Какой из приведенных ниже фактов лучше других иллюстрирует использование элементов командной экономики?
а) в начале 80-х гг. на Воронежском заводе «Электрон» была введена система стимулирования качества
б) во время Великой депрессии президент Рузвельт, опасаясь краха банковской системы, закрыл все банки на неделю
в) введение северных надбавок к заработной плате регулировалось правительством СССР
г) система пожизненного найма, с успехом применяемая в Японии, не получила распространения у конкурентов – в США и Зап. Европе
Чего нет в командной экономике?
а) назначенных чиновниками цен
б) ориентации производителей в основном на платежеспособный спрос
в) несправедливого распределения ресурсов
24. Экономика является смешанной, когда:
а) товары и услуги производятся как государственными, так и частными компаниями
б) правительство владеет или управляет всеми компаниями
в) экономические решения принимаются по традиции
25. Основными признаками традиционной экономики являются:
а) приоритет сферы услуг
б) господство крупной частной собственности
в) использование новейших технологий в экономике
г) все перечисленное неверно
26. Для командной плановой экономики характерно:
а) ориентация производителей на «карман» потребителей
б) централизованное планирование
в) государственная система ценообразования
27. Признаками рыночной экономики являются:
а) конкуренция
б) централизованное планирование
в) частная собственность
г) господство государственного уклада
28. В централизованной экономике товары и услуги производятся:
а) традиционными методами
б) с помощью экономических планов
в) в соответствии с условиями спроса и предложения
29. В стране А товары и услуги производятся одним и тем же способом с незапамятных времен. Профессия определяется при рождении. В этой стране:
а) рыночная экономика
б) традиционная экономика
в) централизованная экономика
г) смешанная экономика
Разграничьте субъекты и объекты собственности.
а) земля под виноградником
б) АО «Земмаш»
в) здание Университета
г) В.С. Черномырдин
д) фермер Константинов
е) бриллиант «Черный принц»
ж) частное страховое общество
з) Воронежская АЭС
Тема 2. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Потребительское поведение
Вопросы для самоподготовки.
1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.
2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?
3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.
4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения?
5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие?
6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам.
7. Эластичность рыночного предложения по цене.
8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.
9. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.
10. Что такое полезность блага? Какие виды полезности используются в экономической теории?
11. Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию.
12. Ответьте на вопрос (парадокс А. Смита): «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у не столь необходимых алмазов такая высокая цена?»
13. Каковы основные черты экономического выбора индивида? Что такое ожидаемая полезность и какова ее роль в экономическом выборе индивида?
14. От чего зависят рыночные возможности потребителя? Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?
15. Какие виды ограничений характерны для экономического выбора? Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? Каким образом изменяется набор факторов, влияющих на благосостояние потребителя, при переходе от одного типа экономической системы к другой?
Задания для самостоятельной работы.