Раздел IV. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ............................................. 445

Глава 13. Мировая экономика и экономические

аспекты глобализации................................. 445

13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпо­сылки ее возникновения. Закрытая и от­крытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран 445

13.2. Формы экономических отношений в миро­вом хозяйстве 454

13.3. Валютный рынок и валютный курс. Фак­торы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валют­ного курса. Эволюция международной ва­лютной системы .............................................................. 465

13.4. Платежный баланс страны и его структура ... 478

13.5. Понятие глобализации. Роль транснацио­нальных корпораций в современной миро­вой экономике. Региональная экономи­ческая интеграция 484

13.6. Республика Беларусь в системе мирохо­
зяйственных связей.......................................... 496

Основные выводы ...................................................... 503

Основные понятия ...................................................... 506

Вопросы для самопроверки ........................................ 507

Задачи и тесты .......................................................... 508

Литература ................................................................ 511

Глоссарий ................................................................................512

Раздел I

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Данный раздел, являясь по своему характеру вводным в курс «Экономическая теория», раскрывает первые и, пожалуй, главные базовые понятия и категории. Что такое экономика и какая наука изучает процессы, происходящие в ней? Как «работает» рынок? Почему разные модели рыночный экономики функционируют с различной степенью эффективности? Ответы на эти вопросы составляют содержание раздела.

Глава 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:

ПРЕДМЕТ И МЕТОД

Понять сложные процессы экономической жизни невоз­можно, не уяснив основные закономерности функционирова­ния экономики. Прежде всего необходимо узнать, что представ­ляет собой экономика как специфическая сфера жизнедеятель­ности человека, что и как изучает экономическая теория как наука, какими базовыми категориями она оперирует. Кроме то­го, требуется определенный багаж знаний, позволяющий по­нять основные модели, которые описывают экономическую жизнь человеческого общества.

1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества

Человеческое общество на длительном пути развития созда­ло различные культуры, религии и хозяйства. Но люди, прежде чем заняться политикой и искусством, наукой и идеологией, . должны были есть, пить, иметь крышу над головой, одеваться. Материальная составляющая, таким образом, являлась и яв­ляется весьма важной в жизни общества.




9

Один американский ученый заметил: «Человеческие суще­ства — несчастные создания, обремененные потребностями. И числе прочего нам нужны любовь, общественное признание, материальные блага и жизненные удобства». Экономика — именно та сфера жизнедеятельности, которая создает челове­ческому обществу материальную базу. И не просто материаль­ную базу, а комфортную для данного уровня развития техники и технологии.

Производство материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей, прошло множество этапов: от из­готовления палки-копалки и топора — элементарных орудий труда первобытного человека для добывания пищи до создания современных информационных и биологических технологий. Таким образом, производство является, пожалуй, главной со­ставляющей экономики. Оно — двигатель человеческой циви­лизации.

Экономика как подсистема человеческой цивилизации вы­полняет ряд функций, которые и позволяют отделить ее от других подсистем, в частности от идеологии, религии. Любая система, любая подсистема появляется и развивается для то­го, чтобы выполнять совершенно определенные функции. Со­ответственно и экономика призвана выполнять конкретные функции.

Из множества функций экономики выделяются три наибо­лее важных: 1) производственная, 2) трансакционная (обмена) и 3) перераспределительная.

В основе жизнедеятельности общества лежит производство. Оно создает самое элементарное и вместе с тем главное условие существования человечества — жизненные блага. Не подлежит сомнению тот факт, что, остановись производство даже на ко­роткое время, общество окажется перед угрозой голодной смер­ти. Вот почему важнейшей в экономической жизни общества ниляется производственная функция.

Производить блага, в которых нуждаются каждый человек, каждое домашнее хозяйство, каждое предприятие, невозможно it рамках одного хозяйства или предприятия. Неизбежен обмен 11 родуктами труда между предприятиями и деятельностью (спо­собностями людей) в рамках данного производства. Таким об­разом, блага недостаточно создать, их нужно обменять, т.е. произвести трансакцию. Хорошо отлаженная трансакцион­ная функция в экономике обеспечивает непрерывность и согла­сованность производства, а любые сбои ведут к подрыву его нор­мального хода, отрицательно сказываются на результатах.




