Тема 1. Предмет и метод экономической истории

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 5

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 9

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8 14

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема 1. Предмет и метод экономической истории

ТЕОРЧЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

При изучении вводной темы студентам важно понять, что представляет собой история экономики – наука, находящаяся на стыке истории и экономики. Поэтому уместно и другое ее название – экономическая история. Предметомее изучения являютсякрупные формы организации производства,общие для большинства стран – рабовладельческий строй, феодализм, капитализм; отдельные экономические модели (типы), характерные для одной страны или группы стран в конкретную историческую эпоху, конкретные экономические реформы и их результаты,связанные с деятельностью одного человека (правителя, министра) или группы лиц. Таким образом, история экономики занимается достаточно крупными процессами и явлениями, способными дать материал для обобщения и проведения аналогий с текущей экономической ситуацией.

При изучении истории экономики студент вынужден усваивать множество терминов, различающихся в зависимости от методологических пристрастий автора конкретного учебника. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются: 1) формационный подход, опирающийся на способ производства (рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм); 2) цивилизационный подход(главным в нем является понятие цивилизации,напр.:древнеегипетская, византийская, западноевропейская и т.п.); 3) модернизационный подход,или теория модернизации(в соответствии с ним выделяют доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи). Имеются и другие подходы, но они менее распространены. Именно от авторского подхода зависит периодизация экономической истории. Важно отдавать себе отчет, что в действующих учебниках по истории экономики нередко соседствуют термины, относящиеся к различным методологическим подходам, усложняя восприятие материала. Наличие разнопорядковых терминов в учебных текстах определяется авторской точкой зрения (насколько крупный процесс изучается), несовершенством существующей терминологической базы, а подчас и отсутствием четких методологических ориентиров у некоторых авторов учебников.

ВОПРОСЫ

к практическому занятию

(базовый уровень)

1. Предмет, метод и задачи курса истории экономики.

2. Современные трактовки предмета.

3. Функции истории экономики.

4. Место истории экономики в системе экономических наук.

5. Формационный подход.

6. Цивилизационный подход.

7. Модернизационный подход

(повышенный уровень)

8. Экономические циклы и периодизация истории экономики.

9. Хозяйство, его признаки и типология.

10. Россия и мировая экономика.

ВОПРОСЫ

для самостоятельной работы

(базовый уровень)

1. Чем занимается история экономики?

2. Какое место занимает экономика в истории человечества?

3. Какие существуют периодизации истории экономики?

4. Чем определяется различие в периодизациях?

(повышенный уровень)

5. Что такое экономический цикл?

6. С чего начинается история экономики?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. История экономики: учебник / под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкиной - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016 - 416 с. // Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=546697

Дополнительная литература

1. История экономики: учебное пособие / И.И. Агапова. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с. // Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=395629

2. Заславская, М. Д. История экономики: учебное пособие / М.Д. Заславская. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 296 с // Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=414968

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 5

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 9

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8 14

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема 1. Предмет и метод экономической истории

ТЕОРЧЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

При изучении вводной темы студентам важно понять, что представляет собой история экономики – наука, находящаяся на стыке истории и экономики. Поэтому уместно и другое ее название – экономическая история. Предметомее изучения являютсякрупные формы организации производства,общие для большинства стран – рабовладельческий строй, феодализм, капитализм; отдельные экономические модели (типы), характерные для одной страны или группы стран в конкретную историческую эпоху, конкретные экономические реформы и их результаты,связанные с деятельностью одного человека (правителя, министра) или группы лиц. Таким образом, история экономики занимается достаточно крупными процессами и явлениями, способными дать материал для обобщения и проведения аналогий с текущей экономической ситуацией.

При изучении истории экономики студент вынужден усваивать множество терминов, различающихся в зависимости от методологических пристрастий автора конкретного учебника. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются: 1) формационный подход, опирающийся на способ производства (рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм); 2) цивилизационный подход(главным в нем является понятие цивилизации,напр.:древнеегипетская, византийская, западноевропейская и т.п.); 3) модернизационный подход,или теория модернизации(в соответствии с ним выделяют доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи). Имеются и другие подходы, но они менее распространены. Именно от авторского подхода зависит периодизация экономической истории. Важно отдавать себе отчет, что в действующих учебниках по истории экономики нередко соседствуют термины, относящиеся к различным методологическим подходам, усложняя восприятие материала. Наличие разнопорядковых терминов в учебных текстах определяется авторской точкой зрения (насколько крупный процесс изучается), несовершенством существующей терминологической базы, а подчас и отсутствием четких методологических ориентиров у некоторых авторов учебников.

ВОПРОСЫ

к практическому занятию

(базовый уровень)

1. Предмет, метод и задачи курса истории экономики.

2. Современные трактовки предмета.

3. Функции истории экономики.

4. Место истории экономики в системе экономических наук.

5. Формационный подход.

6. Цивилизационный подход.

7. Модернизационный подход

(повышенный уровень)

8. Экономические циклы и периодизация истории экономики.

9. Хозяйство, его признаки и типология.

10. Россия и мировая экономика.

ВОПРОСЫ

для самостоятельной работы

(базовый уровень)

1. Чем занимается история экономики?

2. Какое место занимает экономика в истории человечества?

3. Какие существуют периодизации истории экономики?

4. Чем определяется различие в периодизациях?

(повышенный уровень)

5. Что такое экономический цикл?

6. С чего начинается история экономики?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Наши рекомендации