Сущность безработицы, её причины, формы и последствия. Государственная политика занятости. Основные направления макроэкономической политики перераспределения доходов и социальной политики
Безработица – это такое неравновесное состояние рынка труда, когда предложение последнего выше, чем спрос. По методологии Международной организации труда, безработным считается тот, кто в данный момент не имеет работы, ищет её, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. Значит, не относятся к безработным те, кто, хотя и не имеет работы, но и не ищет её, и не собирается работать.
Основной показатель, характеризующий состояние рынка труда в стране, - уровень безработицы. Он рассчитывается как процент безработных от количества трудоспособных.
Причины безработицы объясняются по-разному. Так, неоклассики считают, что причина в слишком высоких требованиях к оплате труда, что это добровольное и временное явление. Кейнс подверг критике утверждения неоклассиков о добровольном характере безработицы. Он показал, что в реальности существует и вынужденная безработица, когда невозможно получить рабочее место даже при желании работать за меньшую плату. Например, при циклическом спаде производства. Таким образом, по Кейнсу, основной причиной безработицы следует признать не излишне высокие требования работников к уровню заработной платы, а недостаток совокупных расходов в национальной экономике.
Третье объяснение причин безработицы дали монетаристы. Они видят эти причины в действиях государства и профсоюзов по повышению заработной платы. Эти действия, считают монетаристы, усиливают негибкость, инерционность рынка труда, а значит, увеличивают безработицу. Таковы основные объяснения причин безработицы в рамках макроэкономической теории. А за её пределами остаётся объяснение классической политэкономии в её высшем, критическом выражении – марксистской политэкономии, которая рассматривает безработицу как объективную закономерность капиталистической общественно-экономической формации, где общественный характер производства сопровождается частной формой присвоения, что вызывает антагонистические противоречия, не разрешимые в границах этой формации.
В макроэкономической теории безработица дифференцируется по формам проявления на фрикционную, структурную и циклическую. Фрикционная связана с изменениями в предложении рабочей силы. Например, одна категория работников ищет новую работу, так как прежняя её чем-то не устраивает, а другая, например, молодёжь, впервые приходит на рынок труда. Таким образом, фрикционная безработица является добровольной, она связана со свободой выбора профессии, места и времени работы.
А структурная безработица является вынужденной и вызвана структурными преобразованиями в экономике. То есть развитием новых, высокотехнологичных и производительных отраслей и предприятий, сокращением устаревших. Например, в 1970-1980-х годах в западных странах возникла структурная безработица в связи с созданием более наукоёмких производств и спроса, таким образом, на более квалифицированную рабочую силу. Ещё ближе пример по нашему Ярославлю, где на моторном заводе стало работать не 45 тысяч, как в конце советского периода, а лишь 6 тысяч человек, (значит, лишними оказались десятки тысяч работников), а вот создаваемое в Заволжском районе современное предприятие моторостроения принимает не десятками тысяч, а просто десятками (без тысяч!) человек, ссылаясь на то, что высокий уровень автоматизации объективно приводит к снижению трудоемкости производства.
Если структурная безработица связана с относительным сокращением спроса на рабочую силу (на отдельные виды труда, специальности, профессии), то циклическая безработица приводит к абсолютному падению спроса на рабочую силу.
В реальной смешанной системе, в отличие от командной, не может быть 100%-ного вовлечения в производство всего трудоспособного населения страны. Таким образом, при этом понятие «полная занятость» подразумевает наличие так называемой «естественной» безработицы, то есть устойчивой на протяжении длительного периода доли фрикционных и структурных безработных в рабочей силе.
Разумеется, безработица, как и инфляция, вызывает отрицательные социально-экономические последствия. Например, увеличение периода поисков работы вызывает частичную утрату профессиональных и квалификационных качеств рабочей силы. А главное – когда экономика не может обеспечить рабочими местами всех желающих работать, то её производственный потенциал сокращается. В этом сокращении заключаются экономические издержки безработицы.
