Russian market of knowledge: development tendencies

Key words: intellectual sector, the market of knowledge, institutional marketing, effect of inversion.

Стремительный рост интеллектуально- го сектора экономики выдвинул на первый план вопросы, связанные с функционирова- нием рынков его продукции, среди которых одними из важнейших являются вопросы формирования рынка знаний, выявление его особенностей – форм организации и законо- мерностей развития. Особую значимость они имеют для экономики России в условиях, когда инновационное развитие, основанное на достижениях в области информационных, нано- и биотехнологий, становится условием успеха страны в глобальной международной конкуренции и повышении благосостояния.

В глобальной инновационной системе се- годня происходят кардинальные перемены: растет интенсивность инновационных про- цессов, сокращаются сроки создания инно- ваций, разработчиками и пользователями становятся новые участники инновационной деятельности, изменяются их отношения. Для России наиболее актуальной проблемой является поиск концепции того, как надо строить новую инновационную систему, так как Россия имеет возможности, чтобы за-

нять достойное место в ряду стран, внесших большой вклад в развитие мировой науки.

В исследованиях по данной проблеме до сих пор только накапливалась информация, анализировались возможности использова- ния опыта других стран для формирования новой рыночной инновационной системы России, в некоторых работах намечались прорывы в теоретическом объяснении мо- делей инновационного развития России, которые сформулированные с точки зрения современной теории. В большинстве совре- менных работ по теории инноваций анали- зируются свойства и новые тенденции, в той или иной степени нашедшие отражение во взаимодействии государства, науки и бизне- са и оформившиеся в виде концепции «трой- ной спирали».

Основной тезис теории «тройной спи- рали» состоит в том, что в системе ин- новационного развития доминирующее положение должны занимать институты, ответственные за создание нового зна- ния. Причиной такого преобразования послужила сама логика развития науки,

рождающей все больше синтетических на- правлений, которые включают как фунда- ментальные, так и прикладные разработки междисциплинарного характера. В таких сферах наблюдается образование «класте- ров», формирующих потенциал инноваци- онного развития, а связи между учеными, технологами и потребителями становятся качественно иными.

Однако развитие институтов генерации знаний – еще не залог успеха в инновацион- ной гонке. Как отмечалось в наших ранних работах, новое знание становится инновацией только в процессе коммерциализации, когда знаниеемкий продукт приобретает «рыноч- ное лицо» и находит своих потребителей.

Новые продукты и технологии, созданные в ходе инноваций, должны проходить конку- рентный отбор. Поэтому для формирования экономики, основанной на знаниях, перво- степенной задачей является формирование эффективного рыночного механизмы – рын- ка знаний.

Очевидно, что в XXI в. общество все меньше будет нуждаться в рабочей силе в ее традиционном понимании. Сфера нако- пления и использования знаний потребует большого количества инженеров и ученых. По-видимому, в XXI в. значительная часть квалифицированных инженеров будет за- ниматься управлением знаниями и консуль- тационными услугами. Более эффективное использование фактора знаний существенно повысит производительность и конкуренто- способность отечественных предприятий на внутреннем и мировом рынках и качество их продукции и услуг за счет воплощения со- временных знаний в этих продуктах и услу- гах.

Инноватизация экономики предусматри- вает образование цивилизованного рынка знаний, которое возможно на базе использо- вания современных, новейших результатов исследований в рамках фундаментальной и прикладной науки и соответствующих этим результатам высоких технологий.

Важно отметить, что в СССР существо- вала своеобразная форма рынка знаний. Его специфика состояла в том, что он развивался в рамках устаревшей системы экстенсивного развития, вступившей в противоречие с не- обходимостью постоянной интенсификации и, соответственно, модернизации развиваю- щегося постиндустриального общества в ус- ловиях научно-технической революции. Так, среди советских ученых шло жесткое сорев- нование, или конкуренция (соревнование, а также конкуренция в английском языке пере- даются одним словом – competition), за госу- дарственный заказ: например, за принятие на вооружение конкретной модели самолета, ракеты и т.д. Использовались различные эле- менты маркетинга (лоббирование, PR и т.п.), ориентированные на узкий круг заказчиков: Политбюро, военно-промышленный ком- плекс и т.п. Достижения научной мысли со- ветских ученых во многих областях знаний были признаны и высоко оценены мировой научной общественностью.

