Additional resources and investments

their application in electronic and electrotechnical industry extend. Thus, no additional resources, no investments are required at all. Engineer’s or

ся скачек с уровня K

до уровня K

по качеству

inventor’s mother wit is only necessary, and the

T
этих аморфных пленок. Тем самым расширяют- ся и возможности их применения в электрон- ной и электротехнической промышленности. При этом никаких дополнительных ресурсов, никаких инвестиций абсолютно не требуется. Необходима лишь смекалка инженера, изобре- тателя, а задача размножения технологий та- ким способом превращается в комбинаторную задачу. При этом возникает новая комбинация T= T1+T2. Дополнительного ресурса, либо от- влечения ресурса от старых комбинаций она не требует, и технологии T1 и T2 продолжают сосуществовать и использовать – каждая по своему прямому назначению (исходя из целей создания).

Таким образом, отдельные технологии раз- рабатываются специально, исходя из стоящих задач в рамках конкретных промышленных или экономических систем, другие возникают в результате прорыва в физике или химии, либо на стыке наук, а третьи – путем комбинаторно- го смешивания. Обобщая, можно утверждать, что, учитывая множество различных вариан- тов развития технических систем, все-таки

«комбинаторное» свойство при возникнове- нии новых комбинаций начинает играть все более важную роль. И это никак не связано

problem of technologies reproduction turns out to be a combinatory problem. Thus, there is a new combination T = T1+T2. It does not demand additional resource, or withdrawal of the resource from the old combinations, and technologies T1 and T2 continue to co-exist and use it, each one according to its direct purpose (proceeding from the creation purposes).

Thus, some technologies are developed specially, proceeding from the present problems within the limits of certain industrial or economic systems, others result from the breakthrough in the physics or chemistry, or cross-disciplinary, and the third ones appear by combinatory mixing. Generalizing, it is possible to assert, that, considering different variants of technical systems development, all the same “combinatory” property starts to play more important role in the appearance of new combinations. And it is not connected in any way with capture or borrowing of resource. Most likely, in certain cases the capture of even intellectual resource is not necessary. The general result is in what is the combination of cases when the resource borrowing, nevertheless, occurs and when there is no borrowing at all or when there is partial borrowing.

с захватом или заимствованием ресурса. По всей видимости, в отдельных случаях, даже захват интеллектуального ресурса не является необходимым. Общий итог состоит в том, ка- ково сочетание случаев, когда заимствование ресурса все-таки происходит и когда оно от- сутствует в полном объеме или наличествует частично.

Названные примеры составляют многочис- ленное поле в поведении агентов «high tech». Безусловно, анализ показывает отклонение от принципа «созидательного разрушения». Раз- витие техники и высоких инноваций предпо- лагает иную логику, чем линейное заимство- вание ресурса у старых комбинаций. Скорее всего, это логика высокой моды, интерспеци- фического ресурса (термин, введенный О. Уи- льямсоном), секретных разработок.

В условиях депрессии и кризиса экономики (финансового кризиса 2008-2009 гг.), когда на- блюдался эффект «исчезновения» финансов, происходило свертывание заказов в промыш- ленности и других секторах. В результате, фир- мы, свертывая одни технические направления работы, начинали «пробовать» освоение других технических направлений. При этом, никакой переброски ресурсов не происходило – просто останавливались одни работы и заказы, сокра- щался персонал, но возникали какие-то новые заказы, на новых рынках, при сокращении заня- тых и объемах выпуска. Эти случаи нарушают принцип «созидательного разрушения» и тре- буют иной институциональной логики на уров- не макроэкономики – финансовых и кредитных инструментов, которые бы поощряли создание новых возможностей и комбинаций в реальном секторе экономики.

Институциональные изменения и благосостояние

Влияние институциональных изменений на благосостояние покажем на примере шахмат- ной игры, в которой участвует гроссмейстер и

«второразрядник». При прочих равных усло- виях, когда правила игры понятны и известны двум игрокам, вероятность, что победу одержит гроссмейстер, очень высока, поскольку он обла-

Provided examples make a large field in the behaviour of “high tech” agents. Certainly, the analysis shows a deviation from the principle of “creative destruction”. Development of technology and high innovations presupposes the logic different from the linear resource borrowing from the old combinations. Most likely, it is a haute couture logic, logic of inter- specific perspective (the term introduced by Oliver E. Williamson), logic of confidential design.

Under conditions of depression and economy crisis (financial crisis of 2008-2009), when there was the effect of finance “disappearance”, there was a reduction of orders in industry and other sectors. As a result, curtailing one technical directions of work, firms started to “try” the development of other technical directions. Thus, there was no transfer of resources. One works and orders simply stopped, the personnel were reduced, but there were some new orders in the new markets at the reduction of the employed and the output. These cases break the principle of “creative destruction” and other institutional logic is necessary at the macroeconomic level: financial and credit tools which would encourage creation of new possibilities and combinations in the real sector of economy.