Американский экономист Оукен выявил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и отставанием фактического объёма производства от потенциального. По закону Оукена, если наблюдается прирост ВВП до 2,7%, то уровень безработицы не меняется. А вот каждое последующее увеличение ВВП на 2% уменьшает безработицу на 1%. И, соответственно, наоборот, то есть данное соотношение имеет и обратную силу.
Кроме того, нельзя не отметить, что в социальном и политическом смысле потеря работы – это утрата престижа, самоуважения, самоутверждения. Исследователи установили, например, прямую связь между ростом безработицы и числом самоубийств, психических заболеваний, уровнем преступности в развитых странах Запада и в РФ. На волне массовой безработицы возникали самые реакционные режимы (например, приход к власти Гитлера в Германии, Пиночета в Чили). Поэтому важной макроэкономической целью государства в условиях смешанной системы является политика регулирования ранка труда, стабилизация занятости.
В макроэкономической теории существуют различные точки зрения на механизм регулирования занятости в смешанной системе. Но главными течениями являются неокейнсианское и неоклассическое. Они и определяют направления государственной политики занятости в развитых странах. Неоклассическая теория считает, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию, что он остаётся устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде при полной занятости. А значит, правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.
Другая точка зрения, кейнсианская, считает, что рынок труда может стабилизироваться и быть равновесным и при высоком уровне безработицы. Но для этого государственная экономическая политика должна быть направлена на регулирование рынка труда.
С 1930-х годов в развитых странах Запада политика занятости базировалась на кейнсианских рекомендациях. Суть их заключается в том, что поскольку основной причиной безработицы выступает падение совокупных расходов, то государство путём стимулирования спроса на товары и услуги может существенно снизить безработицу. Для этого предлагались такие меры фискальной политики, как поощрение государством инвестиционной деятельности бизнеса, увеличение государственных заказов, снижение ставок подоходного налога, расширение национализированного сектора. Вплоть до 1970-х годов западные правительства в соответствии с кейнсианскими рекомендациями и кривой Филипса обеспечивали баланс между инфляцией и безработицей. То есть для снижения инфляции правительства допускали повышение уровня безработицы. И, наоборот, для достижения роста занятости ослабляли контроль над инфляцией.
Однако американский дефолт 1971 года, слом бреттон-вуддской системы с золото-долларовым стандартом вызвали, в частности, одновременное увеличение уровня инфляции и неэффективность обычных мер борьбы с безработицей. Тогда в западных странах получила распространение гипотеза «естественного» уровня безработицы в рамках монетаристской концепции М. Фридмена. Она выступает за отказ от регулирования рынка труда. Монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна только в краткосрочном периоде. А в долгосрочном профсоюзы, предвидя рост цен, стараются заранее предусмотреть индексацию заработной платы в коллективных договорах с работодателями. Поэтому предприниматели сокращают занятость ниже естественного уровня. При этом, считают монетаристы, вмешательство государства бесполезно. Такая политика в предшествующие кризису 2008 года три десятилетия в западных странах вызвала постоянный рост безработицы при сохранении инфляции.
К сожалению, именно такую политику нерегулирования рынка труда взяла РФ, объявив свои реформы с начала 1990-х годов. К тому же следует заметить, что в нашей стране безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Но такая система учёта безработицы не отражает действительной картины на российском рынке труда. Так, отечественные службы занятости в докризисные годы отмечали у нас уровень безработицы 2-3%, что было втрое меньше, чем в США и странах Европейского Союза. Тогда как экспертные оценки показывали, что в действительности у нас уровень безработицы был в несколько раз больше, если не учитывать выделенное в этом абзаце жирным шрифтом словосочетание. Просто большинство российских безработных не регистрировались в службах занятости, поскольку на тогдашнее (да, впрочем, и на сегодняшнее, значительно повышенное по сравнению с тогдашним) пособие по безработице невозможно было прожить – оно было слишком мало, да и платили его не вовремя. Поэтому российские безработные искали себе работу самостоятельно или прибегая к услугам посреднических организаций, а не государственных служб занятости.
