Тема №1 ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ
Тема №1 ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ
- Предмет, объект, методы, функции макроэкономики
2. Проблема эффективного экономического выбора. КПВ
- Кругооборот ресурсов, доходов, товаров и услуг в национальной экономике
Тема №2 СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
- Роль СНС в МАЭ анализе
- Суть и методы расчёта ВВП
- Основные показатели, измеряющие доходы общества
- Номинальный и реальный ВВП
Роль СНС в МАЭ анализе
Реальные явления и процессы, происходящие в экономике на макроуровне, находят свое отражение в системе национальных счетов.
Система национальных счетов (СНС) – система балансов агрегированных показателей кругооборота доходов и расходов, позволяющих измерять результаты экономической деятельности и принимать решения по регулированию и прогнозированию экономического развития.
СНС возникла в 30-е гг на основе положений Д. Кейнса о необходимости учета реального дохода страны, объема потребления в ней, сбережений и инвестиций. Значительный вклад в ее создание внес американский экономист С.Кузнец (1901-1985 гг). С конца 60-х годов СНС принята ООН в качестве стандартной системы и рекомендована всем странам.
В 1953 г.появилась стандартная СНС, взятая на вооружение ООН. В 1968 г.эта система приобрела интегрированный характер, объединив межотраслевые, финансовые, имущественные балансы. С 1988 г.СНС стала внедряться в СССР.
Главная цель СНС – информационного обеспечение комплексного и всестороннего анализа процесса создания и использования национального продукта и национального дохода.
В СНС отражены, с одной стороны, наличные ресурсы, а с другой - их использование (табл.1). Она показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений.
В годовой результат производства СНС не включает:
- результаты естественного прироста растений и животных, если такой прирост осуществлен без участия человеческой деятельности;
- увеличение стоимости активов, обусловленное инфляционными показателями и т.п.
Таблица 2.1 - Баланс доходов и расходов в национальной экономике
Ресурсы (доходы) | Использование (расходы) |
Заработная плата и др.выплаты | Личные потребительские расходы |
Доходы индивидуальных предпринимателей | Валовые частные внутренние инвестиции |
Прибыль корпораций | Чистый экспорт товаров и услуг |
Чистые проценты | Государственные закупки |
Трансфертные платежи | |
Косвенные налоги на бизнес | |
Амортизационные отчисления | |
Поступление факторных доходов из-за рубежа | |
Платежи по факторным доходам за рубеж | |
Всего: | Всего: |
Принципы построения СНС-93:
1) отражение хозяйственного кругооборота в 3-х аспектах – производства, распределения и конечного потребления;
2) группировка институциональных единиц в секторы экономики.
Институциональная единица – хозяйственная единица, владеющая активами, имеет право осуществлять хозяйственную деятельность, ведет полный набор бухгалтерских операций и несет ответственность по обязательствам. Это, по сути, юридические лица и лица, объединенные для совместного ведения домашнего хозяйства.
Институциональные единицы группируют в секторы экономики. СНС различает такие сектора:
- нефинансовые предприятия и корпорации;
- финансовые корпорации;
- сектор общегосударственного управления;
- домохозяйства;
- некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства.
3) размежевание между движением товаров и услуг и потоками доходов (зарплата, рентные и %-ные доходы и прибыль);
4) размежевание между потоками и запасами.
Потоки –показатели, дающие количественную характеристику производства, закупок, выплат.
Запасы –показатели, характеризующие наличие ресурсов на определенный доход.
5) размежевание конечной и промежуточной продукции. Осуществляется не на основе физического содержания продукции, а на основе способа использования
Конечная продукция –продукция, предназначенная для конечного потребления, инвестиций или экспорта.
Промежуточная продукция – продукция, используемая для производственного потребления.
6) размежевание между доходами, полученными от производства и реализации товаров и услуг, т.е. первичными доходами, и доходами, полученными от перераспределения.
7) Размежевание доходов на текущие и капитальные, отраженные в различных счетах.
Текущие доходы – получение з/платы, прибыли, трансфертов.
Текущие расходы – расходы на покупку потребительских товаров, перераспределенные текущие платежи.
