоких технологий; расширение на их основе экспорта товаров и услуг;
• увеличение экспортных мощностей в обрабатывающей промышленности;
• повышение степени переработки и облагораживания экспортируемых видов сырья и материалов;
• изменение направлений экспорта с целью освоения новых рынков, в том числе диверсификация рынков сырья и энергии, рынков потребителей готовой продукции, а также постепенный уход с рынков, где страна не располагает конкурентными преимуществами;
• изменение структуры импорта товаров и услуг за счет развития импортозамещающего производства товаров и услуг, которые могут быть конкурентоспособными, а также перехода на импорт товаров, которые нецелесообразно производить в силу их низких сравнительных преимуществ;
• перепрофилирование производств, неконкурентоспособных по отношению к импорту на внутреннем рынке;
• активизация процессов транснационализации, что позволит сформировать новую индустриальную систему в составе крупных объединений ФПГ, ТНК, стратегических альянсов, диверсифицировать производство, ускорить интеграцию национальной экономики в систему МРТ;
• формирование кластерных комплексов, способных стать «точками опоры» в международной специализации на начальном этапе вхождения в мировую экономику;
• реализация экспортного потенциала конкурентоспособных видов услуг, в том числе образовательных, медицинских, банковских, коммуникационных, а также услуг, связанных с эксплуатацией авиатехники, программным обеспечением;
• интеграция в сфере создания мировой инфраструктуры, включая формирование товаропроводящей сети, торговых домов, системы информационно-маркетинговой поддержки, (телекоммуникационные сети, электронная торговля и пр.), обслуживания международных транспортных связей и т.д.;
• развитие в рамках международной интеграции современных форм производственной кооперации и научно-технического сотрудничества.
Основные термины и понятия: глобализация; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Единое экономическое пространство (ЕЭП); интеграция; интернационализация; конкурентоспособность национальной экономики; международная специализация; международное разделение труда (МРТ); многовекторная внешнеэкономическая политика; многовекторня международная экономическая политика; сетевая организация воспроизводственного процесса; слияния и поглощения (СиП); технологии проникновения на мировые и региональные рынки; товаропроводящая сеть за рубежом; транснационализация
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность интеграционных процессов, развивающихся на микро-, макро- и глобальном уровнях?
2. Дайте определение понятия «глобализация» и назовите факторы развития данного процесса.
3. В чем проявилось новое качество мировой экономики, обусловленное воздействием процессов глобализации?
4. Охарактеризуйте международную стратегию развития Республики Беларусь.
5. Назовите отличительные особенности внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь как малой открытой экономики. Какие угрозы ее устойчивому функционированию и развитию актуальны в настоящее время?
6. Сформулируйте цели, особенности и основные направления реализации многовекторной внешнеэкономической политики Республики Беларусь.
7. Перечислите ключевые соглашения в сфере международного сотрудничества Республики Беларусь, обеспечивающие реализацию многовекторной внешнеэкономической политики.
8. Приведите особенности формирования региональных интеграционных объединений с участием Республики Беларусь: Таможенного союза и Единого экономического пространства.
9. Чем вызвана необходимость и каковы перспективы присоединения Беларуси к ВТО?
10. Что подтверждает формирование в республике транснациональной производственно-инвестиционной модели экономических связей?
11. Чем характеризуется процесс привлечения и экспорта инвестиций в Республике Беларусь?
12. Каковы направления вхождения национальных организаций в технологические цепочки ТНК?
Литература
1. Беларусь проводит взвешенную многовекторную и миролюбивую внешнюю политику // Интернет-сайт посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.embassybel.ru/news/ec8d7a924daf.html.
2. БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии // Вестн. МГИМО. — 2010. — № 1.
3. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2008. — № 172. — 2/1477.
4. О Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы: постановление Совмина Респ. Беларусь, 23 мая 2011 г., № 656 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2011. — № 5/33840.
5. О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китайско-Белорусском индустриальном парке: Закон Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г., № 348-3 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2012. — № 12. — 2/1900.
6. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2010. — № 1/12080.
7. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг.: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г., № 136 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2011. — № 1/12462.
8. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о торгово-экономическом сотрудничестве // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2008. — № 109. — 2/1424.
9. Соглашение о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства между Правительством Боливарианской Республики Венесуэла и Правительством Республики Беларусь по строительству пяти агропромышленных городков (агропромышленных хозяйств) в Боливарианской Республике Венесуэла // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2012. — № 2. — 3/2765.
Учебное издание
Шимов Владимир Николаевич Александрович Якуб Мустафович Богданович Анатолий Владимирович и др.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ
Учебник
4-е издание, переработанное и дополненное
Ответственный за выпуск Т.В. Чайковская
Редактор ЛЛ. Чеснокова Корректор Е.И. Кожушко Технический редактор О.В. Амбарцумова Компьютерный дизайн Т.В. Бесчетнова
Подписано в печать 18.06.2012. Формат 60x90/16. Гарнитура SchoolBook. Офсетная печать. Усл. иеч. л. 41,0. Уч.-изд.л 35,0. Тираж 3000 экз. Заказ 1478.
УО «Белорусский государственный экономический университет». Лицензия издательская № 02330/0494500 от 08.04.2009. 220070, Минск, просп. Партизанский, 26.