Последние, выходит, у нас не выполняли своих обязанностей и зря проедали деньги налогоплательщиков. Так, летом 2001 года на совещании в Ярославле по проблемам безработицы тогдашний руководитель областной службы занятости Ю.Н. Бородин доложил об обычных трёх процентах уровня безработицы по Ярославской области. Однако тогдашний глава администрации Большесельского района г-н Удачин на это заметил, что по такой методике подсчёта в его районе должно получиться менее двухсот безработных. А в действительности более трёх тысяч большесельцев прожили весь срок пособия по безработице, но работы так и не получили. Эти три тысячи человек (или 20% трудоспособного населения района) комплектуют банды по ограблению квартир, дачных домов, по воровству цветных металлов – этим и кормятся. Такова – по Удачину, а не по Бородину – действительная картина с безработицей в Ярославской области и в целом в РФ.
Ненормально высокой сложилась у нас уже в докризисный период скрытая безработица. Так, в текстильной промышленности Ярославской области объём производства по сравнению с концом советского периода сократился в 10 раз, а количество работающих – только вдвое. Видимо, причина такой ненормальности политико-идеологическая – боязнь социального протеста.
В интервью газете «Комсомольская правда» в начале июня 2009 года академик Л.И. Абалкин обратил внимание на следующий факт: «Существует две методики расчёта безработицы. Наша, российская, учитывает только зарегистрированных в службах занятости людей. И есть статистика Международной организации труда, учитывающая всех потерявших работу. В том числе и тех, кто числится в неоплачиваемых отпусках или переведён на две рабочие недели в месяц. В службах занятости зарегистрированы примерно два с половиной миллиона безработных, а по методике МОТ – восемь миллионов». И когда при этих словах журналист задал вопрос учёному: «Это много?», - то услышал ответ: «О-о-очень много. В России 70 миллионов работоспособного населения. Восемь миллионов – это больше 10%» (Комсомольская правда. 3 июня 2009 года).
Главная причина безработицы в РФ – спад производства в 1990-е годы вдвое. А значит, и государственная политика занятости должна была строиться на основе кейнсианской теории. К сожалению, вместо этого российским правительством была взята монетаристская концепция. Убедительное доказательство – отсутствие должной поддержки малого бизнеса. Академик Л.И. Абалкин, возглавлявший Институт экономики Российской Академии Наук, так справедливо характеризовал эту ситуацию: «В России малый бизнес производит не больше 15% валового внутреннего продукта, а в развитых странах – от 50 до 70%. Перспектива огромная! Но стимулирующие малый бизнес меры правительства не срабатывают. Президент ограничил проверки малого бизнеса? Но это не значит, что проверок стало меньше. Нормального кредита на открытие бизнеса не найти. Цены на электричество в нынешнем году поднялись на четверть…» И на вопрос корреспондента: «А как бы Вы поднимали малый бизнес?» - учёный ответил: «Вплоть до освобождения открывающихся фирм – я имею в виду только малый бизнес – от налогов на первые два-три года жизни» (Комсомольская правда. 3 июня 2009 года).
Особенность структурнойбезработицы в РФ уже в докризисный период заключалась в том, что наблюдался рост незанятости среди неквалифицированных кадров и увеличение вакансий, требующих неквалифицированного труда. Это объясняется тем, что структурные сдвиги в российской экономике проявлялись не в модернизации производства и повышении его научно-технического уровня. Наоборот, стабильное сокращение занятости наблюдаться стало в наукоёмких и технически сложных производствах обрабатывающих отраслей. Правда, в предкризисные полтора-два десятилетия в РФ появились новые сегменты занятости с более высоким уровнем оплаты труда в малом и среднем бизнесе. В то же время между обрабатывающими и добывающими отраслями промышленности изменение оплаты труда произошло в пользу последних. В результате уже к середине 1990-х годов в числе причин выбытия работников удельный вес увольнений по собственному желанию возрос до двух третей.
Конечно, Федеральная служба занятости РФ ежегодно разрабатывала Государственную программу занятости, которая предусматривала профессиональную подготовку и переподготовку кадров, создание новых рабочих мест, организацию общественных работ, стимулирование занятости, выплату пособий по безработице. Однако разработанные программы слабо реализовывались. Да и из тех мер, которые реализовывались, преобладали направленные на региональный уровень рынка труда. Зато практически игнорировались такие косвенные меры стимулирования занятости на макроуровне, как увеличение совокупного спроса фискальными и кредитно-денежными методами. А ведь именно такие меры являются главными с точки зрения макроэкономической теории и мирового опыта.