Капитальные доходы – трансферты одноразового характера, которые финансируют затраты на приобретение основного и оборотного капитала и сбережения.
Капитальные расходы – затраты, связанные с приобретением основного капитала и приростом запасов.
8) размежевание налогов на продукты налогов на производство.
Налоги на продукты – устанавливают пропорционально стоимости или объему произведенной или реализованной продукции (НДС, акцизы, налоги с продаж и т.д.)
Другие налоги на производство – устанавливаются пропорционально факторам производства (налог на землю, сооружения, основной капитал). СНС рассматривает субсидии как отрицательный налог. Их делят на субсидии на продукты и субсидии на производство.
Суть и методы расчёта ВВП
О благосостоянии общества можно судить по основным макроэкономическим показателям, входящим вСНС.СНС формируют такие показатели: ВВП, ВНП, ЧНП, НД, ЛД. Основу СНС составляют ВВП и ВНП.
Валовой продукт является обобщающимпоказателем объема производства в национальной экономике, который подразделяется на:
1) ВВП, рассчитываемый по территориальному признаку;
2) ВНП, рассчитываемый по национальному признаку.
ВВП (валовой внутреннийпродукт) - это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг, созданных на территории данной страны в течение года с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.
ВНП(валовой национальный продукт) - это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг, созданных национальными предприятиями в своей стране или за рубежом в течение года с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.
Разберем данное определение подробно, концентрируя внимание отдельно на каждом его слове.
1. Совокупная: ВВП – это агрегированный показатель, характеризующий весь объем производства, совокупный выпуск.
2. Рыночная: в стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т. е. те, которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВВП не включаются:
а) труд на себя (когда человек сам себе строит дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру; мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль; парикмахер делает себе прическу и т. п.);
б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу в починке забора, приятелю в производстве ремонта, знакомому, чтобы довезти его до аэропорта, и др.);
в) стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой.
3. Стоимость: ВВП измеряет национальный объем производства в денежном выражении, т. е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно «сложить» товары и услуги произведённые в стране. Деньги служат всеобщим эквивалентом стоимости всех товаров, единым измерителем, позволяющим оценить ценность всех разнообразных видов товаров и услуг.
4. Конечных: вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную.
Конечная продукция -продукция, которая идет в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи.
Промежуточная продукция -идет в дальнейший процесс производства или перепродажу(сырье, материалы, полуфабрикаты и т. п.).
ВНП по расходам
Суммируются расходы всех экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм, государства и иностранного сектора). Фактически эта сумма представляет собой совокупный спрос на произведенный ВНП. Условие: стоимость произведенного общественного продукта равна стоимости реализованного продукта. И то, что для одних экон.субъектов является расходами, для других – доходами.
ВНП (по расходам) = С + Igross + G + Хn
С - личные потребительские расходы –расходы домохозяйств на текущее потребление + расходы на товары длительного пользования (за исключением расходов домохозяйств на покупку жилья) + расходы на услуги.
I - валовые инвестиции – сумма чистых инвестиций и амортизации: Igross = A + Inet.
Чистые инвестиции включают инвестиции в основной капитал, т. е. расходы фирм на покупку оборудования и промышленное строительство (промышленные здания и сооружения); инвестиции в жилищное строительство, т. е. расходы домохозяйств на покупку жилья; инвестиции в запасы (товарно-материальные запасы):
а) запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства;
б) незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса;
в) запасы готовой (произведенной фирмой), но еще не проданной продукции (рост запасов учитывается со знаком «плюс», уменьшение запасов - со знаком «минус»).
Амортизация – часть инвестиций, которая идет на возмещение износа основного капитала, носит название восстановительных инвестиций, или амортизации.
G - государственные закупки товаров и услуг - включают все государственные расходы на конечнуюпродукцию предприятий и на все прямые покупки ресурсов (содержание армии и государственного аппарата, строительство и содержание школ, детских садов, поликлиник, музеев и т.п.), государственные инвестиции (инвестиционные расходы государственных предприятий). Сюда не входят трансфертные платежи.
