Тема 5. Формы организации общественного производства и их эволюция

Вопросы для обсуждения

1.Сущность и общественный характер производства

2.Основные факторы общественного производства

3.Эффективность производства

4.Общая характеристика натурального и товарного производства.

5. Товар и его свойства, стоимость и цена.

6. Закон стоимости, его сущность и функции.

Темы докладов

1. Понятия «товар» и «благо» в экономической тории.

2. Теория предельной полезности: сущность, возникновение и развитие.

3. Значение закона стоимости в развитии товарного производства.

4. Пути повышения эффективность экономики России на современном этапе

5. Закон убывающей производительности труда.

Терминологический словарь

Общественное производство. Эффективность производства. Показатели эффективности экономики. Факторы производства. Натуральное хозяйство. Товарное производство. Простое товарное производство. Развитая форма товарного производства. Общественное разделение труда. Товар. Услуга. Стоимость. Полезность. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Закон стоимости.

Тесты и проблемные ситуации

1. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства:

а) экономические ресурсы – то же самое, что и факторы производства;

б) в факторы производства не входят трудовые ресурсы;

в) в экономические ресурсы не включается предпринимательская деятельность;

г) факторы производства — это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

2. Что такое средства производства:

а) часть капитала;

б) трудовые ресурсы и капитал;

в) предметы и средства труда;

г) все материальные ресурсы.

3. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

4. Выберите неэкономическое благо:

а) яхта;

б) знания;

в) книга;

г) энергия ветра.

5 Натуральное хозяйство — это такая форма организации экономики, при которой:

а) продукты труда производятся для обмена на рынке;

б) существует замкнутость производителей;

в) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления;

г) связь между производством и потреблением прямая, ничем не опосредованная;

д) присутствует специализация производителей на производстве какого-либо продукта;

е) верны ответы б), в), г);

ж) верны ответы а), в), д);

з) все ответы верны.

6. Какие черты характеризуют товарное производство:

а) общественное разделение труда;

б) универсализация труда;

в) продукты производства не для собственного потребления, а для продажи;

г) экономические связи между производством и потреблением опосредованы деньгами;

д) экономическая обособленность производителей и развитие обмена;

е) возможность определять, что, как и для кого производить;

ж) верны ответы б), в), г); д);

з) верны ответы а), в), г); д); е);

и) все ответы верны.

7. Товар—это:

а) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью;

б) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда и обмениваемая на другую вещь или деньги;

в) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку.

8. Что такое потребительная стоимость товара:

а) совокупность его полезных свойств;

б) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

в) воплощаемый в товаре труд.

9. Что такое меновая стоимость:

а) совокупность полезных свойств товара;

б) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

в) воплощаемый в товаре труд.

10. Что такое стоимость товара:

а) совокупность полезных свойств товара;

б) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

в) воплощаемый в нем абстрактный общественный труд.

11. Предельная полезность—это:

а) способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека;

б) субъективная оценка блага индивидуумом;

в) сумма полезностей равновеликих частей блага;

г) наименее настоятельная потребность, удовлетворяемая последним из потребляемых экземпляров блага данного рода.

12. С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, общая полезность этого блага:

а) уменьшается;

б) возрастает;

в) остается неизменной;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

13. С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, предельная полезность этого блага:

а) уменьшается;

б) возрастает;

в) остается неизменной;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

14. Какую функцию не выполняет закон стоимости:

а) регулятора пропорций развития экономики страны;

б) защиты национальных производителей от внешних конкурентов;

в) стимулятора развития производительных сил;

г) имущественного расслоения хозяйствующих субъектов.

15. 2. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

а) делимы;

б) находятся в индивидуальном пользовании;

в) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;

г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;

Упражнение:

1. Разграничьте экономистов, являющихся сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности:

а) А. Смит;

б) К. Менгер;

в) Е. Бем-Баверк;

г) Д. Рикардо;

д) К. Маркс;

е) В. Визер;

ж) Г. Госсен.

2. Заполните таблицу 3.

Таблица 3 – Черты различных форм организации общественного производства

Характерные черты   Натуральное хозяйство     Простое товарное производство     Развитое товарное производство  
1. 1. 1.
2. 2. 2.

Задачи

Задача № 1. Как изменится меновая стоимость товаров 18 карандашей = 50 тетрадей:, если:

а) стоимость карандашей возрастет в 2 раза?

б) стоимость тетрадей упадет в 2 раза?

а) стоимость карандашей упадет в 2 раза, а стоимость тетрадей возрастет в 2 раза?

а) стоимость карандашей возрастет в 2 раза, а стоимость тетрадей упадет в 2 раза?

Задача № 2. За 8 часов рабочий производит 8 изделий. Как изменится величина стоимости одного изделия и всех изделий, если:

- производительность труда возрастает в 2 раза;

- интенсивность труда возрастает в 1,5 раза.

Задача № 3. В стране имеются 3 производителя обеспечивающие потребности общества в товарах (таблица 4).

Таблица 4 — Исходные данные задачи

Производители Индивидуальное рабочее время t, затрачиваемое на производство 1 ед. товара Х (ч) Количество производимых товаров Х (Q)
А
В
С

Рассчитать величину стоимости товара Х, (или общественно-необходимое время,( tон), затрачиваемое на производство товара Х).