Традиционные для СССР потребители продукции этого рынка знаний, в основном, прекратили свое существование. Однако трансформации рынка знаний в форму, адек- ватную современной экономической систе- ме, до сих пор не произошло. Таким состоя- нием отечественного рынка знаний успешно воспользовались зарубежные компании и университеты, скупающие за бесценок как российские научные и научно-технические достижения, так и самих ученых.

Для новых собственников высоко прибыль- ный рынок знаний остается невостребован- ным. Знания производятся, но не сформиро- вана современная система их трансформации в рыночный продукт. С точки зрения рынка, отечественная наука (а точнее – отечествен- ный рынок знаний) обладает низкой конку- рентоспособностью, доходностью и инвести- ционной привлекательностью.

Очевидно, что нарастающая потребность общества в развитии отечественной науки удовлетворяется государством недостаточно.

Это порождает крайне опасные диспропор- ции в развитии экономики страны, углубляет социальное неравенство и раскол в обще- стве, подрывает доверие самых различных слоев населения к государству, усиливает угрозы национальной безопасности.

Концептуальной основой развития совре- менного рынка знаний должны стать широ- комасштабная и всеобъемлющая актуализа- ция и развитие наукоемких, инновационных ресурсов и технологий в целях эффективно- го и конкурентоспособного развития пред- принимательства, рыночной экономики, го- сударства и общества.

В качестве современных предпосылок формирования рынка знаний можно назвать следующие:

– характерной чертой современного мира становится растущая интернационализация производства товаров и услуг. Современные фирмы и корпорации все больше приобрета- ют черты глобальных сетевых организаций с системными интеграторами;

– конкурентоспособность государств и национальных социумов, включая их на- циональные системы безопасности, в зна- чительной степени начинают определяться состоянием и перспективами развития на- циональных научных сообществ и эффек- тивностью их национально-общественных системных интеграторов.

Условиями создания эффективного рынка знаний в России являются:

– субсидирование в первую очередь в сфе- рах науки, образования и коммуникаций, так как они дают максимальный эффект;

– развитие информационной и рыночной инфраструктуры, позволяющей развитие сетевых организаций. Поэтому эти виды де- ятельности целесообразно субсидировать также и на государственном уровне;

– проведение структуризации и создание современной инфраструктуры рынка знаний;

– осуществление рыночной капитали- зации и капитализации доходов субъектов рынка знаний, оперирующих с интеллекту-

альным продуктом, создаваемым на основе интеллектуальной собственности.

В традиционном понимании рынок – это абстрактное или реальное пространство, в котором происходит купля-продажа товаров и услуг, а также способ взаимодействия по- купателей и продавцов. Кроме того, под рын- ком понимают совокупность условий, благо- даря которым потребители и производители товара или услуги вступают в контакт друг с другом с целью осуществления покупки или продажи. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребитель- ских товаров, услуг, капитала, валюты, ра- бочей силы и многие другие. Сегодня среди них необходимо выделять рынки знаний, не- уклонно расширяющие свои размеры и ока- зывающие все большее влияние на социаль- но-экономические процессы и на результат всего производства в целом.

Специфическое знание в свернутом виде присутствует в любом товаре и услуге и при- дает ему свойство знаниеемкого товара или услуги. То, что знания трудно отделить от носителя (человека или товара), вносит свою специфику в формирование рынка знаний. Так, например, вместе с реактивным истре- бителем продаются знания, которые были использованы при его проектировании и производстве. Вместе с модным платьем продается знание потребителей о бренде производителя. Часто сам акт купли-прода- жи знаний неотделим от купли-продажи той или иной услуги. Это касается в первую оче- редь образовательных, информационных и консалтинговых услуг: по существу, рынок консалтинговых услуг представляет собой рынок профессиональных умений и знаний. Таким образом, рынок знаний сливается с рынками товаров и услуг.