Следует различать государственные закупки товаров и услуг и государственные расходы. Последние включают в себя также трансфертные платежи и выплаты процентов по государственным облигациям, которые, как уже отмечалось, не учитываются в ВВП, поскольку не являются ни товаром, ни услугой и предоставляются не в обмен на товары и услуги.
Хn - чистый экспорт - рассчитывается как разность экспорта и импорта: Xn = Ex – Im
Производственный метод
При подсчете ВНП производственным методомсуммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Данный метод позволяет получить оценку производительности в экономике, в т.ч. по отраслям, что дает возможность сопоставления деятельности между ними.
Добавленная стоимость – это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.
ВНП = Σ Добавленная стоимость + Косвенные налоги – Государственные субсидии.
ВНП по доходам
Расчет ВНП по доходам состоит в суммировании доходов, полученных в результате производства продукции в данном году. Суммируются все виды факторных доходов, а также два компонента, не являющиеся доходами; амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги, т.е. налоги минус субсидии.
ВНП (по доходам) = W + R+p + i+A +Tn
W - заработная плата (основная, дополнительная) и отчисления в фонды социального страхования, пенсионный и занятости;
R - рентные платежи - доходы, получаемые владельцем собственности от сдачи ее в аренду. Также учитываются доходы собственников (мелкие магазины, фирмы), остающиеся после оплаты труда и процентов за кредит;
р - прибыль корпораций, которая состоит из дивидендов (акционерам), налогана прибыль (государству), нераспределенной прибыли ( направляемой на расширение производства);
і - процентные доходы владельцев капитала.
(А) - Амортизация - ежегодные отчисления на возмещение потребленного в течение года капитала, т.е. на основные производственные фонды.
Косвенные налоги (Тn) - НДС, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины, налог на имущество. Косвенные налоги оплачиваются потребителями.
В практике чаще всего используются первый и второй методы. Результаты подсчетов по каждому методу должны быть одинаковы.
Производные показатели СНС
Для субъектов экономики, прежде всего для населения, важное значение имеет распределение ВНП, которое определяет го использование в процессе потребления. Анализ распределения ВНП тем самым дает достаточно полное представление о его структуре. Показатели ЧНП, НД, ЛД, РЛД, являются производными от ВНП и ВВП, исчисленными не на валовой, а на чистой основе (за минусом амортизации).
1) Чистый национальный продукт (ЧНП)- общий годовой объем производства товаров и услуг, который произвели и потребили в стране в чистом виде, т.е. за вычетом амортизации.
ЧНП = ВНП- Ам
2)Национальный доход (НД)- показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны, т.наз. заработанный доход поставщиков экономических ресурсов.
НД = ЧНП- Тn(косвенные налоги)
3) Личный доход (ЛД)- это сумма действительно получаемых доходов населением на руки.
ЛД = НД- взносы на соц.страх. - нераспределенная прибыль корпораций - налог на прибыль корпораций – чистый % с долга + трансфертные платежи
ЛД можно вычислить и с помощью такой формулы:
ЛД = Трансферты гос-ва дом.хозяйствам + Трудовые доходы + Распределенная прибыль (дивиденды)
4)Располагаемыйдоход (доход конечного использования)- доход, остающийся после уплаты подоходных налогов. Исчисляется уменьшением ЛД на сумму подоходного налога с граждан и некоторых неналоговых платежей государству. РЛД используется дом.хозяйством на потребление и сбережение.
Располагаемый доход = ЛД - индивидуальные налоги
или
Располагаемый доход = потребление(С)+сбережения(S)
Чтобы рассчитать сальдо (состояние) государственного бюджета, необходимо соотнести доходы и расходы бюджета. К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др., т. е.
доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации.
Расходы бюджета рассчитываем по формуле:
расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.