Данная ситуация на российском рынке труда значительно усугубилась с развёртыванием в 2008 году мирового экономического кризиса. Так, в конце июля 2009 года президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев заявил журналистам, что из-за кризиса в России заморожено около 80 процентов строек. По его словам, кризис привел к резкому снижению спроса на жилье, увеличению процентных ставок по "строительным" кредитам и падению рынка ипотеки. Яковлев отметил также, что за первое полугодие 2009 года общий объем строительно-монтажных работ в стране сократился на 20 процентов, до 1,5 триллиона рублей. Как следствие произошел спал в промышленности строительных материалов (до 40 процентов).
Как передал тогда ПРАЙМ-ТАСС, президент Ассоциации строителей России (АСР) Николай Кошман, в свою очередь, сообщил, что в 2009 году в России будет построено только 53 миллиона квадратных метров жилья, вместо запланированных 73 миллионов. Ранее РСС и Ассоциации строителей России заявляли, что из-за недостатка финансирования и высокой долговой нагрузки 70-80 процентов российских строительных компаний находятся на грани банкротства. Речь идет, прежде всего, о компаниях, которые занимаются жилищным строительством. Эксперты отмечали, что пережить кризис смогут лишь компании, не имеющие крупных долговых обязательств, а также те застройщики, которые получат государственную помощь. В сложившихся условиях российские девелоперы вынуждены уступать часть бизнеса или продавать активы банкам-кредиторам. В московском регионе подобным образом уже поступили в это время компании MosCityGroup и Capital Group, Kopernik Group, группа компаний ПИК, корпорация "Квартстрой".
Ещё хуже в строительной отрасли сложилась ситуация для малого бизнеса. Дело в том, что с 1 января 2010 года принципиально изменились условия работы для них по всей России: вступил в действие федеральный закон №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этим законом все выданные ранее строителям и продлённые лицензии становятся недействительными независимо от срока их действия. Вместо них введены допуски к строительным работам, которые теперь будут выдавать профессиональные ассоциации – саморегулируемые организации (СРО). Причём без вступления в СРО не разрешается отныне вести ни проектирование, ни строительство, ни капитальный ремонт. Однако, чтобы вступить в СРО, любое предприятие независимо от формы собственности, объёма заказов и оборота (а значит, и малое тоже!) должно заплатить взнос в специальный компенсационный фонд от 300 тысяч до 1 миллиона рублей да ещё разовый вступительный взнос от 60 до 150 тысяч рублей. Кроме того надо ещё ежегодно платить на содержание управленческого аппарата СРО до 150 тысяч рублей.
Помимо денежной составляющей закон предусматривает и другие условия вступления в СРО. Например, для получения допуска к строительным работам компания должна иметь не менее трёх специалистов с высшим профессиональным образованием или пять специалистов со специальным средним техническим образованиемна каждый вид работ. А видов работ по инженерным изысканиям – 6, по подготовке проектной документации - 12, а по строительству, реконструкции и капитальному ремонту – 35. Тогда как, по данным ярославского территориального органа Федеральной службы статистики, к 2009 году в Ярославской области из 2248 действовавших строительных организаций 2209 имели численность работников менее ста человек. Как же они могли иметь более чем по сотне только специалистов с высшим образованием? А в это время из безвыходной для малого бизнеса ситуации делает себе дополнительную выгоду бизнес крупный, монополистический. Например, одной из первых СРО, зарегистрированных в реестре Государственного технического надзора, стала столичная организация НП «Профессиональная строительная группа», учредителем которой выступает ЗАО «Интеко», руководимое тогда долларовым миллиардером, женой московского мэра Е. Батуриной. Данная СРО активно предлагает вступать в члены партнёрства и предприятиям из других регионов, в том числе и Ярославской области.