Рынок знаний помимо этого не отделим от рынка рабочей силы. Высококвалифици- рованный специалист (это может быть опыт- ный менеджер, известный хирург или препо- даватель), предлагая свои услуги на рынке

труда, фактически предлагает свои знания в той или иной области. В некоторых видах деятельности знания, которыми обладает специалист, становятся ключевым фактором производства и основой конкурентоспособ- ности того или иного предприятия. Таким образом, рынки товаров и услуг инкорпори- руют рынок знаний, точно так же, как сами продукты и услуги инкорпорируют знания. Поэтому рынки традиционных продуктов и услуг являются в определенной степени рынками знаний. В связи с тем, что трудно, а часто и невозможно отделить знания от продукта или услуги, границы рынка знаний размыты и нечетки, они носят относитель- ный характер. Тот факт, что рынок знаний су- ществует не только как обособленное целое, но и как часть традиционных рынков това- ров и услуг, границы между которыми также размываются.

Способы покупки и продажи знаний на рынке весьма разнообразны. Организация может приобретать знания не только в ре- зультате найма сотрудников, обладающих знаниями и опытом, но и в процессе пар- тнерских отношений с другой организацией, сотрудники которой обладают соответству- ющими знаниями. Среди способов покупки знаний можно назвать привлечение к работе профессиональной консалтинговой органи- зации, получение консультационной помощи от клиентов, поставщиков, потребителей, на- учных учреждений и ассоциаций. Наиболее распространенными формами таких взаимо- отношений на рынке знаний являются аут- сорсинг и аутстаффинг.

Одна из существенных особенностей рынка знаний заключается в том, что в ряде случаев покупатель не только получает го- товые знания, но и участвует в создании не- обходимого знания, то есть является пропро- изводителем. Так, например, для того чтобы передать сложные и комплексные знания по поводу составления стратегического плана развития корпорации, в нее приглашаются консультанты. Роль консультантов не огра-

ничивается передачей знаний относительно того, что такое стратегический план и как его следует составлять. Они, работая вместе с заказчиком, создают новое знание, которое воплощается в стратегическом плане разви- тия корпорации. Таким образом, в данном случае совместная деятельность является главным условием одновременной передачи накопленных знаний и производства нового знания.

В этом контексте важно отметить еще одну особенность рынка знаний. Для того чтобы приобрести те или иные знания, по- тенциальный покупатель должен изначально обладать необходимым уровнем контексту- альных знаний. Ценность тех или иных зна- ний зависит от подготовки потребителя. То, что для одних представляет ценность, для других может оказаться не заслуживающим внимания. Без соответствующего контекста многие виды современных знаний не могут быть переданы в принципе. В связи с этим перенос новых наукоемких технологий тре- бует соответствующей подготовки тех кол- лективов, которые стремятся к инноваци- онному развитию и созданию на этой базе конкурентных преимуществ.

Что касается форм организации рынка знаний, то поскольку на данный момент наи- более распространенным способом передачи знаний является Интернет, с большой долей вероятности можно говорить, что рынок зна- ний будет развиваться на основе электрон- ной коммерции. Сегодня популярной фор- мой организации обмена знаниями является аукцион, точнее аукцион рецептов решений, основанных на знаниях, который называют третьим поколением бирж (после сырье- вых и финансовых бирж). Только в России на данный момент функционирует почти 26 тысяч сайтов – так называемых «бирж зна- ний». По оценкам экспертов капитализация этого нового интернет-сектора составит 30 млрд. долл. Причем, если первые компании (knexa.com, fatbrain.com, exp.com, know.net) создавались в 1998-1999 гг. как онлайновые

аукционы по схеме «бизнес для бизнеса», то сегодня наметилась тенденция создания та- ких компаний, где каждый индивид может продавать и покупать различные знания и информацию (yaznayu.ru, mnogo.ru). Такая ситуация свидетельствует о быстрых темпах развития электронной коммерции в области обмена знаниями. Однако Интернет – это только связующее звено, информационный посредник рынка знаний. Рынок знаний предполагает скорее развитие интеллекту- альной коммерции.

