Тема 8. Основы анализа спроса и предложения

Костанайский филиал

Кафедра экономики

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры экономики

Протокол № 1 от «26» 08 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

по изучению дисциплины

«Экономическая теория»

Костанай 2016 г.

Методические рекомендации для студентов составлены:

Бизиковой Т. А., ст. преподавателем _______________

Методические рекомендации для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры экономики

Протокол № 1 от «26» 08 2016 г.

Председатель метод. комиссии __________________ А. А. Маланьина

Методические указания для практических (семинарских) занятий:

Тема 8. Основы анализа спроса и предложения

Цели занятия:

- закрепить знание основных понятий темы;

- рассмотреть эластичность спроса и предложения;

-научиться применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

Спрос: понятие, величина, факторы

Предложение, понятие, величина, факторы

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг

4. Эластичность спроса и предложения

Методические указания:

1. Тщательно изучить материалы лекции

2. Подготовиться к обсуждению вышеуказанных теоретических вопросов.

3. Подготовиться к решению задач на определение равновесной цены и равновесного объема

4. Подготовиться к тестированию по теме.

Тема 9. Теория потребления

Цели занятия:

- закрепить знание основных понятий темы;

- научиться применять полученные знания при выполнении практических заданий

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Потребительский выбор и его особенности.

2. Потребительское поведение в категориях кривых безразличия

3. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя.

Методические указания:

1. Тщательно изучить материалы лекции и подготовиться к обсуждению вышеуказанных теоретических вопросов

2. Подготовить дополнительный материал по вышеуказанным теоретическим вопросам.

3. Подготовиться к решению задач

4. Подготовиться к тестированию по теме.

Тема 10. Теория производства

Цели занятия:

- закрепить знание основных понятий темы;

- научить различать производственные функции различных видов;

- научить решать задачи с помощью производственной функции.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.

2. Изокоста и равновесие производителя.

Методические указания:

1. Тщательно изучить материалы лекции и подготовиться к обсуждению вышеуказанных теоретических вопросов

2. Подготовить дополнительный материал по вышеуказанным теоретическим вопросам.

3. Подготовиться к решению задач с использованием производственной функции

4. Подготовиться к тестированию по теме.

Тема 11. Издержки производства

Цели занятия:

- закрепить знание основных понятий темы;

-научиться применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие издержек. Экономический и бухгалтерский подходы к рассмотрению издержек.

2. Издержки в краткосрочном периоде.

Методические указания:

1. Тщательно изучить материалы лекции и подготовиться к обсуждению вышеуказанных теоретических вопросов.

2. Подготовить дополнительный материал по вышеуказанным теоретическим вопросам.

3. Подготовиться к решению задач на определение общих, средних, предельных издержек

4. Подготовиться к тестированию по теме.

Тема 16. Основные макроэкономические показатели. Индексы цен

Цели занятия:

¾ закрепить знание основных понятий темы;

¾ научиться применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Валовой продукт и его формы в системе национальных счетов.

2. ВВП и другие показатели дохода и продукта.

3. Основные макроэкономические тождества.

4. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

Методические указания:

1. Тщательно изучить материалы лекции и подготовиться к обсуждению вышеуказанных теоретических вопросов

2. Подготовить дополнительный материал по вышеуказанным теоретическим вопросам.

3. Подготовиться к решению задач на нахождение величины показателей ВВП, располагаемого дохода, индексов Ласпейреса, Пааше, Фишера.

4. Подготовиться к тестированию по теме.

Тест

1) Что изучает общая экономическая теория:

A) законы экономического развития, механизм функционирования экономических систем, экономическую политику государства, экономику бизнеса;

B) законы экономического развития, бухгалтерский учет, экономическую политику государства, экономику бизнеса;

С) законы экономического развития, бухгалтерский учет, принципы делового общения, экономику бизнеса;

D) законы экономического развития, механизм функционирования экономических систем, функционирование отраслей хозяйства, экономику бизнеса;

E) законы экономического развития, механизм функционирования экономических систем, функционирование отраслей хозяйства, экономическую статистику.

2) Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

A) экономическое поведение индивидуальных предпринимателей и мелких фирм;

B) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

С) отношения между отдельными представителями разных классов общества;

D) использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях;

E) верны ответы c) и d).

3) Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:

A) глобальные проблемы экономического развития человечества;

B) роль государства в экономике;

С) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;

D) те же проблемы что и политическая экономия в первоначальном значении этого термина;

E) правильные ответы b) и d).

4) Понятие метода экономической науки включает в себя:

A) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств;

B) набор фактических данных;

С) структуру предмета;

D) мировоззренческие установки ученого;

E) все ответы верны.

5) Что раскрывает содержание метода научной абстракции?

A) очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего;

B) выделение в изучаемых процессах типичного, устойчивого;

С) моделирование экономических процессов;

D) постановка экспериментов;

E) верны ответы в) и а);

6) Что такое индукция?

A) выведение общих положений на основе частностей;

B) обоснование частностей на основе общих положений;

С) научное обоснование эксперимента;

D) разработка экономико-математических моделей;

E) исторический подход к экономическим явлениям;

7) Что такое дедукция?

A) упрощенное утверждение;

B) выведение общих положений, принципов на основе частностей;

С) обоснование частностей на основе общих положений;

D) моделирование экономических процессов;

E) исторический подход к экономическим явлениям.

8) Чем характеризуется метод синтеза?

A) постановка экспериментов;

B) обоснование частных положений на базе общих;

С) соединение отдельных элементов в единое органическое цело, исследование их взаимодействия;

D) моделирование экономических процессов;

E) верны ответы a) и d).

9) Что такое экономические законы?

A) существенные внутренние, устойчивые связи в производственных отношениях;

B) формализованные представления об экономических явлениях;

С) научные абстракции, позволяющие определить существенные стороны экономических явлений;

D) статьи уголовного и гражданского кодексов, которые регулируют экономические отношения, экономическую деятельность;

E) причинно-следственные связи.

10) Что такое экономические категории?

A) причинно-следственные связи;

B) упрощенные утверждения;

С) субъективные оценки понятий;

D) научные абстракции, выражающие те или иные стороны производственных отношений;

E) формализованные представления об экономических явлениях.

Тема 2. История экономических учений

Цели:

- изучить основные вехи развития экономической науки.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Экономические учения Древнего мира (Платон, Аристотель)

2. Школа меркантилизма

3. Экономическое учение физиократов (Ф. Кенэ)

4. Классическая политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо)

5. Марксистская политическая экономия (К. Маркс)

6. Австрийская школа маржинализма (В. Джевонс, Л. Вальрас)

7. Неоклассический синтез (А. Маршалл)

8. Теория государственного регулирования экономики (Д. М. Кейнс)

9. Современная экономическая теория: неокейнсианство и монетаризм

10. Российская экономическая мысль как существенный вклад в сокровищницу мировой экономической науки

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1) Производительным, с позиций А. Смита, является труд …

A) в процессе которого создается товар

B) который приносит прибыль

C) если он осуществляется во всех отраслях народного хозяйства

D) в сельском хозяйстве

2) Законы развития капитализма раскрыты …

A) К. Марксом

B) Д.С. Миллем

C) Р. Оуэном

D) А. Маршаллом

3) Начала теории потребительского выбора (поведения) разработаны …

A) Г. Госсеном

B) Л. Вальрасом

C) К. Менгером

D) А. Смитом

4) Понятие «эластичность спроса» разработано экономистом …

A) А. Маршаллом

B) Дж. М. Кейнсом

C) Ф. Найтом

D) У. Джевонсом

5) Конкретным трудом создается …

A) потребительская стоимость

B) меновая стоимость

C) прибавочная стоимость

D) предпринимательский доход

6) Единственным критерием оптимальности, согласно теории В. Парето является …

A) общая максимизация полезности

B) максимизация полезности для каждого отдельного индивида

C) рациональное поведение индивида

D) сравнимость и аддитивность полезностей индивидов

7) Основополагающим принципом государственного регулирования экономики, с точки зрения М. Фридмена, является …

