Institutional regulation of food security in russia
Key words: institutional regulation,food security, WTO, tariff quotas.
Впервые понятие «продовольственная безопасность» было введено в научный оборот на Всемирной конференции по про- блемам продовольствия в Риме в 1974 году и определено как состояние, когда всегда имеется физический и экономический до- ступ к безопасному и питательному продо- вольствию в количестве, достаточным для удовлетворения своих потребностей в объ- емах, необходимых для активной здоровой жизни.
Существование доктрины продоволь- ственной безопасности подразумевает ре- ализацию следующих мер: усиление от- ветственности национальных правительств за продовольственное обеспечение своих граждан; повышение роли мирового рынка в обеспечении глобальной продовольствен- ной безопасности на основе либерализации международной торговли на принципах, определенных ВТО; формирование миро- вых потоков продовольствия из развитых государств в развивающиеся страны на ос- нове роста в них платежеспособного спро- са; усиление кооперации всех международ- ных агентств, занимающихся вопросами продовольствия.
Продовольственная безопасность – не- отъемлемая часть национальной безопас- ности. Улучшение обеспечения населения
продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольствен- ной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр нацио- нальных, экономических, социальных, де- мографических и экологических факторов.
Важным условием обеспечения продо- вольственной безопасности в социально- экономической системе России также яв- ляется соответствие траектории развития агропромышленного комплекса «акмеоло- гической зоне» или зоне удержания пози- тивных результатов предыдущих этапов его развития1.
В настоящее время сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Федеральный за- кон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продо- вольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необхо- димом для активной и здоровой жизни.
Проблема продовольственной безопасно- сти для современного российского общества является одной из важнейших. Причиной проявления этой проблемы является опреде- ленная зависимость от закупок продоволь- ствия за границей. Граждане РФ уже привык- ли покупать в продовольственных магазинах мясо из Аргентины, Бразилии и Австралии, чеснок из Китая, морепродукты из Японии, Южной Кореи, Китая и Норвегии, свежие овощи из Голландии, Израиля и Турции.
Россия закупает за рубежом значитель- ные объемы мяса, рыбы, молочных про- дуктов, цитрусовых, кофе и чая, подсолнеч- ного масла, сахара, какао-бобов и т д. Доля российской продукции в общем объеме по- требления в РФ составляет по мясу – 60%; по молочным продуктам – менее 80%; по сахару – 58%; по овощам – 84%; по фрук- там – всего 40%. Особенно высока доля потребления импортных продуктов в круп- ных городах.
Такая зависимость опасна не только в случае каких-либо кризисов (мирового не- урожая из-за стихийных бедствий или на- чала военных действий), но и по причине низкого качества зарубежной продукции, ее искусственности, применения ГМО. Так, летом 2011 года была обнаружена кишеч- ная палочка в овощах из Германии, Голлан- дии и др. европейских государств. Нередки
случаи, когда в китайской пищевой продук- ции обнаруживали повышенное количество нитратов, солей тяжелых металлов. Феде- ральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подвела итоги проверок качества товаров на российском продовольственном рынке в
2011 г. Почти каждая вторая проверка при- водила к изъятию товара из торговой сети.
Кроме того, покупая продовольствие на Западе и Востоке, отечественные импорте- ры поддерживают экономики стран – пря- мых конкурентов. Так, согласно информа- ции Росстата, только за 1 полугодие 2011 года в Российскую Федерацию было заве- зено продовольственных товаров и сельско- хозяйственного сырья на 25 млрд. долларов. В 2010 году Россия закупила продоволь- ствия на 36,4 млрд. долларов. Несомненно, что лучшим решением было бы направить большую часть этих средств на масштаб- ную программу по обеспечению России собственным продовольствием. К примеру, в 2011 году из федерального бюджета на по- мощь сельхозпроизводителям было выде- лено 170 млрд. рублей (примерно 5,5 млрд. долларов), а в 2012 году запланировано вы- делить еще меньше – 130 млрд. рублей.
Исследование динамики обеспечения продовольственной безопасности и ее ин- ституционального регулирования должно
Таблица 1.
Индекс производства сельскохозяйственной продукции в отраслях растениеводства и животноводства (1990=100)3
сводиться к описанию и анализу следующих экономических явлений:
– начального или исходного экономиче- ского состояния;
– соответствующих внешних и внутрен- них условий;
– технико-экономических и организаци- онных способов производства;
– правовых норм его функционирования и других сопутствующих факторов непро- изводственного характера,
– набора оптимизирующих и оцениваю- щих показателей и критериев.