10 Раздел I. Основные

Современное цивилизованное общество не может игнори­ровать социальную сторону своего развития. Ни одна группа населения не должна пребывать в крайней нищете, тогда как другие купаются в роскоши. Задача общества — облегчить су­ществование хронических больных, недееспособных, преста­релых и других иждивенцев, создать условия для обеспечения доступа к образованию и здравоохранению каждому своему члену. Вот почему экономика выполняет такую важную функ­цию, как перераспределительная. Она предполагает перерас­пределение средств, полученных в сфере материального и не­материального производства, через систему государственного бюджета в сферы социального обеспечения, здравоохранения и образования.

1.2. Предмет и функции экономической теории

Человеческое общество представляет собой достаточно слож­ную систему, а экономика является ее частью, подсистемой, сферой жизнедеятельности людей. Изучением закономерно­стей развития экономики занимается экономическая теория.

Все науки — эмпирические. Это значит, что они базируются на фактах, т.е. наблюдаемых и поддающихся проверке измене­ниях известных данных или определенных явлений. Напри­мер, данные, используемые в физике, химии, касаются неоду­шевленных предметов. Экономическая теория — наука обще­ственная, она изучает поведение индивидов и институтов, зани­мающихся производством и обменом, распределением и пере­распределением, а также потреблением товаров и услуг.

Предметом экономической теории в широком смысле яв­ляется анализ рыночного хозяйства. Конкретизировать его можно, обратив внимание на «редкость» ресурсов, их ограни­ченность и связанную с этим проблему выбора, решаемую людьми.

Следует уточнить, что экономическая теория изучает не ре­сурсы как таковые, а поведение людей по отношению к ним. Поэтому экономическая теория не техническая, а обществен­ная наука.

Итак, экономическая теория — это наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отно­шений между их целями и ограниченными средствами, допу­скающими альтернативное использование. Похожее определе­ние находим у Л. Роббинса: «Экономическая наука — это нау­ка, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотно-

закономерности функционирования экономики____________ 11

тения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»*.

Начиная учиться, вы наверняка задавались вопросом: «А зачем, соб­ственно, изучать экономическую теорию?» Понимание роли прави- тельства и проблем мирового рынка — это лишь две из причин, ради которых люди изучают сегодня экономику... Самым важным экономическим решением, зависящим только от вас, явля­ется выбор профессии. Ваше будущее зависит не только от ваших способно­стей, но и от экономических факторов, находящихся вне вашего контроля и оказывающих влияние на вашу зарплату. Кроме того, используя законы эконо­мики, можно выгодно вложить деньги, накопленные вами. Конечно, после изу­чения экономики вы вряд ли превратитесь из Иванушки-дурочка в Ивана-царе­вича или в финансового гения. Но без экономики счастливая карта не выпадет вам никогда.

Самуэльсон П.Э., Нордхауз 8.Д.

Экономика: Учеб. пособие.

М.: Вильяме, 2000. С. 28—29

С точки зрения объекта исследования выделяются следую­щие разделы экономической теории:

• микроэкономика;

• макроэкономика;

• мировая экономика.

Объектом исследования микроэкономики является поведе­ние участников экономических процессов на уровне предприя­тий, фирм, домашних хозяйств и государственных органов (для сокращения в экономической теории используются термины «государство», «правительство»). Поведение последних (государственных органов) изучается в микроэкономике с точки зрения влияния принимаемых ими решений на поведение субъектов на микроуровне — фирм, предприятий и домашних хозяйств.

Макроэкономика рассматривает процессы, происходящие на уровне национального хозяйства в целом, а также показате­ли национального дохода, занятости, динамики цен, определя­ет закономерности государственной политики.

Сегодня ни одна страна не может развиваться изолированно от внешнего мира, как закрытая экономика. Все страны связа­ны с мировой экономикой. Следовательно, существуют эконо­мические закономерности в мировой экономике, которые опи­сываются теоретически. С их позиций мировая экономика как паука есть составная часть экономической теории.

* Роббинс Л. Предмет экономической науки. М.: THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 1.

12_________________________________ Раздел I. Основные

Наиболее известное деление экономической науки на разделы (дис­циплины) основано на классификации объектов и предметов исследо­вания. ...Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд подразделяют экономическую науку на две основные области: микроэкономику и макроэкономику. Однако дихотомическое деление всей экономической науки на две дисциплины не от­вечает потребностям ни преподавания, ни аттестации научных кадров, ни ор­ганизации исследований, ни библиотечного дела, ни статистики. В каждой из этих сфер принята своя классификация, утверждаемая соответствующим го­сударственным органом или общественным институтом. Так, верхний уровень классификационной системы экономических дисциплин журнала Journal of Economic Literature, издаваемого Американской экономической ассоциацией, кроме макро- и микроэкономики содержит еще 17 разделов.

