Тема 23. Фирма и отрасль: цена равновесия. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
План
- Предельные издержки и кривая краткосрочного предложения.
2. Фирма и отрасль, равновесная цена.
- Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
Контрольная работа направлена на изучение формирования рыночного равновесия в отрасли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.
В первом вопросе, применяя правило равенства цены и предельных издержек, необходимо рассмотреть кривую краткосрочного предложения фирмы. Объяснить, почему кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.
Во втором вопросе надо показать, что для отрасли в целом краткосрочная кривая предложения фирмы иллюстрирует изменение объема продукции, предлагаемой для продажи всеми фирмами, при изменении рыночной цены. Рыночная цена устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. Обратить внимание и объяснить, почему при этом каждая индивидуальная фирма может либо получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости (получать нормальную прибыль).
В третьем вопросе рассмотреть, как устанавливается долгосрочное равновесие в конкурентной отрасли. Для этого, следует показать, какие факторы влияют на установление рыночной цены продукта на уровне минимальных средних общих издержек типичной фирмы. Так же объяснить, почему кривые долгосрочного предложения отраслей с постоянными, возрастающими и сокращающимися издержками совершенно эластичны.
Литература
- Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. Камаева В.Д.,- М., 2008.
- Экономическая теория: Учебник. [Текст] – / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. -М.: Инфра , 2011.
- Экономическая теория [Текст]/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: учебник для вузов. - СПб., 2004.
- Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010
- Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011.
- Нуреев Р.М. курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. [Текст] М., 2006.
7.Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. [Текст] - М. 2011.
Задания
1.В отрасли действует 500 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц товара в месяц составляют 2000 руб., 6 единиц – 3000 руб., 7 единиц – 5000 руб. Если рыночная цена единицы товара равна 3000 руб., то каков будет объем отраслевого выпуска в месяц?
2. Имеются следующие данные об удельных издержках производителя, действующего в условиях чистой конкуренции.
Объем продаж | AFC | AVC | ATC | MR |
60,00 | 45,00 | 105,00 | ||
30,00 | 42,50 | 72,50 | ||
20,00 | 40,00 | 60,00 | ||
15,00 | 37,50 | 52,50 | ||
12,00 | 37,00 | 49,00 | ||
10,00 | 37,50 | 47,50 | ||
8,57 | 38,57 | 47,14 | ||
7,50 | 40,63 | 48,13 | ||
6,67 | 43,33 | 50,00 | ||
6,00 | 46,50 | 52,50 |
А. При цене продукта 32 руб. будет ли данная фирма заниматься производством в краткосрочном периоде? Почему да или почему нет? Если да, то каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убыток? Определите величину экономической прибыли или убытка в расчете на единицу продукции.
При условии, что цена продукта – 41 руб.
При условии, что цена продукта – 56 руб.
Б. Заполните таблицу краткосрочного предложения фирмы и укажите прибыль или убыток для каждого объема производства.
Цена | Величина предложения одной фирмы | Прибыль или убытки | Величина предложения 1500 фирм |
В. Построите график кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде.
Г. Данные о рыночном спросе на продукт следующие:
Цена | Величина совокупного спроса |
Какова в этом случае равновесная цена? Каков равновесный объем производства для отрасли? Для каждой фирмы? Каковы прибыль и убыток в расчете на единицу продукции? Для фирмы? В долгосрочном периоде отрасль будет расширяться или сужаться?
Тема 24. Несовершенная конкуренция и ее виды.
План
1. Понятие рыночной структуры и ее типы.
2. Несовершенная конкуренция в различных отраслях и сферах.
3. Экономические последствия несовершенства конкуренции.
Рынок может определяться как совокупность покупателей и продавцов, в результате взаимодействия которых возникает возможность сбыта и приобретения товаров и услуг. Число фирм в отрасли и их размеры являются признаками рыночных структур. Следует рассмотреть факторы, определяющие как число фирм, так и их размер (технологические – эффект масштаба, вертикальная – интеграция; рыночные – отраслевые барьеры, дифференциация продукта; институциональные – политика правительства), и дать классификацию рыночных структур (см. схема 1).
схема 1
Далее подчеркнуть, что совершенная конкуренция встречается редко, а несовершенная конкуренция, включающая 3 из названных структур, является скорее правилом, чем исключением. Критерием несовершенства конкуренции в данном случае является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы, т.е. поведение фирмы значило в масштабах отрасли, она может влиять на уровень рыночной цены через объем производства собственной продукции. Далее следует определить пределы монополистического повышения цен (сравнить кривые спроса и валового дохода фирмы.
Второй вопрос работы должен содержать примеры несовершенных конкурентов в различных отраслях и сферах экономики, в т.ч. российской.
Третий вопрос работы должен включать анализ изменения условий равновесия и экономических последствий несовершенной конкуренции (недопроизводство товаров, завышение цен, тенденция к получению экономической прибыли, изменения величины выигрыша потребителя). Указанные последствия следует рассматривать с использованием графического инструментария.
Литература
1. Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. Камаева В.Д.,- М., 2008.
2. Экономическая теория: Учебник. [Текст] – / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. -М.: Инфра , 2011.
3. Экономическая теория [Текст]/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: учебник для вузов. - СПб., 2004.
4. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях.// Под ред. Матвеева Ю. В., Семенова Г. В., Матвеева К. Ю. - Самара: изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2010
5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика учебник в 3-х томах.[Текст]. -СПб., 2007.
6. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика 1-2. [Текст]- М. изд-во Дашков., 2011.
7. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. [Текст]- СПб. 1999.
8. Нуреев Р.М. курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. [Текст] М., 2006.
9. Экономика: Учебник [Текст] / Под ред. Булатова А.С. – МО. - М.: Экономистъ, 2004.
10. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. [Текст] - М. 2011.
11.Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М.: Бином - КноРус. 1997. Гл.9.
Задания
- В США необходимо получить лицензию от органов власти на открытие частной практики в медицине юриспруденции; в России собственность на природные ресурсы является государственной, кроме того, многие из этих ресурсов являются невоспроизводимыми; при развитом законодательстве в области авторского права фирма. Как правило, защищает свою новую продукцию патентом, а также исключительным правом для себя на копирование. Проанализируйте предложенные примеры и сформулируйте ответы на следующие вопросы:
А) Что такое входные барьеры к вступлению в отрасль?
Б) В чем состоит проблема входных барьеров?
В) Как можно классифицировать входные барьеры?
2. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти?