Методологический индивидуализм и нормативная
Логика обмена благами
(Чистая экономическая теория)
Настойчивая критика мэйнстримовской экономике со стороны растущего числа «диссиденствующих экономистов» постепенно становится уже неприлично заметной как для называющей себя «либеральной» философии хозяйства, так и для претендующей на «нейтральность» академической экономической теории. Ранней неоклассике, очевидно, еще не совсем удалось «очистить»205 себя от теоретических посылок классики, основанных на метафизике естественного права. Нужна вторая стадия методологической рационализации дисциплины, в ходе которой необходимо критически подойти к утилитаристскому фундаменту неоклассики. Широкий фронт экономистов пришел к этому выводу только в 70-е гг. XX века — несмотря на наличие уже упомянутых ранних критиков (Мюрдаль, Вейсер, Альберт и т.д.). Решающие импульсы происхо-
204 Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.).Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 203 и далее. Методологическую характеристикуeconomic approach см. выше.
205 Krusselberg H.-G. Property-Rights-Theorie und Wohlfahrtsokonomik /Schuller A. (Hrsg.).
дили из дальнейшего развития теории благосостояния, но еще больше — из философско-этических дискуссий.
В философской дискуссии по поводу утилитаризма Джон Роулз206, до этого сам представлявший утилитаристскую этику, был первым, кто осознал симптоматичные для социальной философии последствия, вытекающие из того факта, что прелполагаемый утилитаризмом безличный взаиморасчет преимуществ одних и потерь других затронутых рыночной экономикой нарушает права человека и основополагающий либеральный принцип «неприкосновенности» личного достоинства207. Опираясь на Канта, он исходил из того, что в «благоустроенном» обществе свободных граждан, обладающих равными правами и возможностями, действует примат (преимущество) справедливости — понимаемой как равенство основных свобод, прав и жизненных шансов — и что этот примат важнее любой калькуляции благосостояния, именно он определяет качество общества, степень его свободы и либеральности.
Здесь нас интересует прежде всего тот системный толчок, который получило от Роулза дальнейшее развитие неоклассической экономической мысли. А он основан не столько на его желании обновить концепцию справедливости, сколько на его методе. Роулз совершил теоретический переворот в социальной философии, развернув ее, по крайней мере интенциально, в сторону теории договора: уже не утилитаристская этика, но политическая философия общественного договора, развиваемая в различных вариантах начиная с эпохи Просвещения (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант), должна была в обновленной форме составить нормативный базис либерального и демократического общества208. С этой идеей Роулз пробудил в 70-е гг. XX века настоящий ренессанс политической философии, который в силу своих методологических установок послужил также базисом для дальнейшего развития нео-
ш'Raw/s J. Eine Theorie der Gerechtigkeit, Frankfurt 1979 (в английском варианте: A Theory of Justice, 1971). В случае с этой книгой Роулза мы имеем дело, возможно, с самым дискутируемым в мире — в том числе и среди экономистов — произведением XX века в области социальной философии.
207 Там же, с. 19 и далее.
208 Подробное изложение теорий общественного договора у Гоббса, Лок-ка, Руссо, Канта и заканчивая Роулзом и Бькжененом см.: Kersting W. Die ро-litische Philosophic des Gesellschaftsvertrags. Darmstadt, 1994.
классической экономической теории и для возобновления прерванной традиции либеральной политической экономии на неолиберальной основе.
Посредством определенных методических приемов, в особенности с помощью мыслительного эксперимента (as if!) гипотетического «исходного состояния», пребывая в котором, отдельные члены общества не могут распознать собственные интересы под «покровом незнания», Роулз замещает нравственность личности, уже не нужную ей, изначально предполагаемым, нейтральным структурным качеством социальной исходной позиции. Так, Роулз совершенно сознательно редуцирует этико-рациональную проблему разрешения социальных конфликтов до проблемы умелого использования собственных индивидуальных шансов в жизни, в ситуации стратегической неуверенности по поводу будущего социального положения каждого отдельного индивида209. То есть с помощью методического трюка предпринимается попытка объяснить этический принцип обязательного взаимного признания людьми интересов друг друга как критерий «взаимовыгоды»210, и это позволяет полагать, что индивиды действуют строго ориентируясь на личную выгоду, «экономически рационально»211.