Конечно, для крупных строительных корпораций новая система не только финансово посильна, но и выгодна. Ведь у них множество субподрядчиков, а значит, и кинуть клич среди своих и создать «карманную» организацию не представляет трудности. Следовательно, и проверять, и контролировать теперь они станут сами себя без всякого вмешательства извне и на вполне законном основании. К тому же у таких «мажоритарных» членов СРО появился огромный дополнительный финансовый ресурс, поскольку через управляющие компании собранные деньги можно направлять куда угодно, вплоть до проведения операций на фондовом рынке, а также предоставления кредита нестроительным организациям. А что же станет с малым бизнесом строительной отрасли? Объяснения со стороны официальных чиновников на этот счёт достаточно бодрые: мол, уйдут из отрасли фирмы-однодневки, останутся только серьёзные крепкие фирмы, повысятся качество и ответственность. А сами представители малого бизнеса видят для себя альтернативу: или уйти с рынка, пополнив ряды безработных, или на кабальных условиях (в начале 2010 года в Ярославле это 10% от выручки – см.: Золотое кольцо. 21 января 2010 года) войти под крышу фирм, уже вступивших в члены СРО. Можно уверенно прогнозировать, насколько в ближайшее время возрастёт, например, стоимость капитальных ремонтов жилых домов и других строительных услуг, а также насколько пополнят строители армию безработных. А ведь именно в начале 2010 года в выступлениях президента РФ Д.А. Медведева отмечалось, что проблема безработицы стала самой острой социальной проблемой в нашей стране.
Остроту и актуальность проблемы занятости, в том числе структурной безработицы, выявил, в частности, проведенный в 2014 году в Ярославской областной думе «круглый стол» по вопросам кадрового потенциала для промышленности (см. об этом подробнее: Московский комсомолец в Ярославле. № 24 (830) 11-18 июня 2014 года). Он отметил, что в базе региональной службы занятости находятся 17,5 тысяч вакансий, а зарегистрированных безработных – всего 9 тысяч человек. Тем более, что руководитель службы занятости Владимир Захаров заявил: «У нас количественно не будет хватать людей, чтобы обеспечивать экономику. По прогнозам, к 2016 году численность трудовых ресурсов в Ярославской области уменьшится на 27 тысяч человек». Казалось бы, никакой проблемы безработицы не должно быть. Впрочем, большинство безработных наверняка скажут. Что вакансии службы занятости их не устраивают по одной простой причине – из-за слишком маленькой зарплаты. И поэтому промышленники и эксперты отмечают в регионе нехватку рабочей силы и дефицит выпускников со специальным образованием. Так, потребность в слесарях и станочниках в Ярославской области в 2,6 раза выше, чем могут предложить средние специальные учебные заведения. Наладчиков оборудования нужно в пять раз больше, чем выпускают сейчас. Да и вовсе не факт, что получающие рабочую специальность действительно пойдут на производство, если им не предложат хорошую зарплату. Для Вас ещё интереснее и важнее ситуация с трудоустройством выпускников нашего университета по получаемой квалификации. Выступивший на упомянутом «круглом столе» проректор по развитию дополнительного образования ЯГТУ С.В. Гудков признал: «Пять лет назад мы видели, что 70% выпускников нашего университета остается работать в Ярославской области. Сейчас у нас почти 40% абитуриентов – иногородние, выпускники-ярославцы едут поступать в столичные вузы, и только 25% студентов готовы идти работать на производство». И это при том, что как отметил на «круглом столе» председатель областной думы М.В. Боровицкий, «…У нас есть кадровый голод на высококлассных специалистов, это на самом деле проблема, которую Ярославской области нужно решать. Второе, если говорить о цене промышленности, то уровень технической модернизации, оснащенности, технологий, на которых приходится работать региональной промышленности, к сожалению, в большинстве случаев отстает от требований времени. Что такое 30000 долларов выработки на одного рабочего в промышленности? Это на сегодняшний день сопоставимо с выработкой в сельскохозяйственном комплексе. Но уровень производительности труда в промышленности должен быть в разы выше, чем в сфере аграрного комплекса. Нам нужно сейчас принять исключительные усилия в этой ситуации». А депутат областной думы Александр Гончаров добавил, что по приросту инвестиций в основной капитал Ярославская область занимает последнее, 18-е место в центральном федеральном округе. А это значит, что конкурентоспособность предприятий и региона в целом снижается. Получается, что пока живущая вчерашним днем ярославская промышленность нуждается в выпускниках ЯГТУ для проведения её модернизации, а они не спешат пойти на предприятия этой промышленности из-за низкой зарплаты.
