Тема 1. введение в экономическую теорию

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Вопросы для самопроверки.

1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

2. Какой вклад в развитие мировой экономической мысли внесли российские учёные-экономисты?

3. Какие экономические школы вам известны?

4. Назовите методы экономической теории?

5. Что иллюстрирует кривая производственных возможностей?

6. Что такое «экономическая система» и какие виды экономических систем вам известны?

7. Опишите сущность и условия выполнения деньгами функции средства обращения.

8. Опишите функции денег.

Задания для самостоятельной работы.

Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы.

а) носят объективный характер

б) не зависят от воли людей

в) имеют большую продолжительность существования

г) имеют ограниченное время существования

д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества

Оформите в виде таблицы

Экономические законы Законы природы
   
   
   

2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

а) одежда

б) ремонт автомобиля

в) участие в городском субботнике

г) консультация юриста

д) жилье

е) потребность фирмы в автотранспорте

ж) благотворительность

з) удаление аппендикса

и) посещение филармонических концертов

к) посещение лекций по архитектуре города

Оформите в виде таблицы.

материальные духовные социальные
     
     
     

Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике.

а) правительство проводит политику либерализации цен

б) отсутствие дождей в течение продолжительного периода времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых

в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции

г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране

Оформите в виде таблицы.

Микро- Макро-
   
   
   

4. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике

б) глобальные тенденции экономического развития человечества

в) процессы, происходящие в национальной экономике взятой в целом

5. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов

б) экономическое поведение отдельных фирм

в) отношения между отдельными представителями отдельных классов

6. Выберите наиболее корректное определение экономической теории:

а) Наука о том, как делать деньги

б) Наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и занятости

в) Наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.

г) Наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления.

д) Наука о поведении участников общественного воспроизводства, имеющая практическое значение в решении конкретных хозяйственных вопросов.

е) Наука о принципах экономической теории

Что изучает микроэкономика?

а) Экономику как целостную систему

б) Уровень безработицы и уровень цен в экономике

в) Экспорт и импорт товаров, промышленного сырья и товаров народного потребления

г) Законы и закономерности развития предприятий, фирм, домашних хозяйств, рынков конкретных производственных ресурсов.

д) Спрос и предложение в экономике

е) Курс доллара в обменных пунктах

ж) Принципы налогообложения

з) Приватизацию госсектора

Кому могли принадлежать эти слова? (покажите связь)

Умственный труд – монополия высших слоев общества Ксенофонт
Рассматривая богатство, он делит его на два вида: натуральное и денежное Апостол Павел
Равенство должно проявляться в пользовании всеми богатствами, накопленными членами этого общества Конфуций
Продукт, созданный рабами, оценивается не затратами труда, а его полезностью Аристотель
Самый простой хозяйственный труд необходим и является святым делом Сюнь-Цзы

Впишите фамилию.

После анализа капиталистической экономики _________________ пришел к выводу, что капитализм свободной конкуренции исчерпал себя.

Охарактеризуйте

Ранний меркантилизм Поздний меркантилизм
   

18. К числу преимуществ только административно-командной системы относится:

а) слабо выраженная социальная дискриминация

б) запрет или ограничение частного предпринимательства и частной собственности

в) дефицит потребительских товаров и услуг

г) мобилизация материальных и людских ресурсов на приоритетных направлениях развития

Потребительское поведение

Вопросы для самоподготовки.

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?

3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.

4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения?

5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие?

6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам.

7. Эластичность рыночного предложения по цене.

8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

9. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

10. Что такое полезность блага? Какие виды полезности используются в экономической теории?

11. Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию.

12. Ответьте на вопрос (парадокс А. Смита): «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у не столь необходимых алмазов такая высокая цена?»

13. Каковы основные черты экономического выбора индивида? Что такое ожидаемая полезность и какова ее роль в экономическом выборе индивида?

14. От чего зависят рыночные возможности потребителя? Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

15. Какие виды ограничений характерны для экономического выбора? Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? Каким образом изменяется набор факторов, влияющих на благосостояние потребителя, при переходе от одного типа экономической системы к другой?

Задания для самостоятельной работы.

Конкуренция.

Вопросы для самоподготовки.

1. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек. Какую роль каждое из них играет в деятельности российских предприятий?

2. Чем отличаются друг от друга разные концепции прибыли?

3. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи.

4. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и валовых издержек. Каков их уровень на современных российских предприятиях? Какие меры на уровне отдельных фирм и всего государства должны, на ваш взгляд, быть приняты для их снижения?

5. Объясните понятия износа и амортизации. Какой вид износа (моральный или физический) определяет современную ситуацию на отечественных предприятиях?

6. Что такое краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом понимании?

7. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кривой долгосрочных издержек? Почему существует оптимальный размер предприятия?

8. Условия и критерий совершенной конкуренции.

9. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

10.Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?

11.Феномен банкротства и его роль в современной России.

12.Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями?

13.Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?

14.Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?

15.Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

Задания для самостоятельной работы.

Вопросы для самопроверки.

1. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции.

2. В чем состоят специфические условия рынка монополистической конкуренции?

3. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?

4. Объясните, почему дифференциация продукта играет большую роль в адаптации российской экономики к рынку.

5. Объясните принцип выбора оптимального размера выпуска продукции в условиях монополистической конкуренции.

6. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?

7. Опишите динамический аспект положения фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде? Какую роль играют повторные дифференциации продукта?

8. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.

9. Насколько распространена монополистическая конкуренция в мировой и российской экономике?

10. Обсудите плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции. Прокомментируйте “теорему избыточной мощности”.

11. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

12. Перечислите основные разновидности олигополии.

13. Опишите особенности монопольного рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

14. Рыночное равновесие в условиях монополии.

15. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

Задания для самостоятельной работы.

1. Примером естественной монополии является:

а) ОАО «Липецккомбанк»

б) издательство «Светоч»

в) Московский метрополитен

г) ресторан «Каменный цветок»

д) стоматологическая компания «Экомедсервис»

2. Какое из перечисленных ниже свойств характерно для монополистической конкуренции:

а) вхождение новых фирм в отрасль более трудное, чем при совершенной конкуренции, но не в такой степени, как в условиях монополии

б) в отрасли присутствуют несколько десятков фирм, выпускающих однородный продукт

в) каждая фирма отрасли принимает решение без учета реакции своих конкурентов в случае отсутствия неценовой конкуренции

3. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускают дифференцированные товары

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов

г) выпускаются однородные товары

д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов

4. Олигополия – это рыночная структура, где оперируют:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт

в) небольшое количество фирм

г) только одна крупная фирма

д) только один покупатель

5. Продукция фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является:

а) близкой, но не полностью взаимозаменяемой

б) уникальной

в) взаимодополняемой

г) некачественной

6. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка

б) на рынке действует ограниченное число фирм

в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию

7. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а) совершенной конкуренцией

б) монополистической конкуренцией

в) олигополией

г) монополией

8. Что из нижеперечисленного является признаком только монопольного рынка:

а) один продавец

б) дифференциация продуктов

в) большие постоянные издержки

9. Городская телефонная сеть – это пример:

а) монопсонии

б) олигополии

в) естественной монополии

г) временной монополии

10. В Ельце открылся первый ночной магазин. Это пример:

а) естественной монополии

б) вынужденной монополии

в) временной монополии

г) монопсонии

11. Множество магазинов в Москве торгуют примерно одним и тем же набором мужской одежды отечественного производства и привезенной из-за границы. Это пример рынка:

а) монополистической конкуренции

б) совершенной конкуренции

в) временной конкуренции

г) олигополии

12. Монополистом может быть названа фирма, которая:

а) диктует цены на рынке

б) является единственным продавцом данного товара

в) имеет наибольший объём выпускаемой продукции

г) является единственным покупателем данного товара

13. При монополистической конкуренции:

а) на рынке действует ограниченное число фирм

б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию

в) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка

14. При монопольном рынке:

а) один продавец

б) свободен вход на рынок

в) продукт дифференцирован

15. Неценовая конкуренция ведется:

а) на базе качественных характеристик товара;

б) с помощью замаскированных скидок с официальной цены;

в) внерыночными путями (лоббирование в органах власти и т.п.);

г) с помощью скупки акций и иных способов захвата конкурентов.

Вопросы для самопроверки.

1. Почему спрос на ресурсы носит производный характер?

2. Опишите взаимосвязь спроса на ресурсы и величины прибыли в рыночной и социалистической экономике.

3. Назовите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.