Поэтому не удивляет, что идеи Роулза встретили живой отклик в экономической теории, тем более, что в новейшей теории благосостояния независимо и параллельно философской дискуссии об утилитаризме уже началась переориентация, похожим образом протекающая и столь же радикальная, как мы увидим (паретианская экономическая теория). Особенно следует выделить Джеймса М. Бью-кенена, который использовал подход Роулза и еще больше радикализировал его. Если в концепции Роулза еще всплывает кантовская идея равенства основных прав всех людей, то Бьюкенен хочет — не
209 RawlsJ. Eine Theorie der Gerechtigkeit. Frankfurt, 1979. S. 34 и далее.
210 Там же, с. 123.
21! Роулз (там же, с. 31) дефинирует применяемое им «понятие разумности в самом узком смысле..., который принят в экономической теории: достижение поставленных целей наименьшими средствами». Следует, однако, заметить, что Роулз в полной мере признает наличие морального измерения личности и предполагает обязательное условие их взаимного признания. В контексте дебатов относительно либерализма/коммунизма позиция Роулза за последнее время претерпела значительные изменения, см.: Raw Is J. Politischer Uber*lismus. Frankfurt a.M., 1998. (New York, 1993).
в традиции Канта, а в духе предлагаемого Томасом Гоббсом варианта теории договора — вовсе обойтись без всяких моральных претензий к субъекту и приписать ему исключительно преследование собственных интересов. Эта предпосылка, принимаемая также и Роулзом в его модели исходного состояния, принадлежит, как мы сейчас увидим, к аксиоматике методологического индивидуализма. На ее базисе, и в этом заключается основной замысел Бьюкенена, должен был наконец состояться фундированный политэкономиче-ский «либерализм без метафизики»212.
Системным результатом всеобъемлющего теоретического переворота, произошедшего в итоге разворота в сторону теории договора, стало новое парадигмальное основание всей поздней неоклассики, понимающей себя как чистая экономическая теория. Ее фундамент — а о его нормативном содержании мы и говорим здесь в первую очередь — можно приблизительно обрисовать, если мы будем знать, какие новые основные признаки заняли место описанных нами трех главных элементов ранней, утилитаристской неоклассики. Парадигмальное развитие ведет
(1) в отношении концепции личности: от психологического гедонизма к методологическому индивидуализму,
(2) в отношении концепции рациональности: от утилитаристского принципа к принципу Парето,
(3) в отношении концепции рынка и социальной концепции: от теории равновесия к (двухступенчатой) теории договора213.
Три этих основных признака, и прежде всего последний, мы хотим охарактеризовать, сравнивая их нормативные основания, потому что за ними скрываются глубинные экономистические упрощения, свойственные современной экономической теории, понимание которых имеет решающее значение для критической по отношению к идеологии хозяйственной этики.
212 Kersting W. Die politische Philosophie des Geselischaftsvertrags. Darmstadt,1994. S. 330. Высказанное в другом месте мнение Керстинга о том, что этупозицию Бьюкенена тоже следует признать «состоятельной», мы никак неможем разделить, к такому же выводу приходит сам Керстинг в конце своейкниги.
213 Ulrich P. Die Zukunft der Marktwirtschaft: neoliberaier oder ordoliberalerWeg? Eine wirtschaftsethische Perspektive / Archiv fur Rechts- und Sozialphiloso-phie, Beiheft 62 (1995), S. 33-52.
(1) Методологический индивидуализм
Ранняя неоклассика еще очевидно базировалась на вульгарном понимании человека, не отвечающем современному состоянию культурно-антропологической дискуссии: на картине человека, присущей психологическому гедонизму; именно с этой гипотезой экономического поведения связывались неудержимо растущие в то время претензии на научность. К этому прибавилось — на основании уже цитированного нами ошибочного натуралистического вывода Бентама («Природа поставила над человеком две силы...») — нормативное преувеличивание психологического гедонизма и возведение его в степень этического гедонизма (как максимы правильного поведения). Таким образом, ранняя неоклассика еще полностью находилась под властью идущей от идеи естественного права традиции экспликативной и нормативной двойственной функции214 классической политэкономии. Ее методологический статус оставался еще в своеобразном взвешенном состоянии; насколько обе имплицитно выраженные методологические претензии могли перейти в эксплицитную стадию, никогда не было до конца ясно. И только с переходом к концепции методологического индивидуализма экономическая мысль окончательно и радикально распрощалась с обеими претензиями, подведя под свою дисциплину строго аксиоматический базис в духе идеально-типической модели as if215. Соответственно, новое методологическое кредо гласило: «Экономическая теория не имеет никакой картины человека»216. При этом рефлексирующие представители economic approach разорвали порочный круг некритичного понимания этого кредо как констатации факта и осторожно рассматривают его только как теоретическое приближение и методологический идеал, как регулятивную идею217.