A) приоритетность денежных факторов

B) необходимая стабильность мультипликатора инвестиций

C) изменение законов распределения

D) повышение ликвидности благ

8) Работу «Теория монополистической конкуренции» написал …

A) Э. Чемберлин

B) А. Маршалл

C) Д. Робинсон

D) Дж. Кларк

9) Термин «средняя склонность к потреблению» ввел в экономическую науку …

A) Д.М. Кейнс

B) А. Пигу

C) Ф. фон Хайек

D) Р. Солоу

10) Теорию империализма разработал …

A) В.И. Ленин (Ульянов)

B) Г.В. Плеханов

C) Н.Д. Кондратьев

D) М. А.Бакунин

Тема 3. Экономические системы и их сущность

Цели:

- рассмотреть структуру экономической системы;

- рассмотреть классификацию экономических систем;

- научить видеть границы, отделяющие экономические системы друг от друга.

- информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Понятие экономической системы общества

2. Теории экономических систем

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1. Какая черта лучше всего характеризует административно-командную экономику:

А) многообразие форм собственности;

B) конкуренция;

C) действие рыночных регуляторов;

D) связь между производством и потреблением;

E) плановое распределение ресурсов.

2. Какая из названных характеристик относится к традиционной системе?

А) частная собственность на ресурсы;

B) централизованное планирование;

C) установление государством цен на большинство товаров и услуг;

D) преобладание ручного труда;

E) зависимость от иностранных инвестиций.

3. В каком случае можно говорить об административно-командной экономике, исходя из степени участия государства в развитии народного хозяйства:

А) минимальное вмешательство государства в экономику;

B) государство контролирует производство преобладающей части товаров и услуг в рамках государственного сектора;

C) государство контролирует некоторые отрасли экономики, в то же время допуская функционирование частного сектора;

D) государство оказывает помощь конкретному предприятию, находящемуся в сложном финансовом положении;

E) государство контролирует только налоговую систему.

4. К числу преимуществ административно-командной системы относятся:

А) мобилизация трудовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях;

B) слабо выраженная социальная дифференциация;

C) устойчивость в дефиците ресурсов;

D) запрет или ограничения частного предпринимательства;

E) монополизация экономики.

5. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут возникать применительно:

А) только к тоталитарным системам или обществам, где господствует централизованное планирование;

B) только к рыночной экономике;

C) только к отсталой экономике;

D) к любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организации;

Тест

1. Какие отношения выражает экономическая категория «собственность»?

А) отношения по поводу присвоения средств и результатов производства;

В) отношения человека к природе;

С) отношения между людьми по классовому признаку;

D) менеджмент;

Е) система правомочий.

2. Что является основным объектом собственности в марксистской экономической теории?

А) предпринимательские способности;

В) знание человека;

С) средства производства;

D) информация;

Е) рабочая сила.

3.Какая пара категорий раскрывает экономическое содержание собственности?

А) присвоение-отчуждение;

В) базис-надстройка;

С) сущность-явление;

D) причина-следствие;

Е) субъект-объект.

4.Как можно охарактеризовать право владения?

А) право исключительного физического контроля над благами;

В) право извлекать из вещи ее полезные свойства;

С) право определять судьбу вещи;

D) право на передачу благ в наследство;

Е) все ответы верны.

5.Чем характеризуется право использования?

А) возможность определять фактическую или юридическую судьбу вещи;

В) возможность осуществлять владение вещью;

С) возможность извлекать из вещи ее полезные естественные свойства;

D) возможность получать доходы от собственности;

Е) все ответы верны.

6. Что такое муниципальная собственность?

А) это собственность, находящаяся в распоряжении местных органов;

В) это собственность коллектива;

С) это собственность народа;

D) это собственность семьи;

Е) это собственность отдельного члена общества.

7.Приватизация государственной собственности – это:

А) все ответы верны;

В) преобразование государственной собственности в частную;

С) преобразование государственной собственности в коллективную;

D) преобразование государственных предприятий в акционерные общества;

Е) нет правильного ответа.