Конечно, в целом проблемы социальной политики не могут и не должны сводиться только к вопросу о занятости. Ведь основой социальной политики государств смешанной системы выступает политика формирования доходов населения. При этом главное внимание уделяется распределительным отношениям. То есть отношениям между людьми по поводу определения доли каждого члена общественного производства в созданном продукте. Здесь различают, во-первых, собственно отношения распределения, а во-вторых, отношения перераспределения. Первое – это определение доли каждого участника общественного производства в созданном продукте. А второе – это обеспечение доходами неработающих членов общества и решение других социальных проблем.
Основные формы доходов, которые получает население стран смешанной системы, можно назвать следующие. Во-первых, заработная плата, то есть доход работника за определённый период времени. Во-вторых, процент, то есть доход на капитал. В-третьих, рента, то есть доход от использования земли и других природных ресурсов. В-четвёртых, предпринимательский доход, то есть доход от предпринимательской деятельности.
Кроме денежной составляющей, совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счёт федерального и муниципальных бюджетов и фондов предприятий. Как денежные, так и совокупные доходы, принято делить на общие и располагаемые. Общие (брутто-доходы) – это доходы до уплаты налогов и других обязательных платежей. Располагаемые (нетто-доходы) – это доходы после осуществления указанных платежей.
Кроме того, различают также номинальные и реальные доходы. Номинальные – это доходы, не очищенные от воздействия инфляции. А реальные – это доходы, подсчитанные с учётом инфляции.
Наконец, при рассмотрении структуры и формирования доходов различают, во-первых, трудовые доходы, а во-вторых, доходы в виде дивидендов на акции, процентов на облигации и другие ценные бумаги. Трудовые доходы – это заработная плата наёмных работников, а также поступления от занятий индивидуальной трудовой деятельностью и от реализации продукции с личного подсобного хозяйства. А другие доходы: дивиденды, проценты – это доходы от использования ранее заработанных средств, предназначенных не на текущее потребление, а на инвестиции в производство товаров и услуг.
Все перечисленные виды доходов относятся к правомерным, в отличие от криминальных, которые тоже имеют место в смешанной системе. К последним относятся нажива за счёт нарушения установленных законом норм хозяйствования, взятки и вымогательство, «откаты».
Основным источником различных доходов выступает хозяйственная деятельность в рамках правовых норм или за их пределами. Применительно к конкретным видам доходов экономикс считает источником заработной платы труд наёмного работника, то есть продажу им рабочей силы; источником процента – капитал, функционирующий как самовозрастающая стоимость; источником ренты – собственность на землю, то есть возможность отбирать у арендатора часть его прибыли; источником предпринимательской прибыли – предпринимательскую деятельность. Правда, в последнем случае возникает вопрос: а за что получают предпринимательскую прибыль, ведь в современных развитых странах для управления часто используют нанятых менеджеров, а сами получатели предпринимательской прибыли уклоняются от исполнения распорядительской функции. В связи с этим в рамках экономикс появилась «рисковая» теория американского экономиста Найта, которая оправдывает предпринимательскую прибыль как плату за риск в условиях рыночной неопределённости, возможности убытков и разорений.
А теперь заметим, что распределение доходов в смешанной системе сопровождается неравенством. Каковы же основные причины неравенства доходов? К таким причинам нужно отнести, во-первых, различия в интеллектуальных и физических способностях, во-вторых, различия по уровню образования и профессиональной подготовки, в-третьих, неравенство во владении собственностью, в-четвёртых, господство на рынке и способность искусственного вздувания цен в своих интересах и, наконец, в-пятых, удачу, связи, несчастья и дискриминацию на рынке.