Представляется, что именно эта методо- логия способствует наиболее глубокому и точному описанию и изучению сущности экономических явлений в их динамике на современном этапе развития2.
В этой связи представляется взвешен- ной и тщательно продуманной позиция Минсельхоза РФ, выраженная в «Государ- ственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельско- хозяйственной продукции, сырья и продо- вольствия на 2013 – 2020 годы». К общим показателям Государственной программы отнесены:
– индекс производства продукции сель- ского хозяйства в хозяйствах всех катего- рий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), в том числе продукции животновод- ства и продукции растениеводства, %;
– индекс производства пищевых продук- тов, %;
– индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, %;
– уровень рентабельности сельскохозяй- ственных организаций по всей деятельности (включая субсидии), %;
– средняя номинальная заработная плата в сельском хозяйстве;
– индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий к предыдущему году, %.
При анализе положения в сельскохозяй- ственном производстве РФ следует отме- тить, что при общем падении производства в этой отрасли тенденции в растениевод- стве и животноводстве существенно раз- нились. Эти тенденции просматриваются в таблице 1.
Сельскохозяйственная отрасль в целом отстает от дореформенного уровня, одна- ко растениеводство стабильно развивается, в то время как животноводство не демон- стрирует позитивной динамики. Прежде всего, падение уровня производства про- дукции животноводства было связано с ухудшением экономического климата, уменьшением господдержки и объема ка- питаловложений во время экономического кризиса. Положительный результат в рас- тениеводстве получен во-многом за счет роста урожайности основных сельскохо-
Таблица 2.
Урожайность сельскохозяйственных культур в 1990-2010гг. (ц/га)4
зяйственных культур в результате исполь- зования земель лучшего качества. Все это привело к значительному росту урожайно- сти прежде всего зерновых, сахарной све- клы и овощных культур (см. таблицу 2).
В результате роста урожайности увели- чилось производства зерна, хотя оно и не достигло дореформенного уровня. В осо- бенности следует отметить увеличение про- изводства сахарной свеклы за счет лучших погодных условий и подсолнечника за счет расширения посевных площадей. Значи- тельно уменьшилось производство льна- долгунца вследствие оттока населения из льноводческих районов. В целом по основ- ным отраслям растениеводства, Россия име- ет все производственные возможности для продовольственной независимости.
Основными направлениями обеспечения продовольственной безопасности в растени- еводстве до 2013 года являются:
– увеличение объемов применения про- грессивных технологий, высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур;
– повышение уровня агротехнологиче- ской культуры;
– повышение уровня технического осна- щения сельскохозяйственного производства. Продолжится реализация комплекса мер в рамках ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйствен-
ного назначения и агроландшафтов как наци- онального достояния России до 2013 года»: гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных5;
– в среднесрочной перспективе продол- жится наращивание производства традицион- ных для России культур благодаря плавному росту урожайности, обеспеченному расши- рением применения современных агротехно- логий возделывания зерновых культур;
– примерно до 40% посевов зерновых культур будет занято к 2013 году высокоуро- жайными сортами;
– в 2012 году существующий потенциал выращивания сахарной свеклы и уровень аг- ротехнологической вооруженности позволят получить не менее 30 млн. тонн;
– в 2012 году предполагаемый рост по- севных площадей под зерновыми культурами может спровоцировать их сокращение под подсолнечником. В зависимости от уровня снижения площадей на фоне ожидаемого ро- ста урожайности валовой сбор семян подсол- нечника варьируется в пределах 6,5-6,8 млн. тонн;
– предъявляемый спрос со стороны миро- вого рынка на рапс и сою и благоприятная ценовая конъюнктура поддерживают инте- рес у производителей на данные агрокуль- туры. В перспективе получение гаранти-
Таблица 3.
Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий в 1990-2010гг (млн голов)6
рованной прибыли останется достаточным стимулом для инвестирования в производ- ство масличных культур.
