Общенаучная методологическая основа науки
Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества [4].
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:
– разделение и кооперацию научного труда;
– научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
– методология и методы научно-исследовательской работы;
– понятийный и категориальный аппарат;
– систему научной информации;
– всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Науковедение – наука, изучающая науку.
Выделяют следующую иерархию аспектов методологии, её структуру при восхождении от общего к частному [4]:
– методологические основы;
– методологические подходы;
– методологические проблемы частной науки;
– методологические постулаты (аксиомы) конкретной отрасли науки;
– методологические постулаты (аксиомы) конкретной научной проблемы, которыми руководствуется исследователь.
Основы (основания) – это общефилософские положения, положения диалектики и теории познания. Следствием этого основания являются пути, способы, условия решения поставленной в исследовании проблемы и доказательства гипотезы.
Методологический подход – это методологическое направление, методологическая позиция, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения.
Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. В методологическом аспекте это может быть противоречие между объектом познания и методом такого познания.
Постулат (от греч. postulatum – требование) – положение, принимаемое в науке в качестве исходного без доказательств.
Общенаучной методологической основой всякой науки является диалектика со своими законами и гносеология как учение о сущности, закономерностях и формах познания, логические законы и формы.
Диалектика – наука о познании природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом их внутренними противоречиями.
Наиболее общими и присущими всем процессам в природе, обществе и мышлении являются причинно-следственные связи. Всем этим связям присущи законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей, который раскрывает внутренние импульсы, причину развития. Он является ядром диалектики.
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, характеризующий коренные изменения, затрагивающие внутренние свойства предметов.
Закон отрицания отрицания, согласно которому развитие носит поступательный характер, идёт от простого к сложному, от низшего к высшему.
Гносеология (от греч. gnosis – познание и logos – понятие, учение) – это теория познания и теория отражения.
Теория познания определяется как учение о сущности, закономерностях и формах познания, а познание как общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.
В сознании действительность отражается с помощью различных форм познавательной деятельности:
– форм чувственного познания (ощущения, восприятия, представления);
– форм рационального познания (форм абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения).
От органов чувств (в формах чувственного познания) человек получает знания о предметах и явлениях внешнего мира. А в формах абстрактного мышления отражаются существенные связи между предметами, явлениями, закономерностями их развития.
В неживой природе отражение – след в почве от камня. В растительном мире – раздражимость, реакция на свет, прикосновение и т.п. У высокоразвитых животных форма отражения – психика, способность иметь образы отдельных предметов и их свойств.
В теории познания существуют такие направления: эмпиризм, рационализм, иррационализм, диалектический материализм.
Теория (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – форма обобщенного отражения действительности в мышлении.
Выделяют четыре основных логических закона: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.