Структура инвестиций в основной капитал – диверсификация
Динамика инвестиций в основной капитал в сценариях развития будет определяться объемами средств предприятий, направляемых на модернизацию и развитие производства, а также государственными капитальными вложениями в такие отрасли как транспорт, высокотехнологичные отрасли и отрасли, связанные с развитием человеческого капитала.
Структура инвестиций в основной капитал(доля в общем объеме инвестиций %)
Вариант | 2011-2015 | 2016-2020 | 2021-2025 | 2026-2030 | |
Динамика инвестиций в основной капитал (среднегодовые темпы, %) | 1 | 105,8 | 105,7 | 104,4 | 102,9 |
2 | 106,1 | 108,1 | 106,3 | 104,1 | |
ТЭК | 29,6 | 24,3 | 23,9 | 22,7 | |
29,5 | 23,8 | 22,0 | 19,8 | ||
АПК | 5,4 | 4,4 | 3,8 | 3,4 | |
5,4 | 4,3 | 3,5 | 3,0 | ||
Транспорт (без трубопроводного) и связь | 20,9 | 21,9 | 20,2 | 19,4 | |
21,1 | 23,2 | 20,7 | 19,8 | ||
Машиностроение | 2,2 | 2,6 | 2,9 | 3,2 | |
2,2 | 2,6 | 2,9 | 3,4 | ||
Образование, здравоохранение | 4,0 | 4,7 | 5,3 | 5,9 | |
4,0 | 4,7 | 5,7 | 6,6 |
Наибольший разрыв в темпах роста инвестиций по вариантам развития будет характерен для 2017-2020 годов. Необходимость запуска инвестиционных проектов уже в ближайшие годы обусловлена длительностью их реализации и обеспечением растущих потребностей экономики.
Рост капитальных вложений в консервативном сценарии связан с реализацией инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе и смежных с ним производствах, в электроэнергетике, в сырьевых отраслях, с расшивкой «узких мест» транспортной инфраструктуры, развитием Восточного полигона, строительством ВСМ Москва-Казань в 2014-2021 годах (сдвиг по сравнению с первоначальным планом по завершению работ к 2018 году), удвоением ввода автомобильных дорог федерального значения в ближайшее десятилетие и другими проектами.
В умеренно-оптимистичном сценарии прирост инвестиций будет обусловлен более масштабной технологической модернизацией высоко- и среднетехнологичных производств, развитием машиностроения, инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала, развитием транспортной инфраструктуры. Предполагается строительство ВСМ Москва-Казань в более сжатые сроки (2014-2018 годы) и продление ветки до Екатеринбурга за 2019-2028 годы. В умеренно-оптимистичном сценарии ожидается, что развитие государственно-частного партнерства и перераспределение расходов региональных бюджетов позволят в ближайшее десятилетие удвоить ввод автомобильных дорог не только федерального, но и регионального значения. Кроме того, в умеренно-оптимистичном сценарии ожидаются значительные объемы инвестирования в строительство и в сопутствующее производство строительных материалов.
Опережающий рост вложений в основной капитал в форсированном сценарии будет связан с активным внедрением нового оборудования в производственный процесс, расширением финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики. Приоритетным направлением будет развитие транспортной инфраструктуры. В форсированном сценарии заложено развитие инфраструктуры, обеспечивающее потребности роста экономики темпами более 5% в год, предусматривается реализация в более сжатые сроки проектов инновационного сценария, а также реализация ряда дополнительных проектов, таких как строительство ВСМ Москва-Адлер, развитие московского и санкт-петербургского транспортных узлов, метрополитенов и другие.
Топливно-энергетический комплекс
Добыча и экспорт нефти
В консервативном и умеренно-оптимистичном сценариях(варианты 1 и 2) в прогнозный период предполагается наращивание добычи нефти за счет месторождений Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия) и новых месторождений Западной Сибири. В 2016-2018 годах предусматривается ввод новых крупных месторождений, таких как Юрубчено-Тохомское, Русское, Восточно-Мессояхское, Куюмбинское, Западно-Мессояхское, Тагульское. К 2020 году планируется начало реализации проекта Сахалин-3 и освоение шельфа северных морей.
Доля объемов добычи нефти на месторождениях Восточной Сибири вырастет с 6,7% от общего объема добычи в 2012 году до 16% к 2030 году, а на шельфовых месторождениях – до 3,5 процента.
Инновационные программы нефтяных компаний предусматривают увеличение коэффициента извлечения нефти в 2020 году на 2-4% к уровню 2010 года, что повысит эффективность использования разведанных запасов и замедлит снижение добычи на старых месторождениях. Применение инновационных технологий в освоении трудноизвлекаемых запасов нефти позволит стабилизировать уровень добычи в Западной Сибири.