В условиях перехода к экономике иннова- ционного типа рынок знаний играет важную роль как институт, обеспечивающий эффек- тивное взаимодействие науки, бизнеса, го- сударства и рынка труда с целью создания инновационных продуктов, способных кон- курировать на мировых рынках инноваций, и инновационных компаний, которые могут стать мировыми лидерами в определенных областях. Особое внимание следует уделить рынку знаний как механизму, стимулирую- щему создание новых фирм, а, следователь- но, и рабочих мест, что приобретает особую актуальность в условиях экономической ре- цессии.

Сфера высоких технологий и инноваций – это тот сегмент современной экономики, в ко- торую кризис не принес радикальных измене- ний1. Данная область останется важнейшим источником долговременного устойчивого роста. В условиях трансформации экономи- ческой системы как количественные, так и качественные показатели роста будут обе- спечивать такие отрасли, как биотехноло- гии, ИКТ, нанотехнологии, атомная энерге- тика, вооружения, транспорт, технологии, связанные с защитой окружающей среды. В результате будет происходить многократ- ное усиление международной конкуренции за инновационные ресурсы, что диктует не- обходимость принятия всесторонних мер по повышению качества человеческого капита- ла и стимулированию развития рынка зна- ний.

Рынку знаний, как любой рыночной структуре, присущи определенные несовер- шенства. В экономической теории дефек- тами (несовершенствами или провалами) рынка называют такие условия, при которых рыночные механизмы не способны обеспе- чить эффективное распределение ресурсов.

Монополизм на рынках знаний проявля- ется в тех случаях, когда владелец приклад- ных знаний держит их в секрете и имеет воз- можность использовать эти знания себе во благо, получая монопольную прибыль. Эта ситуация характерна для владельцев произ- водственных и технологических секретов. Монополизм на рынках знаний возникает часто искусственно, когда участники рынков используют патентование, регистрацию то- варных знаков и другие механизмы охраны интеллектуальной собственности. Именно монополизм приводит к тому, что рынки зна- ний характеризуются дифференцированны- ми ценами.

Дефекты рынка требуют соответствую- щего государственного вмешательства. Ин- ституты, регулирующие производство и рас- пределение знаний, трансформируются со временем. При этом под воздействием техно- логического прогресса (различные носители и различные способы тиражирования) изме- няется соотношение и роль этих институтов. Изменяется и сравнительная эффективность различных общественных механизмов соз- дания и распределения знаний.

В трансакциях, осуществляемых на рын- ках знаний, проявляется также асимметрич- ность информации. Действительно, при покупке традиционного товара покупатель, как правило, стремится получить максимум информации о предмете покупки. В том случае, если для него доступна вся инфор- мация, которой обладает продавец, то гово- рят, что информация носит симметричный характер.

В ряде случаев получение полной ин- формации невозможно в принципе, поэто- му механизм рынка не может привести к

эффективному распределению ресурсов. На рынках знаний степень асимметрии инфор- мации может достигать значительной вели- чины. Действительно, если продавец хочет продать то или иное знание, то покупатель вправе попросить рассказать о нем, то есть получить информацию о предмете своей по- купки. Однако рассказ о предмете покупки в данном случае тождественен процедуре пе- редачи. Если продавец полностью рассказал о том, что же он хотел продать, то по оконча- нии рассказа он уже отдал предмет покупки потенциальному покупателю даром. В то же время излишняя секретность при перегово- рах снижает уровень информированности покупателя и соответственно снижает потен- циальную цену покупки.

