Тема 8. Макроэкономическая нестабильность
Составим словарик
Термин | Определение |
Экономический цикл | |
Инфляция | |
Безработица |
ЗАДАНИЯ
1. Приведите примеры неинфляционного повышения цен.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как отличить инфляцию от гиперинфляции?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Известный французский экономист Л. Столерю в своей книге «Равновесие и экономический рост» писал: «Как часто говорят, инфляция — это прежде всего вера в инфляцию». Вы согласны с этим утверждением? Причем здесь вера и, вообще, психологические аспекты при объяснении экономических категорий?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 9. Денежная и финансовая системы
Составим словарик
Термин | Определение |
Денежная масса | |
Денежная база | |
Финансовая система | |
Государственный бюджет | |
Государственный долг | |
Денежное обращение | |
Денежный мультипликатор |
ЗАДАНИЯ
1. Представьте себя на месте директора предприятия. Вам необходимо получить в ближайшее время крупную сумму денег для выплаты заработной платы работникам. Какую форму кредита Вы будете использовать? Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как Вы поведете себя, будучи директором коммерческого банка в ситуации, когда Центральный банк поднимает учетную ставку?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составьте схему доходов и расходов государственного бюджета
доходы | расходы |
4. В стране существует достаточно высокий уровень инфляции. Необходимо быстро принять меры и притормозить инфляционные процессы. Что будет предпринимать в данной ситуации Центральный банк? Каким направлениям кредитно-денежной политики будет отдаваться предпочтение?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Приведите примеры налогов
Федеральные | Региональные | Местные | Прямые | косвенные |
- Нарисуйте и объясните кривую Лаффера
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. «Внутренний государственный долг — это наш долг самим себе». Оцените данное высказывание. Каковы возможности правительства уменьшить внутренний государственный долг?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ЭССЕ (направление «Мифы в экономике»)
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ
Миф 1 Человеческая жизнь бесценна Любые попытки определить ее стоимость и использовать эти оценки при разработке экономической политики — аморальны и опасны
Люди второго сорта
Миф 2 Кризис — родом из Америки и возник он исключительно по вине властей США
Миф 3 Виновники кризиса низкокачественные ипотечные кредиты. В России, где второсортная ипотека еще не успела возникнуть, опасаться нечего
Миф 4 Кризис 2008 года уникален — ничего подобного никогда не было. Он продлится много лет и приведет к краху капитализма и общества потребления
Миф 5 Политика Франклина Рузвельта помогла выйти из депрессии
Миф 6 Чтобы предупредить безработицу, надо поддерживать профсоюзы и субсидировать предприятия
Миф 7 Дефицит бюджета не опасен и для экономики в целом, и для каждого из нас. Поэтому надо сокращать налоги и увеличивать госрасходы
Миф 8 Накопление средств в Стабилизационном фонде обескровливает экономику и замедляет ее рост
Миф 9 Независимость Центрального банка — выдумки, не имеющие отношения к реальной экономике.
Миф 10 Общественные блага может предоставлять только государство
Миф 11 Фондовый рынок можно не регулировать. Он сам решит свои проблемы с помощью рыночных механизмов
Миф 12 Рыночные механизмы сами справятся с дискриминацией
Миф 13 Коррупцию победить невозможно
Миф 14 Богатство России не приводит к росту благосостояния ее граждан.
Миф 15 Российские олигархи уникальны. Если бы не они, у нас возникла бы конкурентная рыночная экономика, поэтому необходимо экспроприировать их активы
Миф 16 Политика и экономика независимы друг от друга — можно построить конкурентоспособную экономику и без демократических свобод
Миф 17 Экономический рост не зависит от модели социального перераспределения от богатых к бедным, поэтому Россия должна выбрать более щедрую европейскую модель
Рост без свободы
Миф 18 Протекционизм по определению соответствует нашим национальным интересам
Миф 19 Наша экономика неконкурентоспособна, поэтому для России нет места в мировом разделении труда
Миф 20 Финансовая глобализация опасна для бедных стран. Поэтому России стоит отгородиться от глобальных рынков капитала
Миф 21 Антиглобалисты защищают интересы бедных во всем мире
Миф 22 В ВТО вступать не стоит, ведь эта организация помогает богатым странам эксплуатировать бедные
Миф 23 Ограничивать иммиграцию — в наших национальных интересах
Миф 24 Российская миграционная политика защищает российских граждан и поощряет
приток квалифицированных кадров и туристов из развитых стран
Проблема, у которой нет решения
Миф 25 Рыночные механизмы неприменимы в сфере образования и науки
Миф 26 Привлечь квалифицированные научные кадры в Россию невозможно. Поэтому надо бороться с отъездом ученых, даже ценой ограничения их возможностей повысить квалификацию
Миф 27 Россия вполне может обойтись без экономистов международного уровня
Миф 28 Социальные и экономические реформы нужно реализовывать быстро и без раздумий — просчитать их последствия все равно невозможно
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Эссе (фр. essai – опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – Мишель Монтень; в русской литературе – образцы у Ф.М. Достоевского, В.В. Розанова, В.И. Иванова).
Эссе – это сочинение небольшого объема, свободно выражающее индивидуальные впечатления и размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. Цель работы – раскрыть предложенную тему путем приведения каких-либо аргументов. Эссе не может содержать много идей. Оно отражает только один вариант размышлений и развивает его. При написании эссе старайтесь отвечать четко на поставленный вопрос и не отклоняйтесь от темы. Эссе строго индивидуальная работа и не терпит соавторства.
Написание эссе предполагает изложение самостоятельных рассуждений по теме, выбранной студентом и связанной с тематикой курса. Таблицы статистической информации, ксерокопии используемых периодических статей и другие дополнительные материалы оформляются в виде приложений и не ограничиваются в объеме.
В ходе анализа студент может выразить свое согласие (несогласие) с определенными выводами печатных изданий, обосновав свою точку зрения на основе теоретических положений экономики. Также высказаться о соответствии изучаемых теоретических моделей рассматриваемой ситуации, указав на соответствие (несоответствие) определенных предпосылок, а также по возможности привести свое мнение относительно решения тех проблем, которые он обнаружил при написании работы.
Характер изложения материала:
- все приводимые суждения по возможности должны быть логически обоснованы и опираться на изучаемые микроэкономические закономерности;
- приветствуется уместное использование графиков, диаграмм и других наглядных форм представления информации;
- все стандартные микроэкономические модели считаются известными и не требуют подробного изложения в рамках работы (за исключением случаев, когда в работе требуется внести в них какие бы то ни было изменения или дополнения);
Критерии оценки:
- самостоятельность суждений;
- обоснованность высказываемых суждений;
- полнота раскрытия темы;
- сдача работы в срок.
Оформление работы:
- работа должна иметь титульный лист;
- размер шрифта – 14; межстрочные интервалы – 1,5;
- оформление графиков, таблиц, рисунков, математических формул;
- оформление списка литературы.