214 Albert Н. Okonomische Ideologie und politische Theorie, 2. Aufl. (первое издание 1954 г.). Gottingen, 1972. S. 14.
2,5 Эта методологическая концепция уже освещалась выше.
216 Критический обзор этой проблематики см.: Held М. «Die Okonomik hatkein Menschenbild» — Institutionen, Normen, Menschenbild / Biervert В., Held M.(Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-New York, 1991.S. 10-41.
217 Так, например, звучит формулировка В. Кербера: «Homo oeconomicus:в идеальном случае термин без определенной картины человека» (Kerber W.Homo oeconomicus. Zur Rechtfertigung eines umstrittenen Begriffs / Biervert В.,
Но методологический индивидуализм, как его трактует поздняя неоклассика, выходит за рамки тривиального предположения, что социальные феномены объясняются в конце концов только образом мыслей и поведением индивидов218. Он имплицитно включает центральный для теории as //'исследовательский метод, а именно, новое толкование рациональности в духе economic approach: «Я рассчитываю, следовательно, существую» — гласит (переиначивая знаменитые слова Декарта) формула идентичности в остальном лишенного всякой идентичности Homo oeconomicus219. Ее методологическая цель заключается в утверждении рационального детерминизма, который позволил бы однозначно просчитывать поведение индивида так, «будто бы» все индивиды были Homines oeconomici. С помощью этой аксиоматической модели чистая экономическая теория в своем методе элиминирует этическое измерение из проблематики рациональной социальной практики и редуцирует его до проблемы межличного согласования индивидуальных преимуществ, не предусматривающего саму этическую постановку вопроса, абсолютно в духе утилитаристской традиции. Как системный итог, чистая экономическая теория развивает исключительно логику рационального поведения индивидов, нацеленных только на максимизацию личной выгоды — можно еще сказать, логику индивидуального самоутверждения и обусловленной взаимной кооперации (обусловленной теми или иными соображениями личной выгоды). В конце концов заинтересованные только в собственном успехе индивиды мыслятся как «дезингересованные»
Held М. (Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-New York, 1991. S 56-75, здесь s. 59.
2,8 Об истории методологического индивидуализма в экономической теории см.: Arrow К. Methodological Individualism and Social Knowledge / American Economic Review, 84 (1994), No. 2, S. 1-9. Наиболее последовательно, как мы еще увидим, концепцию методологического индивидуализма развивает нобелевский лауреат Дж. М. Бьюкенен, см. особенно: J. М. Buchanan Die Gren-zen der Freiheit. Zwischen Anarchie und Leviathan. Tubingen, 1984. S. 1 и далее (в английском варианте: The Limis of Liberty. Chicago-London, 1975).
214 При всей методологической абстрактности эта версия рациональности поразительно точно соответствует пониманию этого предмета и корреспондирующей с ним картине человека у Томаса Гоббса (Hobbes Th. Leviathan. Hrsg. von I. Fetscher. Frankfurt, 1984. S. 32), для которого «разум ...означает не что иное, как расчет». О гоббсианской «натуралистической картине чело-зека» см. предисловие И. Фетчера к указанной книге (там же, s. Х!Х и далее).
друг в друге220; им не знакомы моральные представления об общности, а также и, следовательно, никакие другие межличностные связи, кроме деловых. Поэтому им также «не нужна» и хозяйственная этика.
Как мы уже видели, в подобных аксиоматических теориях as if не обнаруживается ни способность предложить обоснованную нормативную ориентацию, ни возможность эмпирического объяснения реальности (которое выдерживало бы проверку практикой)221. В какой же тогда степени при трактовке рациональности можно говорить о «useful fiction»*, как ее называет один из самых радикальных представителей методологического индивидуализма Дж. М. Бьюкенен222? Его ответ заключается в том, что модель Homo oeconomicus полезна в качестве мыслительного эксперимента для проверки предложенных социальных правил или институционального порядка в том отношении, будут ли они функционировать также и в худ-
220 Дефиниция «взаимно дезинтересованной рациональности» как основной черты методологического индивидуализма происходит из работы Роулза(RawIs J. Eine Theorie der Gerechtigkeit. Frankfurt, 1979. S. 30 и далее, 168). Похожую формулировку, так же дефинирующую субъекта в сугубо индивидуалистическом духе, см.: Gauthier D. Morals by Agreement. Oxford, 1986. S. 87и далее, s. 326 и далее.