В некоторых случаях на рынках знаний удается решить это противоречие путем по- строения специальных механизмов. Одним из таких механизмов стал механизм патен- тования и патентной защиты. Во всем мире действуют законы, защищающие владельцев патентов от несанкционированного исполь- зования знаний, которые явились предметом патентной защиты. В то же время информа- ция о том или ином патенте и о сути того или иного изобретения является общедоступной. Еще один из механизмов – авторское право. Знания, которые можно получить в резуль- тате ознакомления с тем или иным произ- ведением, общедоступны, но коммерческое использование этих знаний может быть ограничено авторским правом. И патенты, и авторские права являются механизмами, действующими на рынках объектов интел- лектуальной собственности.

Образование – ключевой элемент эконо- мики инноваций, основанной на знаниях. Оно влияет как на предложение, так и на спрос на рынке знаний. Человеческий капи- тал, формирующийся в сфере образования и реализующийся в дальнейшем в высоко- квалифицированном труде, является важней- шим фактором технологического прогресса: невозможно внедрить в производство новые

технологии без удовлетворительного уровня образования и профессиональной подготов- ки рабочей силы. С другой стороны, спрос на инновации также имеет значение. При от- сутствии требовательных клиентов и потре- бителей нет необходимости в знаниеемких продуктах.

В настоящее время в сфере науки и ин- новаций происходят стремительные изме- нения, что связано с необходимостью струк- турных изменений российской экономики. Во многих развитых странах уже сформи- рована экономика знаний, в частности яр- ким примеров можно считать Финляндию. Парадоксальна ситуация, что в Финляндии в большей степени инвестиции направлены в прикладные исследования, а не в фундамен- тальные, хотя экономика знаний основыва- ется на высокой ценности научных знаний. При этом Финляндия достигла неоспоримо высоких результатов в построении общества знаний. С чем же это связано? Сегодня мно- гие исследователи говорят об эффекте ин- версии на рынке знаний.

Традиционно считается, что отправной точной инновационного цикла являются фундаментальные исследования, а приклад- ные завершают его. Однако современные реалии показывают, что теперь в начале инновационного цикла встают уже не фун- даментальные исследования, а прикладные поисковые работы. Если раньше основопо- лагающие знания получались в результате глубокой теоретической работы без явной привязки к практическим нуждам общества, то сегодня все серьезные обобщения совер- шаются в результате работы над конкретны- ми прикладными проблемами. То есть серия прикладных поисковых работ генерирует но- вые масштабные научные исследования.

Такой парадигмальный сдвиг можно трак- товать как переход от дедуктивного метода к индуктивному.

Такой переход активно поддерживается и государством. Президент Д.А. Медведев неоднократно отмечал, что наука должна

следовать за потребностями бизнеса, что позволит укрепить частно-государственное партнерство в области инноваций2.

Эффект инверсии носит принципиально динамический характер и проявляется лишь иногда – только при смене стадии научно- технологического развития. Современная российская экономика находится на ста- дии перехода от сырьевой к инновационной структуре хозяйства, чем и обусловлено дей- ствие эффекта инверсии на рынке знаний. Подтвердить наличие эффекта инверсии до- статочно сложно – это можно сделать лишь на основе косвенных фактов:

1) Утрата ведущими теоретиками своих научных позиций. В данном случае речь идет о том, что все теоретические направления на- учной мысли постепенно утрачивают свои позиции и становятся менее интересными для общества, точнее для бизнес-структур. Успеха добиваются только те исследователи, которые имеют широкую прикладную плат- форму, то есть те исследовательские проек- ты, которые отвечают потребностям бизнеса и способны быстро коммерциализироваться.

2) Поиск путей внедрения теории в прак- тическую сферу. В качестве реакции на эф- фект инверсии происходит процесс, когда

«чистая» теория находит себе широкое прак- тическое применение. Типичный пример – исследования Элвина Тоффлера.

