Направления совершенствования структуры АПК и развития социальной инфраструктуры
В Республике Беларусь принята и осуществляется Государственная программа устойчивого развития села на 2011—2015 годы, в которой определены основные цели, задачи и направления развития сельского хозяйства на ближайшую перспективу, изложены механизмы совершенствования государственного регулирования развития АПК, эффективного хозяйствования на земле. Приняты также программы развития агропромышленного комплекса, социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, призванные обеспечивать выполнение показателей данного основополагающего документа.
Приоритетными направлениями развития сельского хозяйства являются повышение экономической эффективности АПК, наращивание экспортного потенциала, повышение доходов сельского населения, укрепление престижности проживания в сельской местности и обеспечение на этой основе устойчивости социально-экономического развития села.
Совершенствование структуры АПК и развитие социальной инфраструктуры будет осуществляться путем:
1. Формирования рыночного экономического механизма хозяйствования, обеспечивающего повышение эффективности агропромышленного производства, развитие предприниматель- скор"! инициативы, привлечение и рациональное использование инвестиций в сельской местности.
2. Создания возможностей для повышения доходов сельских жителей, сближения уровней выполнения социальных стандартов в городах и на селе, стимулирования закрепления населения в сельской местности.
В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, прирост производительности труда к 2015 г. составит 67 %, уровень рентабельности продаж — 10—11 %. Экспортные поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия достигнут 7,2, положительное сальдо — 4 млрд дол. США.
В целях формирования необходимых условий для жизнеобеспечения сельских жителей, придания престижности сельскому образу жизни и труду намечено продолжить работу на базе уже созданных агрогородков, а также других сельских населенных пунктов по преобразованию их в центры высокоэффективного труда сельчан, достижению установленных социальных стандартов по обслуживанию всего сельского населения.
Структуру АПК планируется преобразовать на принципах кооперации и интеграции, что позволит обеспечить согласованную маркетинговую стратегию разрозненных и во многом конкурирующих между собой в настоящее время организаций. Реализация данной стратегии будет способствовать расширению географии и увеличению объемов экспорта сельскохозяйственной продукции, проведению консолидированной технологической, инвестиционной и кадровой политики, оптимизации импортных закупок и государственной поддержки.
В экспортоориентированных отраслях (молочная, льняная, сахарная и др.) предусмотрено создание крупных продуктовых компаний в составе производителей сельскохозяйственного сырья, организаций, осуществляющих его переработку и сбыт продукции, маркетинговых, финансовых, научно-исследо- вательских структур. Организационно-правовая форма компании будет определяться плотностью технологической взаимозависимости, степенью концентрации собственности, наличием товаропроводящей сети и другими факторами.
Одной из главных задач является создание условий для деятельности малых форм хозяйствования на земле — личных подсобных хозяйств граждан как формы хозяйственно-трудо- вой непредпринимательской деятельности сельского населения по производству сельскохозяйственной продукции, направленной на удовлетворение потребностей семьи, а также крестьянских (фермерских) хозяйств — коммерческих организаций, созданных одним гражданином либо членами одной семьи для осуществления предпринимательской деятельности по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции. Основой деятельности должны стать личное трудовое участие и использование предоставленного для этих целей земельного участка.
Строительный комплекс
Строительный комплекс традиционно является важнейшим компонентом реального сектора экономики, выполняющим функцию расширенного воспроизводства посредством создания и обновления основного капитала. Комплекс представляет собой межотраслевую систему, включающую совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, ремонт и реконструкцию объектов производственного и непроизводственного назначения. И в системе ОКОНХ, и в системе ОКЭД он представлен двумя взаимосвязанными совокупностями видов деятельности — собственно строительство и промышленность строительных материалов и
О г,4
конструкции .
Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также учреждения по подготовке кадров и отраслевые органы управления. Все подразделения комплекса объединяют экономические, технологические и производственные связи; на него работает строительное и дорожное машиностроение. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры, т.е. все объекты, образующие основные средства.
Строительный комплекс Беларуси включает 6853 организации (на конец 2010 г.), в том числе 6344 (92,6 %) частных, входящих в состав или находящихся в подчинении более чем 20 органов государственного управления, концернов и объединений. К самым крупным из них относятся 109 строительных трестов и объединений, 200 предприятий промышленности
м В ОКЭД строительство приведено в разделе 45 секции F; промышленность строительных материалов и конструкций представлена в подсекциях: СВ «Добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических)», DD «Обработка древесины и производство изделий из дерева», DE «Целлюлозно-бумажное производство. Издательская деятельность», DH «Производство резиновых и пластмассовых изделий», DI «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов», DJ «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий», DN «Прочие отрасли промышленности».
строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и кон- структорско-технологических организаций. Наиболее значимыми субъектами строительной деятельности республики являются Министерство архитектуры и строительства, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство энергетики.
Координацию и методологическое руководство деятельностью всех организаций строительного комплекса, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, осуществляет Министерство архитектуры и строительства РБ, основными видами деятельности которого являются: проведение единой государственной технической политики в области строительства, градостроительства, проектирования, производства строительных материалов и конструкций, инженерного оборудования, машин и механизмов; координация научных исследований; разработка государственных программ; экспертиза проектно-сметной документации и надзор за ведением работ в строительстве; экспорт строительных услуг и промышленной продукции.
Правовой основой функционирования отрасли являются Гражданский кодекс, Инвестиционный кодекс, Жилищный кодекс, Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства РБ, устанавливающие основные принципы, правила, стандарты и нормы строительной деятельности.
Строительный комплекс составляет основу инвестиционного потенциала страны. Его функционирование и развитие обусловлено проводимой инвестиционной политикой, представляющей собой одно из звеньев экономической политики, систему мероприятий, определяющих объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных средств и их восстановление. Через инвестиционную политику обеспечивается реализация приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси, осуществляются концентрация капитальных вложений и повышение их эффективности.
Падение инвестиционной активности в 1991 —1995 гг. привело к серьезному снижению объемов строительного производства, которые однако стабилизировались в 1996 г., а с 1997 г. наметилась тенденция их устойчивого роста, определяемая динамикой инвестиций в основной капитал (табл. 5.19).
Таблица 5.19. Основные показатели деятельности строительных организаций Республики Беларусь65
|
Строительство (в системе ОКОНХ — капитальное строительство) рассматривается как вид экономической деятельности по созданию новых, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных средств. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др.
Строительство существенно отличается от других видов экономической деятельности особым характером продукции, условиями вложения денежных средств, их освоения и возврата.
ГЛ Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск. 2011. С. 401, 426, 428.
Строительная продукция, в стоимостной форме измеряемая объемом подрядных или строительно-монтажных работ, создается на определенном земельном участке и в течение всего периода создания и эксплуатации остается нетранспортабельной. Продолжительность возведения любого объекта исчисляется не только месяцами, но и годами, что вызывает отвлечение капитала из оборота и практическое его замораживание на продолжительное время. Длительность технологического цикла обусловила особую форму расчетов за строительную продукцию. Они ведутся за условно готовую продукцию — за этапы работ, выполнение конструктивных частей зданий или видов работ. Это предопределяет необходимость установления цены не только за объект в целом, но и за отдельные виды и этапы работ.
Одним из главных направлений рыночных преобразований в отрасли стал отказ от закрепления заказчиков за подрядчиками и переход к рынку подрядных работ. Постепенно сформировалась негосударственная форма собственности, образовалось значительное число кооперативных, арендных, малых предприятий и организаций, что позволяет размещать заказы на проектирование и строительство объектов на конкурсной основе в форме подрядных торгов.
Сегодня строительство в национальной экономике производит 11,0 % ВВП, приносит 7,8 % прибыли, оказывает 32,2 % бытовых услуг населению; в нем работает 9,5 % от общей численности занятых, используется 3,2 % основных средств, на долю отрасли приходится 3,9 % инвестиций в основной капитал. Строительство обладает третьей по величине (после отраслей связи и промышленности) долей активной части основного капитала (40,0 %), обеспечивает самую высокую среди производящих товары отраслей долю добавленной стоимости (46,0 %) в валовом выпуске продукции и благодаря этому — самую высокую среди производителей товаров динамику удельного веса в ВВП страны.
Строительные организации осваивают примерно половину объема инвестиций в основной капитал (промышленность строительных материалов и конструкций — 25,5 %, жилищное строительство — 21,6 %), что подтверждает ведущую роль строительства в формировании и реализации инвестиционного потенциала страны.
Жилищное строительство в нашем государстве относится к одному из приоритетных направлений социально-экономического развития. Принят ряд нормативных и правовых документов, предусматривающих меры по увеличению объемов жилищных инвестиций, а также снижению стоимости жилья.