221 Для объяснения действительных отношений методологически необходимо вернуть предположенную модель as //обратно к виду реальной научной гипотезы, которая может и не подтвердиться на опыте, что приведет насоднако к «реалистической», субстанциональной картине человека. Затемпредставляется убедительным, если в основу наших объяснительных попытокбудет положено приближенное к реальности моделирование субъектов поведения, не имеющее ничего общего с экономически-рациональным детерминизмом. Те экономисты, которые вслед за Гари С. Бекером (Gary S. Becker.The Economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976; в немецком варианте: Der okonomische Ansatz zur Erklarung menschlichen Verhaltens. Tubingen,1982) стараются использовать современную экономическую теорию непосредственно как эмпирически-аналитическую «науку об отношениях» (Frey B.S.Okonomie als Verhaltenswissenschaft / Jahrbuch fur Soziaiwissenschaften, 31,1980. S. 21-35), фактически выступают за существенное эмпирическое обогащение «Homunculus oeconomicus», например, психологическим содержанием,повышая тем самым реально-научные познавательные и прогнозирующиевозможности своих моделей. См., например: Frey B.S. From Economic Imperialism to Social Science Inspiration / Public Choice, 77, 1993. S. 95-105.
* useful fiction (англ.) — полезная фикция.
222 Brennan G., Buchanan JM. The Reason of Rules. Constitutional PoliticalEconomy. Cambridge, 1985. S. 51 и далее.
шем случае (worst case*), т.е. если предположить, что все участники действуют как Homines oeconomici — только для этого необходимо допущение «систематично циничных»223 моделей. Карл Го-манн метко обозначил эту as //-проверку институционального порядка на его выносливость в условиях поведения, направленного исключительно на извлечение личной выгоды, как Ното-oeconomicus-гест (или сокращенно: «Н-О-тест»)224. По Бьюкенену, именно в этом качестве теория модели полезна для политики225, т.е. бросок из мира as if в область нормативной практики кажется ему все-таки осуществимым.
Однако решающий этико-нормативный вопрос заключается в том, ради каких общественно-политических целей социальные правила, подвергаемые тесту, должны функционировать Н-О-устойчиво. Центральным моментом является представление методологических индивидуалистов о том, что этико-политическая целевая установка —- а тем самым и хозяйственная этика — вообще не нужны] Н-О-тест проводится как раз для того, чтобы выяснить, при каких институциональных условиях (экономических стимулах и ограничениях) индивиды могли бы руководствоваться исключительно соображениями выгоды, как это со всей ясностью следует из сочинения Бреннана и Бьюкенена с названием, которое о многом говорит, «The Normative Purposte of Economic "Science"»*:
«Допущение Homo oeconomicus поддерживают не потому, что оно является наиболее точной моделью человеческого поведения, а потому, что эта модель подходит для теста, годятся ли общественные институты для того, чтобы трансформировать личные интересы во всеобщие»226.
* worst case (англ.) — самая неблагоприятная ситуация.
221 Вгеппап С, Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy. Cambridge, 1985. S. 55, 58. Об этом см. выше.
224 Нотапп К., Blome-Drees F. Wirtschafts- und Unternehmensethik. Gottin-gen, 1992. S. 95; Homann K., Pies I. Wirtschaftsethik in der Moderne: Zur okono-mischen Theorie der Moral / Ethik und Sozialwissenschaften, Jg. 5, H. I. S. 11.
-25 Bn ?nnan G., Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy. Cambridge, 1985. S. 50.
* The Normative Purposte of Economic «Science» (англ.) — нормативныецели экономической «науки».
