Предприятие ИГиТ и экономический кругооборот
Экономическая деятельность предприятия – одного из экономических субъектов есть сочетание действий, приводящих к получению определенного набора продукции или услуг. Основываясь на таком подходе, индустрия гостеприимства и туризма представляет собой вид экономической деятельности, состоящий из ряда многоаспектных процессов производства туристского продукта (услуги), направленного на удовлетворение интересов потребителя. Такая концепция согласуется с рекомендациями Всемирной туристской организации ООН и логично входит в экономические структуры как современная производственная и коммерческая деятельность, которая производит товары и услуги.
Индустрия гостеприимства и туризма – это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.
Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), предприятия/фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, предприятия партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах, либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством – борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.
В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным экономическим агентом признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как производные от него формы: предприятия/фирмы – как юридические лица, а государство – как организация по спецификации и защите прав собственности.
Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью обмена экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и предприятия/фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Предприятия/фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения[1] (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Кругооборот спроса и предложения
При всей условности схемы кругооборота она отражает главное – в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.
Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, осуществляемых на рынках потребительских товаров и услуг. Продажа этих товаров и услуг составляет выручку фирм. Покупка ресурсов, необходимых для этого, означает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (труд, землю, капитал, предпринимательские способности), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, процент, прибыль). Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Цикл рыночного кругооборота благ и доходов
Индивид, получая доход от своей трудовой деятельности, всегда является конкретным потребителем этих услуг. Следует отметить, что эти циклы возобновляются постоянно. Продолжительность цикла рыночного кругооборота зависит от состояния спроса и предложения.
Рассмотрим состояние спроса и предложения в туризме.
Спрос на путешествия в определенный туристский регион (V) - это функция склонности человека к путешествиям и соответствующей величины сопротивления связи между начальным пунктом путешествия и местом назначения:
V = f (склонность, сопротивление).
Математически туристский спрос можно представить как:
V = N x P,
где N – количество потенциальных туристов, желающих воспользоваться поездкой;
P – средняя цена поездки.
Склонность к путешествиям может пониматься как предрасположенность человека к путешествиям и туризму, т. е. насколько сильно человек желает путешествовать, в какие регионы, а также какие виды путешествий он предпочитает. Для оценки склонности человека к путешествиям следует принимать во внимание психологические и демографические (социально-экономический статус) переменные, касающиеся человека, а также эффективность маркетинга.
Сопротивление же порождается экономической дистанцией, культурной дистанцией, соответствие между ценой туристской поездки и её качеством, эффектом сезонности.
Экономическая дистанция – это зависимость продолжительности путешествия от начального пункта до места назначения и обратно с денежными расходами на совершение этого путешествия. Чем больше экономическая дистанция, тем выше сопротивление (желание человека остаться дома) и ниже спрос. И, наоборот, из этого следует, что если время на путешествие между начальным пунктом и пунктом назначения и стоимость этого путешествия уменьшить, то возрастет спрос. Так, увеличение спроса на дальние путешествия произошел с появлением больших самолетов, предназначенных для трансатлантических полетов. Это снизило стоимость путешествий почти на 50 %. Появление реактивных самолетов в 1959 г. и их усовершенствованных модификаций в конце 60-х значительно сократило время перелета (примерно в 2, 5 раза), в результате чего грандиозно вырос спрос.
Культурная дистанция - степень различия между культурой региона, из которого приехал турист, и культурой принимающего региона. Общая тенденция такова: чем больше культурные различия, тем больше сопротивление. Но в некоторых случаях отношение может быть и обратным, так, например, в последнее время возрастает спрос на экзотический туризм.
Соответствие цены и качества туристской услуги способствует снижению сопротивления к принятию решения о туристской поездке.Нарушение этого соответствия приводит к неудовлетворённости туристов совершенным путешествием и, как следствием этого, сокращению туристского спроса.
Эффект сезонности – это относительная привлекательность данного туристского направления, курорта, зависящая от наиболее благоприятного времени года его посещения. Для лыжного курорта, например, спрос будет на самом высоком уровне в зимние месяцы. Сопротивление же в этот сезон минимально.
