Те факторы производства, которые невозможно изменить в краткосрочном периоде называются постоянными, те, что изменяются – переменными.
Рассмотрим производительную функцию в краткосрочном периоде. В нашем примере переменным фактором будет труд (L).
Оптимальное, эффективное сочетание факторов производства, влияние их изменения на рост объёмов производства, определяют на основе анализа динамики показателей: совокупный продукт переменного фактора (TPL); средний продукт переменного фактора (APL); предельный продукт переменного фактора (MPL).
Совокупный продукт переменного фактора – это количество продукции, произведенной при данных затратах переменного фактора неизменных затратах других факторов производства (TPL).
Средний продукт переменного фактора определяется как отношение совокупного продукта ( TPL) к количеству использованного переменного фактора (L): APL=TPL/L.
Предельный продукт переменного фактора – это изменение количества выпускаемой продукции, полученной при использовании дополнительной единицы переменного фактора и прочих равных условиях.
Предельный продукт переменного фактора может быть определен по формуле:
MPL=∆TPL/∆L
где ∆L – прирост переменного фактора.
Предельный продукт характеризует предельную производительность переменного фактора производства, то есть производительность последней вовлеченной в производственный процесс дополнительной единицы этого фактора (например, последнего вовлеченного в процесс производства рабочего), а средний продукт – его среднюю производительность.
Рассмотрим, как изменяется совокупный, средний и предельный продукты при увеличении переменного фактора на графике (рис.7.3).
Наиболее эффективное сочетание факторов и максимальное использование переменного фактора достигается в точке D (MPL=APL) при объёме выпуска в точке B.
Существует взаимосвязь между TPL, APL и MPL, в основе которой лежит закон убывающей предельной производительности (убывающей отдачи факторов производства):
Закон убывающей отдачи утверждает, что если количества некоторых факторов фиксированы, то предельный продукт любого переменного фактора (например, труда) будет по достижении некоторого объема выпуска убывать по мере увеличения затрат данного фактора.
Рисунок 7.3. Общий продукт, средний продукт, предельный продукт и их взаимосвязь
Динамика показателей общего, среднего и предельного продукта и их взаимосвязь представлены в таблице 7.2.
Таблица 7.2
Фазы производства
Фаза | Совокупный продукт TPL | Средний продукт APL | Предельный продукт MPL | Вершина |
Положительный, возрастает | Положительный, возрастает | Положительный, возрастает до максимума | Точка перегиба APL - max | |
Положительный, возрастает | Положительный, возрастает до максимума | Положительный, убывает (TPL>APL) | APL – max APL= MPL | |
Положительный, возрастает до максимума | Положительный, убывает | Положительный, убывает до 0 (TPL<APL) | TPL – max MPL=0 | |
Положительный, убывает | Положительный, убывает | Отрицательный, убывает |
& Приведем пример. Фирма приобрела один из производственных факторов (капитал), количество которого в производственном процессе будет постоянным. Возникает вопрос: сколько нанимать рабочих? Для этого надо знать, как будет расти объем выпуска по мере увеличения переменного фактора - труда. До определенного момента увеличение количества рабочих будет сопровождаться все возрастающим объемом производства. Это объясняется действием эффекта разделения труда и возможностью улучшения организации производства. Однако со временем обязательно наступит такой момент, когда каждый дополнительный рабочий станет приносить все меньшую добавку к совокупному продукту, т.е. предельный продукт станет снижаться. Когда же оборудование будет загружено полностью, дополнительные рабочие уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге они станут мешать друг другу, и объем выпуска сократится.
Понятие убывающей отдачи является частью повседневного опыта и языка «слишком много поваров портят суп» не только потому, что в него класть, но потому, что они в конечном счете только мешают друг другу. Студентка, готовящаяся к экзамену, как правило, обнаруживает, что вначале занятия идут вполне производительно, но спустя некоторое время каждые полчаса занятий добавляют к ее знаниям меньше, чем предыдущие. После нескольких часов она может прекратить занятия и сказать, может быть, и не совсем точно, что она поступила так в силу начавшегося действия убывающей отдачи.