Тема 8. Макроэкономическая нестабильность

Составим словарик

Термин Определение
Экономический цикл      
Инфляция      
Безработица      

ЗАДАНИЯ

1. Приведите примеры неинфляционного повышения цен.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как отличить инфляцию от гиперинфляции?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Известный французский экономист Л. Столерю в своей книге «Равновесие и экономический рост» писал: «Как часто говорят, инфляция — это прежде всего вера в инфляцию». Вы согласны с этим утверждением? Причем здесь вера и, вообще, психологические аспекты при объяснении экономических категорий?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 9. Денежная и финансовая системы

Составим словарик

Термин Определение
Денежная масса      
Денежная база      
Финансовая система      
Государственный бюджет      
Государственный долг      
Денежное обращение      
Денежный мультипликатор      

ЗАДАНИЯ

1. Представьте себя на месте директора предприятия. Вам необходимо получить в ближайшее время крупную сумму денег для выплаты заработной платы работникам. Какую форму кредита Вы будете использовать? Обоснуйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как Вы поведете себя, будучи директором коммерческого банка в ситуации, когда Центральный банк поднимает учетную ставку?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составьте схему доходов и расходов государственного бюджета

доходы расходы
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

4. В стране существует достаточно высокий уровень инфляции. Необходимо быстро принять меры и притормозить инфляционные процессы. Что будет предпринимать в данной ситуации Центральный банк? Каким направлениям кредитно-денежной политики будет отдаваться предпочтение?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Приведите примеры налогов
Федеральные Региональные Местные Прямые косвенные
         
         
         
         
         
         
         
  1. Нарисуйте и объясните кривую Лаффера
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. «Внутренний государственный долг — это наш долг самим себе». Оцените данное высказывание. Каковы возможности правительства уменьшить внутренний государственный долг?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ЭССЕ (направление «Мифы в экономике»)

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

Миф 1 Человеческая жизнь бесценна Любые попытки определить ее стоимость и использовать эти оценки при разработке экономической политики — аморальны и опасны
Люди второго сорта

Миф 2 Кризис — родом из Америки и возник он исключительно по вине властей США

Миф 3 Виновники кризиса низкокачественные ипотечные кредиты. В России, где второсортная ипотека еще не успела возникнуть, опасаться нечего

Миф 4 Кризис 2008 года уникален — ничего подобного никогда не было. Он продлится много лет и приведет к краху капитализма и общества потребления

Миф 5 Политика Франклина Рузвельта помогла выйти из депрессии

Миф 6 Чтобы предупредить безработицу, надо поддерживать профсоюзы и субсидировать предприятия

Миф 7 Дефицит бюджета не опасен и для экономики в целом, и для каждого из нас. Поэтому надо сокращать налоги и увеличивать госрасходы

Миф 8 Накопление средств в Стабилизационном фонде обескровливает экономику и замедляет ее рост

Миф 9 Независимость Центрального банка — выдумки, не имеющие отношения к реальной экономике.

Миф 10 Общественные блага может предоставлять только государство

Миф 11 Фондовый рынок можно не регулировать. Он сам решит свои проблемы с помощью рыночных механизмов

Миф 12 Рыночные механизмы сами справятся с дискриминацией
Миф 13 Коррупцию победить невозможно

Миф 14 Богатство России не приводит к росту благосостояния ее граждан.

Миф 15 Российские олигархи уникальны. Если бы не они, у нас возникла бы конкурентная рыночная экономика, поэтому необходимо экспроприировать их активы

Миф 16 Политика и экономика независимы друг от друга — можно построить конкурентоспособную экономику и без демократических свобод

Миф 17 Экономический рост не зависит от модели социального перераспределения от богатых к бедным, поэтому Россия должна выбрать более щедрую европейскую модель
Рост без свободы

Миф 18 Протекционизм по определению соответствует нашим национальным интересам
Миф 19 Наша экономика неконкурентоспособна, поэтому для России нет места в мировом разделении труда

Миф 20 Финансовая глобализация опасна для бедных стран. Поэтому России стоит отгородиться от глобальных рынков капитала

Миф 21 Антиглобалисты защищают интересы бедных во всем мире

Миф 22 В ВТО вступать не стоит, ведь эта организация помогает богатым странам эксплуатировать бедные

Миф 23 Ограничивать иммиграцию — в наших национальных интересах

Миф 24 Российская миграционная политика защищает российских граждан и поощряет

приток квалифицированных кадров и туристов из развитых стран
Проблема, у которой нет решения

Миф 25 Рыночные механизмы неприменимы в сфере образования и науки

Миф 26 Привлечь квалифицированные научные кадры в Россию невозможно. Поэтому надо бороться с отъездом ученых, даже ценой ограничения их возможностей повысить квалификацию

Миф 27 Россия вполне может обойтись без экономистов международного уровня

Миф 28 Социальные и экономические реформы нужно реализовывать быстро и без раздумий — просчитать их последствия все равно невозможно

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Эссе (фр. essai – опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – Мишель Монтень; в русской литературе – образцы у Ф.М. Достоевского, В.В. Розанова, В.И. Иванова).

Эссе – это сочинение небольшого объема, свободно выражающее индивидуальные впечатления и размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. Цель работы – раскрыть предложенную тему путем приведения каких-либо аргументов. Эссе не может содержать много идей. Оно отражает только один вариант размышлений и развивает его. При написании эссе старайтесь отвечать четко на поставленный вопрос и не отклоняйтесь от темы. Эссе строго индивидуальная работа и не терпит соавторства.

Написание эссе предполагает изложение самостоятельных рассуждений по теме, выбранной студентом и связанной с тематикой курса. Таблицы статистической информации, ксерокопии используемых периодических статей и другие дополнительные материалы оформляются в виде приложений и не ограничиваются в объеме.

В ходе анализа студент может выразить свое согласие (несогласие) с определенными выводами печатных изданий, обосновав свою точку зрения на основе теоретических положений экономики. Также высказаться о соответствии изучаемых теоретических моделей рассматриваемой ситуации, указав на соответствие (несоответствие) определенных предпосылок, а также по возможности привести свое мнение относительно решения тех проблем, которые он обнаружил при написании работы.

Характер изложения материала:

- все приводимые суждения по возможности должны быть логически обоснованы и опираться на изучаемые микроэкономические закономерности;

- приветствуется уместное использование графиков, диаграмм и других наглядных форм представления информации;

- все стандартные микроэкономические модели считаются известными и не требуют подробного изложения в рамках работы (за исключением случаев, когда в работе требуется внести в них какие бы то ни было изменения или дополнения);

Критерии оценки:

- самостоятельность суждений;

- обоснованность высказываемых суждений;

- полнота раскрытия темы;

- сдача работы в срок.

Оформление работы:

- работа должна иметь титульный лист;

- размер шрифта – 14; межстрочные интервалы – 1,5;

- оформление графиков, таблиц, рисунков, математических формул;

- оформление списка литературы.

Наши рекомендации