На величину спроса, его структуру и динамику влияют самые различные факторы: количество покупателей туристского продукта,их денежные доходы, оценки перспектив будущих доходов, бюджет свободного времени, туристские вкусы путешественников, реклама и т. д.
Туристское предложение - это идеальная готовность и реальная возможность производителей произвести и поставить на рынок определенное количество туристских услуг.
Предложение туристских услуг зависит от многих факторов: количества и структуры предприятий производителей туристских услуг (размещение, питание, транспорт, развлечений и т.д.); турфирм - продавцов туристского обслуживания; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов.
Туристское предложение основано на наличии в туристском регионе первичных и вторичных туристических ресурсов. Первичные туристические ресурсы включают:
- природные ресурсы (климат, ландшафт, экосистемы);
- культурно-исторические ресурсы (архитектурное наследие, произведения искусства, археологические и научные ценности, традиции, суб-культурные образования)
- социальные ресурсы (люди или организации, которые способствуют быстрому развитию туризма в регионе и обладают финансовым капиталом, способностями, знаниями; система охраны здоровья, окружающей среды и собственности; интересы местного населения и т.д.);
- инфраструктуру, необходимую для обеспечения туризма, включающую в себя энергоснабжение, водоснабжение, канализацию, дороги и железнодорожные пути, а также аэропорты, связь и т.д.
Кроме того, необходимо наличие и вторичных ресурсов (материально-техническая база туризма):
- сектор размещения (гостиницы, мотели, лагеря для автотуристов, пансионы и т.д.);
- сектор общественного питания (кафе, рестораны, закусочные и т.д.);
- сектор организации путешествий (агентства, организаторы экскурсий и т.д.);
- транспортный сектор (воздушный и водный транспорт, поезда, автобусы и т.д.);
- сектор развлечений;
- информационный сектор (информационная туристическая сеть);
- дополнительные услуги и сервисная система.
Для развития туристской отрасли, в общем, и туристских предприятий в частности важно знать темпы изменения трех экономических величин: цены, спроса и предложения.
Состояние спроса и предложения создает основу для производственной деятельности предприятий/фирм ИГиТ, которые создают конкретные блага – услуги.
Кратко охарактеризуем состав предприятий ИГиТ и выделим некоторые основные элементы.
Гостиницы как средства размещения:
- обладают номерным фондом, превышающим определенный минимум;
- характеризуются предоставлением гостиничных услуг;
- сгруппированы в классы и категории в зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг.
В составе гостиниц различают гостиницы с полным набором услуг, гостиницы с неполным набором услуг, гостиницы квартирного типа, мотели, курортные гостиницы, городские гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития, гостевые дома и т.д.
К специализированным относятся лечебные гостиницы, здравницы курортов, санатории различных направлений, лагеря труда и отдыха, размещение в коллективных средствах транспорта (поезда, морские и речные суда, яхты) и т.д.
Прочие коллективные средства размещения включают, прежде всего, жилища, предназначенные для отдыха. Эти помещения имеют единое управление и сдаются за плату, в аренду или предоставляются на иных условиях физическим и юридическим лицам. Сюда относятся комплексы домов или бунгало, организованные в качестве жилищ и предназначенные для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, молодежные гостиницы, студенческие и школьные общежития и т.д.
Специализированные и прочие коллективные заведения, предназначенные для туристов, имеют единое руководство, предоставляют определенный минимум услуг. Они не обязательно состоят из номеров, исходной единицей здесь может быть жилище, кровать, комната, площадка для кемпинга. Кроме того, они могут специализироваться на каких-либо видах деятельности, например, лечении, спорте, активном отдыхе и пр.
К прочим средствам размещения можно отнести индивидуальные средства размещения, которые предоставляются за плату, на правах аренды или бесплатно. К ним относятся собственные жилища резидентов - квартиры, коттеджи, виллы, особняки, используемые в туристских целях для размещения посетителей-нерезидентов (в том числе и на принципах таймшера), комнаты, арендуемые в семейных домах, жилища, арендуемые у частных лиц или агентств, а также размещение, предоставляемое бесплатно родственниками и знакомыми.