Таблица 3.1 - Детерминанты совокупного спроса
Ценовые | Неценовые |
Влияние на величину совокупного спроса, т.е. сдвигается только точка по графику | Влияние на совокупный спрос, т.е. сдвигается вся функция совокупного спроса |
С влиянием уровня цен на величину совокупного спроса связаны три эффекта 1) эффектом процентной ставки (эффект Кейнса); 2) эффект реального богатства (эффект Пигу); 3) эффект импортных закупок (эффектом Манделла – Флеминга). | 1. Изменения в потребительских расходах(С) - относительно стабильны, меняются медленно: благосостояние потребителя;ожидания потребителя (относительно будущих доходов и цен); задолженность потребителя; налоги и трансфертные платежи; оптимистические или пессимистические ожидания; численность населения. 2. Изменения в инвестиционных расходах(I) являются более динамичными: процентные ставки; ожидаемые прибыли от инвестиций; налоги с предприятий; технология; избыточные мощности. 3. Правительственные затраты определены государственным бюджетом и включают: затраты государства на закупку товаров и услуг, связанных с созданием общественных благ; инвестиционные затраты государства; затраты государства, связанные с формированием гос. резервов; затраты, связанные с выплатами социальных трансфертов; затраты на оплату процентных платежей, связанных с обслуживанием государственного долга. 4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта: национальный доход в зарубежных странах; валютные курсы. |
Чаще всего на совокупный спрос влияет не какой-то один фактор, а сразу несколько; действуют они иногда в разных направлениях и потому оценить их интегральное влияние трудно.
Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, выступают денежные факторы. Это объясняется тем, что кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (или уравнением Ирвинга Фишера):
MV = PY,
где M – масса (количество) денег в обращении;
V – скорость обращения денег (величина, показывающая то количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица, или то количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица);
P – уровень цен в экономике (дефлятор ВВП);
Y – реальный ВВП.
Из этого уравнения мы получаем обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен:
Y = (MV) / Р.
Это означает, что ценовые факторы (изменение уровня цен) влияют на величину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD. Из этого же уравнения мы получаем два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос и сдвигает кривую AD:
1) величина массы денег в обращении.
2) скорость обращения денег.
Таблица 3.2 - Детерминанты совокупного предложения
Ценовые | Неценовые |
Влияние на величину совокупного предложения, т.е. сдвигается только точка по графику | Влияние на совокупное предложение, т.е. сдвигается вся функция совокупного предложения |
1) уровень цен на товары и услуги; 2) процентная ставка. | 1) изменения цен на ресурсы (внутренние и импортные); 2) применяемые технологии; 3) ожидания производителей; 4) изменение налогов и субсидий, правовых норм, структуры рынка; 5) изменение производительности. |
Тема №4 МАКРОНЕСТАБИЛЬНОСТЬ
4.1 Сущность, причины, фазы и последствия экономических циклов
4.2 Сущность, причины, типы и последствия безработицы
4.3 Сущность, причины, виды и последствия инфляции
Последствия безработицы
Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.Это приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.
Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации
Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП.
Государственное регулирование рынка труда - это комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мероприятий по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей. Выделяют две основные формы регулирования рынка труда: прямое (посредством различных гос.программ) и косвенное (посредством принятия законов, постановлений по проблемам занятости).
Основными структурными элементами системы регулирования рынка труда являются биржи труда и частные посреднические фирмы.
Спрос на деньги
Спрос на деньги как активы вытекает из их функции средства сохранения стоимости. Чтобы понять, от чего зависит этот спрос, следует рассмотреть, в качестве примера, два альтернативных варианта сохранения стоимости: 1) в форме денег, 2) в форме облигаций, которые належат к неденежным активам.
Сравнивая эти два вида активов, надо учитывать их преимущества и недостатки.
Преимуществом денег как средства сохранения стоимости есть высокая ликвидность, но они не приносят доход их собственникам. Преимущества облигаций состоят в потому, что они приносят доход в форме процентов, но имеют низкую ликвидность. Для решения альтернативы, в которой форме сохранять стоимость, собственники портфеля финансовых активов учитывают процентную ставку. Она определяет, с одной стороны, уровень дохода от облигаций, а с другого - потери дохода от сохранения стоимости в форме денег в отличие от ее сохранения в форме облигаций. Величина этих потерь есть альтернативной стоимостью сохранения денег. Чем выше процентная ставка, тем больше потери от сохранения стоимости в форме денег, тем меньший спрос на деньги и больший - на облигации. Это свидетельствует о том, что спрос на деньги как активы находятся в обратной зависимости от процентной ставки. Поэтому на графику кривая этого спроса набирает вида від'ємно преклонной линии.