Как же измеряется неравенство доходов? В основе такого измерения – определение доли дохода или богатства, приходящейся на различные группы населения. Для этого используется график кривой Лоренца, где на горизонтальной оси откладывается доля всего количества семей от нуля до 100%, а на вертикальной – их доли в совокупном доходе. Если бы доходы распределялись равномерно, то кривая Лоренца выпрямилась бы и приняла форму биссектрисы (линии 45 градусов). То есть чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем выше степень равномерности распределения дохода. А чем больше вогнутость кривой Лоренца, тем более неравномерным является распределение дохода. Если бы менее 1% населения получило весь совокупный доход, то кривая Лоренца приобрела бы вид линии абсолютного неравенства, которая образует с горизонтальной осью прямой угол. Использование графика кривой Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность, а значит, спрос. В докризисный период в большинстве развитых стран смешанной системы отмечалась тенденция к уменьшению неравенства в индивидуальных доходах.
Кроме кривой Лоренца, для измерения степени дифференциации доходов применяются децильный и квинтильный коэффициенты. Они показывают различия в уровнях доходов соответственно 10% и 20% наиболее обеспеченных групп общества и 10% и 20% наименее обеспеченных. За более чем полувека до начала кризиса в 2008 году практика развитых стран Запада и Японии привела к выводу, что идеальным нормативом по децильному коэффициенту является непревышение значения 5, хотя, уж конечно, и единица, то есть полнейшая уравниловка, не приветствуется как состояние, не способствующее материальной заинтересованности в высоких результатах труда и бизнеса. Считается, что превышение уровня в пять раз нарушает социальную стабильность. Например, в скандинавских странах признаётся неприличным афишировать чрезмерный материальный достаток, а тем более использование предметов роскоши. Обычно децильный коэффициент в Швеции, например, колебался в пределах от трёх до четырёх раз. Кстати таким же был этот показатель в СССР. А вот если децильный коэффициент находится в интервале от пяти до десяти раз, то это состояние, по мнению западных экспертов, выступает серьёзным предупреждением правительству о необходимости с верхних 10% отнять часть доходов, например, с помощью налогов, а нижним 10% добавить с помощью различных социальных программ. С этой точки зрения не выдерживает критики ситуация в РФ, где уже к 2009 году децильный коэффициент достиг беспрецедентного значения в 17 раз!
И если бы при этом сверхдоходы олигархов шли на развитие отечественной экономики! В действительности направленность их расходов не выдерживает никакой критики. Вот какой пример по этому поводу приводит журналист Е. Бадякина (См.: Правда. 21 мая 2009 г.): «На открытие отеля в Анталии, построенного одним из русских олигархов, были приглашены журналисты, однако вместо восхищения увиденное вызвало ужас: так вот куда уходят деньги народа!
В ближайшие выходные небо над турецкой Анталией расцветится всполохами салютов. Здесь ждут прибытия большого десанта влиятельных российских политиков и поп-звезд. Поводом для столь бурных торжеств станет открытие нового отеля “Мардан-палас”, готового затмить роскошью и богатством дворцы султанов. Его строительство обошлось в 1,4 млрд. долларов.
В рекламном буклете сообщается: “Роскошные залы, удивительно сочетающие в себе великолепие старины и новейшие технологии, преданный (именно так! — Е.Б.) персонал, самое современное оборудование, сервис мирового класса превзойдут все ваши ожидания”. Только на отделку здания, по утверждению туристического сайта, пошло более 10 тыс. кв. метров листового золота, 500 тыс. кристаллов хрусталя и 23 тыс. кв. метров итальянского мрамора. В один из самых больших на побережье бассейнов с пресной водой площадью 2 гектара погружен аквариум с тысячами тропических рыб. Через бассейн перекинуты мосты, сделанные по рисункам Леонардо да Винчи, по водной глади будут курсировать пассажирские гондолы. В итальянском ресторане у воды блюда будут подаваться в элитной посуде Hermus, стоимость которой составит около 2 млн. долларов. В СПА-центре площадью 7500 кв. метров гостям “предложат различные виды массажа, талассотерапию и услуги косметолога. Одной из самых дорогостоящих СПА-услуг станет косметическая процедура по уходу за лицом на основе 24-каратного золота”.