Institutional Changes and Welfare

We will show the influence of institutional changes on well-being on the example of a chess game in which a grand master and a “second- rate player” take part. Other things being equal, when game rules are clear and known for both players, the probability, that the grand master will win, is very high, as he is better trained, he knows the theory of chess game and he has wide experience. In other words, if we use economic terms, intellectual capital of the grand master is considerably higher than the second-rate player’s. However, if during the game there will be a change of game rules, the probability of the grand master’s victory as a general result of the game, will be steadily reducing. It will depend on the meaning m and the frequency of rules change and, eventually, the variant when

дает большим уровнем подготовки, знания тео- рии шахматной игры, большим опытом. Иными словами, если применить экономическую лек- сику, интеллектуальный капитал гроссмейстера значительно выше, чем у второразрядника. Од- нако, если в процессе игры будет происходить изменение правил игры, то вероятность победы гроссмейстера как общий результат игры, будет неуклонно сокращаться, зависеть от содержа- ния м частоты изменения правил и, в конце кон- цов, возможен вариант, когда эта вероятность станет равной нулю, то есть гроссмейстер не одержит победы (ничья), либо вообще проигра- ет партию игроку с заведомо более низкой ве- личиной интеллектуального капитала – опыта и знаний шахматной игры.

Таким образом, при высокой частоте из- менения правил гроссмейстер вполне может проиграть «второму разряду». Следовательно, знания, опыт, интеллектуальный капитал при высокой скорости институциональных изме- нений, как и их непродуманности, логической необоснованности (когда отсутствует целесо- образность и логическая – целевая адекват- ность), теряют значение фактора производства и конкурентного соперничества, обесценива- ются. Итогом является конкурентный выигрыш наиболее слабого агента, который казалось бы, заведомо должен был проиграть при такой обе- спеченности данным фактором. Данный эффект согласован с эффектом гиперселекции, извест- ным в эволюционной экономике, но обеспечен как раз параметрами самих институциональных изменений. Тем самым, можно утверждать, что высокая скорость изменений в экономике – ре- организаций, модернизаций, введения новых правил, норм, законов напрямую являются анти- инновационным фактором ее развития, посколь- ку создает условие непредсказуемого выигрыша для агента, который не мог, не был способен и не должен был в имеющейся на начальный момент системе правил такой выигрыш получить.

На рис. 3. представлена модель-схема эф- фекта шахматной игры. Конечно, экономистам должен быть интересен случай, когда при изме- нении правил игры выигрывает «второразряд-

this probability will become equal to zero is possible. That is, the grand master will not win (drawn game), or he will lose the game to the player with obviously lower intellectual capital, experience and knowledge of chess game.

Thus, with high frequency of rules change the grand master can possibly lose the game to “the second rate”. Hence, knowledge, experience, intellectual capital at high speed of institutional changes, as well as their carelessness, logic groundlessness (when there is no expediency and logic or target adequacy) lose their meaning as the factor of production and the factor of competitive rivalry, and depreciate. The result is the competitive win of the weakest agent which would obviously have lost at such provision with this factor. This effect is coordinated with the effect of hyperselection known in evolutionary economy, but it is provided just by the institutional changes parametres. Thereby, it is possible to assert, that high speed of changes in the economy, reorganizations, modernizations, introductions of new rules, norms, laws are directly the anti-innovative factor of its development as it creates the condition of unpredictable win for the agent who could not and should not have got such win in the system of rules available at the initial moment.

The model-scheme in Figure 3 shows the chess game effect. Certainly, economists are interested in the case when at the change of game rules “the second-rate player” wins as the win of the grand master is quite predictable because of his obvious his intellectual capital advantage (players’ health are considered to be similar. It is an obvious model simplification). Hence, it is necessary to consider the change of rules bringing increase of advantages for the “second-rate player”, that is, Rv. Generally, it does not mean at all, that advantages of the grand master should be necessarily reduced as the result of such changes, that is, curve Rg is not necessarily falling. It can be parallel to abscissa axis, or have a positive inclination and be crossed in point N* considerably more to

Additional resources and investments - student2.ru  
Advantages of a “grand master” Rg

Additional resources and investments - student2.ru and a “second-rate player” - Rv

Rg

α E Rg=Rv

β “drawn game” line

Rv

N<N* victory Rg N>N*victory Rv N

N* number of changes

Рис. 3. Модель эффекта шахматной игры

v
ник», поскольку выигрыш гроссмейстера впол- не предсказуем за очевидным преимуществом по интеллектуальному капиталу (состояние здо- ровья игроков принимает равным, что, кстати, является очевидным модельным упрощением). Следовательно, необходимо рассматривать из- менение правил, приносящее повышение пре- имуществ для «второразрядника», то есть R . В общем случае, это совсем не означает, что пре- имущества гроссмейстера в результате таких изменений должны обязательно сокращаться,


Наши рекомендации