3) Отмирание института академической профессуры. Сегодня многие университеты мира стараются завлечь слушателей не сво- ими собственными профессорами, а пригла- шенными специалистами-практиками. При- мером может являться такие профессии как аудитор, программист и др. Премудростям аудита студентов должны обучать лицензи- рованные аудиторы, специфике рынка не- движимости – профессиональные риэлторы, тонкостям программирования – разработчи- ки оригинальных программных продуктов и т.д. Зачастую преподаватели-кафедралы уступают по причине своей неконкуренто- способности и в отставании в области полу-

чения новых прикладных знаний. Здесь же следует отметить и отмирание кабинетных исследований. Сегодня наиболее успешны- ми являются проектные исследования, со- четающие в себе элементы теоретических и полевых исследований и разработок, как правило, в таких проектах совместно уча- ствуют теоретики и практики.

4) Кадровые сдвиги: ученый, исследова- тель, эксперт. Прикладная направленность современной науки проявляется в пересмо- тре отношения к разным категориям науч- ных кадров. Можно выделить три основных типа – ученый, исследователь, эксперт. Если на предыдущих стадиях развития общества ключевую роль в интеллектуальной жизни играл ученый, занимающийся фундамен- тальной наукой, то в последние два десяти- летия лидерство перешло к исследователям, которые активно генерировали новые знания, как в фундаментальных, так и в прикладных сферах. Сейчас эти две группы оттесняются сообществом экспертов, то есть специали- стов в определенных областях, которые, зная свой предмет, сами могут и не генерировать новые знания. В России, как правило, сооб- щество экспертов формируется из числа уче- ных и исследователей, способных сосредо- точиться на прикладных задачах и проектах.

5) Развитие корпоративных университе- тов. В настоящее время все активнее проявля- ет себя противопоставление корпоративных университетов традиционным университе- там. Уже многие компании отказываются от услуг традиционной системы образования и организуют свои собственные вузы, где слу- шателей готовят целевым образом специали- сты собственной фирмы под определенные проблемы. В корпоративных университетах прослеживается тенденция сжатия сроков обучения и усиление процесса «натаскива- ния» студента на конкретные цели и задачи. Тем самым обучение прикладным аспектам деятельности начинает превалировать над традиционным фундаментальным образова- нием.

6) Обучение технологиям и исследова- ниям. Здесь следует выделить два взаимос- вязанных новых принципа. Вместо чтения длинных курсов нужно привлекать студен- тов к исследовательской деятельности – при таком подходе активизируется целевой ха- рактер всех получаемых знаний, которые тут же апробируются на практике. Обучать необходимо непосредственно технологиям, в которых уже заложены все необходимые принципы и теории – при данном подходе экономятся время и силы обучающихся за счет отбрасывания ненужных знаний, сопут- ствующих теоретическим построениям. Та- ким образом, прикладные аспекты начинают доминировать над фундаментальными раз- работками, и именно прикладные аспекты начинают генерировать новые достижения в науке.

7) Новые принципы развития науки: кри- тикуемость, доказательства, опыт. Домини- рование прикладных аспектов базируется на следующих тенденциях – возрастание крити- куемости и оспариваемости новых разрабо- ток; невозможность окончательного доказа- тельства ни одного научного тезиса (всегда в любой разработке найдутся аспекты, которые могут подвергнуться сомнениям); развитие науки путем непосредственного обмена пози- тивным опытом.

На основе выше сказанного можно сделать следующие выводы. Во-первых, в современ- ных условиях перехода к инновационному типу экономической системы наука пере- живает этап трансформации своих функций и в целом своих институциональных рамок. Этого требует и состояние современного рынка – наука теряет классические контуры и трансформируется в подвижную систему, реагирующую, прежде всего на потребности бизнеса. Во-вторых, уже появляются новые институты, позволяющие осуществить такой переход. Это, прежде всего, малые венчурные фирмы на базе университетов, корпоратив- ные университеты как альтернативная форма получения знаний, бизнес-инкубаторы.