Предприятия общественного питания. Единую, принятую всеми классификацию предприятий общественного питания, наверное, трудно установить, потому что общественное питание – это постоянно меняющийся и развивающийся бизнес. Однако все эксперты сходятся на том, что рестораны можно разделить на две большие категории: полносервисные и специализированные. Среди других категорий можно указать на рестораны быстрого обслуживания, рестораны, специализирующиеся на банкетах, рестораны для особых случаев, повседневные, национальные и т. д. При таком делении некоторые рестораны придется отнести сразу к двум категориям.
Полносервисными называются такие рестораны, в которых очень широкий выбор блюд, особенно порционных (по крайней мере, 15). Полносервисные рестораны могут быть формальными или неформальными, их можно классифицировать по ценам, атмосфере и предлагаемым меню. Большинство полносервисных ресторанов попадают также в другие категории, если классифицировать по другим признакам.
Специализированные рестораны могут быть самыми разнообразными. Одни могут специализироваться на обслуживание бизнесменов, банкетов, в приготовлении блюд национальной кухни и т.д. Такая классификация пересекается с другими, и один и тот же ресторан может быть одновременно и специализированным, и полносервисными.
Рестораны быстрого обслуживания предлагают меню, ограниченное гамбургерами, жареной картошкой, хот-догами, цыплятами (во всех видах), различными рыбными и национальными блюдами и т. д. Эти ограничения и стандартизация меню позволяют значительно ускорить обслуживание, что очень приветствуется занятыми людьми. Посетители заказывают блюда у прилавка под ярко освещенным меню, на котором заказываемые продукты изображены во всей их красе. Во многих ресторанах посетители убирают за собой посуду, что позволяет снизить себестоимость блюд.
Эволюция предприятий общественного питания сегодня характеризуется их поляризацией от сверх дорогих до супер дешевых. В одних посещение становиться событием, которое запоминается надолго, в других оно является выполнением физиологической потребности в еде и отдыхе. Процессы, проходящие в нашем обществе, приводят к все большей популяризации системы самообслуживания в организации общественного питания.
К развлечениям и досугу относят разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные: театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, варьете, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.).
Транспортное обслуживание - это одна из составляющих индустрии гостеприимства, поскольку невозможно представить себе современный туризм без использования тех или иных видов транспортных средств. Даже там, где по определению самого вида туризма не предусматривается использование транспорта (например, пешие походы), как правило, транспортная услуга все же присутствует, позволяя будущим участникам добраться до места начала маршрута.
В других видах туризма транспорт определяет их специфику (транспортные путешествия в зависимости от вида используемого транспорта, например, морские и речные круизы, автомобильный туризм, автобусные туры, конные маршруты).
Авиационный транспорт. Авиация является наиболее молодым видом транспорта. Тем не менее, в сегодняшнем мире авиаперевозки занимают до 95% от всех перевозок международных туристов. Воздушный туризм - это стиль жизни. С использованием воздушного транспорта мировое пространство стало измеряться другими мерками: здесь и скорость, с которой не могут передвигаться другие транспортные средства, и комфорт, при котором путешественник не испытывает тягот длительного перелета.
Перевозка туристов воздушным транспортом производится как рейсовыми самолетами, так и чартерными. Туристские авиационные перевозки реализуются на регулярной, сезонной или разовой основе. В настоящее время авиационные перевозки осуществляют около 900 авиакомпаний в мире. Российские туристы пользуются услугами как национальных, так и зарубежных перевозчиков. В рамках национальных перевозчиков или отдельных авиакомпаний установлены различные льготы для туристов.
В последнее время в практику вошли совместные программы авиакомпаний и гостиничных цепей, предоставляющих скидки на пакет услуг, состоящих из перелета и размещения в гостинице.
Железнодорожный транспорт. Появление железных дорог в свое время произвело настоящую революцию в путешествиях. Железнодорожный транспорт предложил дешевую и быструю перевозку по сравнению с гужевым и морским транспортом. Успех железных дорог был моментальным и распространился повсюду.
Россия имеет самую разветвленную и протяженную в мире систему железных дорог и является одной из немногих стран, которая продолжает ее развитие. Российские железные дороги перевозят около 50% междугородних пассажиров и осуществляют не менее 75% всех перевозок по стране.
В железнодорожном сообщении наряду с обычными перевозками туристов используются специализированные туристские составы (турпоезда), работающие как по расписанию, так и в специальном режиме движения.
В ряде городов России и за рубежом экскурсионным туристским транспортом служат трамвай, троллейбус, карета, дилижанс и др.
Морской и речной транспорт. Перевозки туристов на внутренних водных артериях производятся специализированными комфортабельными речными теплоходами. Такие теплоходы оборудованы всеми атрибутами комфортного отдыха: мягкая, удобная мебель в каютах (одноместные, двухместные, трех - четырехместные и семейные), кондиционеры, холодильники, мини-бары. К услугам пассажиров предоставлены солярии, рестораны, бары, сауны, бассейны, музыкальные салоны, видеозалы, обслуживание по заказу в каютах и т.д.
Для водных туристских путешествий и экскурсий используются также речные трамваи, яхты, подводные лодки, парусники.
Морские круизы. В последние два десятилетия рынок морских круизов демонстрировал стабильный рост. Пассажирские или круизные суда популярны среди туристов как "плавающие курорты". Они предоставляют широкий круг услуг, характерных для курортных отелей, с дополнительным преимуществом, позволяющим посетить различные регионы мира. Круизные суда привлекают к себе серьезный интерес туристов, поскольку предоставляют уникальные возможности. Круизный флот мира насчитывает сегодня около 250 судов. Рынок круизов находится в развитии и еще далек от насыщения. Хотя по-прежнему основным регионом круизных поездок остается район Карибских островов, тем не менее, растет спрос на круизы в районах Аляски, Балтийского и Средиземного морей.
Среди основных компаний, организующих круизы, лидируют европейские. Российские компании проникли на рынок круизов, предлагая более низкие цены, чем их конкуренты из Америки и Европы. На международных морских линиях используют высоко комфортабельные многопалубные круизные суда. К атрибутам комфорта и отдыха, характерным для теплоходов, следует добавить специально оборудованные помещения для семинаров и симпозиумов, плавательные бассейны, лифты, спортивные комплексы, телефонизацию, комплексы бытовых услуг, возможность приема на борт туристов с автомобилями.
Автобусный транспорт. Наиболее массовый туристский транспорт - автобусы. Мировая автобусная индустрия зарабатывает миллиарды долларов каждый год, перевозя путешественников на дальние и короткие расстояния.
Прокат автомобилей. Индустрия проката автомобилей в большей степени ориентируется на деловых людей, к тому же по мере увеличения количества воздушных путешествий все больше людей, особенно занимающихся бизнесом, нуждается в прокате автомобиля. Это позволяет не прибегать к услугам такси или общественного транспорта и получать необходимую мобильность.
Туристские фирмы играют важную роль в индустрии гостеприимства. Они в своей деятельности объединяют в туристский пакет четыре основных компонента: средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные средства, предприятия развлечений и досуга, и, таким образом, организуют туристскую поездку или экскурсии. Туристские фирмы, являясь посредниками, оказывают заметное влияние на эффективность работы всей индустрии гостеприимства. Они во многом обеспечивают доход гостиниц и транспортных компаний, организуя туристские поездки. Их деятельность, сегментированная по видам услуг (прием и отправка туристов, организация экскурсий), включает оказание для отрасли таких маркетинговых услуг, как изучение спроса, сбыт туристского продукта и рекламно-информационная деятельность.
К настоящему времени в туристском бизнесе сформировались следующие типы туристских фирм по виду и формам предоставляемых услуг:
- фирмы с ограниченным набором услуг;
- фирмы полного набора услуг, критерием которых является девиз: «Куда угодно и когда угодно»;
- фирмы экзотических маршрутов и услуг, предлагающие клиентам необычные путешествия и экскурсии (на Северный полюс, в Антарктиду, на воздушном шаре, атомном ледоколе и др.).