8.Разгосударствление собственности – это:

А) все ответы верны;

В) сохранение за государством права владения и отказ от хозяйственных функций;

С) создание многоуровневой государственной собственности;

D) создание акционерных предприятий, принадлежащих государству;

Е) нет правильного ответа.

9. Цель приватизации это:

А) формирование государственной собственности;

В) формирование рыночной экономики;

С) обогащение одних за счет других;

D) создание новых предприятий;

Е) полное уничтожение государственной собственности.

10. Безвозмездное изъятие у собственника его имущества в установленном государством порядке – это:

А) монополизация;

B) приватизация;

C) разгосударствление;

D) конфискация.

Тест

1.Производство – это процесс создания материальных и нематериальных благ необходимых…

А) для развития потребностей

В) для стимулирования интересов

С) для существования человека

D) для существования и развития общества

Е) для развития конкуренции

2. Средства производства –это совокупность:

А) предметов труда и средств труда

В) предметов труда и рабочей силы

С) средств труда и рабочей силы

D) государственных органов

Е) производительных сил и производственных отношений

3. Производительные силы общества – это совокупность

А) физических и духовных способностей человека потребляемых за производственный цикл

В) всех видов целесообразной деятельности в обществе

С) средств производства и рабочей силы

D) производственных отношений в процессе воспроизводства общественного продукта

Е) устойчивые причинно-следственные связи

4. Производственные (экономические) отношения охватывают отношения между людьми по поводу

А) производства

В) распределения

С) обмена

D) потребления

Е) всех перечисленных в едином воспроизводственном цикле

5. Способ производства– это совокупность

А) экономического базиса и надстройки общества

В) производительных сил и производственных отношений

С) взглядов и убеждений общества в различных сферах

D) совокупность производственных отношений

Е) устойчивых причинно-следственных связей

6. Что выступает в качестве необходимого фактора производства, кроме традиционных земли, труда, капитала?

А) закон

В) спрос и предложение

С) предпринимательство

D) цены

Е) мировая экономика

7.Вещь, удовлетворяющая какую-либо потребность человека и обмениваемая на другую вещь, называется:

А) стоимость

В) трудом

С) энергией

D) товаром

Е) ресурсом

8.Эффективное функционирование экономической системы на графикепроизводственных возможностей отражает:

А) любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей;

В) точка, лежащая ниже кривой производственных возможностей;

С) точка, лежащая выше кривой производственных возможностей;

D) точка, лежащая на кривой производственных возможностей и равно удаленная от обеих ординат;

Е) правильные ответы А) и С).

9. Какая из ниже приведенных черт не может характеризовать неэкономическое благо?

А) не может удовлетворять потребности людей;

В) не является результатом производства;

С) не является недостаточным, его очень много;

D) является даровым, люди могут иметь его даром, безо всяких расходов;

Е) правильные ответы С) и Е).

10.Альтернативные издержки нового стадиона – это:

А) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительства этого стадиона;

В) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона;

С) цена строительства стадиона в будущем году;

D) оплата его охраны и другого персонала;

Е) доход получаемый в результате эксплуатации стадиона;

Тема 6. Формы общественного хозяйства

Цели:

- рассмотреть основные характеристики натурального хозяйства и товарного производства;

- познакомиться с историей происхождения денег и рассмотреть их современные особенности;

- рассмотреть виды инфляции.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Понятие "форма общественного хозяйства". Натуральное хозяйство и его основные черты

2. Товарное производство: условия и причины возникновения

3. Проблема поиска источников стоимости и цен. Современные взгляды на стоимость

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1) Каковы основные условия возникновения товарного производства:

A) возрастание роли интеллектуализации труда и рост банковских процентов;

B) приватизация и разгосударствление;

C) осуществление производства в определенных целях;

D) потеря продуктом труда товарной формы;

E) общественное разделение труда и обособление товаропроизводителей как собственников.

2) Кто более обоснованно изложил трудовую теорию стоимости?

A) У. Пети;

B) А. Смит;

C) Д. Риккардо;

D) К. Маркс;

E) Ф. Энгельс.