По данным ОАО «НК «Роснефть», трудноизвлекаемые запасы нефти компании составляют порядка 1,3 млрд. тонн. Со стороны ОАО «Лукойл» перспективным направлением является разработка Ачимовской толщи, объемы добычи на которой могут достигнуть 10 млн. тонн. По оценкам Роснедр, добыча трудноизвлекаемой нефти в 2025 году может составить 52 млн. тонн. На освоение нетрадиционных запасов потребуются значительные инвестиции, соизмеримые с затратами американских компаний (порядка 100 млрд. долларов США).
Добыча нефти вырастет к 2030 году до 525 млн. т, что превышает прогнозируемые ранее объемы на 13 млн. тонн. Повышение прогноза связано с возможным вовлечением в разработку большего количества трудноизвлекаемых запасов за счет повышения экономической привлекательности таких проектов в связи с принятыми мерами по стимулированию их освоения.
В результате реконструкции действующих мощностей, строительства установок по глубокой переработке и нового нефтеперерабатывающего завода Восточной Нефтехимической Компании (ВНХК) ОАО «НК «Роснефть» (мощностью от 12 млн. т. на начальном и среднем этапах ввода мощностей и возможным увеличением до 30 млн. т. в год при полном вводе к 2028 году) объем переработки нефти к 2030 году стабилизируется на уровне 256 млн. т, при этом глубина переработки нефти превысит 91,4%. При умеренных темпах внутреннего потребления и оптимизации объемов переработки нефти экспорт нефтепродуктов к 2030 году сократится до 104 млн. т за счет снижения экспорта мазута. Прогноз развития нефтеперерабатывающей отрасли по сравнению с предыдущим прогнозом не изменился.
Расширение экспортных мощностей в восточном направлении позволит увеличить экспорт нефти до 259 млн. т к 2020 году, при этом доля экспорта в страны АТР в общем объеме экспорта увеличится до 33% в 2020 году. С учетом снижения спроса на российскую нефть на европейском рынке и увеличения поставок в страны АТР (около 36% от общего объема экспорта нефти) к 2030 году экспорт стабилизируется на уровне 260 млн. тонн. По сравнению с предыдущим прогнозом объем экспорта увеличится в 2030 году на 13 млн. т в связи с развитием взаимоотношений с Китаем и подписанием дополнительных соглашений о поставках нефти.
Форсированный сценарий(вариант 3)исценарий с высокими ценами на нефть(вариант С)предполагают, что добыча нефти будет осуществляться с учетом интенсивного освоения действующих и повышения эффективности использования новых месторождений. Предполагается ввод в разработку ранее нерентабельных низкодебитных участков недр, наращивание добычи на шельфовых месторождениях, активное освоение Ачимовской толщи и Тюменской свиты.
Доля объемов добычи нефти на месторождениях Восточной Сибири возрастет до 15,5% от общего объема добычи к 2030 году, а на шельфовых месторождениях – до 4 процентов.
Добыча нефти вырастет к 2030 году до 535 млн. т, а экспорт – до 264 млн. тонн. Объем переработки нефти в 2030 году увеличится до 262 млн. т за счет намечаемого строительства двух новых нефтеперерабатывающих заводов, объем экспорта нефтепродуктов сократится до 109 млн. тонн.
Сценарий с низкими ценами на нефть (вариант А). В условияхснижения мировой конъюнктуры и отсутствия экономических предпосылок для активизации работы по освоению месторождений добыча нефти характеризуется интенсивным снижением объемов добычи на старых выработанных месторождениях и недостаточным освоением новых месторождений. Объем добычи может сократиться к 2030 году до 450 млн. т, при этом экспорт снизится до 216 млн. тонн. С учетом модернизации действующих нефтеперерабатывающих заводов и вывода из эксплуатации неэффективных мощностей по первичной переработке в 2030 объем переработки нефти сократится до 225 млн. т году, а экспорт нефтепродуктов – до 80 млн. тонн.
Добыча и экспорт газа
Консервативный сценарий (вариант 1). Добыча и поставки газа будут осуществляться с учетом интенсивного освоения газовых месторождений п-ва Ямал и Сахалинского шельфа, а также начала освоения Чаяндинского месторождения. Предусматривается реализация проектов по сжижению природного газа: «СПГ Ямал» и «СПГ Владивосток», а также нового проекта ОАО «НК «Роснефть» на о. Сахалин, при этом в отличие от предыдущего прогноза по проекту Сахалин-2 расширение не предусматривается. В 2020 году добыча газа возрастет до 769 млрд. куб. м, что на 10 млрд. куб. м ниже относительно варианта 1 предыдущего прогноза и 14 млрд. куб. м относительно варианта 2. К 2030 году добыча газа возрастет до 831 млрд. куб. м, что также ниже ранее прогнозируемых объемов на 18 и 39 млрд. куб. м соответственно. Корректировка прогноза в основном связана с высокими рисками поставок российского газа в Украину, в связи с этим прогноз объемов экспорта в Украину снижен на 10 млрд. куб. м, до 30 млрд. куб. м к 2030 году. Кроме того, с учетом продолжения сложившейся тенденции снижения потребления газа электростанциями и котельными ЕЭС России, а также замедления развития химии и газохимии прогноз внутреннего спроса на газ снизился на 2020 год на 8 и 11 млрд. куб. м относительно вариантов 1 и 2 предыдущего прогноза, а к 2030 году разница возрастет до 21 и 30 млрд. куб. м соответственно. Тем не менее частичная компенсация снижения добычи газа прогнозируется за счет увеличения экспорта в дальнее зарубежье в связи с возможным сохранением тенденции возобновления спроса со стороны потребителей Еврозоны, а также ростом экспорта СПГ до 42 млн. т к 2020 году, и сохранением на этом уровне до 2030 года.