226 Вгеппап G., Buchanan J.M. The Normative Purpose of Economic «Science»: Rediscovery of an Eighteenth Century Model / International Journal of Law and Economics, Winter 1981, переиздано: Вгеппап G., Buchanan J.M. Economics
За методологическим интересом к worst case явно проступает радикальный нормативный индивидуализм как донаучный объяснительный метод: речь идет о практической задаче по возможности до конца освободить человека от моральных обязательств, чтобы он мог во всей полноте проявить приписываемую ему потребность в абсолютной максимизации своих выгод (т.е. старый гедонизм вульгарной психологии)227. Заключенный внутри модели «худший случай» проявляет здесь себя как желаемый вне модели, с точки зрения формирования общества лучший случаи. Этот подход служит социальной философии, стремящейся к строго индивидуалистическому фундированию общественного или политического поведения: требования этико-политической легитимации редуцируются в идеале без остатка до приватных соображений выгоды отдельных индивидов. Они не могут создать никакой другой этос, кроме буржуазного, собственнического эгоизма! Идея, что с такой предпосылкой все же можно разумно организовать общество, составляет экономи-стическое базовое положение всего подхода.
Таким образом, сами постановки вопроса в методологическом индивидуализме сознательно или бессознательно мотивируются в конечном итоге совершенно определенной общественно-политической концепцией общества, носящей ярко выраженный нормативный характер (об этом ниже), а также корреспондирующей с ней и воспринимаемой даже еще более нормативно картиной человека, а именно, принадлежащей присвоительному индивидуализму22*. Якобы очевидная «рудиментарная антропология, заключенная в определении Homo oeconomicus»229, при ближайшем рассмотрении ока-
Between Predictive Science and Moral Philosophy. College Station, 1987. S. 51 —65, здесь s. 59 (выделено Петером Ульрихом); в похожем ключе см.: Вгеппап G., Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy. Cambridge, 1985. S. 53.
227 Эта «private ethics», назовем ее так в отличие от «social ethics» (Вгеппап G., Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy.Cambridge, 1985. S. 47), в самом деле не только граничит с цинизмом, но и демонстрирует непонимание социальной структуры всякой морали.
228 См. об этом: Macpherson СВ. Die politische Theorie des Besitzindividua-lismus. Von Hobbes bis Locke. Frankfurt, 1967; Biervert B. Menschenbilder in derokonomischen Theoriebildung. Historisch-genetische Grundziige / Biervert В.,Held M. (Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-NewYork, 1991. S. 42-55, здесь s. 44 и далее.
224 Kerber W. Homo oeconomicus. Zur Rechtfertigung eines umstrittenen Be-griffs / Biervert В., Held M. (Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-New York, 1991. S. 56-75, здесь s. 65.
зывается не столь уж свободной от ценностных смыслов и не такой уж ненормативной, как внушает формальная и скупая на слова аксиоматика. Кредо «Экономическая теория не имеет никакой картины человека», по нашему промежуточному выводу, можно заменить следующим, более точным высказыванием: Чистая экономическая теория является не чем иным, как экспликацией определенной картины человека — «просчитываемого», стремящегося к максимизации своей выгоды человека Гоббса, чья потребительская натура полностью инструментализирует разум и сжимает его до размеров «чисто» экономической рациональности.
(2) Принцип Парето
Принцип Парето — названный по фамилии социолога Вильф-редо Парето, на чьи подготовительные работы начала XIX в. он опирается, — представляет собой ответ поздней теории благосостояния на «коммунистическую фикцию» утилитаристского принципа и основанного на нем представления о «народнохозяйственном максимуме». Коллективным (народнохозяйственным) улучшением благосостояния, согласно принципу Парето, могут быть признаны только такие социальные изменения, благодаря которым улучшится (в субъективном восприятии) положение хотя бы одного индивида, и при этом не станет хуже положение ни одного другого. Эффективным, по Парето, можно, следовательно, считать любое общественное (политическое) реформаторское предложение, с которым все затрагиваемые члены общества соглашаются по причине того, что оно является реальной альтернативой, обеспечивающей преимущество для каждого из них, и таким образом служит «преимуществом всех»230. Неэффективным, по Парето, надо считать, наоборот, любое предложение изменить социальные правила игры, вызывающие несогласие отдельно взятых персон (отсутствие «признания»), потому что эти изменения, по их субъективному ощущению, нанесут урон их состоянию231.
210 Нотапп К., Blome-Drees F. Wirtschafts- unci Unternehmensethik. Gottin-gen, 1992. S. 55.
