История российско-японских отношений. Курильский вопрос.
Точка отсчета русско-японских отношений берет свое начало более чем триста лет назад. Первые письменные упоминания о Курильских островах датируются 1697 годом и были сделаны русским землепроходцем В. В. Атласовым. В 1854 году американский военный и политический деятель М. Перри «открывает» Японию для Западного мира. А уже через год был заключен первый русско-японский договор, получивший название «О мире и дружбе». В нем определялась морская граница, а также разрешение японского правительства на использование портов Симода, Хакодате и Нагасаки русскими суднами. В 1895 году был заключен договор «О взаимной свободе торговли и мореплавания», расширивший сотрудничество стран во внешнеэкономической деятельности, и режиме наибольшего благоприятствования для граждан одной страны, находящихся на территории другой.
Отношения между Россией и Японией носили исключительно мирный и взаимовыгодный характер вплоть до начала русско-японской войны. В 1904 году Япония развязала империалистическую войну за господство в Корее и Северо-Восточном Китае. В сентябре 1905 года был заключен Портсмутский мир: Российская Империя признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин[9].
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. В течение практически всего ее периода Япония и Советский Союз, будучи участниками противоборствующих альянсов, не находились в состоянии официальной войны. Это объясняется отчасти тем, что в апреле 1941 года между правительствами обеих страна был заключен пятилетний Пакт о нейтралитете.
В феврале 1945 года в Ялте встретились главы правительств трех союзных держав: И. Сталин (СССР), У. Черчилль (Великобритания) и Ф. Рузвельт (США). В результате этой конференции руководство СССР выразило согласие на определенных условиях (отход под его юрисдикцию так называемых «северных территорий») поддержать США и вступить в войну против Японии.
9 августа 1945 года, три дня спустя после американской атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки, Советский Союз формально вступил в войну против Японии, поражение которой не вызывало никаких сомнений и было лишь вопросом времени. Спустя неделю, Япония приняла условия Потсдамской декларации и безоговорочно капитулировала перед союзниками.
После окончания войны вся территория (включая колониальную) Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзными державами собственная территория Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Что касается последних, то советские войска в 12 августа 1945 года изначально заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Однако, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября Советская армия оккупировала и Итуруп, и Кунашир, и Шикотан, и гряду Хабомаи, являющиеся исконными территориями Японии.
Оккупация Северных территорий была бескровной военной оккупацией, совершенной после военных действий, и, согласно международному праву, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору[10].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года районы, находящиеся под оккупацией, были включены в состав территории Союза. В период 1947—1949 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (ориентировочно около 15 тыс. японцев) и начал переселение на оккупированные районы советских граждан.
В 1956 году между Советским Союзом и Японией начались переговоры, не ставшие, однако, результативным: японская сторона категорично заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются исконной территорией Японии и требовала их возвращения. В свою очередь, советская сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.
В результате переговоров вместо мирного договора Япония и СССР подписали Совместную декларацию, обозначившую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.
По большому счету, Совместная декларация разрешает проблему Хабомаи и Шикотана в составе советско-японского территориального спора. На повестке остается проблема Итурупа и Кунашира, которая может быть урегулирована иным мирным договором.
После заключения Совместной декларации между СССР и Японией периодически проводились переговоры по новому мирному договору, но реального результата не было получено. Советский Союз долгое время занимал категоричную и жесткую позицию, суть которой сводилась к тому, что «территориального вопроса не существует». В том или ином проявлении подобная риторика звучит и сейчас, несмотря на непрекращающиеся попытки Японии вернуть Курильские острова под свой контроль[11].
Спустя более полувека ситуация относительно Курильских островов мало изменилась. Японская сторона по-прежнему выдвигает претензии на южную их часть, ссылаясь на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 г., по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по мирному договору, подписанному в 1951 г. в Сан-Франциско. Токио поставил подписание мирного договора между двумя странами в зависимость от решения территориального спора.
Позиция российской стороны по вопросу о пограничном размежевании также не претерпела существенных изменений и состоит в том, что южные Курильские острова перешли к нашей стране по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г., Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.) и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению и обжалованию не подлежит[12].
Кроме того, советская, а позже и российская сторона, дополнительно аргументируют свою позицию тем, что в апреле 1945 года был принят Устав ООН, ст. № 107 которого предписывала коллективные меры против любого агрессора. Устав допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году, следовательно, она обязалась следовать прописанным в нем пунктам.