Рост цен на товары (услуги) инфраструктурных компаний

для потребителей, кроме населения, в 2016-2030 гг. (по вариантам)

    Вариант 2011-2015 2016-2020 2021-2025 2026-2030 2016-2030
Рост оптовых цен на газ, прирост цен в %, в среднем за год   4,4 2,9 2,1 3,2
9,3 4,7 3,2 2,0 3,3
  2,0 2,3 3,3 2,5
оптовая цена на газ (долл. США за тыс.куб.м), на конец периода  
 
 
Соотношение с ценой равно-доходности при поставке в Европу, на конец периода (в разах) 0,59 0,67 0,66 0,72  
0,65 0,69 0,70  
0,64 0,70 0,70 0,70  
Рост цен на электроэнергию, прирост цен в %, в среднем за год 7,9 3,7 2,4 0,8 2,3
4,1 2,6 1,1 2,6
2,9 2,2 2,9 2,6
цена на электроэнергию (центов США за кВт-ч), на конец периода 8,2   8,8 9,1 8,8 10,2 9,7 10,1 11,3 11,5 11,5 12,9  
Соотношение с ценой в Европе (Германия), на конец периода (в разах) 0,72 0,74 0,71 0,83 0,73 0,76 0,85 0,80 0,80 0,90    
0,77
Регулируемые тарифы на услуги инфраструктуры грузового железнодорожного транспорта, прирост цен в %, в среднем за год 5,1 4,1 5,9 6,1 2,6 3,4 4,0 1,8 2,0 2,7 2,8 3,7 4,3

Оптовые цены на газ, отпущенный для населения, с целью сокращения перекрестного субсидирования в долгосрочной перспективе будут расти с некоторым опережением относительно других категорий потребителей. Вместе с тем в целях сдерживания инфляции рост данных тарифов предлагается ограничить по уровню инфляции за предыдущий год (декабрь к декабрю) с применением корректирующего коэффициента 1,2 вплоть до выхода на уровень оптовых цен для остальных потребителей. Такой порядок индексации целесообразно применить: в консервативном варианте – с 2017 года (в 2015-2016 гг. индексация с применением понижающего коэффициента 0,7 к инфляции предыдущего года (декабрь к декабрю), по 2 и 3 вариантам – начиная с 2015 года. При этом оптовая цена на газ, отпущенный для населения по первому варианту к 2030 году составит 88% от цены для остальных потребителей, по второму варианту – 96%. В третьем варианте цены выровняются к 2020 году, после чего индексация будет такой же, как и для остальных потребителей.

В рамках всех сценариев оптовая цена на газ будет являться предельной регулируемой ценой, а реализация регулируемого газа, производимого собственником Единой системы газоснабжения, может происходить в рамках ценового коридора от 0,8 до 1,0 от регулируемой цены.

Рост тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа в прогнозный период не должен превышать темпа изменения оптовых цен на газ.

Электроэнергетика

Ключевым фактором роста цен на электроэнергию является рост цен на основной вид топлива – газ, с учетом межтопливной конкуренции. Через рост цен на электроэнергию для большинства отечественных потребителей транслируется рост цен на газ (на энергетику приходится 55% внутреннего потребления газа). Также рост цен на электроэнергию дает наибольший вклад в инфляцию по сравнению с другими инфраструктурными отраслями.

Рост цен на электроэнергию оказывает значительное влияние на издержки всех отраслей экономики, и особенно на энергоемкие производства российских товаров, торгуемых на внешних рынках.

Высокий уровень цен на электроэнергию на розничном рынке стимулирует крупных потребителей товаров российской промышленности строить собственную генерацию или покупать электроэнергию на оптовом рынке, что для остальных потребителей, покупающих электроэнергию на розничном рынке – малого и среднего бизнеса, приводит к росту более высокому, чем в среднем.

