Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности

Потребителя на рынке интересует три вопроса:

♦ Что купить?

♦ Сколько стоит?

♦ Хватит ли денег на покупку?

Ответы на эти вопросы зависят от полезности и цены товара, а также от дохода потребителя. Исследование этих категорий и составляет содержание теории потребительского выбора.

Есть три подхода к изучению потребительского поведения:

♦ кардиналистский;

♦ ординалистский;

♦ анализ поведения потребителя на основе «эффекта дохода»
и «эффекта замещения».

Кардиналистский подходк анализу потребительского пове­дения основывается на теории предельной полезности (разра­ботан Менгером, Бем-Баверком, Госсеном). Считается, что по­лезность — главный фактор потребительского выбора.

Кардиналистская концепция исходит из того, что потреби­тель умеет измерять количественно полезность товаров и услуг в условных единицах — ютилях, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения. Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, сделаем важное предположение о том, что каждый потреби­тель исключительно рационален и, приобретая товары, стре­мится повысить общую полезность потребляемых благ. Это до­стижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максималь­ного удовлетворения, если предельные полезности приобретае­мых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

Полезность— это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага. Измеряется не в денежном выражении, а в условных единицах — ютилях.

Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность(TU) — это совокупная полезность от всего количества потребляемого блага (рис.5).

Предельная полезность (MU) — это прирост общей полезнос­ти при увеличении объема потребления данного блага на 1 еди­ницу: MU = ΔTU/ΔQ (рис.6).

Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru

Рис. 5. Общая полезность Рис. 6. Предельная полезность

Взаимосвязь между TU и MU:

1.TU растет максимальными темпами, когда MU максималь­
на (при первых единицах блага Q).

2. Когда MU = О, TU перестает расти и достигает своего мак­
симума.

3. Когда MU < 0, то TU — убывает.

1-й Закон Госсена: закон убывающей предельной полезнос­ти— по мере того, как растет количество потребляемого товара, предельная полезность каждой дополнительной единицы умень­шается. Следствие из закона: для потребителя важно не только количество потребляемого товара, но и способ его употребления (будущая концепция маркетинга).

2-й Закон Госсена:при потреблении нескольких товаров (А,В...п) общий уровень полезности от их потребления будет мак­симальным, при равенстве их предельных полезностей.

TUmax = MUA = MUB = MUN, отсюда

MUA/PA = MUB/PB = ... MUN/PN — условие равновесия потре­бителя в кардиналистской концепции.

Вопрос 2 . Потребительское поведение в категориях кривых безразличия

Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса раз­работан Дж. Хиксом, Е. Слуцким, Р. Аленом, В. Парето.

В данном подходе индивидуальные предпочтения товаров стро­ятся на способности покупателей сравнивать не отдельные товары, а наборы товаров. Каждый набор товаров А, В,С... состоит из двух товаров х и у, но в разном количественном соотношении. Полез­ность набора товаров имеет в этом случае порядковую измеримость.

Основные аксиомы порядкового подхода:

1. Сравнимость наборов товаров. Каждый набор товаров А, В, С... может быть сравнен потребителем, в результате, если набор А более предпочтителен (лучше), чем набор В, то это обозначается знаком (>) — А > В, если безразличны наборы (-) — А - В, это означает потребительскую равноценность наборов.

2. Транзитивность наборов. Отражает последовательность потребительских предпочтений набора товаров. Если А > В, а В > С, то А > С, или А Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru В и С Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru В, то А Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru С, или А > В, и В - С, то А > С.

3. Ненасыщаемость (строгая монотонность отношений предпочтения). Если А = В, то это означает равное количество входящих в наборы А и В товаров x и у, но если в набор А входит на одну единицу больше товара х или у, то он для потребителя становится более предпочтителен, чем В, т.е. А > В.

При порядковом подходе для исследования спроса использу­ются кривые безразличияи бюджетные линии.

Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru

Кривая безразличия— это ли­ния, каждая точка которой пред­ставляет собой наборы товаров А, В, С, имеющих одинаковую полез­ность для потребителя (TU-const).

Множество кривых безразли­чия составляют карту безразли­чия(рис. 7),где более высокая (дальняя) кривая отображает относительно большую полезность (UII> UI ) .