Динамика жилищного строительства в конце периода 1996—2010 гг. характеризуется ростом ввода в действие жилых домов как в городах, так и в сельской местности при некотором замедлении темпов в 1996—2005 гг. Так, если в 1991 — 1995 гг. было введено 19,0 млн м2 общей площади, в 1996— 2000 и в 2001—2005 гг. — по 16,1 млн м2, то в 2006—2010 гг. ввод жилья достиг 26,2 млн м2 (в 1986—1990 гг. данный показатель составил менее 26 млн м2).
Вместе с тем сложной проблемой остается незавершенное строительство, которое включает строящиеся объекты в пределах нормативных сроков и с их превышением, а также временно остановленное, законсервированное и окончательно приостановленное строительство. По состоянию на 1 января 2011 г., в незавершенном строительстве (без учета индивидуальных застройщиков) находилось 13 262 объекта (на 1 января 2006 г. — 15 019), из них 38,1 % составляют производственные объекты. Временно приостановлено и законсервировано строительство 2059 объектов (на 1 января 2006 г. — 4227).
Промышленность строительных материалов и конструкций является важнейшей структурной составляющей строительного комплекса. Ее ядро образуют 525 предприятий по производству строительных материалов, а также стекольной и фарфоро-фаянсовой продукции. Они представляют около 25 направлений деятельности по изготовлению свыше 150 видов строительных материалов и изделий.
На долю отрасли приходится 5,4 % общего объема продукции и стоимости основных средств, 5,1 % численности занятых в промышленности Беларуси. Отрасль формировалась в течение десятилетий и была запрограммирована на поступательный рост крупномасштабного строительства в составе единого народнохозяйственного комплекса СССР. К моменту обретения независимости объемы производства значительно превышали потребности страны, вследствие чего в 1990-х гг. произошло сокращение производства многих видов продукции (табл. 5.20).
Однако, начиная с 2001 г., динамичный рост объемов строи- тельно-монтажных работ в стране, а также развитие экспорта цемента, стеновых, кровельных, облицовочных, нерудных строительных материалов обусловили устойчивое увеличение объемов производства строительных материалов и конструкций.
Основными отраслями промышленности строительных материалов являются: цементная промышленность, производство сборных железобетонных конструкций и изделий, промышленность стеновых материалов, производство облицовочных ма-
Таблица 5.20. Производство основных видов строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь66
|
6й Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 360, 361. |
фарфоро-фаянсовая посуда, млн шт. | 79,3 | 115,0 | ||||
санитарные керамические изделия, тыс. шт. | 175,3 | 136,4 | ||||
известняковая и доломитовая мука, млн т | 5,6 | 1,5 | 2,5 | 1,9 | 126,7 | 76,0 |
* С 2000 г. включены юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства. |
териалов, производство мягких кровельных материалов, производство известковых и гипсовых материалов, производство нерудных строительных материалов, стекольная и фарфоро-фа- янсовая промышленность, производство оборудования и оснастки для выпуска стройматериалов.
Благодаря реализации в 2006—2010 гг. на предприятиях отрасли свыше 100 инвестиционных проектов в 1,5—3,0 раза увеличены объемы выпуска основных строительных материалов. Проведена работа по прямому введению международных (ISO) и европейских (EN) стандартов в качестве государственных стандартов Республики Беларусь.
Перспективы развития строительного комплекса. Развитие строительной деятельности и промышленности строительных материалов и конструкций осуществляется в соответствии с Концепцией развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011—2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2010 г. № 1589 (далее — Концепция—2020), а также в соответствии с НСУР— 2020 и Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы.
Основной целью дальнейшего развития строительного комплекса является создание современных энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически безопасных зданий и сооружений, новых конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках строительных материалов, не уступающих по своему качеству европейским. Опережающее развитие получит производство строительных материалов и конструкций на основе использования местных сырьевых ресурсов для строительства жилых домов с невысокой стоимостью, отвечающих требованиям стандартов и эксплуатируемых на базе возобновляемых источников энергии. К 2015 г. намечено довести объемы строительства энергоэффективного жилья до 6 млн м2, что составит около 60 % общей площади вводимых домов.
Выпуск цемента к 2013 г. планируется увеличить на 5,4 млн т, производственные мощности по выпуску гранитного щебня — на 3 млн т в год; мощности по производству гнутого автомобильного и архитектурного стекла — до 1,8,зеркального стекла — 3, ламинированного — 3, энергосберегающего — 4 млн м2 в год. Мощности по производству теплоизоляционных изделий из стекловаты (рулоны, маты и иная продукция) в 2012 г. составят 15 тыс. т в год, что должно полностью обеспечить потребность внутреннего рынка в указанных видах продукции и позволит нарастить экспортный потенциал.