Многие выдающиеся ученые высказывали и высказывают мысль о самоценности науч- ного знания, то есть если начать предъявлять к науке сугубо практические требования, то она превратится в набор узких рекоменда- ций, утративших свое единство. На данном этапе наука переживает совершенно особый этап своего развития, который характеризу- ется эффектом инверсии во взаимодействии фундаментальных и прикладных исследова- ний. Чтобы понять суть эффекта инверсии, необходимо отталкиваться от понятия рын- ка. Сегодня науку необходимо рассматривать как своеобразный рынок научных, или точнее знаниеемких, продуктов. Как и для любой ры- ночной структуры, рынку научных продуктов присущи три состояния: дефицит (когда спрос на научный продукт превышает его предложе- ние), избыток (когда спрос меньше предложе- ния), и соответственно состояние равновесия в редких случаях. Исходя из этого, можно сде- лать вывод, что для науки, как и для рыночной экономики, присущи периодические кризисы перепроизводства, когда ее продукты оказыва- ются в избытке и не могут быть задействова- ны в экономике.

На протяжении предыдущих столетий ры- нок науки функционировал в режиме дефици- та научного знания, когда спрос на него пре- вышал то, что наука имела в своем арсенале. На этом этапе фундаментальная наука имела подчиненное положение, а именно приклад- ные исследования определяли вектор развития науки. Данная ситуация коренным образом изменилась в середине ХХ века, когда нача- лось формирование экономики знаний, а ин- формации накопилось столько, что ее эффек- тивное использование стало принципиально невозможным. В это время наука оторвалась от реальных потребностей общества и ста- ла развиваться, исходя из своих собственных интересов и мотивов – начался кризис, когда предложение научных разработок стало пре- вышать спрос на них.

Сейчас в начале XXI века этот кризис стал преодолеваться путем восстановления нару-

шенного равновесия. Можно говорить о том, что сегодня реализуется переходный период, в течение которого должно произойти очище- ние рынка научных продуктов от непродук- тивных идей, теорий и концепций, после чего научное производство будет снова запущено, но уже в новых институциональных рамках. Вслед за этим рынок науки будет функциони- ровать в режиме дефицита знаний. Как и при любом кризисе некоторые товары «отмирают» и уходят с рынка, а на смену им приходят но- вые, соответственно на рынке науки на смену старым непродуктивным знаниям придут но- вые знания. Такие трансформации, скорее все- го, приведут к сокращению доли фундамен- тальных исследований в пользу прикладных. Несмотря на это, упадка фундаментальной науки не произойдет, изменятся лишь ее ори- ентиры в пользу действительно стратегически важных исследований, отсеются «ненужные» обществу разработки. Рынок знаний реализу- ет свою оздоровляющую функцию. Это по- зволит увеличить финансирование продуктив- ных исследований и поднять качество новых технологий, сократить сроки коммерциализа- ции прорывных инноваций и их внедрение, а помимо этого и решить одну из важных соци- альных проблем – повышение качества жизни представителей научного сообщества и улуч- шение материально-технической базы науч- ных центров и лабораторий.

У эффекта инверсии есть несколько по- следствий. На микроуровне – эффект инвер- сии затрагивает интересы отдельных эконо- мических агентов. Что касается отдельного индивида, например, начинающего исследо- вателя, то ему целесообразно отдать предпо- чтение прикладным направлениям. Решение реальных проблем позволит ему получить более интересные научные результаты и полу- чить более высокий заработок.

Помимо этого эффект инверсии дает по- следствия и на уровне фирмы, то есть на рынке знаний таковыми выступают научно-исследо- вательские организации. Научно-исследова- тельские организации должны быть готовы

разрабатывать новые технологии, иначе их работа не будет продуктивной. Без новых под- ходов к глобальным проблемам человечества и без создания конкретных технологических решений этих проблем успех научной органи- зации практически невозможен.

На макроуровне эффект инверсии заклю- чается в необходимости пересмотра государ- ством приоритетов в части финансирования фундаментальной и прикладной науки. Сдвиг должен быть сделан в сторону прикладной науки. Это позволит генерировать продуктив- ные инновации и те самые прорывные тех- нологии, о которых так часто говорят члены нашего Правительства. Такой сценарий дей- ствий не означает упадок фундаментальной науки, он лишь предполагает запуск рыночно- го механизма в регулировании науки. Конку- рентоспособные теоретики найдут свое место в командах, занимающихся прикладными раз- работками, что повысит уровень последних и позволит им занять лидирующие положения на рынке науки. Далее рынок знаний сам даст толчок к инвестированию фундаментальных исследований, поскольку накопится крити- ческая масса эффективных прикладных раз- работок и технологий, обобщение и система- тизация которых будет действительно давать сильный экономический эффект.