Рис. 7. Карта кривых безразличия и предельная норма замещения

Предельной нормой замещеия(MRSxy) называется количество блага у, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение блага х на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней:

MRSx y = - Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru у/ Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru х, | TU-const,

MUx/MUy-- Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru у/ Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru x = MRSxy.

Кривые безразличия характеризуют предпочтения потреби­теля в потреблении наборов товаров А, В, С, которые не зависят от дохода потребителя и цен на товары х и у, поэтому изменения в доходе и ценах не влияют на положение кривых.

Свойства кривых безразличия:

1.Кривые безразличия не пересекаются (параллельны друг другу).

2. Чем дальше от начала координат находится кривая безразличия, тем больший уровень полезности для потребителя она отражает.

3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, как
правило, выпуклы к началу координат.

4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве товаров х и у.

5. Предельная норма замещения одного блага другим (MRSx,у)
убывает по мере движения вдоль кривой безразличия.

Если кривые безразличия характеризуют предпочтения по­требителя, то бюджетная линия определяет его финансовые воз­можности.

Бюджетная линия потребителя — это прямая, точки которой по­казывают допустимые наборы товаров при условии полного исполь­зования дохода (рис. 8).

Бюджетные ограничениядля двух товаров х и у выражаются формулой:

РхХ + РуУ < I, где

Рх — цена товара x;

X — количество товара х;

Ру — цена товара у,

У — количество товара у; I — величина дохода потребителя.

Наклонбюджетной линии равен отношению цен соответ­ствующих товаров: -Рх/Ру.

Изменение соотношения цен на товары изменяет угол накло­на бюджетной линии (1) на рис. 8.

Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru

При изменении дохода потребителя бюджетная линия смеща­ется в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному (2) на рис.

Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru Вопрос 3. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя

Потребитель, опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждо­го блага следует купить.

Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru Для рационального потребителя это означает, что необходимо макси­мизировать общую полезность при условии бюджетного ограничения.

Данный выбор можно изобразить графически. Используя кривые безразличия и бюджетную линию (R):

Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru На рис. 2.3.1 точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя, точки А и В не являются равновесными, т.к. пересекаются с более низкой кривой безразличия.

удовлетворение от потребления и покупки товаров х и у.

В точке (Е), где угол наклона кривой безразличия (MRSx.y), равен углу наклона бюджетной линии (Рх/Ру), возникает равновесие потребителя.

Условие потребительского равновесия:

MRSx,y = Рх/Ру,

MRSx.y = MUx/MUy = Рх/Ру,

MUx/Px = MUy/Py.

Состояния углового равновесия характерны для ситуаций, когда товары х и у абсолютные заменители (MRSx.y = const) или совершенно дополняющие блага (автомобиль и номерной знак, MRSx.y = 0).

Графически угловое равновесие потребителя (рис. 10 и 11) выглядит так:

Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности - student2.ru

Рис. 10. Рис. 11.

Абсолютные заменители Совершенно дополняющие блага

Равновесие потребителя имеет место на одной из осей в вер­шине угла, образуемого бюджетной линией (в точке Е). Другими словами — потребитель воздерживается от покупки блага х и все ресурсы направляет на покупку блага у.

Равновесие потребителя всегда имеет место в вершине прямого угла (точка Е)

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличие ординалистского подхода от кардиналистского?

2. Что показывают кривые безразличия и их свойства?

3. Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджетной линии?

4. Каковы условия смещения кривых безразличия и бюджетной линии?

Литература:

1. Войтов А.Г. Экономическая теория [Текст] : учебник/ А.Г. Войтов .- М. : Дашков и К, 2012.- 392 c.- (Учебные издания для бакалавров).

2. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 576 с.

3. Микроэкономика 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 543с.

4. Политическая экономия (экономическая теория) [Текст] : учебник/ под общ. ред. д. э. н., проф. В.Д. Руднева .- 3-е изд..- М. : Дашков и К, 2012.- 856 c.

5. Экономическая теория [Текст] : учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 516 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

Тема 9. Теория производства

Цели:

1. овладеть основными понятиями по теме, определить свойства производственной функции, рассмотреть эффекты от масштаба производства;

2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам отношения к производству;

3. стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме.

Ключевые слова:факторы производства (капитал, труд), производственная функция, изокванта, средний продукт, предельный продукт труда, общий объем продукта, предельный продукт капитала, изокоста, эффект масштаба

Вопросы:

1. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.

2. Изокоста и равновесие производителя.

Наши рекомендации