В сфере международного сотрудничества предполагается осуществить: гармонизацию нормативной и сертификационной баз с законодательством государств — участников СНГ и стран Европейского Союза; заимствование европейского опыта организации строительства и освоение новых перспективных технологий; привлечение иностранных инвестиций для создания инновационных технологических мощностей.
Прогнозируется поэтапное с учетом выхода на рынки Средней Азии, России и Южной Америки увеличение экспорта строительных услуг с последующим достижением положительного сальдо внешней торговли.
Реализация Концепции—2020 должна обеспечить достижение следующих показателей устойчивого развития строительного комплекса: рост производительности труда в 1,7—1,9 раза, снижение материалоемкости на 5 %, ввод в эксплуатацию 1 м2 общей площади жилых домов на одного жителя республики в год, достижение рентабельности реализованной продукции 14—15 %, увеличение экспорта работ (услуг) в 1,8—2,0 раза.
Транспорт и связь
Транспорт и связь обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков в целях удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством. Основная экономическая функция транспорта и связи как отраслей производственной инфраструктуры заключается в том, что они продолжают процесс производства в сфере обращения, ускоряют оборот капитала, в значительной степени влияют на структуру и темпы роста основного производства, экономию всех без исключения ресурсов и в конечном счете — на результаты функционирования национальной экономики в целом"7.
Транспортный комплекс — совокупность различных видов транспорта, развивающихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, обеспечивая тем самым эффективное использование каждого вида.
Транспорт общего пользования осуществляет перевозки для всех субъектов рынка независимо от их организационно-правового статуса. Транспорт внутреннего (необщего) пользования принадлежит отдельным субъектам рынка и удовлетворяет их потребности в транспортных услугах. Данные виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Транспортом общего пользования является магистральный железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный; необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт отдельных организаций, а также индивидуальный. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Транспортный комплекс Беларуси — одно из крупнейших звеньев ее экономики. Он производит 7,3 % ВВП, 10,6 % прибыли, 13,3 % платных услуг населению; в нем работает 6,2 % от общей численности занятых, используется 15,7 % основных средств; на его долю приходится 6,3 % инвестиций в основной капитал. В общем объеме экспорта услуг 63,5 % составляют транспортные. Транспортная сеть общего пользования включает 5,5 тыс. км железных дорог, в том числе 1,6 тыс. км двухпутных магистралей; 74,7 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием; 11,3 тыс. км магистральных трубопроводов.
Транспортная деятельность регулируется Гражданским кодексом РБ, Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», транспортными уставами, кодексами и иными актами законодательства, которые определяют правовые, экономические и организационные основы, а также принципы ее осуществления, создают условия для интеграции отечественных субъектов транспортной деятельности в международный рынок транспортных работ и услуг.
Государственное регулирование и управление в области автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорож-
"7 В ОКЭД функционирование транспорта и связи приведено в разделах 60 64 секции I.
ного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации, дорожной деятельности осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций РБ.
Экономические показатели работы транспорта. Для оценки работы транспорта используются следующие основные параметры: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот. Эффективность использования того или иного вида транспорта характеризуют скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.
В транспортной системе Беларуси значение отдельных видов транспорта различно (табл. 5.21, 5.22).
Таблица 5.21. Грузооборот в Республике Беларусь по видам транспорта общего пользования611
|
Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сб. / Минстат РБ. — Минск, 2001. - С. 393; 2005. — С. 456—157; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. Мб, 448, 449.
09 Там же.