231 Первоначально в традиционном для утилитаризма концепте максимизации коллективной пользы в качестве так называемого оптимума Парето определялось такое состояние общества, при котором уже невозможно улучшить положение хотя бы одного отдельного индивида без того, чтобы в резуль-
Хотя паретианская эволюция теории благосостояния состоялась независимо от методологического индивидуализма, они двигались совершенно параллельно; эту эволюцию можно рассматривать как новое формулирование нормативного индивидуализма, точно так же обращались к нему и методологические индивидуалисты, имплицитно, применяя на практике Н-О-тест, или эксплицитно. Ведь, как уже было сказано, принципиальный тезис нормативного индивидуализма гласит: индивиды должны (иметь возможность) макси-мировать их личную выгоду. Любая попытка ставить под вопрос этическую обоснованность «данной» привилегии нормативно исключается; никто не может быть принужден отказаться от максимального удовлетворения своих интересов ради блага других. Исходя из этого, каждый обладает абсолютным и категорическим правом вето21,2 для защиты своих личных интересов и льгот.
Рассматривая критерий Парето, можно говорить о своего рода индивидуалистическом пересмотре понятия общего блага: как общее благо дефинируется то, в чем заинтересованы все, поскольку оно служит личным преимуществом для каждого в отдельности. Другими словами: то, что эффективно по Парето, дефинируется как эффективное для всех. Тем самым идея анонимной, беспристрастной, независимой ни от каких социальных вопросов распределения экономической рациональности, а с ней и старая экономистическая фикция общего блага, на базе методологического индивидуализма возникают в новой форме. Этим объясняется, почему методологические индивидуалисты считают, что они тоже вполне могут пользоваться понятием «публичных интересов» или общего блага, как мы уже видели из приведенной цитаты Бьюкенена.
тате ухудшилось положение какого-нибудь другого. Но при этом идея максимизации теряет смысл, потому что существует сколь угодно много оптиму-мов Парето (Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschritts-perspektiven der modemen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 209). Поэтому сегодня ограничиваются тем, что дефииируют критерий Парето в смысле эффективности, по Парето, частичных изменений в социальных отношениях. См. об этом и о последующем: Thielemann U. Das Prinzip Markt. Kritik der okonomischen Tauschlogik. Bern-Stuttgart-Wien, 1996. S. 40 и далее.
222 Так пишут об этом авторы, представляющие методологический индивидуализм: Нотапп К., Blome-Drees F. Wirtschafts- und Unternehmensethik. Gottinsen, 1992. S. 56.
Методологические индивидуалисты, как правило, даже называют принцип Парето этическим критерием (легитимации). Так, Бью-кенен подчеркивает:
«Закон Парето сам по себе представляет этическое утверждение»2".
Согласно нормативному индивидуализму, этически «верным» без любых оговорок признается все, что «обусловлено свободным решением участвующих индивидов»234. Словами Карла Гоманна:
«Рынок и конкуренция обладают моральным качеством в наших глазах потому, что они "эффективны", т.е. поскольку только они способны гарантировать и увеличивать шансы всех отдельно взятых на устройство их жизни согласно их представлениям»255.
Очевидно, чистая экономическая теория полагает, что открыла в критерии эффективности, по Парето, «чисто экономическую» волшебную формулу, которая позволит окончательно свести проблему легитимности к вопросу эффективности. Экономистиче-ский «трюк» очень прост: эффективность, по Парето, дефинируется как способность согласования экономических мер со всеми затронутыми индивидами на почве их эгоистических интересов (при индивидуальном праве вето!); поэтому она, по мнению методологически-нормативных индивидуалистов, совпадает с «требованием легитимного консенсуса»236.
Что нас не устраивает в паретианском представлении об этических достоинствах «эффективного» рынка? Корень проблемы и сама суть экономизма заключается в этом ограничении легитимации согласием (проблема согласования) и в связанной с этим зависимости индивидуальных преимуществ от исходного положения индивида (проблема статус-кво). Легитимность как деонтологически-этическое понятие подразумевает признание достоинства социального положения или поведения с учетом моральных прав (к кото-
233 Brennan G., Buchanan J.M. Economics Between Predictive Science andMoral Philosophy. College Station, 1987. S. 4.
234 Buchanan J.M. Die Grenzen der Freiheit. Zwischen Anarchie und Leviathan,(английское издание — The Limits of Liberty. Chicago-London, 1975). Tubingen, 1984. S. 8.
235 Homann K. Wettbewerb und Moral // Jahrbuch fur christliche Sozialwissen-schaften, 31, 1990. S. 34-56, здесь s. 41 (выделено Петером Ульрихом).