Планируется продление газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток до границы, реализация Восточного проекта «Сила Сибири» и строительство газопровода «Южный поток». При этом предполагается умеренный рост экспорта газа трубопроводным транспортом до 209 млрд. куб. м в 2020 году и до 237 млрд. куб. м в 2030 году. Доля экспорта в страны АТР в 2020 году не превысит 5%, а к 2030 году увеличится до 11% от общего объема экспорта газа трубопроводным транспортом.
Вариант 2 предполагает наращивание спроса внутреннего рынка, при этом более динамично будет развиваться газовая генерация, газо- и нефтехимия, а также использование газа для коммунально-бытовых нужд и в качестве топлива. Добыча газа к 2030 году увеличится до 856 млрд. куб. м, при этом более 75% прироста (по сравнению с вариантом 1) будет обеспечено за счет наращивания добычи независимыми производителями газа. Кроме того, прогнозируется ускоренное освоение месторождений Тазовской и Обской губ.
Вариант 3 и сценарий с высокими ценами на нефть (вариант С). Прогнозируется ускоренное освоение перспективных месторождений п-ва Ямал, а также Штокмановского, Чаяндинского и других месторождений с учетом реализации инфраструктурных проектов для экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, включая реализацию проектов СПГ (в том числе строительство третьей очереди Сахалин-2). В 2030 году добыча газа возрастет до 920 млрд. куб. метров. Предусматриваются высокие темпы роста экспорта газа трубопроводным транспортом, который возрастет до 259 млрд. куб. м в 2030 году. Рост экспорта в основном будет связан с диверсификацией поставок газа на рынки АТР, при этом доля экспорта в страны АТР к 2030 году увеличится до 12% от общего объема экспорта газа трубопроводным транспортом. Экспорт СПГ возрастет до 64 млн. т в 2030 году.
Сценарий с низкими ценами на нефть (вариант A). Снижается вероятность освоения месторождений Иркутской области, реализации проекта «СПГ Ямал» и «СПГ Владивосток» в полном объеме. К 2030 году добыча газа увеличится до 740 млрд. куб. метров. В связи с ограничением спроса на газ на внешнем рынке экспорт газа трубопроводным транспортом будет ограничен и к 2030 году составит 206 млрд. куб. м, при этом экспорт в страны АТР составит не более 5% от общего объема экспорта газа.
В структуре добычи и производства первичных энергоресурсов в долгосрочный период произойдет увеличение доли газа, электроэнергии на ГЭС и АЭС, в меньшей мере угля и снижение доли нефти. На рост доли газа будут оказывать влияние увеличение спроса (из-за преимуществ по экологическим и потребительским свойствам газа), замедление темпов развития атомной энергетики в мире. Немаловажную роль в снижении доли нефти в структуре российского топливно-энергетического комплекса играют ресурсные ограничения.
Структура добычи (производства) первичных ТЭР(%в общем объеме ТЭР)
Вариант | Первичные ТЭР | |||||
уголь | нефть | газ | электроэнергия ГЭС, АЭС | прочие | ||
2015 г. | 12,4 | 39,3 | 41,5 | 6,2 | 0,6 | |
12,4 | 39,3 | 41,5 | 6,2 | 0,6 | ||
12,3 | 38,9 | 42,1 | 6,1 | 0,5 | ||
2020 г. | 12,5 | 37,1 | 43,9 | 6,0 | 0,5 | |
12,4 | 37,0 | 44,0 | 6,1 | 0,5 | ||
12,1 | 36,3 | 44,9 | 6,1 | 0,6 | ||
2030 г. | 13,1 | 34,6 | 44,0 | 7,8 | 0,5 | |
12,9 | 34,0 | 44,6 | 7,9 | 0,6 | ||
12,3 | 33,0 | 45,7 | 8,4 | 0,6 |
Ожидается, что экспорт ТЭР в 2030 году к уровню 2012 года составит: по варианту 1 – 116,6%, по варианту 2 – 117,1% и по варианту 3 – 127,2%, а совокупная доля их экспорта в общем объеме производства первичных энергоресурсов соответственно 45,7%, 45,2% и 46,8% против 46,0% в 2012 году.
Структура потребления первичных топливно-энергетических ресурсов России значительно отличается от среднемировых показателей, где доля газа ниже в 2,2 раза (23,7%), а угля и нефти выше соответственно в 1,9 и 1,6 раза (30,3 и 33,1%).