3) Стоимость - это воплощенные в товаре затраты труда на уровне

A) максимальных ;

B) минимальных;

C) статистических;

D) общественно необходимых;

E) общественно полезных.

4) Конкретный труд соответствует следующему определению:

A) качественно однороден;

B) создает потребительную стоимость ;

C) труд лишенный конкретной формы;

D) создает стоимость;

E) все определения верны.

5) Что с позиции К. Маркса создает объективную основу цены

A) стоимость;

B) потребительная стоимость;

C) издержки обращения;

D) спрос и предложение;

E) все вышеперечисленное.

6) Что является сегодня основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий:

A) производство;

B) воспроизводство;

C) рыночная экономика;

D) трудовые отношения;

E) все вышеперечисленное.

7) Натуральное хозяйство характеризуется:

A) зарождением денежных отношений;

B) развитием товарных отношений;

C) производством всего необходимого для собственного потребления;

D) введением в оборот пластиковых карточек;

E) чеканкой монет из драгоценных металлов.

8) Как называется тип хозяйства, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя:

A) общественное производство;

B) товарное производство;

C) натуральное хозяйство;

D) рыночное хозяйство;

E) смешанное хозяйство.

9) Характеризуя какой тип хозяйства, можно назвать следующую черту-производство осуществляется для получения прибыли в денежной форме:

A) непосредственно общественное производство;

B) натуральное хозяйство;

C) товарное производство;

D) традиционная экономика;

E) натуральное производство.

10) Что не характерно для натурального хозяйства?

A) разделение труда и специализация;

B) замкнутость экономической системы;

C) непосредственная связь производства и потребления;

D) универсальный характер труда;

E) верны ответы с) и d).

Тест

1) В современной экономике рынок выполняет функцию:

A) производственную;

B) регулирующую;

C) ориентирующую;

D) социальную;

E) кредитную.

2) К позитивным свойствам рынка не относится:

A) систематическое повышение качества экономических благ;

B) быстрая адаптация к меняющейся экономической ситуации;

C) искоренение товарного дефицита;

D) незаинтересованность в создании общественных благ;

E) наличие свободного выбора для производителей и потребителей.

3) Негативные стороны рынка - это:

A) использование хозяйствующими субъектами научно-техниче­ского прогресса;

B) способность удовлетворять постоянно растущее многообразие потребностей;

C) обеспечение социального прогресса общества;

D) незаинтересованность в фундаментальных научных исследованиях.

4) Аукцион - это:

A) форма публичной продажи товаров (либо добровольная, либо принудительная);

B) объединение продавцов и покупателей в целях выгодной про­дажи товаров;

C) продажа товаров на условиях состязательности между покупа­телями.

5) Биржа - это: .

A) организация, аккумулирующая денежные средства и предо­ставляющая кредит; .

B) учреждение, содействующее развитию финансовых отношений между различными странами;

C) оптовый рынок массовых товаров, продающихся по стандар­там или образцам.

6) На товарной бирже торгуют:

A) товарами массового производственного и личного потребления;

B) стандартными контрактами;

C) крупными партиями любых товаров.

7) Фондовая биржа - это:

A) рынок купли-продажи рабочей силы;

B) рынок купли-продажи ценных бумаг;

C) рынок, на котором заключаются сделки по кредитам;

D) рынок оптовой закупки и продажи товаров.

8) Кто является в развитой рыночной экономике главным субъектом ценообразования:

A) государство

B) предприятие -собственник

C) домохозяйства

D) общественные организации защиты прав потребителей

E) все вышеперечисленное

9) Из приведенных ниже черт выделите присущие переходной экономике:

A) сосуществование элементов различных экономических систем, борьба противоречий и неустойчивость развития;

B) переход от мануфактуры к крупному машинному производству;

C) переход от машинного производства с участием человека к автоматизированному производству;

D) переход от эволюционного развития научно-технического прогресса к современной НТР;

E) верны ответы b), c), d);

10) Участие государства в экономике обусловлено прежде всего необходимостью:

A) верны все ответы;

B) защиты общественных интересов;

C) обеспечение эффективного функционирования рыночного механизма;

D) реализации интересов отдельных социальных групп;

E) решения конкретных задач экономического и социального развития страны.

