Билет № 16. Основные виды налогов в России. Кривая Лаффера.
Налоги– ϶ᴛᴏ обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на базе установленного законодательства. Исторически они возникли с появлением государства в виде «взносов граждан» для содержания публичной власти.
Система налогов Российской Федерации:
Современная налоговая система включает два основных вида налогов: прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальными налогами облагаются отдельные объекты имущества: земельные участки, дома, промышленные и торговые предприятия, денежный капитал. | Личными налогами облагаются доходы отдельных физических или юридических лиц. К числу таких налогов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся подоходный, поимущественный, с наследств и дарений. |
Косвенные налоги взимаются с покупателей через цены, устанавливаемые на товары и услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает доход, в состав кᴏᴛᴏᴩого входят налоговые поступления. Последние непосредственно перечисляются в фонд государства.
Целевые налоги. Кроме прямых и косвенных налогов в последнее время широкое распространение получили взносы, связанные с социальными выплатами. К их числу ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: пенсионный фонд, фонд страховой медицины, фонд занятости, фонд социального страхования. По ϲʙᴏей сущности они будут целевыми налогами, так как имеют определенное назначение. Классификация основных видов налогов Российской Федерации представлена в таблице.
Система налогов. В Российской Федерации в зависимости от органа, кᴏᴛᴏᴩый взимает налог, различают федеральные, региональные и местные налоги (табл. 22.2).
Федеральные налогивзимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. | Региональные налоги включают в себя региональные платежи за пользование природными ресурсами (плата за воду, лесной налог и др.). | Местные налоги взимаются местными органами на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории и поступают в местные бюджеты. |
К числу важнейших налогов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:
· Подоходный налог с физических лиц – прямой прогрессивный налог, взимаемый со всей совокупности доходов населения. Подоходный налог будет регулирующим налогом. Значительная его часть обычно зачисляется в местные бюджеты.
· Налог на прибыль предприятий и организаций – прямой пропорциональный налог. Ставка ϶ᴛᴏго налога разделена: 13 % от прибыли (доходов) предприятий и организаций зачисляется в федеральный бюджет, до 22 % – в региональные бюджеты.
· Налог на добавленную стоимость (НДС)– косвенный, регрессивный налог, ᴏᴛʜᴏϲᴙщийся к числу регулирующих.
Стоит отметить, что основная его ставка составляет 20 %. Во многих случаях часть ϶ᴛᴏго налога зачисляется в региональные бюджеты. По оценкам экономистов, НДС оказывает сдерживающее влияние на экономический рост.
Акцизы– ϶ᴛᴏ сборы, взимаемые при продаже особых товаров. Их перечень утверждается специальным законом. К числу таких товаров обычно ᴏᴛʜᴏϲᴙтся табачные изделия, драгоценности, нефтепродукты и т. д. Этот налог будет косвенным, регрессивным, регулирующим, устанавливается на товары с неэластичным спросом.
Поимущественные налоги– ϶ᴛᴏ налоги на личное имущество граждан и имущество (фонды) предприятий. Его ставка составляет 0,1 % на имущество граждан и до 2 % – на имущество юридических лиц. Поимущественные налогитрадиционно закрепляются за региональными и местными бюджетами. Стоит заметить, что они будут прямыми, пропорциональными налогами.
Кривая Лаффера – кривая, отражающая взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет.
Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут возрастать до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращается объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, налоговые поступления в государственный бюджет возрастут. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».
Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога (рис. 91.1).
По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений (R), по горизонтальной – значения ставок подоходного налога (r). Если r = 0, то государство не получит налоговых поступлений. При r = 100 % общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода.
В точке А при ставке подоходного налога r = 50 % налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (R b < Ra).
И хотя бесспорным является тот факт, что изменение налоговых ставок оказывает стимулирующее или тормозящее воздействие на экономику, на практике теоретические построения Лаффера оказались ошибочными: не увеличились доля сбережений и предложение труда. В 1983 г. в США дефицит бюджета составил $200 млрд.
Практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во первых, сложно было определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный период; во вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывают влияние множество факторов помимо налоговых ставок.