Совсем по-иному обстоит дело в живот- новодстве. Это в целом значительно более интенсивная и сложная отрасль, чем рас- тениеводство, и здесь значительно труднее восстановить резкое падение производства в начале реформ. В особенности это кос- нулось поголовья крупного рогатого скота, причем этот процесс продолжается, он се- рьезно затронул и крупные хозяйства. По- головье свиней после резкого падения стало восстанавливаться, хотя и не достигло доре- форменного уровня. Поголовье птицы также устойчиво увеличивается.
В целом нынешний объем животновод- ческой продукции не создает основы для продовольственной безопасности страны, и именно по животноводческой продукции во все большей степени страна зависит от импорта. Основной путь решения этих про- блем – это увеличение внутреннего произ- водства посредством институционального регулирования и стимулирования, примене- ние протекционистской политики по отно- шению к сельскому хозяйству, увеличение доли племенного скота в общем поголовье.
Основной целью институционального регулирования продовольственной без- опасности в России является возвраще- ние производства сельскохозяйственной продукции на траекторию устойчивого роста. Этому будет способствовать реали- зация государственной программы разви- тия сельского хозяйства и регулирования продовольственных рынков в сочетании с сохранением мер по защите внутреннего рынка и стимулированием эффективного использования земельных ресурсов.
Институциональное регулирование про- довольственной безопасности и развитие внутреннего рынка продовольствия России представлено следующими Федеральны- ми законами: «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», «Техни-
ческий регламент на масложировую про- дукцию», «Технический регламент на со- ковую продукцию из фруктов и овощей». Особенностями правовых норм данных Фе- деральных законов является то, что в них четко перечислены объекты технического регулирования и обязательные требования к качеству молока и молочной продукции, масложировой продукции и соковой про- дукцию из фруктов и овощей. В Доктрине продовольственной безопасности, приня- той в 2010 году, предусматриваются меры по обеспечению населения России продо- вольственными продуктами с учетом раз- вития отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Представляется, что важным фактором институционального регулирования в ре- ализации аграрной политики становится регулирование ресурсных и продуктовых рынков в сельском хозяйстве, значитель- ное внимание уделяется стабилизации цен на зерновом и молочном рынках по- средством интервенций, мясной рынок ре- гулируется путем снижения ввозных квот по мере роста собственного производства мяса, а также регулирования пошлин на неквотные поставки.
После ратификации документов о всту- плении России в ВТО, РФ вынуждена будет строить свою внешнеторговую политику в соответствии с принятыми на себя обяза- тельствами и международными нормами, направленными на либерализацию между- народной торговли товарами и облегче- ния доступа на внутренние рынки стран- участниц. В то же время Россия продолжит применение режима тарифного квотирова- ния при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не опре- делен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину – 31.12.2019 г. В области сельского хозяйства для России разрешенный уровень поддержки будет со- ставлять 9 млрд. долларов США, что более
© Ковалев Юрий Викторович, 2012
чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами. Однако в после- дующем уровень государственной поддерж- ки сельского хозяйства будет сокращаться.
Вместе с тем на период 2012-2013 гг. особое значение будут иметь меры, направ- ленные на повышение уровня субсидирова- ния кредитов (до 80%, а для производите- лей крупного рогатого скота и молока – до
100%). Государственная поддержка будет реализована через совершенствование ме- ханизма страхования, субсидирование при- оритетных проектов, развитие социальной
инфраструктуры и рынка, трансформацию механизма государственных интервенций, расширение кредитных возможностей и ус- ловий для инвестирования в отрасль.
В заключение следует отметить, что реа- лизация поставленных задач позволит обе- спечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть националь- ной безопасности, прогнозировать и предот- вращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчи- вость, создавать условия для динамичного развития агропромышленного комплекса.
1 Гусаров Ю., Гусарова Л. Новейшая экономика: границы спектра// Экономические стратегии, №7-8. 2011. С. 40-47.
2 Гусарова Л.Ф. Институциональные преобразования в поведенческой экономике//Экономическая психоло- гия: прошлое, настоящее, будущее. Саратов, 2011. С. 93.
3 Назаренко В.И. Продовольственная безопасность (в мире и в России). М., 2011. С. 225.
4 Там же. С. 226 – 227.
5 URL:http://www.protown.ru
6 Назаренко В.И. Продовольственная безопасность (в мире и в России). М., 2011. С. 226 – 228.
Юрий Викторович Ковалев
(доцент кафедры частного права, СГСЭУ, Саратов, Россия)