Билет № 22. Показатели уровня жизни.

Под уровнем жизни принято понимать количество материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения страны в том или ином периоде хозяйствования. В состав понятия «уровень жизни населения страны» входят не только материальные, но также культурные и социальные потребности граждан.
В соответствии с документами Международной организации труда каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обеспечение, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и членов его семьи, а также на обеспечение в случае безработицы, инвалидности или утраты средств к существованию.
Для характеристики уровня жизни применяется большой круг показателей, которые классифицируются по различным признакам.
По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни населения страны, показатели делятся на общие и частные.
Общие показатели уровня жизни — это объем на душу населения национального дохода. Эти данные характеризуют степень достижения социально-экономического развития общества в целом. Например, в развитых странах годовой доход на душу населения составляет 25 тыс. долл. США и более, в экономически отсталых странах (Эфиопии, Сомали, Мозамбике и др.) годовой доход на душу населения не превышает 100 долл. США.
К частным показателям уровня жизни населения можно отнести:
- уровень потребления;
- условия труда;- обеспеченность жильем;
- уровень социального обслуживания;
- условия воспитания детей;
- социальное обеспечение.
По содержанию показатели уровня жизни населения страны делятся на экономические и социально-демографические. Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребности. Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.
По характеру отражения процессов потребления материальных благ и услуг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и натуральные.
К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребления, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).
Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).
По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жизни населения подразделяются на количественные и качественные. Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг. Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдельным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).
Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных программах социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материального производства страны, связанного с производством продовольственных и непродовольственных товаров, строительством объектов социальной инфраструктуры, деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы страны.
Для региональных и международных сопоставлений используют систему показателей, рекомендованных ООН. Условно можно выделить несколько групп показателей уровня жизни.
Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных показателях, а именно:
- питание - среднесуточное количество на душу населения калорий и граммов белка;
- здоровье - средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент смертности;
- жилище - общая площадь на душу населения;
- домашнее имущество - обеспеченность населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т. д.;
- уровень культуры - среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше;
- платные услуги на душу населения;
- другие показатели.
Вторую группу показателей уровня жизни образуют стоимостные, обобщающие показатели. К ним относятся:
- ВВП на душу населения;
- доля товаров и услуг в структуре ВВП;
- денежные доходы на душу населения;
- начисленная среднемесячная зарплата одного работника;
- средний размер назначенных месячных пенсий;
- реальные располагаемые денежные доходы;
- индекс потребительских цен;
- минимальная оплата труда;
- минимальный потребительский бюджет и др.
Третья группа характеризуется интегральными показателями. Специалисты Программы развития ООН (ПРООН) разработали интегральный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - и ввели его в практику с 1991 г. Сведения публикуются по 175 странам. ИРЧП исчисляется как среднее трех величин: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования населения (25 лет и старше), соотнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутым в мире.
По данным за 2001 г., представленным в докладе ПРООН, в группу развитых входили 55 стран. Россия по ИРЧП занимала 63 место (0,779), оставаясь в группе среднеразвитых стран. За последние два-три года наметилось повышение данного индекса, и страна переместилась на более высокую позицию (с 72-й позиции в 1995 г.).





Билет № 23. Экономика образования в системе экономических наук. Предмет экономики образования. Задачи экономики образования.

Экономика образования - важная ветвь системы экономических наук. Она относится к числу наиболее молодых Б поскольку как наука экономика образования сложилась гораздо позже экономики промышленности и ряда других отраслевых экономик : всего лишь несколько десятилетий назад. Для постижения экономических тайн и выявления своеобразия экономических категорий и законов в области образования недостаточно простого наблюдения и описания явлений. Необходима была специальная наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и раскрыть их движущие силы.
Такой наукой и стала экономика образования. Предмет ее можно определить следующим образом, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, то есть объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект- это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг.
Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.
Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому действуют объективные экономические законы. Например, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей, когда современная НТР и социальный прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда.
Образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности как личности, так и общества. Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в условиях социально-экономического прогресса приводят к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве.

Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Это усиливает тенденцию увеличения доли всех услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.
Своеобразно проявляются в сфере образования и законы рыночного хозяйства: закон спроса и предложения, закон стоимости и др. В связи с преобладанием бесплатного образования спрос на образовательные услуги чаще не определяется платежеспособным спросом потребителя. Действие закона стоимости в области образования до сих пор по существу недооценивается.
Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда- образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др.
Не менее важно и то, что в этой отрасли производятся образовательные услуги - особая разновидность экономических благ.
Учет производственного аспекта и приоритетности сферы образования диктует необходимость эквивалентного обмена образовательных услуг на товарную продукцию других отраслей народного хозяйства. На этапе становления рыночной экономики особенно обострилась необходимость замены прежде господствовавшей внеэкономической командно-распорядительной системы хозяйствования новым экономическим механизмом с внедрением возмездного принципа ведения образовательной деятельности.
Методологической основой экономики образования выступает теория человеческого капитала. Основатели этой теории- американские экономисты Г.Беккер , Т.Шульц и их последователи- трактуют человеческий капитал как имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций, которые влияют на рост производства и доходов. Они ввели в экономический анализ еще один, дополнительны фактор. Представители классического экономического направления, как известно, исходили из так называемого функционального распределения доходов по трем факторам: труду, земле и “обычному” капиталу. Согласно новой концепции к распределению подключается и человеческий капитал. Причем на первый план выдвигалось личное присвоение соответствующей части дохода обладателем этого “четвертого фактора”.
Сторонники теории человеческого капитала рассматривают его в узком и широком ракурсе. В узком смысле одной из форм капитала является образование. В широком смысле человеческий капитал формируется за счет инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, расходы на охрану здоровья, миграцию и поиски информации о ценах и доходах.
Развиваемый в рамках концепции человеческого капитала экономический подход к человеку и его рациональному поведению широко используется в практике рыночного хозяйствования наиболее развитых стран мира. Через призму теории человеческого капитала образование стало рассматриваться во многих странах как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения социального неравенства и как средство борьбы с безработицей. В связи с этим произошел коренной пересмотр приоритетов в политике государства .Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран, стало ключевым рычагом преодоления экономической отсталости. Бесспорно, что эта теория способствовала пересмотру первоначальной концепции рынка труда и явилась заметным вкладом в экономику труда.

Билет № 24. Образование как смешанное благо.

Существование общественного сектора экономики преимущественно вызвано наличием общественных благ. Образование, обладающее всеохватывающим характером и способностью проникать почти во все сферы общественной жᴎᴈни и разные стороны человеческой деятельности, воздействующее на разные объекты, явления и процессы социальной жᴎᴈни, которое дает им возможность с той или иной степенью результативности влиять на общее состояние дел в обществе, регулировать и контролировать их. Отдельное место среди разнообразных услуг, реализуемых как на мировых рынках, так и на национальных, захватывающие образовательные услуги, обладающие большой социальной значимостью. Рынок образовательных услуг, с точки зрения структуры экономики, относится к непроизводственному сектору, доля которого в развитых странах превышает 50 %. Многоаспектность употребления категории «образовательная услуга» в различных отраслях знаний породила целый ряд её определений. Рассмотрим некоторые из нихИтак, образовательные услуги представляются как средство удовлетворения познавательной потребности человека и потребности в профессионально-квалификационной подготовке. В Законе Российской Федерации «Об образовании» рассматривается такое определение образования, как «…целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Так же в законе указывается «право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации» [11]. Иначе говоря, образование определяется как: «...общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности». [7] Итак, каждый человек является потенциальным потребителем образовательных услуг как бесплатных, которые закреплены Конституцией РФ, так и платных, представляющиеся различными субъектами рынка образовательных услуг. Экономика определяет общественное благо как то, которое люди потребляют, при этом, не ущемляя возможность его потребления другими. Общественное благо в чистом виде встречается очень редко и обычно предоставляется государством. Если рассматривать образовательные услуги в рамках теории общественных благ, то они являются квазиобщественными благами — благами, по поводу которых возможны ограниченные исключение и конкуренция [4, с. 37–39]. Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка данного блага для всех, то есть происходит перегрузка (потребление блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления). Иную позицию занимает Якобсон Л. И., который относит образовательные услуги к благам, которые обладают особыми достоинствами. Он рассматривает образовательную услугу как частное благо, потребление которого общество в целом желало бы сделать обязательным для всех своих членов. Для этих благ являются характерными положительные экстерналии. Именно это и будет обусловливать целесообразность их общественного финансирования. Их не всегда возможно отделить от смешанных. С точки зрения возможности исключения и степени использования данного блага, образование как совокупность образовательных услуг потребляется и используется строго индивидуально . Образовательная услуга как общественное благо является социально-значимым, то есть в процессе его потребления возникает положительный внешний эффект. Потребление образовательной услуги многочисленной частью общества подразумевает повышение культурного уровня населения, снижение преступности и расширение перспектив занятости общества. Общественным благам отводится в национальной экономике значительное место. Их адекватная трактовка, управление их производством, распределение и потребление являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики. В настоящее время среди ученых нет единого мнения о том, что понимать под термином «общественное благо». Поддержание знаний и образования как глобального общественного блага является основной задачей для России и международного сообщества, способствующей улучшению качества жизни населения. Итак, общественные блага — товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые нельзя измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. Спецификой образовательных услуг является то, что, по мнению большинства специалистов, они относятся к категории «общественных благ». Образовательная услуга как общественное благо является не исключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка этого блага для всех, то есть происходит перегрузка (использование блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления). Большинство исследователей относят данные услуги к категории «квазиобщественное благо».

Наши рекомендации