...Наноэкономика, описывающая мотивацию и факторы поведения от­дельного социального индивида (агента), относится к самому низшему уровню в структуре экономических систем, в то время как мегаэкономика — к высшему. Но сколько естественных уровней должно быть между ними? С точки зрения объекта изучения традиционным является деление экономики на регионы, от­расли (имеются в виду «чистые» отрасли), вертикально или горизонтально ин­тегрированные группы (комплексы) и предприятия. Если объединить все про­межуточные образования в рамках одного среднего уровня, а уровень пред­приятия оставить в качестве самостоятельного, то мы получаем такую после­довательность: мегаэкономика (мировая экономика); макроэкономика (страновая экономика); мезоэкономика (отраслевая, региональная и групповая эко­номика); микроэкономика (экономика предприятия); наноэкономика (эономи­ческое поведение индивида).

Клейнер Г. Наноэкономика // Вопр. экономики. № 12. 2004. С. 73, 74

Любая система материального мира, и экономическая теория как наука в том числе, выполняет совершенно определенные функции. Экономическая теория имеет следующие функции:

• познавательную;

• методологическую;

• практическую.

Познавательная функция подразумевает постижение за­кономерностей, по которым развивается экономика, форму­лирование принципов ее развития, предвидение последствий этого, составление и описание моделей, действующих в эко­номике.

Экономическая теория существует не сама по себе, как кип-линговская кошка. Она связана с другими экономическими на­уками, имеющими собственные объекты исследования в эконо­мике. Например, экономика и организация промышленного предприятия изучает вопросы организации производства на уровне предприятия и инструменты, использование которых делает производство максимально эффективным; менеджмент как наука — проблемы управления коллективом людей, рабо­тающих на данном предприятии, решение которых позволит им трудиться с максимальной отдачей.

закопомерности функционирования экономики__________ 13

Но каждая из экономических наук базируется на экономи­ческих закономерностях, формулируемых экономической тео­рией. Таким образом, экономическая теория выполняет мето­дологическую функцию. Иначе говоря, совокупность устанав­ливаемых закономерностей, формулируемых принципов эко­номики, предугадываемых последствий служит фундаментом, базой для других экономических наук. На картине литовского художника Н. Чюрлениса «Истина» изображен человек со све­чой в руках, идущий в кромешной тьме. Образно выражаясь, роль свечи в экономике выполняет экономическая теория.

Только с помощью практики можно проверить верность того или иного суждения, теоретического постулата. Познавая дей­ствительность, выводя теоретические закономерности, эконо­мическая теория служит основой для принятия экономических решений на различных уровнях регулирования и управления субъектами хозяйствования. Таким образом, суть практичес­кой функции заключается в том, что закономерности, форму­лируемые в экономической теории, могут использоваться в практической деятельности человека. Это прежде всего касает­ся прогнозирования и экономической политики.

Человек выделяется из животного мира именно тем, что стремится познать себя и окружающий мир, определить свое место в нем, распознать ценности, которые находятся вокруг него. Немецкий философ Ф. Ницше писал, что «...человек обоз­начает себя как существо, которое измеряет ценности, оценива­ет и мерит, как оценивающее животное само по себе»*.

Для чего человек познает реальность? Прежде всего, чтобы получить ключ, позволяющий заглядывать в будущее, учиться предвидеть его, предугадывать и исходя из познанных законо­мерностей выстраивать свое поведение и влиять на поведение окружающих. Таким образом, возникает потребность в прогно-зировании будущего. Прогноз — это предвидение будущего, но он не имеет ничего общего с «гаданием на кофейной гуще». Прогноз основывается на знании закономерностей развития. И. Стюарт отмечал: «...Слово «прогноз», если его интерпретировать в строгом смысле, означает просто то, что «конкретное событие, которое предполагается в теории, будет наблюдаться в реальности»; отнесение такого события к реальному моменту времени не обязательно... это слово часто имеет подразумевае-

* Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Мн.: Беларусь, 1992. С. 247.