Задача № 4. У потребителя имеются 3 бутылки лимонада. Условно полезность каждой бутылки определяется:

1-ой – 10 ед.;

2-ой – 8 ед.;

3-ей – 6 ед.

Определить общую полезность (ТU) запаса лимонада и предельную полезность (MU) 3-ей единицы товара. Начертите графики общей и предельной

полезности.

Тема 6: Деньги

Вопросы для обсуждения

1. Возникновение и сущность денег эволюция и типы денег.

2. Эволюция и функции денег.

3. Денежная система и ее типы.

4. Сущность, причины, виды и последствия инфляции.

Темы докладов

1. Функции денег в различных экономических школах.

2. Показатели денежной массы в России

3. Денежные реформы в России

Терминологический словарь

Формы стоимости. Деньги. Денежная система. Денежное обращение. Закон денежного обращения. Функции денег. Денежная масса. Денежные агрегаты. Ликвидность. Золотодевизный стандарт. Золотослитковый стандарт, Золотовалютный стандарт. Бумажные деньги. Банкнота. Чек. Кредитная карточка. Электронные деньги. Валютный курс. Конвертируемость денег. Инфляция. Дефляция. Нуллификация. Деноминация. Девальвация. Ревальвация.

Тесты и проблемные ситуации

1. В чем заключается экономическая целесообразность денег:

а) в высокой стоимости;

б) в способности измерять стоимости товаров и обмениваться на любое благо;

в) в способности создавать богатство.

2. Какие из перечисленных благ обладают абсолютной ликвидностью:

а) акции;

б) недвижимость;

в) облигации;

г) деньги;

д) товары первой необходимости.

3. Деньги – это:

а) стоимость товара, выраженная в другом товаре;

б) стоимость товара, выраженная в затратах труда;

в) всеобщий эквивалент товаров.

4. Какую функцию выполняют кредитные деньги:

а) средство обращения;

б) средство платежа;

в) средство накопления;

г) все ответы неверны.

5. Функция денег как мера стоимости – это:

а) цена товара, выраженная в деньгах;

б) цена труда при производстве товара;

в) масштаб цен, с помощью которого определяют стоимость товаров и услуг.

6. Предложение денег осуществляют:

а) предприятия и население;

б) коммерческие банки;

в) государство через центральный банк страны;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

7. Золотое обращение существует в условиях:

а) золотодевизного стандарта;

б) золотослиткового стандарта;

в) золотомонетного стандарта;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

8. Денежная система – это:

а) виды государственных денежных знаков;

б) форма организации денежного обращения;

в) совокупность денег во всех функциях, которые они выполняют;

г) сумма всех денег, обращающихся в национальной экономике.

9. Различие между деньгами и «квази деньгами» состоит в том, что:

а) деньги в отличие от «почти денег» можно расходовать непосредственно;

б) «почти деньги» включают в себя депозиты на банковских счетах, тогда как деньги не включают их;

в) деньги обращаются быстрее «почти денег»;

г) «почти деньги» — это неразменные бумажные деньги в отличие от денег;

д) «почти деньги» включают в себя все товары, которые могут быть проданы за деньги.

10. Чем обеспечивается общественная ценность современных бумажных денег:

а) золотым запасом страны;

б) товарами и услугами, которые производятся в стране;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

Упражнения

1. Разграничьте субъективные и объективные подходы к определению сущности денег:

а) деньги — результат договоренности между людьми;

б) товар особого рода, ставший всеобщим эквивалентом в результате длительного исторического развития обмена;

в) изобретение человечества;

г) социальная условность, средство обмена всех других благ;

д) то, что используется как деньги.

2. Если номинальная стоимость денег не изменится, а цены на товары и услуги возрастут в 2 раза, то покупательная способность денег:

а) возрастет в 2 раза;

б) упадет в 2 раза;

в) упадет в 4 раза;

г) не изменится;

д) возрастет в 1,5 раза.

3. Какие из перечисленных функций денег выделяются в качестве основных представителями металлической теории денег, классической политической экономии, марксизма, номиналистической теории денег:

а) мера стоимости;

б) средство обращения;

в) средство накопления (образование сокровищ);

г) средство платежа;

д) мировые деньги.

Задачи

Задача №1. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 300 тыс. ден. ед; суммы цен товаров в кредит – 200 тыс. ед.; сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил – 10 тыс. ед., а взаимопогашенные – 15 тыс. ден. ед. Одна денежная единица совершает в среднем 25 оборотов в год. Найти количество денег, необходимых для обращения. Что произойдет в экономике, если в обращении будет выкуплено – 150 тыс. ден. ед.

Задача №2. Допустим, что сумма цен товаров, подлежащих реализации, составляет 120 млрд. долл, сделки в кредит составляют 20 млрд. долл. Каждая денежная единица делает за год в среднем 7 оборотов. Государство выпустило в обращение 25 млрд. бумажных долларов.

К каким последствиям приведет выпуск такого количества денег?

Выберите мероприятия для предотвращения этого экономического явления:

1. Расширить продажу товаров в кредит.

2. Осуществить дополнительную эмиссию денег.

3. Увеличить производство товаров.

4. Снизить государственные расходы на оплату военных заказов, на выплату жалованья чиновникам, на содержание армии и полиции.

5. Ускорить оборачиваемость денег.

Наши рекомендации