Альтернативной теорией спроса на деньги является Модель Баумоля-Тобина - модель спроса на деньги, согласно которой люди определяют размеры необходимой им суммы наличных денег, сопоставляя убытки в виде недополученного на эту сумму банковского процента и стоимостной оценки экономии времени от более редких посещений банка. Подход базируется на оптимизации размера реальных кассовых остатков с учетом трансакционных и альтернативных затрат держания реальной кассы. Модель спроса на деньги для сделок с учётом альтернативных затрат держания кассы предложена независимо друг от друга двумя экономистами - У. Баумолем и Дж. Тобином (оба экономисты США). Модель анализирует достоинства и недостатки накопления наличных денег. Основное достоинство состоит в том, что индивид освобождается от необходимости ходить в банк при каждой покупке. Недостаток заключается в том, что индивид несет убытки, теряя проценты, которые бы он мог получить, положив деньги на сберегательный счет.
Банковская система
Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли на Древнем Востоке в VIII в. до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эту эстафету приняла Древняя Греция. Наиболее чтимые храмы (в Средневековой Европе – монастыри) стали принимать деньги граждан на хранение во время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.
Слово «банк» происходит от итальянского слова «banco», что означает «скамья (менялы)». Первые банки, являвшиеся предшественниками капиталистических банков, возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела – обмена денег различных городов и стран, хотя ростовщичество (т.е. предоставление денег в долг) как первая форма кредита процветало еще до н/э.
Рисунок 5.2 – Структура кредитной системы
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Банки являются финансовыми посредниками и входят в состав кредитной системы.
Кредитная система состоит из банковских и небанковских кредитных учреждений – рисунок 5.2. К небанковским кредитным учреждениям относятся: фонды (инвестиционные, пенсионные и др.); компании (страховые, инвестиционные); ломбарды, т.е. все организации, выполняющие функций посредников в кредите. Главными финансовыми посредниками выступают коммерческие банки. Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это Центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков. Центральный банк – это главный банк страны. В США – ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Германии – Bundesdeutchebank, в России – Центральный банк России, в Украине – НБУ.
Функции центробанка приведены на рисунке 5.3.
Рисунок 5.3 – Функции центрального(национального)банка
Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Коммерческие банки выполняют два основных вида операций: пассивные (по привлечению депозитов) и активные (по выдаче кредитов). Кроме того, коммерческие банки выполняют: расчетно-кассовые операции; доверительные (трастовые) операции; межбанковские операции (кредитные – по выдаче кредитов друг другу и трансфертные – по переводу денег); операции с ценными бумагами; операции с иностранной валютой и др. На рисунке 5.4 приведены основные функции коммерческих банков.
Рисунок 5.4 - Функции коммерческих банков
По теории вероятности, число клиентов, желающих снять деньги со счета, равно количеству клиентов, вкладывающих деньги.
В экономике банки функционируют в системе частичного резервирования, когда определенная часть вклада хранится в виде резерва, а остальная сумма может быть использована для предоставления кредитов. Это необходимо для регулирования денежной массы в национальной экономике!!!
Норма обязательных банковских резервов (или норма резервных требований – required reserve ratio - rr) представляет собой выраженную в процентах долю от общей суммы депозитов, которую коммерческие банки не имеют права выдавать в кредит, и которую они хранят в Центральном банке в виде беспроцентных вкладов. Для того, чтобы определить величину обязательных резервов (required reserves) банка, нужно величину депозитов (deposits - D) умножить на норму резервных требований: R об. = D x rr , где R об. – величина обязательных резервов, D – величина депозитов, rr – норма резервных требований
Если из общей величины депозитов вычесть величину обязательных резервов, то мы получим величину кредитных возможностей или избыточные резервы(сверх обязательных):
К = R изб. = D - R об. = D – D х rr = D (1 – rr)
I банк D = 1000
K R
K = D x (1 – rr)
П банк D = 800 200
K R
K = [D x (1 – rr)] x (1 – rr)
Ш банк D = 640 160
K R K = [D x (1 – rr)2] x (1 – rr)
IV банк D = 512 128
K R K = [D x (1 – rr)3] x (1 – rr)
V банк D = 409.6 102.4
K R K = [D x (1 – rr)4] x (1 – rr)
Создание денег банком и банковской системой – рост денежного предложения посредством многократных вкладов. Это создание денег основано на возможности банковской системы хранить только часть полученных депозитов, а другую отдавать в виде займов. Источник создания денег – избыточные резервы.