236 Homann К., Blome-Drees F. Wirtschafts- und Unternehmensethik. Gottin-gen, 1992. S. 56.
рым нужен ситуативный подход) всех заинтересованных; ее нормативное основное положение состоит в обязательном (категорически) взаимном уважении людей как носителей равного достоинства, обладающих равными правами. В противоположность этому Homines oeconomici, максимирующие свои личные преимущества, дезинтересованы друг в друге; они думают только о реализуемости собственного интереса, по возможности беспрепятственно и наименьшей ценой. Поэтому их готовность к кооперации с другими всегда обусловлена эгоистическим расчетом пользы/цены. Тем самым отсутствует moral point of view, для которой конституирующее значение имеет примат доброй воли. Если рассматривать эффективность, по Парето, как достаточный критерий легитимации, то этическая легитимация (обоснование) сводится к стратегической приемлемости (реализуемости). Поскольку на аксиоматическом базисе методологического и нормативного индивидуализма эта категориальная разница не воспринимается, паретианская экономическая теория неизбежно приходит к редуцированию регулятивной идеи этико-рационального консенсуса до критерия стратегического согласования на основе личных выгод и, следовательно, к экономи-стическому редуцированию этического принципа универсализации до концепции генерализированного обмена преимуществами.
Если этический принцип универсализации говорит о безоговорочном признании неотделимых моральных прав каждого человека, то ориентированные на идею «общего блага» мероприятия в духе паретианского «преимущества всех» всегда оговаривают условие сохранения экономического положения каждого, все равно, справедливо ли сохранение статус-кво исходного положения, или нет. Справедливость исходного положения не подлежит дискуссии, принцип Парето ссылается здесь на лишь относительную выгодность изменений ситуации. В приверженности статус-кво принцип Парето обнаруживает свою консервативность: исходное положение в распределении власти, ресурсов или покупательной способности, независимо от его этической легитимности или нелегитимности, проникает в terms of trade*, в отношения обмена: кто способен много предложить, может много требовать, кому нечего предложить, должен, соответственно, довольствоваться малым. Так принцип Па-
* terms of trade (англ.) — торговые условия.
рето, понимаемый как критерий «рациональной» организации совместной жизни людей, имплицитно замещает справедливое обоснование (принцип морали) фактической властью, «правом сильного» диктовать terms of trade слабому. С подлинной оценкой справедливости реформы, ставшей предметом дискуссии, или, тем более, справедливости «заданной» исходной ситуации в обществе, критерий эффективности, по Парето, не имеет ничего общего.
При этом проникновении власти в любые рыночные отношения речь идет о принципиально неизбежном, органично присущем рынку, устранимом отчасти разве что строгой политикой постоянного выравнивания стартовых условий для всех участников рынка, внут-рирыночном эффекте, как его можно назвать (терминологически сближаясь с «внешним эффектом» рыночных сделок для третьих, незаинтересованных лиц, который чаще всего рассматривается исключительно как хозяйственно-этическая проблема)237. Хотя дебаты об отношениях «власти и экономических законов»238 велись в 06-
237 Thielemann U. Die Differenz von Diskurs- und Vertragsethik und die kate-gorialen Voraussetzungen ideologiekritischer Wirtschaftsethik, Beitrage und Be-richte des Instituts fur Wirtschaftsethik, Nr. 63. St. Gallen, 1994. S. 30 и далее;Thielemann U. Integrative Wirtschafts- und Unternehmensethik als Reflexiondes spannungsreichen Verhaltnisses von Einkommensstreben und Moral. ZumVerhaltnis von Wirtschaftsethik und philosophischer (Diskurs-) Ethik, Beitrageund Berichte des Instituts fur Wirtschaftsethik, Nr. 67. St. Gallen, 1994. S. 24;Thielemann U. Das Prinzip Markt. Kritik der okonomischen Tauschlogik.Bern-Stuttgart-Wien, 1996. S. 273 и далее; Ulrich P. Integrative Wirtschaftsethik als kritische Institutionenethik. Wider die normative Uberhohung derSachzwange des Wirtschafts-systems. Beitrage und Berichte des Instituts furWirtschaftsethik, Nr. 62. St. Gallen, 1994. S. 12. Еще до этого понятие внутреннего эффекта встречается немного в ином контексте у Виланда:Wieland J. Wirtschaftsethik als Selbstreflexion der Okonomie. Die Mindest-moral im okonomischen System und die Verantwortung fur externe Effekte /Ulrich P. (Hrsg.). Auf der Suche nach einer modernen Wirtschaftsethik. Bern-Stuttgart, 1990. S. 147-177., здесь s. 149.
