Билет № 5. Спрос и факторы его определяющие.
Спрос – это потребность в том или ином товаре, услуге, обеспеченная денежными средствами покупателя. Главным фактором определяющим величину спроса является цена.
Чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот (х- цена, у- кол-во товара)
х
кривая
у
Неценовые факторы
1) потребительские вкусы и доходы
· престижные товары(товары Веблена), если цена на эти товары уменьшается, спрос на них может уменьшится
· низкокачественные товары (товары Гиффена), если доля расходов, которая семья тратит на эти товары, достаточно высока, то при увеличении цены на них, спрос может увеличиться;
2) число покупателей;
3) цены на сопряжённые товары
· взаимозаменяемые товары- увеличение цены на один товар приводит к увеличению спроса на другой (шоколад- конфеты)
· взаимодополняемые товары- при увеличение цены на один товар уменьшается спрос на другой товар(принтер- бумага)
4) потребительские ожидания
· изменение цены в будущем
· возникновение дифицита
При изменение цены на товар изменяется величина спроса (движение по кривой) под действием неценовых факторов меняется сам спрос – движение кривой.
Билет № 6. Предложение и факторы его определяющие.
Предложение – зависимость, существующая между всеми возможными ценами на товар и количеством товара, которые производители хотят и могут производить и продавать по этим ценам при прочих равных условиях.
Величина предложения – определенное количество единиц товара или услуги, которые продавец может предложить на рынке по данной цене.
Закон предложения: при прочих равных условиях производители предлагают большое количество товара/продукта по высокой цене, чем по низкой. Связь между величиной предложения и ценой прямая.
Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S (от английского supply – предложение).
Изменение цены продукта ведет к изменению величины предложения.
Кривая предложения.
Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из A в B связано с изменением величины предложения.
Величина предложения– это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S[1] вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов.
Предложение постепенно изменяется под действием ряда неценовых факторов:
§ изменение цен на ресурсы
§ изменение количества продавцов
§ уровень технической и технологической оснащенности производства
§ налоги и дотации
§ изменение цен на продукцию, производимую в схожих условиях
§ ожидание изменения цены продукта
§ экспорт и импорт товаров
§ ожидания производителей
Каким образом на объем предложения влияет изменение различных факторов:
1. Цены на факторы производства. При росте цен на факторы производства соответственно увеличиваются затраты на производство блага, что способствует снижению объема предложения. При этом кривая предложения смещается влево. Снижение же цен на факторы производства ведет к снижению затрат на производство блага, объем предложения увеличивается, кривая предложения смещается вправо.
2. Технологии. Внедрение новых технологий в производство способствует снижению затрат на производство экономических благ. При неизменных ценах на факторы производства производственные издержки сокращаются, что способствует увеличению объема предложения блага по существующей цене. В этом случае кривая предложения смещается вверх.
3. Численность продавцов. Численность продавцов на рынке положительно влияет на изменение объема предложения, кривая предложения смещается вправо.
4. Налоги. Рост налогов ведет к увеличение затрат на производство блага, а следовательно к снижению объема предложения по существующим ценам. Кривая предложения смещается влево и вверх.
5. Ожидания производителей. Прогнозирование роста цена на экономическое благо может вести к снижению объема предложения. В этом случае кривая предложения смещается влево и вверх.