Тема 1. Введение в экономическую теорию
Изучение экономической теории
должно привить молодым людям
ощущение ответственности
за судьбу свой страны.
Н. Грегори Мэнкью
Доктор Ватсон поведал нам, как велико было его изумление, когда он узнал, что великий Шерлок Холмс никогда не слышал о солнечной системе.
Но ещё больше его поразило его то, что Холмс, руководствуясь эксцентричной психологической теорией, согласно которой мозг подобен чердаку, имеющему ограниченную вместимость, и не намерен был выслушивать описание солнечной системы, ибо это, по мнению Холмса вытеснило бы из его рассудка более важные вещи, например осведомлённость о строении мочки уха у магазинных воровок.
Можно с уверенностью сказать, что изучение экономической теории не лишит вас познаний в области конституционного права, информатики или управления человеческими ресурсами.
Но вместе с тем справедливо и то, что каждый стремится экономить своё ограниченное время.
Поэтому, если экономический анализ не преследовал бы важную цель, то затрачиваемые на него часы можно было бы со спокойной совестью посвятить множеству других дел.
Вы наверняка задавались вопросом: «А зачем, собственно, изучать экономику?».
Вообще говоря, люди изучают эту науку в силу ряда причин.
Одни изучают экономику в надежде, что это поможет им в дальнейшем зарабатывать деньги.
Другие в страхе прослыть невеждами, не понимающими законов спроса и предложения.
Многие интересуются тем, каким образом компьютеры (информационные технологии) влияют на наше общество или причинами усиления в последнее время неравенства в распределении доходов в России.
В основе этих объяснений, как и многих других, лежит простой здравый смысл.
Мы все должны понимать, что для изучения основных уроков экономики существует одна первостепенная причина: на протяжении всей жизни – от колыбели до могилы – нам предстоит сталкиваться с жестокой правдой экономики.
Как избиратели, мы принимаем решения по многим вопросам – взаимосвязь инфляции и безработицы, влияние Интернета на экономику, дефицит государственного бюджета, международная торговля – ответить на которые нельзя без овладения основами данного предмета.
Самым важным экономическим решением, зависящим только от вас, является выбор профессии.
Ваше будущее зависит не только от ваших способностей, но и от экономических сил, находящихся вне вашего контроля и оказывающих влияние на ваше жалование.
Кроме того, используя законы экономики, можно выгодно вложить накопленные вашими родителями деньги (если уговорить их сделать это).
Конечно, после изучения экономики вы вряд ли превратитесь в финансового гения, но без знания её основ счастливая карта не выпадет вам никогда.
Я и мои ассистентки не собираемся убеждать вас в этом.
Мы просто искренне надеемся, что вы откроете для себя в экономике, помимо свойственного ей прагматизма, и просто что-то завораживающее.
Многие поколения студентов к своему удивлению обнаруживали, насколько захватывающей может быть экономика.
План
1.1. Очерк развития мировой экономической науки
1.2. Предмет экономической теории
1.3. Методы экономической теории
1.1. Очерк развития мировой экономической науки
Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он является результатом длительного исторического развития.
Экономика и хрематистика.
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве.
Её целью было воспитание достойных граждан.
Термин «экономика» произошёл от древнегреческого слова «экономия», которое, как считают учёные, изобрёл греческий писатель и историк Ксенофонт(430-355 до н.э.).
Слово «экономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон).
Так что в буквальном, первородном смысле «экономия» означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства.
Встречается он и у Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) в рамках учения о справедливости (Аристотель. «Политика» Кн. 1, 1256b – 1258b).
Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения.
Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества.
К экономии Аристотель, правда относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей.
Аристотель критически относился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеют источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля противоестественна.
Уравнение обмена.
«Мы меняемся потому что мне нужен твой товар, а тебе – мой», - очень точно заметил Аристотель и спросил себя:
«Что определяет пропорцию, в которой будет совершён обмен. Почему за простой глиняный горшок дадут одну меру зерна, а за краснофигурную амфору – десять? Что делает эти продукты соизмеримыми?».
Аристотель был первым учёным, кто не только поставил этот вопрос, но и предложил свой ответ.
Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на развитие теории цены.
Но лишь в XVIII в. французский мыслитель Тюрго продолжил и развил мысль о взаимном соизмерении потребностей.
И ещё сто лет спустя сразу несколько блестящих учёных создали на этой основе теорию предельной полезности.
Сегодня её разделяют, пожалуй, большинство экономистов.
Но не все.
Меркантилизм – первая экономическая школа нового времени.
Однако времена менялись, и вместе с ними не только менялся смысл слов, но и появлялись новые термины.
Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства.
Возникает потребность в знаниях об экономике всей страны (национальном хозяйстве).
В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводить экономическую политику всемерного поощрения торговли, доказывает, что последняя является главной целью производства.
Работа А. Монкретьена дала название нарождавшейся тогда науке, которое сохранилось и по сей день.
Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни.
Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл – искусство управления государственный, национальным хозяйством.
В XVII-XVIII вв. политическая экономия была эмпирическим искусством, набором предписаний для правительственного пользования.
Экономисты размышляли над текущими хозяйственными проблемами и предлагали решения, призванные увеличить доход государства и монарха.
В этот период основным направлением экономической мысли был меркантилизм– концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства.
К числу виднейших представителей этого направления можно отнести уже упоминавшегося А. Монкретьена, английского экономиста Томаса Мэна, французского экономиста и политика Жана Батиста Кольбера, российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова.
Французский учёный Франсуа Кенэявился основателем школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты.
Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество.
Свои доходы, по мнению физиократов, промышленник и купцы получают из «вторых рук».