Тема 8. Основы анализа спроса и предложения

Цели:

- изучить фактора спроса и предложения;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

  1. Эластичность спроса и предложения и факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения.

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1. Кривая спроса отражает :

А) динамику объема продаж на рынке;

В) прямую зависимость между ценой и объемом спроса;

С) положительную зависимость между ценой и объемом спроса;

D) динамику изменения цен на рынке;

Е) обратную зависимость между ценой и объемом спроса.

2.Кривая предложения отражает:

А) положительную зависимость между ценой и объемом спроса;

В) обратную зависимость между ценой и объемом предложения;

С) прямую зависимость между ценой и объемом предложения;

D) динамику изменения цен на рынке;

Е) динамику объема продаж на рынке.

4. Повышение цены на рассматриваемый продукт приводит:

А) к сокращению величины спроса;

В) к сдвигу кривой спроса вправо;

С) к сдвигу кривой спроса влево;

D) к повышению благосостояния;

Е) к росту дохода.

5.Правительство ввело дополнительные налоги на выпускаемый товар. Каким образом это отразится на кривой предложения.

А) снизятся цены на выпускаемый товар;

В) кривая предложения сдвинется вправо;

С) кривая предложения сдвинется влево;

D) выпускаемые товары станут дешевле;

Е) изменится угол наклона кривой спроса.

6. Если спрос больше предложения, то на рынке:

А) равновесие;

В) избыток;

С) инфляция;

D) профицит;

Е) дефицит.

7. С ростом дохода, спрос на товар возрос. Какой товар рассматривается?

А) предмет роскоши;

В) нормальный;

С) низкокачественный;

D) товар Гиффена;

Е) новый товар;

8. Даны функции спроса D =10 - 2p и предложения S =4 + p, где р- цена товара. Равновесная цена товара равна:

А) 2,5;

В) 3;

С) 2;

D) 1 ;

E) 6/5.

9. Ценовая эластичность спроса будет выше:

А) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши;

Б) в тех случаях, когда потребители используют товар с наибольшей пользой для себя;

В) чем больше альтернативные издержки производства товаров;

Г) чем менее необходим товар потребителю;

Д) ни в одном из выше перечисленных случаев.

10. Определите не ценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

А) изменения потребительских предпочтений под влиянием моды, рекламы;

В) изменения в структуре населения;

С) изменение цен на товары-заменители;

D) изменения в экономической политике правительства;

E) все перечисленные выше

Тема 9. Теория потребления

Цели:

- рассмотреть процесс выбора между доходом и досугом;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Выбор работника между доходом и досугом

Методические указания:

Изучить вопросы лекции и вышеуказанный вопрос и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1) Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:

A) разницу между общей и предельной полезностью;

B) общую полезность;

C) предельную полезность;

D) каждую из перечисленных величин;

E) все ответы верны.

2) Наташа потребляет в месяц 2 кг. мяса по цене 15 ден. ед. за 1 кг. и 5 кг. хлеба по 2 ден. ед. за 1 кг. Предельная норма замены мяса хлебом в состоянии равновесия для нее равна:

A) 3/4;

B) 5/12;

C) 5/2;

D) 2/15;

E) 2/1.

3) Бюджетное ограничение для потребителя представляет собой:

A) линию общей полезности товара;

B) линию предельной полезности товара;

C) ограничение, налагаемое на выбор потребителя;

D) линию максимального удовлетворения потребителя.

4) Для Саши потребление буханки хлеба ценой 2 ден. ед. приносит удовлетворение в размере 10 утилей. Какое количество утилей удовлетворения принесет ему потребление литра молока по цене 5 ден. ед. , если он находится в состоянии равновесия:

A) 10;

B) 20;

C) 25;

D) 50.

5) Если MUx - предельная полезность хлеба, а MUв - предельная полезность вина и Рх – цена батона хлеба, Рв – цена бутылки вина, то для рационального потребителя в состоянии равновесия будет верным следующее утверждение:

A) MUx = MUв;

B) MUx : MUв = Рх : Рв;

C) Рх = Рв;

D) MUx : MUв = Рв : Рх .