Система коммерческих банков может предоставить ссуду в несколько раз превышающую размеры ее первоначальных резервов, ибо вся банковская система в целом не может утрачивать резервы ( отдельные коммерческие банки лишь переуступают свои резервы внутри системы).
Предел создания денег отдельным банком – объем его избыточных резервов, а предел создания денег банковской системой – объем избыточных резервов, пропорциональный денежному мультипликатору (множителю).. В банковской системе существует эффект многодипозитного расширения.
Денежный мультипликатор – m=1/R , где R – норма обязательного резервирования. Эта норма устанавливается в законодательном порядке и равна поределенному проценту от обязательств банка по бессрочным вкладам.
Денежный мультипликатор – числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему на одну денежную единицу, либо отношение новых денег к общим резервам.
m – определяет максимальное количество новых кредитных денег, которые могут быть созданы денежной единицей при данной величине обязательных резервов.
D=E*m где Е – избыточные резервы, D - максимальное количество созданных денег на текущих счетах.
5.3Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком.
Цель денежно-кредитной политики - организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
В распоряжении ЦБ имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.
Инструменты денежно-кредитной политики:
Косвенные:
- Регулирование нормы обязательных резервов.Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования ЦБ может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.
- Регулирование учетной ставки процента(ставки рефинансирования).Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.
Прямые
- Операции на открытых рынках
Основным инструментом регулирования предложения денег является покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков, предлагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.
Механизм, который показывает, как изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке), носит название «механизма денежной трансмиссии», или «денежного передаточного механизма».
Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (рисунок 5.5, а); если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рисунок 5.5, б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска.
Рисунок 5.5 – воздействие денежно-кредитной политики на экономику
а) стимулирующая монетарная политика; б) сдерживающая монетарная политика
Механизм денежной трансмиссии в период спада графически изображен на рис. 5.6 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку в экономике рецессия ЦБ осуществляет покупку государственных ценных бумаг → резервы коммерческих банков увеличиваются → их кредитные возможности расширяются → банки предоставляют больше кредитов → предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от МS1 до МS2 – рис. 5.5, а → ставка процента (цена кредита) падает (от R 1 до R 2) → фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты → величина инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 – рис. 5.6, б) → совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.3, в) → объем производства растет (от Y1 до Y*). Эта политика, проводимая с целью выхода из состояния рецессии, носит название «политики дешевых денег» и соответствует стимулирующей монетарной политике.
Рисунок 5.6 - Политика «дешевых денег»:
а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг
Соответственно политика, осуществляемая ЦБ в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется «политикой дорогих денег» и согласуется со сдерживающей монетарной политикой. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.4 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку экономика «перегрета» → ЦБ продает государственные ценные бумаги → резервы коммерческих банков уменьшаются → кредитные возможности банков снижаются → предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от MS1 до MS2 – рис. 5.7, а) → ставка процента (цена кредита) растет (от R1 до R2) → спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает → величина инвестиционных расходов сокращается (от I1 до I2 – рис. 5.7, б) → совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 5.8, в) → объем производства сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Y*, а уровень цен падает (от Р1 до Р2).
Рисунок 5.7 - Политика «дорогих денег»
а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг
Рынок труда
С точки зрения классиков главный ресурсный рынок – рынок труда. Если есть равновесие здесь, то оно будет автоматически и на других рынках. Так как в краткосрочный период этот ресурс переменный, следовательно им можно управлять, его можно котролироовать.
L – ресурс труда
К – капитал = конст.
l - сырье, земля = конст.
Т – техно