238 Bohm-Bawerk E. von. Macht oder okonomisches Gesetz? / Zeitschrift furVoikswirtschaft, Socialpolitik und Verwaltung, 23 (1914), S. 205-271, переизданобез изменений в качестве отдельной книги: Darmstadt, 1975. Бем-Баверк подходит к проблеме еще с позиций псевдо-противоположности между «естественным ценообразованием» (на свободном рынке) и «искусственными вмешательствами», его ответ был заранее предрешен. О происходящих из теорииестественного права предпосылках идеи о постепенном ослаблении внутри-рыночного фактора власти см.: Rothschild К. Macht: Die Lucke in der Preistheorie /
ществе социальной политики уже в начале XX в., они все же остаются полностью в пределах старого мышления, основанного на теории естественного права, и мало что могут прояснить. Во всяком случае, в высшей степени важные с точки зрения хозяйственной этики внутрирыночные властные отношения по-прежнему систематически игнорируются паретианской экономической теорией — вынужденно, потому что они, как правило, доказывают несостоятельность предъявляемых этой теорией претензий на этическое достоинство или по меньшей мере нейтральность критерия Парето. Иначе говоря, благодаря этому экономистическому преуменьшению проблемы достигается видимость внутренней этической беспро-блемности рынка.
Теперь обратимся к третьему основному элементу чистой экономической теории, который строится на индивидуалистической концепции личности (1) и паретианской концепции рациональности (2): на контрактуалйстской концепции общества.
(3) Двухступенчатая теория договора
Ранняя неоклассическая теория равновесия носила характер «астрономии перемещения благ»239, которое происходит без социальных трений, как будто в «социальном вакууме»240, анонимно и детерминированно. На базисе методологического (и нормативного) индивидуализма, как и паретианской экономической теории, возникает, напротив того, экспликация всей логики социального взаимодействия индивидов, действующих сугубо с целью извлечения выгоды, в категориях гоббсианской теории договора. Роулз и Бьюкенен были предшественниками, совершившими соответственный всеобъемлющий поворот в сторону теории договора в проблематике рациональной общественной кооперации и полити-
Schneider Н.К. / Watrin, Ch. (Hrsg.), Macht und okonomisches Gesetzt, 2. Halbband, Berlin 1973. S. 1097-1 111.
239 Boulding K.E. The Skills of the Economist. Ceiveland, 1958. S. 8 и далее;Albert H. Die Problematik der okonomischen Perspektive / Zeitschrift flir die ge-samte Staatswissenschaft, 117(1961), S. 438-^67, здесь s. 441.
240 Albert H. Politische Okonomie und rationale Politik (впервые издано в1967 г.) / Albert Н. Aufklarung und Steuerung. Hamburg, 1976. S. 91-122,здесь s. 120.
ки. Здесь мы ограничимся основной концепцией Бьюкенена, к Ро-улзу вернемся позднее.
Сначала теория договора мысленно вернула рыночный процесс из «астрономии перемещения благ» (скорее уж метафизики) обратно в социальный мир. Как известно, на рынке хозяйствующие субъекты совершают сделки, т.е. договоры обмена. Когда вступает в силу такой договор? Контрактуалистский ответ звучит очень просто: когда оба деловых партнера — покупатель и продавец — приходят к согласию, что они традиционно закрепляют рукопожатием, а «по-современному» — подписями под договором. Но когда они приходят к согласию? Конечно, только тогда, когда дело выгодно обоим, или точнее: когда речь идет о наиболее выгодной возможности вложить ограниченные средства (будь то покупательная сила покупателя, или товар или услуга продавца), которыми они располагают. Заключение сделки представляет собой, таким образом, не что иное, как обмен преимуществами между двумя незаинтересованными друг в друге и только рассчитывающими максимировать личную выгоду свободными хозяйствующими субъектами. Это эффективно для обеих сторон, точно в духе принципа Парето. Поскольку на «свободном» рынке все состоявшиеся сделки обмена происходят добровольно, т.е. каждый действует к своей выгоде, значит, рынок по определению и независимо от исходного распределения ресурсов между участниками эффективен, т.е. в целом эффективен по Парето.
Таким образом, само понятие эффективности, по Парето, лучше всего может быть объяснено в категориях теории договора: то, что договор обмена состоялся фактически, с точки зрения методологического или нормативного индивидуализма, является вообще единственным критерием эффективности рыночной с