6) Изменение цены товара вызывает:

A) эффект замещения,

B) эффект дохода;

C) эффект Гиффена;

D) верно а и b

7) Коля покупает подарки родным на Новый год. Что из следующих утверждений описывает проблему его рационального выбора:

A) он купит подарок тогда, когда предельная полезность подарка будет соответствовать его цене;

B) он не обращает внимания на цену и руководствуется только своими предпочтениями;

C) его бюджет ограничен, поэтому он обращает внимание только на цену;

D) Коля очень любит своих родных, поэтому принципы рационального выбора для него не применимы.

8) Потребительское равновесие на карте безразличия - это:

A) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;

B) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

C) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;

D) любая точка, расположенная на бюджетной линии;

E) любая точка, расположенная в пространстве, ограниченном бюджетной линией.

9) Оптимальное правило покупки состоит в следующем:

A) цена товара соответствует его общей полезности;

B) предельная полезность товара соответствует его цене;

C) наивысшая цена должна быть меньше предельной полезности товара;

D) такого не существует, каждый руководствуется собственными представлениями.

10) Предпочтения потребителя имеют следующий вид:

Количество единиц товара, в шт.
Общая полезность

Предельная полезность потребления третьей единицы блага равна:

A) 20;

B) 15;

C) 10;

D) 8

Тема 10. Теория производства

Цели:

- изучить виды от масштаба производства;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Отдача от масштаба производства

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1. Производственная функция описывает:

А) производительность капитала;

B) кривую производственных затрат;

С) множество технически эффективных способов производства;

D) производительность труда;

Е) замещение одного ресурса другим.

2. Изокванта показывает:

А) взаимосвязь между доходом и ценами;

B) предпочтения потребителей;

С) ограничение по издержкам производства;

D) объем выпуска при различных сочетаниях капитала и труда;

Е) эффект дохода и эффект замещения.

3. Наклон изокванты характеризует:

А) предельную норму технического замещения;

В) отношение цен выпускаемых товаров;

С) средний продукт труда;

D) средний продукт капитала;

Е) принцип предельной убывающей полезности.

4. Изокванта в случае жесткой дополняемости ресурсов имеет вид:

А) вертикальной линии;

В) горизонтальной линии;

С) параболы;

D) ломаной линии;

Е) перпендикулярных прямых, исходящих из одной точки.

5. Наиболее удаленная от начала координат изокванта показывает:

А) наименьший выпуск;

В) наибольший выпуск;

С) лучшую технологию;

D) минимально необходимые ресурсы;

Е) наибольший эффект от масштаба роста.

6. Определите средний продукт труда по следующим данным:

Период Общий продукт Количество труда

А) 80; D) 70;

В) 82,5; Е) 630.

С) 0,014;

7.Определите предельный продукт труда.

Период Общий продукт Количество труда

А) 90; D) 70;

В) 160; Е) 80.

С) 120;

8. Средний продукт труда характеризует:

А) производительность капитала;

В) производительность труда;

С) общий выпуск;

D) численность занятых;

Е) тарифную ставку.

9. Закон убывающей предельной производительности утверждает:

А) при найме дополнительного рабочего выпуск растет, но более медленно;

В) при найме дополнительного рабочего выпуск падает;

С) при увеличении заработной платы, производительность сокращается;

D) при найме дополнительного рабочего предельная производительность растет;

Е) производительность имеет тенденцию к росту.

10. Капитал и труд на производстве возросли в 2 раза. Это привело к тому, что объем выпуска также возрос в 2 раза. Какой эффект масштаба роста наблюдается:

A) отрицательный

B) возрастающий;

C) убывающий;

D) нулевой;

E) постоянный.

Тема 11. Издержки производства

Цели:

- изучить структуру издержек в долгосрочном периоде;

- рассмотреть разницу между экономической и бухгалтерской прибылью;

- изучить определение точки безубыточности фирмы;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Издержки в долгосрочном периоде.

2. Понятие дохода и прибыли. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

3. Анализ безубыточности производства

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный)

Наши рекомендации