Таким образом, переходное состояние со- временной российской науки требует выра- ботки рыночных механизмов ее регулирова- ния и трансформации классической науки в рынок научных продуктов. Формирование экономики, основанной на знаниях, предпо- лагает, что продуктивное научное знание и эффективная инновация должны приносить доход своему автору и государству в целом, должны решать прикладные задачи, стоящие перед экономикой, и должны способствовать модернизации науки.

Хотелось бы отметить, что сегодня россий- ская политика базируется на прямо противо- положных принципах, что может привести к раздуванию «теоретических» пузырей на рын- ке научных продуктов и замедлить процессы

формирования инновационной среды на всех уровнях экономической системы.

В рамках рынка знаний комфортность уче- ных будет обеспечиваться не путем их адапта- ции к рынку вопреки их интересам, которые сосредоточены на проведении собственно научных исследований, а посредством предо- ставления им качественных рыночных ресур- сов и услуг с целью обеспечения удовлетво- рения этих интересов, то есть удовлетворения потребности в проведении научных иссле- дований. В свою очередь соответствующие институты рынка знаний будут обеспечивать трансформацию производимых учеными зна- ний в конкретную продукцию с ее последую- щей реализацией на потребительском рынке. Таким образом, будет осуществляться четы- рехзвенная (ученые – специфические инсти- туты дистрибуции знаний – производство – сбыт) гармонизация разнообразных интересов различных субъектов рынка на основе межси- стемного подхода.

Это, в полной мере относится и к одному из важнейших элементов проектируемого рын- ка знаний – цивилизованного, наукоемкого и конкурентоспособного бизнеса. При умелом и целенаправленном государственном регули- ровании отечественный бизнес может сыграть роль одного из пусковых механизмов в пози- тивной трансформации России. В перспек- тиве ныне существующие, так называемые

«олигархические группировки», генетически восходящие к структурам, уродливо сформи- ровавшимся в рамках устаревшего государ-

ственного монополизма советского образца, могут преобразоваться в полноценные инсти- туты отечественного гражданского и предпри- нимательского сообществ, пользующиеся до- верием и поддержкой у населения.

Согласно предварительным расчетам, все это позволит уже в течение 2010-2020 гг. увеличить доходность рынка знаний России как минимум на 5-7 млрд. долл. ежегодно (в среднем) при быстрой (в течение 3-5 лет) окупаемости инвестиционных вложений. До- стижение этих результатов возможно на ос- нове задействования мультипликационного эффекта от привлечения государственного информационно-административного ресурса, бюджетных средств, инфраструктурных, на- учно-интеллектуальных и частных финансо- вых, управленческих и иных услуг, ресурсов и технологий. Часть этих средств будет ис- пользована на создание системы мер и норм надежной защиты национальным и междуна- родным законодательством прав на интеллек- туальную собственность.

Для эффективного функционирования рынка знаний в России необходимо осущест- вление мер институционального маркетинга, то есть массовые демонстрации эффективно- сти новых типов отношений и правил игры. Такой подход касается и других институтов, присущих экономике, основанной на знаниях. Принцип необходимости институционального маркетинга так же может стать важным усло- вием становления экономики, основанной на знаниях.

Russian market of knowledge: development tendencies - student2.ru 1 С. Караганов, Д. Суслов, Т. Бордачев Где и как Россия может выиграть от мирового экономического кри- зиса / доклад к Х международной конференции ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. М., 2009. с. 35.

2 Блог Президента РФ Д.А. Медведева, раздел Образование. //URL://http:www.kremlin.ru.

Russian market of knowledge: development tendencies - student2.ru © Плотникова Олеся Владимировна, 2012

Наши рекомендации