Анализ сформированности здорового образа жизни у подростков в семье
Для выполнения поставленной цели исследования, мы провели встречу с учащимися, которые приняли участие в программе по формированию здорового образа жизни у подростков в семье, в количестве 15 человек.
После проведенной нами программе на рис.4 можно наблюдать, в каком процентном соотношении подростки справились с разработанной нами программе. На ней видно, что большая часть подростков прекрасно справилась с программой, за что получили массу положительных эмоций, а также стали вести здоровый образ жизни, что улучило их физическое состояние. Вторая часть подростков, не полностью справилась с заданием, для них оказалось трудностью полностью отказать от вредной привычки, но они в значительно меньшем количестве стали ее употреблять, третья часть учащихся смогла меньше, чем наполовину справиться с программой, а четвертая часть подростков, к сожалению, так и не смогла перебороть себя и отказаться полностью от всех своих привычек.
Рис.4 Распределение учащихся по сформированности программы здорового образа жизни у подростков в семье.
В ходе проведения программы мы решили дать родителям ряд рекомендаций по формированию здорового образа жизни у подростков в семье.
1. Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность, где адекватность – это умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения; гибкость – способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с изменениями условий жизни в семье; прогностичность – это способность прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе качеств, обусловленных семейным воспитанием.
2. Отношения в семье должны быть: гармоничными, т.е. родители должны обеспечивать достаточное удовлетворение потребностей ребенка, возможности его личностного роста; коммуникативными, когда происходит согласование взаимных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга., т.е. родителям необходимо быть в курсе всех дел ребенка, постоянно обсуждать с ним все насущные проблемы его и всей семьи; Важна взаимная эмоциональная привязанность, поскольку эмоциональные отношения играют объединяющую роль в семье, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка.
3. Если говорить о негативных проявлениях в семейном воспитании, то негативно сказывается на формирование личности подростка нарушение ролевых семейных схем, это:
- чрезмерная концентрация на ребенке,
- проекция на подростка собственных нежелательных качеств,
- предпочтение в нем детских качеств,
- стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные нереализованные потребности;
- адресование ребенку негативных эмоций (громоотвод)
-превышение роли подростка, регулирование ребенком супружеских отношений.
Как формировать положительные привычки:
1. Быть положительным примером для своих детей во всем;
2. Родителям самим вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек;
3. Сохранять устойчивую нравственную и гражданскую позицию;
4. Создавать и сохранять традиции своей семьи.
5. Уделять внимание формированию привычки к здоровому образу жизни, совместно заниматься спортом, физическими упражнениями и утренней гимнастикой, организовывать семейные походы, лыжные и конькобежные прогулки, следить за режимом дня ребенка;
6. По изучению личностных интересов ребенка организовать его занятия музыкой, пением, художественной лепкой, рисованием, либо в спортивной секции, либо научной деятельностью;
7. Интересоваться его успехами во всех сферах деятельности подростка;
Заключение
Вопрос, связанный со здоровьем, стоит на одном из первых мест в жизни каждого, и почти для каждого эта проблема – нерешенный вопрос. Очень часто мы полагаем, что здоровье, благополучие, счастье обеспечат нам другие – родители, государство, врач, учитель, экстрасенс. Но человек может и должен позаботиться о себе сам.
Наше здоровье – в наших руках. Эту простую истину должен понять каждый. Поняв это, нужно попытаться вернуться к той гармонии со всеми природными силами, которую человек теряет с развитием цивилизации. И, в конце концов, цивилизованный образ жизни должен стать синонимом здорового образа жизни. Необходимо искоренять невежество в области здоровья нашего собственного организма. Важно вооружиться знаниями и умениями и прислушиваться к себе.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит природа. Разве можно без него жизнь быть интересной и счастливой? Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот восстановить его очень трудно.
Сколько людей, утратив здоровье и приобретя «комплект» всевозможных болезней, набрасываются на модные лекарства и ждут мгновенного исцеления.
А облегчение не приходит. Они продолжают глотать порошки, таблетки, микстуры и не хотят задуматься, в чем же причина болезни, почему утрачена бодрость, ловкость, сила. Ответ на эти вопросы зачастую очень прост. Всему виной неправильный образ жизни, который они вели раньше и продолжают вести до сих пор.
Для формирования ценностного здорового образа жизни среди подростков необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей и самих подростков. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. Социальным педагогом и психологом в условиях учебно-воспитательного процесса в школе должна организовываться систематическая диагностика уровня сформированности представлений о ЗОЖ у подростков. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей.
Библиографический список
1. Алешина Л.И. - Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. Пед. наук. – Волгоград, 2012.–С.25-34
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Мол, гвардия, 2015. – С.192 -196.
3. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 2014. — С. 212- 218. ISBN 5–278–00214-Х
4. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. – 2012. – № 2. – С. 23-31.
5. Вольфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: автореф, дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2002. - С. 40-51
6. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. - М., 2013. - С. 39.
7. Гликман, И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование.– 2012. — № 4. — С. 184–188.
8. Марков В.В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2014. – С.320.
9. Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня.— 2014. — № 2. — С. 92- 94.
10. Новолодская, Е. Г. Мы выбираем жизнь! Из опыта работы по профилактике вредных привычек у младших школьников / Е. Г. Новолодская, Л. М. Арутюнян, Н. В. Дмитриева // Начальная школа. — 2014. — № 12. — С. 54 -57.
11. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 2015. - № 2. – С. 3-14.
12. Чораян О.Г. Норма здоровья, проблемы, подходы к решению // Валеология. – 2016. - № 1. – С. 51.
13. Чумаков Б.Н. Валеология: учеб, пособие. -2-е изд., испр, и доп. – М.: Пед, общество России, 2014. – С.407 -409.
14. Яковлева М. Подросток и алкоголь // Истоки. – 2015. - № 48. – С. 14.
15. Вред наркотиков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.vredno-vsyo.ru/food/39-vred-narkotikov.html
16. Вредные привычки подростков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://fb.ru/article/2548/vrednyie-privyichki-podrostkov
Приложение
Приложение 1
Имя родителя
1. Занимаетесь ли вы спортом или физической культурой?
2. Сколько раз в неделю вы занимаетесь?
3. В детстве занимались каким-нибудь видом спорта?
4. Сколько лет занимались?
5. Связи с чем связано ваше прерывание занятие спортом?
6. Почему вы вновь решили возобновить занятие физической культурой?
Приложение 2
Имя родителя
1. Занимается ли ваш ребенок спортом?
2. Сколько лет и каким видом?
3. Кто привил у ребенка любовь к физической культуре и спорту?
4. Сколько раз в неделю тренируется ваш ребенок?
5. Какие достижения он имеет на сегодняшний день?
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования
«Вятский государственный университет»
(ВятГУ)
Институт гуманитарных и социальных наук
Факультет истории, политических наук
и культурологии
Кафедра педагогики
Курсовая работа по педагогике
Формирование здорового образа жизни у подростков в семье
Выполнила:
студентка 2 курса
факультета истории,
политических наук и культурологии
группы ПОДб 2202-5800
очной формы обучения
Устюжанина Алиса Алексеевна
/подпись/
Научный руководитель:
канд. педагог. наук,
старший преподаватель
кафедры педагогики
Конышева Алия Вазиховна
/подпись/
КИРОВ