14_________________________________ Раздел I. Основные

мое дополнительное значение, а именно: «событие, которое, как ожидается, будет иметь место в будущем»*.

Экономическая теория служит фундаментом прогнозирования.

Проблема выбора эффективных форм, методов и механизмов прог­нозирования и регулирования социально-экономического развития всегда имели и продолжают иметь исключительно важное значение для любого государства. Особенно остро они стоят перед странами с переход­ной экономикой, что обусловлено отмиранием старого административно-рас­пределительного механизма хозяйствования, становлением рыночных отно­шений, изменением роли прогнозирования и регулирования, необходимостью трансформации этих функций...

В мировой практике сформировалось два методологических подхода к прог­нозированию. Первый основывается на марксистской теории расширенного воспроизводства, второй — на кейнсианской, монетарной и др. На первом ба­зировалось планирование в условиях командно-административной системы. Второй является основой прогнозирования в странах с рыночной экономикой. В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям формируется единая методология прогнозирования, определяющая основ­ные принципы, подходы и методы проведения прогнозных расчетов.

...Разработка прогнозов должна основываться на определенных методо­логических принципах. Главнейший из них — принцип альтернативности — требует проведения многовариантных прогнозных разработок. Основой при этом должен служить наилучший из нескольких реально возможных вариан­тов. Данный принцип основан на характеристиках прогноза и связан с возмож­ностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям.

К другим важнейшим методологическим принципам относятся систем­ность, непрерывность, комплексность, адекватность, целенаправленность и приоритетность, оптимальность, сбалансированность и пропорциональность, сочетание отраслевого и регионального аспектов и некоторые другие.

.. В условиях нестабильной экономики особая значимость должна прида­ваться макроэкономическому прогнозированию. Первая часть слова — «макро» означает, что прогнозирование отнесено к высшему уровню государствен­ной структуры управления, а в качестве его объекта используется экономиче­ская система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэкономи­ческого прогнозирования являются центральные экономические органы.

Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси

на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы

Моногр. Мн.: БГЭУ, 2003. С. 54—55

Связанные с экономическими процессами функции управ­ления и регулирования в рамках общества выполняет государ­ство в лице своих органов. Государство есть политическая ор­ганизация особого рода, которая использует политические каналы, чтобы добиться стабильности в обществе. До его возникновения стабильность в обществе обеспечивали родоплеменные

* Стюарт Иэн М.Т. Роль методолога // Панорама экономической мысли конца XX века: В 2 т. СПб.: Экон. шк., 2002. Т. 1. С. 10.

закономерности функционирования экономики 15

институты (традиции, обычаи, авторитет старейшин и т.д.). Политические каналы предполагают деятельность по регулиро­ванию отношений между индивидами, большими социальными группами (прежде всего классами), а также нациями, с одной стороны, и государством — с другой. Так как в основе полити­ческого регулирования лежат не только социально-политичес­кие, но и экономические интересы, то политические каналы становятся средством, с помощью которого государство воздей­ствует на экономическую среду в интересах общественной ста­бильности. В качестве инструмента оно использует политику, прежде всего экономическую. Политика — это искусство уп­равления государством, деятельность субъективная, завися­щая от воли, желания, уровня образования и культуры и мно­гих других факторов, которые характеризуют индивидов, стоя­щих у власти и влияющих на развитие экономической мате­рии. В свою очередь управление государством может либо спо­собствовать развитию экономической системы, выступая по от­ношению к ней как внешняя сила, либо тормозить его.

Вот почему большую роль в принятии политических реше­ний, проведении той или иной экономической политики игра­ют прогнозы, а соответственно и выводимые экономической теорией закономерности, лежащие в их основе. Только познав экономические закономерности развития, научившись прог­нозировать экономические и социальные процессы, можно грамотно принимать решения. Таким образом, значение го­сударственного регулирования экономическими процессами возрастает.

1.3. Экономические цели общества

Для чего нужна людям экономика и как она выполняет свои функции? Объяснить это и просто, и одновременно сложно. Просто, потому что экономика как подсистема обеспечивает производство материальных благ, необходимых человеку: что­бы есть, пить, удовлетворять другие материальные потребно­сти, люди должны производить материальные блага, обмени­ваться ими, а затем потреблять их. Сложность обусловлена огра­ниченностью ресурсов, из которых человечество производит блага. Независимо от того, на какой ступени развития находит­ся общество, перед ним всегда стоят три фундаментальных воп­роса: что, для кого и как производить.

