От чего зависит объем спроса?
а) от цены данного товара;
б) от цены других товаров;
в) от доходов покупателей и их вкусов;
г) все ответы верны.
8. Рынок сигнализирует об увеличении спроса на товары путем:
а) падения спроса;
б) роста цен;
в) увеличение сбережений;
г) сжатия кредита.
9. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется:
а) в изменение предложения;
б) в росте величины предложения;
в) в сокращении объема предложения;
г) в росте спроса.
В чём заключается эффект Веблена?
а) спрос не изменяется при изменении его цен;
б) объем спроса растет при повышении его цены;
в) спрос растет при росте денежного дохода потребления;
г) нет правильного ответа.
11. Увеличение предложения товаров и услуг приведет:
а) к росту цен;
б) к снижению цен;
в) к росту спроса на них;
г) к сокращению их производства.
12. Эластичность предложения зависит от:
а) сезонных колебаний спроса на товары;
б) изменений дохода потребителей;
в) изменения цены на рынке;
г) промежутка времени, в течение которого производитель приспосабливает предложение к новой цене.
13. Если предложение сократилось на 10% в ответ на 5%-ное снижение цены, то можно утверждать, что предложение на данном рынке характеризуется:
а) высокой эластичностью;
б) неэластичностью;
в) абсолютной неэластичностью;
г) единичной эластичностью.
14. Определите, на какие товары спрос является эластичным, на какие – неэластичным, на основании эластичности по цене:
а) хлеба – 0,3;
б) вина – 1,5;
в) шоколада – 0,7.
1. Контрольные вопросы
1. Что означает изменение в спросе и какие факторы на него влияют?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В чем различие между изменением в спросе и изменении величины спроса и как это изображается на графике?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Могут ли продукты питания относиться к категории престижных товаров? Если «да», то какие?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие товары являются по отношению к велосипеду дополняющими, а какие заменяющими;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему во всем мире при многих булочных существуют собственные пекарни?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Каковы факторы, вызывающие смещение кривой предложения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Почему фирмы во всем мире постоянно ищут рынки товаров, которые являются новинками и вызывают большой интерес покупателей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Почему неизменность цен в командной экономике СССР не способствовала росту предложения дефицитных товаров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. К какой величине ближе коэффициент эластичности спроса на соль: к нулю или к двум?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
I. Дать определение понятиям:
1. Поведение потребителя – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Полезность – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Совокупная полезность – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Предельная полезность – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Бюджетные ограничения –это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Кардиналистская теория полезности – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Ординалистская теория – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Эффект дохода – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Эффект замещения – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Вопросы для размышления.
1. Какие существуют подходы к исследованию поведения потребителей в условиях экономического обмена? Какие из них, на Ваш взгляд, являются наиболее приемлемыми в условиях отечественной экономики?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сравните подходы к моделированию потребительского поведения. С какой целью, на Ваш взгляд, лучше применять каждый из них? Почему интегрированная модель имеет такое название?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие вы знаете факторы внешнего воздействия на поведение потребителей? Приведите примеры товаров, на которые осуществляет преимущественное влияние каждый из этих факторов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие факторы внутреннего влияния на поведение потребителей? Приведите примеры товаров, на которые осуществляет преимущественное влияние каждый из этих факторов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какие существуют подходы к анализу потребительского мотивации. Почему, на Ваш взгляд, существует такое многообразие классификации потребностей и теорий, изучающих психологические факторы принятия потребительских решений?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Задачи / упражнения.
1. Предельная полезность масла для потребителя зависит от его количества: MUM = 40 - 5QM. Предельная полезность хлеба: MUХЛ = 20 - 3QХЛ. Цена 1 кг масла равна 5 ден. ед., цена 1 булки хлеба - 1 ден. ед. Общий доход потребителя составляет 20 ден. ед. в неделю. Какое количество хлеба и масла купит рациональный потребитель? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На графике представлены кривые безразличия потребителя. Ответьте на следующие вопросы:
а) в какой из указанных точек потребитель достиг равновесия?
б) если цена товара У равна 2 долл., а цена товара Х - 1долл., то каков потребительский бюджет? При каком наборе товаров потребитель максимизирует полезность?
в) как следует изменить потребительский набор в точке А, чтобы потребитель достиг равновесия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Общая TU и предельная MU полезности товаров А, В, С представлены в таблице. Заполнить пропуски в таблице.
Количество товара | А | В | С | |||
TU | MU | TU | MU | TU | MU | |
... | ... | ... | ||||
... | ... | ... | ||||
... | ... | ... | ||||
... | ... | ... | ||||
... | ... | ... |
4.В таблице представлены следующие данные о предельной полезности двух благ.
Количество, кг | Конфеты | Виноград |
Цена 1 кг конфет 80 ден. ед., а цена 1 кг винограда 160 ден. ед.
Бюджет потребителя составляет 400 ден. ед.
Определить оптимальный объём потребления конфет и винограда.
IV. Тестовые задания.
1.Увеличение дохода потребителя графически выражается в:
а) изменении наклона бюджетной линии;
б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо;
в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево;
г) уменьшении наклона бюджетной линии;
д) увеличении наклона бюджетной линии.
2. Эффект дохода имеет место в следующем случае:
а) Если доходы людей падают, они покупают меньше данного товара;
б) Удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объем приобретения других товаров;
в) Объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей;
г) По мере того, как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода;
д) Во всех перечисленных случаях.
Цена товара Х составляет 1,5 руб. Цена товара У составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара У в 30 ютил. И желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров Х и У, тогда он должен принять предельную полезность товара Х за:
а) 15 ютил.;
б) 20 ютил.;
в) 30 ютил.;
г) 45 ютил.;
д) В условии не содержится достаточной информации для ответа на вопрос.
4. Общая полезность растет, когда предельная полезность:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) увеличивается в медленном темпе;
г) увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной;
д) является величиной отрицательной.