В том числе: | ||||||||
железнодорожный | 16,80 | 17,70 | 10,-10 | 7,60 | 39,50 | 51,30 | 12,58 | 32,36 |
а втобусн ы й | 19,80 | 9,20 | 9,20 | 10,20 | 16,56 | 28,10 | 37,68 | 43,42 |
водный (внутренний) | 0,03 | 0,02 | 0,06 | 0,03 | 0,07 | 0,60 | 0,07 | 0,13 |
воздушный | 5,50 | 0,50 | 0,70 | 1,60 | 12,93 | 1,50 | 2,81 | 6,81 |
троллейбусный | _ | 2,70 | 2,00 | 1,90 | _ | 8,20 | 8,16 | 8,12 |
трамвайный | 0,60 | 0,40 | 0,30 | 1,80 | 1,62 | 1,28 | ||
метрополитен | 1,70 | 1,70 | 1,80 | 5,20 | 6,97 | 7,64 | ||
таксомоторны й | 0,10 | 0,10 | 0,02 | 0,05 | 0,91 | 0,30 | 0,08 | 0,21 |
Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 5.21 и 5.22, роль отдельных видов транспорта изменялась по пятилетиям в зависимости от геополитических и геоэкономических факторов, оказавших значительное влияние на макроэкономические процессы в национальной экономике. Разрушение единой транспортной системы бывшего СССР, спад производства в начале 1990-х гг., снижение реальных доходов населения, другие негативные процессы в экономической, политической и социальной сферах привели к сокращению спроса на услуги всех видов транспорта. В итоге за 1991—2000 гг. грузооборот уменьшился на 40 %. Одновременно происходили изменения в структуре транспортной работы: при снижении доли автомобильного и железнодорожного транспорта существенно увеличился удельный вес трубопроводного транспорта. Пассажиро- оборот также сократился. Для значительной части населения из-за низких доходов и высоких пассажирских тарифов стали труднодоступными услуги таких видов транспорта, как таксомоторный, воздушный, междугородный и пригородный автобусный. Однако роль железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров в пригородном и междугородном сообщении возросла.
Роль отдельных видов транспорта, направленность и интенсивность транспортных потоков существенно изменились в 2006—2010 гг. Более половины общего грузооборота выполняет трубопроводный, свыше трети — железнодорожный транспорт. На автомобильный транспорт общего пользования приходится 12,5 % грузооборота, что несколько ниже, чем в 1990 г. В пассажирообороте наибольший удельный вес занимает автобус на фоне сокращения доли железнодорожного транспорта. Высокими темпами растет пассажирооборот воздушного транспорта, повышается доля метрополитена. Снижение уровня использования таксомоторов как транспортных средств обусловлено значительным увеличением числа частных легковых автомобилей.
Опережающая динамика автомобильного транспорта определяет особенности развития транспортной инфраструктуры (табл. 5.23). При стабилизации протяженности железнодорожных путей и магистральных трубопроводов плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в 2010 г. возросла на 61 % по сравнению с 1990 г. и на 13 % по отношению к 2000 г.
Таблица 5.23. Протяженность путей сообщения различных видов транспорта в Республике Беларусь70
|
Стратегия развития транспортного комплекса. Вступление Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном,
711 Составлено по:Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 446, 451.
образование Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств расширяют границы интеграции национальной транспортной системы. Республика выработала собственное видение транспортной интеграции: единая транспортная система ЕЭП должна быть интегрирована в европейскую и общемировую транспортные инфраструктуры.
На решение данной проблемы направлена утвержденная Правительством Стратегия развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Документ содержит ряд проектов и направлений развития железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, воздушного транспорта, а также связи, в том числе: реконструкция и строительство новых автодорожных и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу; реконструкция республиканских автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, а также включенных в международные транспортные коридоры; разработка и внедрение современных информационно-управляющих технологий в сфере транспорта и логистики; развитие придорожного сервиса и транспортно-логисти- ческих центров; обновление и модернизация технологического оборудования во всех отраслях экономики, обеспечивающих устойчивое и безопасное осуществление транзита через территорию страны.
Связь — отрасль производственной и социальной инфраструктур экономики страны, в настоящее время представляет собой так называемый телекоммуникационный комплекс, или совокупность технических средств, технологий передачи, обработки и распределения информации. Важнейшей особенностью связи является проявление основного эффекта от использования ее услуг за пределами отрасли. По данным научных исследований'1, не менее 90—95 % данного эффекта проявляется у потребителей и лишь 5—10 % — непосредственно у производителей услуг в виде прибыли предприятий связи.
В отрасли производится 2,2 % ВВП, 5,6 % прибыли, 22,1 % платных услуг населению; в ней работает 1,4 % от общей численности занятых, используется 3,4 % основных средств; на ее долю приходится 2,8 % инвестиций в основной капитал. В национальной экономике связь обладает самой большой долей активной части основного капитала (51,5 %), обеспечивает самую высокую рентабельность активов организаций (7,1 %), характеризуется наименьшей долей материальных затрат (21,3 %),
71 Экономика связи: учебник / Е.А. Голубицкая, Г.М. Жигульская. M.: Радио и связь. 2003. С. 17 18.
занимает второе место после жилищно-коммунального хозяйства по объему платных услуг населению.
Органом государственного управления, определяющим государственную политику в сфере связи и организацию процессов информатизации в стране, является Министерство связи и информат