В производстве участвуют три группы ресурсов: труд, капи­тал, природные ресурсы (земля). Невозможность производить

16_________________________________ Раздел I. Основные

столько благ, сколько хотелось бы, есть следствие редкости ре­сурсов. Ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не безгра­ничны.

Труд включает в себя все производственные затраты, совер­шаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности.

Капитал (капитальные ресурсы, капитальные блага) объе­диняет все производственные ресурсы, созданные людьми, — ин­струменты, машины, оборудование, здания, сооружения, а так­же нематериальные активы — программные продукты (компью­терные программы), патенты, лицензии и т.п. Иначе говоря, ка­питал представляет собой набор товаров длительного пользова­ния, предназначенных для производства других товаров.

Земля, или, в более широком смысле, природные ресурсы — это природный дар, используемый людьми в процессе про­изводства, т.е. все то, что можно использовать в натуральном состоянии, без обработки: плодородные земли, площадки для строительства, леса, сырье.

Выше мы отмечали, что экономика есть подсистема челове­ческой цивилизации, выполняющая совершенно определенные функции. Но любая система (или ее часть) возникает тогда, ког­да она выполняет определенные функции для системы более высокого уровня. Следовательно, подсистема «экономика» име­ет свои цели и наделена соответствующими функциями.

Говоря о том, что предметом экономической теории являет­ся изучение поведения людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными сред­ствами, допускающими альтернативное использование, логич­но предположить, что в масштабе национальной экономики целью общества и смыслом его развития является экономичес­кий рост. По устойчивости, уровню и качественному наполне­нию последнего можно судить об экономическом «здоровье» или «нездоровье» общества. Проблему темпов экономического роста нельзя сводить только к количественной стороне. Важно обеспечение качественного наполнения темпов, учет того, что стоит за каждым процентом прироста — давно устаревшая про­дукция или современная, отвечающая самым высоким миро­вым стандартам. Значит, необходимо стремиться к экономичес­кому росту, который в свою очередь обеспечивал бы более высо­кий уровень жизни людей.

В связи с этим большую роль играет достижение второй цели общества — создание условий для экономической эффектив­ности. Поскольку ресурсы, которыми располагает общество,

закономерности функционирования экономики____________ 17

ограниченны, их необходимо скомпоновать и использовать та­ким образом, чтобы получить максимально возможную отдачу.

Важным показателем, свидетельствующим о благополучии в обществе и его стабильности, является полная занятость — такое положение, когда каждый желающий работать может найти работу, обеспечивающую ему достойное существование. Вот почему в предвыборных кампаниях кандидаты, стремящи­еся попасть в парламент, убеждают избирателей, что сумеют до­биться сохранения рабочих мест и социального равновесия в об­ществе.

Стабильность цен, или отсутствие инфляции, также яв­ляется важной целью, к которой стремится общество. Высокие или, напротив, низкие цены в конечном итоге «бьют» как по производителю, так и по потребителю.

Говоря о рыночной системе, следует иметь в виду, что толь­ко экономическая свобода как цель общества может обеспе­чить нормальное функционирование этой системы. Без свободы выбора (из множества товаров, из располагаемых в экономике ресурсов) рынок не может существовать.

Цивилизованное общество не должно допускать больших разрывов в распределении доходов. Как доказала практика, ес­ли разрыв между высоко- и низкодоходными группами превы­шает соотношение 1:6, в обществе начинаются социальные взрывы, разрушается стабильность. Таким образом, соблюде­ние социальной справедливости при распределении дохода — важная цель цивилизованного общества. Белорусское общество провозгласило создание социально ориентированного рыночно­го хозяйства своей целью.

Наш курс - создание социально ориентированной рыночной экономики с адекватной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими воспри­имчивость к научно-техническому прогрессу. Из опыта экономических преобразований в других странах мы увидели, что универсальной модели развития нет. Практику одной страны механически переносить в другую невозможно в силу специфичности условий, особенно­стей хозяйственной жизни и национальных традиций каждой страны.

Именно наш подход в наибольшей степени отвечает традициям белорусского народа, интересам граждан. Он предполагает, что решение даже самых сложных социально-экономических проблем общества должно проходить с наименьшими социальными издержками.

