Тема 1. Предмет и метод экономической истории
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 9
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 10
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 11
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 12
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8 14
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Тема 1. Предмет и метод экономической истории
ТЕОРЧЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
При изучении вводной темы студентам важно понять, что представляет собой история экономики – наука, находящаяся на стыке истории и экономики. Поэтому уместно и другое ее название – экономическая история. Предметомее изучения являютсякрупные формы организации производства,общие для большинства стран – рабовладельческий строй, феодализм, капитализм; отдельные экономические модели (типы), характерные для одной страны или группы стран в конкретную историческую эпоху, конкретные экономические реформы и их результаты,связанные с деятельностью одного человека (правителя, министра) или группы лиц. Таким образом, история экономики занимается достаточно крупными процессами и явлениями, способными дать материал для обобщения и проведения аналогий с текущей экономической ситуацией.
При изучении истории экономики студент вынужден усваивать множество терминов, различающихся в зависимости от методологических пристрастий автора конкретного учебника. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются: 1) формационный подход, опирающийся на способ производства (рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм); 2) цивилизационный подход(главным в нем является понятие цивилизации,напр.:древнеегипетская, византийская, западноевропейская и т.п.); 3) модернизационный подход,или теория модернизации(в соответствии с ним выделяют доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи). Имеются и другие подходы, но они менее распространены. Именно от авторского подхода зависит периодизация экономической истории. Важно отдавать себе отчет, что в действующих учебниках по истории экономики нередко соседствуют термины, относящиеся к различным методологическим подходам, усложняя восприятие материала. Наличие разнопорядковых терминов в учебных текстах определяется авторской точкой зрения (насколько крупный процесс изучается), несовершенством существующей терминологической базы, а подчас и отсутствием четких методологических ориентиров у некоторых авторов учебников.
ВОПРОСЫ
к практическому занятию
(базовый уровень)
1. Предмет, метод и задачи курса истории экономики.
2. Современные трактовки предмета.
3. Функции истории экономики.
4. Место истории экономики в системе экономических наук.
5. Формационный подход.
6. Цивилизационный подход.
7. Модернизационный подход
(повышенный уровень)
8. Экономические циклы и периодизация истории экономики.
9. Хозяйство, его признаки и типология.
10. Россия и мировая экономика.
ВОПРОСЫ
для самостоятельной работы
(базовый уровень)
1. Чем занимается история экономики?
2. Какое место занимает экономика в истории человечества?
3. Какие существуют периодизации истории экономики?
4. Чем определяется различие в периодизациях?
(повышенный уровень)
5. Что такое экономический цикл?
6. С чего начинается история экономики?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. История экономики: учебник / под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкиной - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016 - 416 с. // Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=546697
Дополнительная литература
1. История экономики: учебное пособие / И.И. Агапова. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с. // Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=395629
2. Заславская, М. Д. История экономики: учебное пособие / М.Д. Заславская. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 296 с // Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=414968
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 9
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 10
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 11
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 12
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8 14
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Тема 1. Предмет и метод экономической истории
ТЕОРЧЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
При изучении вводной темы студентам важно понять, что представляет собой история экономики – наука, находящаяся на стыке истории и экономики. Поэтому уместно и другое ее название – экономическая история. Предметомее изучения являютсякрупные формы организации производства,общие для большинства стран – рабовладельческий строй, феодализм, капитализм; отдельные экономические модели (типы), характерные для одной страны или группы стран в конкретную историческую эпоху, конкретные экономические реформы и их результаты,связанные с деятельностью одного человека (правителя, министра) или группы лиц. Таким образом, история экономики занимается достаточно крупными процессами и явлениями, способными дать материал для обобщения и проведения аналогий с текущей экономической ситуацией.
При изучении истории экономики студент вынужден усваивать множество терминов, различающихся в зависимости от методологических пристрастий автора конкретного учебника. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются: 1) формационный подход, опирающийся на способ производства (рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм); 2) цивилизационный подход(главным в нем является понятие цивилизации,напр.:древнеегипетская, византийская, западноевропейская и т.п.); 3) модернизационный подход,или теория модернизации(в соответствии с ним выделяют доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи). Имеются и другие подходы, но они менее распространены. Именно от авторского подхода зависит периодизация экономической истории. Важно отдавать себе отчет, что в действующих учебниках по истории экономики нередко соседствуют термины, относящиеся к различным методологическим подходам, усложняя восприятие материала. Наличие разнопорядковых терминов в учебных текстах определяется авторской точкой зрения (насколько крупный процесс изучается), несовершенством существующей терминологической базы, а подчас и отсутствием четких методологических ориентиров у некоторых авторов учебников.
ВОПРОСЫ
к практическому занятию
(базовый уровень)
1. Предмет, метод и задачи курса истории экономики.
2. Современные трактовки предмета.
3. Функции истории экономики.
4. Место истории экономики в системе экономических наук.
5. Формационный подход.
6. Цивилизационный подход.
7. Модернизационный подход
(повышенный уровень)
8. Экономические циклы и периодизация истории экономики.
9. Хозяйство, его признаки и типология.
10. Россия и мировая экономика.
ВОПРОСЫ
для самостоятельной работы
(базовый уровень)
1. Чем занимается история экономики?
2. Какое место занимает экономика в истории человечества?
3. Какие существуют периодизации истории экономики?
4. Чем определяется различие в периодизациях?
(повышенный уровень)
5. Что такое экономический цикл?
6. С чего начинается история экономики?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2