Понятие методологического подхода в познании мира
По своей природе люди не могут мыслить одинаково. У людей разные жизненные установки, так как они имеют разные представления о смысле своей жизни.
Систематизация исторических трудов с мировоззренческой позиции высшего ценностного ориентира человека – «смысла жизни» позволяет выделить три методологически-мировоззренческих подхода [5].
Религиозный. Считает высшей ценностью человека, смыслом его жизни, а, следовательно, и прошлой жизни людей движение человека к Богу, спасение Души.
Всемирный. Считает высшей ценностью человека, смыслом его жизни, а, следовательно, и прошлой жизни людей получение благ и, прежде всего материальных.
Локальный (регионально-биосферный). Считает высшей ценностью человека, смыслом его жизни, а, следовательно, и истории долголетие человека. Укрепить свое здоровье и своих близких, продлить долголетие возможно лишь на пути единства Природы, так как человек – часть Природы.
Мировоззренческие подходы наполнены своими алгоритмами.
Алгоритм – это набор правил, позволяющий путём последовательных шагов решить поставленную задачу. Алгоритм подхода включает: точку зрения, периодизацию, смысловые понятия.
Религиозный методологический подход
Точка зрения. В религиозном подходе приоритетной ценностью в ходе истории является спасение Души. Путь к спасению Души лежит через познание Бога.
Периодизация. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога - основное содержание хода истории.
Ход человеческой истории прямолинейный и состоит из двух периодов:
– от сотворения Мира до рождения Иисуса Христа;
– от рождения Иисуса Христа до конца мира.
В Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26–35) записано: «Бог послал в этот греховный, развращенный мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время. Даже наше летоисчисление начинается со дня рождения Иисуса Христа».
Смысловые понятия. Понятийный аппарат подхода основывается на том, что искупление грехов народа и человека возможно только через раскаяние – «страдание Души».
Причина и оценка фактов. Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального – тела человека и Вечности – Души. Смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Соответственно этому субъективно подбираются исторические факты, которые выстраиваются в систему причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, даются оценки.
Всемирный методологический подход
Точка зрения. Во всемирно-прогрессивном подходе приоритетной ценностью в ходе истории является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага.
Периодизация. Идею единства всемирного исторического пути человечества и прогресса обосновал этнограф и историк Л. Морган в середине XIX века. Он же и предложил периодизацию прогрессивного развития человечества: дикость, варварство, цивилизация. Была создана периодизация «восходящей истории». Цивилизация мыслилась как высший этап истории, на котором возникает и развивается государство и собственность.
Причина и оценка фактов. Движение хода истории связано с ускорением прогресса. Соответственно этому субъективно подбираются исторические факты, выстраиваются в логическую цепочку причинно-следственной связи и делаются выводы.
Направления подхода. Всемирно-прогрессивный подход к изучению истории при мировоззренческой систематизации можно разделить на направления:
– марксистское (по периодизации – формационное). Приоритет в ускорении прогресса отдается интересу общества;
– либеральное (по периодизации – модернизационное). Приоритет в ускорении прогресса отдается интересам личности.
Марксистское направление
Точка зрения. Направление, изучая прогресс человечества, приоритетной ценностью человечества считает развитие общества, общественных отношений, связанных с разными формами собственности.
Периодизация. Ход истории представляет прогресс человечества, развивающегося по спирали, а периодизация истории строится по общественно-экономическим формациям.
Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотроебляемые наполняют смыслом с точки зрения интереса общества. Понятия направления: общественно-экономические формации, классы и классовая борьба, ведущая к уничтожению частной собственности и установлению общественной собственности, революция, коллективизм, товарищество и др.
Причина и оценка фактов. История представляется как закономерность смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной прогресса общества является коммунистическая формация. Движущей силой прогрессивного развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), закономерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной и утверждению общественной собственности. В соответствии с этими представлениями подбираются исторические факты, которые выстраиваются в соответствующую схему причинно-следственной связи, откуда логически и вытекает оценка событий.
Либеральное направление
Точка зрения. Изучая прогресс человечества, либеральное направление высшей ценностью человечества считает развитие отдельной личности и обеспечение ее индивидуальных свобод. Личность, реализуя свой интерес противостоит другой личности, а также обществу и государству.
Периодизация. В основе периодизации лежит прогресс, понимаемый как эволюция – модернизация. Либеральное направление предлагает следующие этапы модернизационного хода истории: аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Основой аграрного общества является ручной труд и коллективная (она же общественная, государственная) собственность. Основой индустриального общества является обновление всех сторон жизни человека и общества с применением машинной техники и частной собственности. Утверждается, что только частная собственность является гарантом личной, индивидуальной свободы и двигателем прогресса.
Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотребляемые наполняет смыслом с точки зрения интереса личности. Понятийный аппарат подхода основывается на эволюционном развитии общества (модернизация – обновление) и сотрудничестве (консенсусе) классов.
Понятия направления: модернизация, эволюция, личность, рыночная экономика, выбор исторического пути развития, цивилизация, вариативность истории, цена свершившегося и др.
Причина и оценка фактов. Личность служит отправной точкой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории, ведомой личностью, всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от отдельной сильной личности – героя, харизматического лидера. В соответствии с этим подбираются и факты, в центре которых стоит интерес отдельной личности. Исходя из логики подачи фактов, делаются выводы, и дается оценка истории.