Ночь пребывания в этом отеле обойдется в 16 тысяч евро. В фойе замечаю богато инкрустированный столик, позолоченная табличка на котором сообщает по-английски, что здесь “можно взять напрокат автомобиль, яхту и самолет”.
На фронтоне здания красуется изображение скорпиона — такое же, как и на ресторане “Прага” в Москве. И это не случайное совпадение. Владельцем роскошного отеля, равно как и “Праги”, и Черкизовского рынка, является Тельман Исмаилов, выходец из Азербайджана, возглавляющий группу АСТ, о которой известно, что она представлена в полиграфическом, ресторанном, ювелирном, строительном, гостиничном бизнесе.
Недавно по ТВ была показана видеозапись празднования 50-летия этого господина, где хвалебные речи в его адрес возглашал мэр Москвы Лужков, гостей развлекали своим пением звезды эстрады, в том числе Алла Пугачёва. А главным украшением юбилейного торжества стало выступление американской поп-дивы Дженнифер Лопес, за визит которой было уплачено 2 млн. долларов. Юбиляр вручил соблазнительной красотке золотой микрофон, инкрустированный бриллиантами. Можно не сомневаться, что на открытие нового отеля в Анталии прибудут гости калибром не меньше. И у них должно перехватить дыхание от помпезных интерьеров и щедрости российских нуворишей.
Видимо, на ответный восторг рассчитывали и организаторы приема, приглашая туда российских журналистов — участников международного конгресса по проблемам современного медиарынка. Нас предупредили, что это будет “необычный прием” и надо одеться поторжественней. Довольно долго мы ехали в автобусах вдоль береговой полосы, пока не попали наконец в “заповедную зону”, где построено несколько дорогих гостиниц. Есть даже стилизованный под Кремль отель с одноименным названием. Но “Кремль” меркнет в сравнении с возведенным неподалеку “Мардан-паласом”. Перед отелем воздвигнут огромный каскадный фонтан, масштабами превосходящий петергофский. По краям фонтана — скульптурные фигуры турецких султанов в халатах и тюрбанах, высеченные из редкого цветного мрамора. Лестницы, соединяющие восемь этажей, покрыты дорогими коврами, перила выполнены из красного дерева, а опоры — из хрусталя. Плафоны люстр, стилизованных под старину, выкованы из бронзы и меди. Золотом поблескивают дверные ручки не только в номерах, но и в туалетах. Роскошь даже не в стиле королевских дворцов Европы, а палат восточных шейхов.
Обед, на который нас пригласили вышколенные официанты, был столь же изыскан, как и вычурные интерьеры: одних закусок и десертов было несколько десятков наименований. Повара, трудившиеся тут же за небольшой стойкой, предупредительно улыбались, предлагая всё новые и новые блюда. Своим вниманием мероприятие почтили высокопоставленные представители турецкой стороны, а также российский консул, выразивший надежду на развитие российско-турецких связей.
Всё это, по замыслу организаторов приема, должно было поразить наше воображение и вызвать гордость, что владельцем сей роскоши является наш соотечественник. Но радости не возникало, наоборот. У журналистов, приехавших из разных уголков России, и не понаслышке знающих о ситуации в стране, подобная показуха вызывала возмущение. “Это ж сколько школ и больниц можно было построить у нас в стране на эти деньжищи”, — вздыхала моя коллега из Центральной России. Не помешала бы финансовая поддержка и моему родному Кавказу. Вот данные, опубликованные в последнем номере еженедельника “Северный Кавказ”: “Задолженность по заработной плате в Южном федеральном округе с января 2009 года выросла почти в 7 раз — до 882 миллионов рублей. Если на 1 января долг по заработной плате в округе составлял 128 миллионов рублей, то на 1 апреля он достиг 882 миллионов рублей. Наиболее сложная ситуация складывается в Ростовской области. Здесь задолженность растет особенно быстро — с 55 миллионов в январе до 230 миллионов в апреле”. Растет и безработица. По словам начальника управления Генпрокуратуры РФ по Южному федеральному округу Валерия Мачинс