Каковы характерные особенности этой модели? Первая из них — сильная и эффективная государственная власть. Роль государства в том и заключается, чтобы обеспечить безопасность граждан, социальную справедливость и общественный порядок, не дать раз­вернуться криминалу и коррупции. И только сильная власть позволила вытя­нуть экономику Беларуси из бездны экономического кризиса.

18_________________________________ Раздел I. Основные

Вторая характерная особенность нашей модели состоит в том, что част­ный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Однако не в ущерб национальным интересам. Национальные интересы, государство должны быть главным приоритетом и главной целью, во имя которой работает каждый гражданин, предприятие или предприниматель, основавший свое про­изводство на частной форме собственности.

Третья составляющая белорусской модели — приватизация — не само­цель, а средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника.

Четвертая особенность белорусской модели — интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Они направлены на получение высокого экономического эффекта.

Пятая характерная черта нашей модели — сильная социальная политика государства, краеугольный камень нашей политики. Мы хорошо понимаем, что эффективная экономика — экономика социально ориентированная. И такая ее ориентация — не только в помощи нуждающимся. Это и инвестиции в здо­ровье человека, в его профессиональное, культурное личностное развитие. Значит — в его будущее и будущее страны.

Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко

на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара

руководящих работников республиканских и местных государственных органов

22 марта 2002 г.

Общество должно взять на себя обеспечение хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев. Именно в этом проявляется его цивилизо­ванность. Следовательно, социальная обеспеченность — еще одна немаловажная цель общества.

Следует помнить, что в современных условиях ни одна эко­номика не существует как закрытая. Все экономики в той или иной степени открыты. Они связаны с внешним миром различ­ными формами экономических отношений. Вот почему поддер­жание разумного баланса между экспортом и импортом, прито­ком и оттоком капитала, а соответственно и стабильность ва­лютного курса так важны для современной экономики. Эту его цель можно сформулировать как поддержание платежного баланса и валютного курса в соответствии с требованиями, решаемыми в экономике.

1.4. Современные направления экономической теории

Экономическая теория сформировалась на основе познава­тельного опыта прошлых поколений в области исследования экономических явлений. Она впитала все лучшее, что было соз­дано учеными в сфере экономического анализа, прошла долгий и сложный путь развития.

закономерности функционирования экономики____________ 19

 

...Современная теория покрыта шрамами вчерашних проблем, ныне разрешенных, вчерашних промахов, ныне выправленных, и не может быть полностью понята, если не рассматривать ее как наследие прошлого.

Бпауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.

М.:Дело, 1994. P.XXIV

Обращение к истории формирования и развития экономи­ческой науки позволяет глубже понять ее логику, взаимосвязь категорий, законов и концепций.

Мы ограничимся краткой характеристикой экономической теории, остановимся на основных этапах ее развития. Следует отметить, что появление тех или иных взглядов и концепций связано с объективными условиями развития, потребностями и интересами экономической практики, воздействием таких круп­ных событий, как великие географические открытия, промыш­ленный переворот, мировые войны и революции, экономиче­ские кризисы, научно-техническая революция и т.д. Однако в течение долгого времени экономическая наука оставалась про­стым набором заповедей или рецептов, приспособленных к част­ным задачам. Лишь в XVIII в. было дано целостное объяснение экономической жизни, которое продолжает развиваться и се­годня. Большинство известных ученых-историков выделяют четыре фазы в развитии экономической теории:

1) донаучного развития (до XVIII в.);

2) рождения экономической науки (середина XVIII — сере­дина XIX в.);

3) открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870—1930 гг.);

4) современного углубления и развития экономических ис­следований в области функционирования национальной и ми­ровой рыночной системы.

Первая, самая длительная по времени фаза относится к до-индустриальному периоду истории, она охватывает древние ци­вилизации и средневековье. Обзор ее первой половины показы­вает, что экономические идеи еще не имели самостоятельного выражения, были переплетены с религиозной идеологией и по­литико-правовыми воззрениями. Об этом свидетельствуют со­циально-философские трактаты просвещенных людей того вре­мени, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Заве­та, позже — Корана. В эпохи Возрождения и Реформации на­чался период, в котором проявилась тенденция к объяснению пилений общественной жизни исходя из изучения реальных фактов и опыта, а не ссылок на богословское учение. Мощным импульсом к развитию экономических знаний послужили меж-