4. В чем заключается сущность заработной платы? Основные формы и системы заработной платы.

5. Чем определяются различия в уровне заработной платы? Существует ли в современной России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, национальному признакам? Обсудите эту проблему.

6. Что такое монопсония на рынке труда? Встречается ли она в современной России?

7. В чем состоит роль профсоюзов на рынке труда? Каковы особенности профсоюзной деятельности в нашей стране?

8. Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?

9. В чем состоит отличия фактора «капитал» от факторов «труд» и «земля»?

10.Опишите перераспределяющую и сберегательную составляющие механизма первоначального накопления капитала. В чем состоит диспропорция, сложившаяся в их соотношении в современной России?

11.Какова структура капитала? Какой признак положен в основу его деления на основной и оборотный?

12.Какова связь между размерами оборотных средств предприятия и его финансовой устойчивостью?

13.Что понимают под проблемой утраты оборотных средств российскими предприятиями?

14.Опишите микроэкономические причины инвестиционного кризиса в России.

15.Какие способы классификации природных ресурсов вы знаете?

16.Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов.

17.В чем состоят преимущества и недостатки консервации ресурсов? Эффективно ли использование невозобновляемых ресурсов в современной России?

18.Назовите специфические особенности аграрного сектора экономики?

19.Что такое дифференциальная и чистая рента? Каковы причины их образования?

20.Как распределяется земельная рента? Каково влияние рентных отношений на экономику?

21.Как устанавливается равновесие на рынке земли? Чему равна цена земли?

22.Назовите объективные и субъективные причины трудностей в российском аграрном секторе.

Задания для самостоятельной работы.

1. На рынке труда продают:

а) работников, способных выполнять те или иные виды работ

б) рабочие места для незанятого в производстве населения

в) распределенные по квалификации и профессиям группы людей для сферы услуг и производства

г) способность людей к труду

2. Какой эффект преобладает на участке кривой предложения труда с отрицательным наклоном:

а) эффект выпуска

б) ценовой эффект

в) эффект дохода

г) эффект замещения

3. При росте ставки заработной платы индивидуальное предложение труда:

а) всегда увеличивается

б) всегда уменьшается

в) всегда остается неизменным

г) сначала растет, а затем может и сократиться

4. Кривая спроса на труд показывает:

а) зависимость между качеством труда и средним числом часов, отработанных рабочим в течение года

б) зависимость между величиной заработной платы и размером спроса на рабочую силу

в) зависимость между численностью экономически активного населения и стоимостью предельного продукта

5. Равновесный уровень заработной платы образуется при:

а) росте спроса на труд

б) снижении предложения труда

в) росте предложения труда

г) равенстве спроса и предложения на труд

д) росте предложения труда

6. Разграничьте физический и моральный износ капитала:

а) потеря стоимости ввиду создания аналогичных, но более дешевых машин

б) потеря средствами труда своей стоимости по причине выпуска более производительных машин

в) утрата средствами труда своей потребительной стоимости

7. Разграничьте процессы, ускоряющие и замеляющие оборот капитала:

а) рост производительности машин и оборудования

б) распространение новых технологий

в) рост масштабов безработицы

г) увеличение отдаленности рынков сбыта от мест производства товаров

д) повышение совокупного спроса населения

8. Облигации не могут быть выпущены:

а) банком

б) арендным предприятием

в) частным лицом

г) АО

9. Контракт, дающий право на покупку или продажу определенного числа акций по фиксированной цене, действующей в течение всего указанного в контракте срока, называется:

а) опционом

б) фьючерсом

в) векселем

10. Акционерный банк выплачивает по окончании года дивиденды, а также % по вкладам своих клиентов, то дивиденды:

а) обязательно больше процента по вкладам

б) обязательно меньше процента по вкладам

в) равны % по вкладам

г) могут быть и больше, и равны, и меньше % по вкладам

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Вопросы для самопроверки.

1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

2. Какой вклад в развитие мировой экономической мысли внесли российские учёные-экономисты?

3. Какие экономические школы вам известны?

4. Назовите методы экономической теории?

5. Что иллюстрирует кривая производственных возможностей?

6. Что такое «экономическая система» и какие виды экономических систем вам известны?

7. Опишите сущность и условия выполнения деньгами функции средства обращения.

8. Опишите функции денег.

Задания для самостоятельной работы.

Наши рекомендации