Так, средние цены на электроэнергию для потребителей, кроме населения, в России в 2012 году были на треть ниже, чем в Европе и превысили цены для промышленности в США почти в 1,2 раза. С учетом прогнозируемого на 2014-2016 гг. увеличения цен на электроэнергию почти в 1,2 раза, к 2017 году разрыв между внутренними и европейскими ценами на электроэнергию сократится до 26-29%, и они будут превышать цены для промышленности в США в 1,3 раза, что является серьезным вызовом для конкурентоспособности российской экономики. При этом разница между внутренними ценами на электроэнергию для потребителей, кроме населения, и ценами в развитых странах почти на порядок меньше, чем на газ.

Рост цен на электроэнергию в долгосрочный прогнозный период прежде всего будет обусловлен ростом цен на топливо, вводом новых мощностей и ростом сетевых тарифов. При этом внутренние цены должны быть ниже европейских цен для промышленных потребителей (придерживаясь дисконта около 20%).

На оптовом рынке электрической энергии рост цен на электрическую энергию обусловлен ростом цен на топливо, вводом новых мощностей (новых генерирующих объектов (АЭС, ГЭС, ТЭС и на основе возобновляемых источников энергии) по договорам, обеспечивающим гарантию возврата инвестиций (договора предоставления мощности и иные договора).

Для предсказуемости цен на электрическую энергию в ближайшие годы предстоит сформировать целевую модель рынка электрической энергии (мощности), которая будет обеспечивать баланс уровня надежности энергоснабжения, стимулировать энергосбережение, оптимальный уровень инвестиционных расходов и выбор технологического решения, вести к усилению конкуренцию на оптовом рынке.

В консервативном сценарии (вариант 1) предполагается, что дисконт в 20% от европейской цены будет достигнут в 2027-2028 годах, в умеренно-оптимистичном сценарии (вариант 2) – в 2026-2027 годах. При этом регулирование динамики сетевых тарифов определяется уровнем инфляции за предшествующий год (декабрь к декабрю), а после достижения внутренними ценами 20% дисконта рост регулируемого тарифа может определяться динамикой цен для промышленных потребителей в Европе (Германия) с поправкой на обменный курс доллара США.

В форсированном сценарии (вариант 3) разрыв с ценами Германии достигнет 19% уже в 2016 году, поэтому ориентация цен на динамику в Европе предполагается уже с 2017 года с постепенным сокращением размера дисконта до 15% к 2025 году и до 10% к 2030 году. Индексация сетевых тарифов будет определяться с учетом установленного дисконта для цен на электроэнергию.

В целях создания финансовых условий для устойчивой деятельности сетевых компаний в период до 2030 года в электросетевом комплексе необходимо решить ряд структурных проблем: а) сократить потери электрической энергии в энергосетях при ее передаче и распределении, почти в два раза превышающие зарубежные показатели, за счет ввода современных и высокотехнологичных новых мощностей; б) значительно повысить эффективность инвестиционных расходов за счет увязки инвестиционных программ с целевыми показателями надежности и качества путем усиления контроля (к 2020 году предполагается снизить удельные инвестиционные расходы на 30% относительно уровня 2012 года); в) совершенствовать систему тарифного регулирования; г) сократить количество территориальных сетевых организаций в 2,5 раза в целях оптимального распределения ресурсов, связанных с их эксплуатацией, поддержанием и развитием.

Принятое решение об ограничении роста тарифов для населения в 2015-2016 годах коэффициентом 0,7 от уровня инфляции (декабрь к декабрю) предыдущего года приведет к увеличению масштабов перекрестного субсидирования, которое, по оценке, в 2012 году уже составило более 220 млрд. рублей.

Для снижения объема перекрестного субсидирования в прогнозе предусмотрен опережающий рост цен на электрическую энергию для населения. С 2017 года рост цен для населения будет определяться исходя из соотношения 1,1-1,3 превышения уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) до выхода на европейское соотношение цен на электроэнергию для промышленных потребителей и населения (1,3-1,4).

Наши рекомендации