20_________________________________ Раздел I. Основные

дународная торговля и политика. В условиях формирования национальных экономических интересов они способствовали становлению экономического анализа и введению таких базо­вых экономических понятий, как «деньги», «доходы», «цены». Ведущее учение того времени — меркантилизм, возникший из экономико-теоретического обоснования торговой политики как источника богатства нации. Главной заботой меркантилис­тов XVI—XVII вв. стало изыскание способов привлечения в го­сударственную казну золота и серебра. Вклад меркантилистов в экономическую науку незначителен, так как результатом их исследований в области национальной экономики, протекцио­низма, валютного курса стал всего лишь набор предписаний для правительственного пользования.

Однако уже в конце XVII — начале XVIII в. общие знания о взаимосвязях в экономических процессах преобразовались в первые теоретические системы. Появилось несколько про­изведений, ознаменовавших развитие новой науки — полити­ческой экономии. Это «Политическая арифметика» сэра Уиль­яма Петти, в которой экономические проблемы анализирова­лись с помощью методов статистики, и «Очерк о природе тор­говли» Ричарда Кантильона, прояснявший роль предпринима­теля в экономике.

Начиная с 50-х гг. XVIII в. характер экономических иссле­дований изменился. Они систематизировали, упорядочивали накопленное теоретическое богатство, рассматривали экономи­ку как целостный организм. Новая фаза открылась двумя про­изведениями: «Экономической таблицей», которую подготовил глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1758), и фундамен­тальным трудом Адама Смита «Исследование о природе и при­чинах богатства народов» (1776), заложившим основы класси­ческой школы политэкономии.

В произведениях представителей этой школы Давида Рик-кардо, Томаса Роберта Мальтуса и Джона Стюарта Милля были выработаны основные понятия экономической науки («стои­мость», «цена», «капитал», «продукт», «рента», «прибыль» и т.д.), дана общая картина эволюции экономики. Сама эконо­мическая теория впервые предстала как цельная система и, по сути, как особая отрасль знаний.

Классическая школа сложилась как единство двух начал: теории обмена (рынка) и теории производства (богатства). Обе теории имели общие истоки. Тем не менее, каждая из них имела свою предметную область, свой подход к изучению, свои линии размежевания с меркантилизмом Теория обмена развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес

закономерности функционирования экономики___________ 21

практике государственного протекционизма, расчищая тем самым дорогу идео-логии либерализма; теория производства отвергала меркантилизм за его пе-реоценку роли торговли, стремясь за внешними проявлениями богатства (пре-жде всего в торговле и денежном обращении) постичь его истинную природу.

В конце этого периода возникла концепция К. Маркса, ос-новные положения которой составили содержание первого тома "Капитала" (1867). Как экономист Маркс разделял идеи английской классической школы и использовал теорию и приемы анализа Д. Рикардо. Но значение Маркса как ученого связано со вкладом в развитие методологии общественных наук. Маркс впервые выдвинул теорию развития капиталистической системы, соединив экономическую теорию с историческими факто­рами. Его особенно интересовали те закономерности функцио­нирования капитализма, которые подрывают устойчивость по­следнего, создавая препятствие общественному прогрессу.

В последней трети XIX в. экономическая наука обрела проч­ный фундамент благодаря развитию экономической теории. Стало очевидным, что для решения экономических проблем и объяснения конкретных явлений не обойтись без поиска повто­ряющихся регулярных связей, обретающих затем форму зако­на. В это время в экономической теории господствовали три школы: венская (австрийская), лозаннская и кембриджская. Наиболее характерной чертой их аналитического метода было использование предельных (маржиналистских) величин, заимствованных из математики, в решении ряда проблем. Это позволило характеризовать данный период как своего рода науч­ный переворот, «маржинальную революцию». Ее суть в том, что за исходный пункт экономического анализа принимались потребности человека и законы их насыщения. В противовес объективной концепции стоимости товаров, которую англий­ские классики выводили из количества воплощенного в этих товарах труда, маржиналисты предложили собственную субъ­ективную концепцию: стоимость товара связывалась с его по­лезностью и ограниченностью, учитывались не только затраты, но и результаты, причем как в сфере обращения, так и в сфере производства. Представители лозаннской школы показали, ка­ким образом все экономические ценности взаимно определяют друг друга. Они охарактеризовали устойчивое равн

Наши рекомендации