Рациональное поведение хозяйствующих субъектов
Экономические субъекты | Рациональное поведение (цель деятельности в экономике) | Пример |
Домашние хозяйства как потребители | Максимальное удовлетворение собственных потребностей в процессе потребления благ (максимизация полезности) | Граждане России с ростом доходов отказываются от потребления большого количества некачественных благ в пользу меньшего количества более дорогих («брендовых») товаров, т. е. качественных |
Домашние хозяйства как собственники факторов производства | Максимизация доходов от имеющихся в их собственности факторов производства (от труда, земли, капитала, предпринимательской способности) | Выбирая место работы, гражданин Н. оценивал альтернативные варианты и выбрал тот, который принесёт ему не только высокую зарплату, но и экономию на транспортных расходах |
Фирмы как производи-тели экономи-ческих благ | Стремление к получению максимальной прибыли от реализации произведённых ими благ (максимизация прибыли) | Владелец солидного ресторана отказался от разовой поставки чёрной икры по заниженной цене в пользу регулярной поставки по рыночной цене, так как одна сделка принесла бы меньше прибыли, чем деловые отношения на основе долгосрочного сотрудничества |
Государство, как институт в экономике | Достижение максимального общественного благосостояния | Осуществляя сегодня инвестиции в инновационное развитие за счёт экономии государственных расходов на развитие ВПК, государство надеется на технологический прорыв в будущем |
3. Приведите свои примеры рационального поведения какого-либо одногосубъекта экономики.
Решите тесты
1. Выберите верные суждения о рациональном поведении:
1. С точки зрения экономической науки все решения принимаются исходя из принципа рациональности.
2. Рациональность поведения и порядочность несовместимы.
3. Государство, принимая непопулярное решение по ограничению роста заработной платы для снижения инфляции, поступает рационально.
4. Экономический анализ предполагает, что рациональные индивиды ведут аскетический образ жизни.
5. Если в рыночной экономике производитель стремится к удовлетворению общественных потребностей ценой убыточной деятельности, то такое поведение можно назвать рациональным.
2. Выберите верные суждения о целях экономических субъектов:
1. Целью домашних хозяйств является максимизация факторных доходов.
2. Целью домашних хозяйств является максимизация потребления.
3. Целью государства является максимизация общественного благосостояния.
4. Целью государства является максимизация общественной прибыли.
5. Целью фирм является максимизация прибыли.
6. Целью домашних хозяйств является максимизация полезности.
3. К типичным чертам потребительского поведения относят:
1. Трату большей части дохода бедных семей на еду, одежду, жильё.
2. Повышение расходов на дорогостоящие предметы в большей пропорции, чем растет доход.
3. Уменьшение внимания к качеству товаров при увеличении дохода.
4. Увеличение расходов на дорогостоящие товары при снижении доходов.
5. Снижение расходов на дорогостоящие товары при снижении доходов.
Два уровня анализа экономической теории
Микроэкономика | Макроэкономика | |
Изучает поведение | Изучает функционирование отдельных рынков и их взаимодействие между собой, поведение фирм, домашних хозяйств и государства на рынках отдельных благ. | Изучает экономику в целом, сосредотачиваясь на таких вопросах как: ВВП, экономический рост, уровень цен, инфляция, безработица, цикличность, государственное регулирование экономики. |
Пример | ___________________________________________________________________________ | ______________________________________________________________________________ |
Экономическая модель – _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Решите тесты
1.Какие из предложенных вопросов могут решаться на микроэкономическом уровне?
1. Каким образом можно достичь уровня полной занятости всех ресурсов?
2. Какую технологию производства выбрать?
3. Как избавиться от инфляции?
4. Что и сколько производить?
5. Как стимулировать экономический рост?
2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».
1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фискальная политика; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся
к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3. Установите соответствие между примерами и уровнем изучения экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ |
А) влияние мукомольной отрасли на хлебопекарную | 1) микроэкономика 2) макроэкономика |
Б) безработица в городе Z | |
В) инвестиции в развитие региона Х | |
Г) инвестиции в строительство конкретного моста | |
Д) производство космических ракет |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: | А | Б | В | Г | Д |
Основные понятия экономики
«Нужда рождает изобретение, изобретение – две нужды»
Ясон Эвангелу (род. в 1926 г.), греческий поэт и мыслитель
Какую проблему экономики поднимает автор? Выделите несколько аспектов проблемы
Что побуждает человека вести хозяйственную деятельность? _______
Всё то, что удовлетворяет потребности людей – это ________________
| |||||
Экономические | Свободные | |||||||
______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | (даровые, неэкономические) – это блага созданные природой. Их запас не ограничен относительно существующих на данный момент потребностей. Потребление такого блага одним человеком или предприятием не препятствует потреблению и не снижает ценности этого блага для других. | |||||||
Общественные– это блага _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ | ||||||||
Частные– это блага в индивидуальном потреблении. Потребление частного блага одним лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Это свойство частного блага называется исключаемостью из потребления. Частные блага также делимы и конкурентны. | ||||||||
Решите тесты
1.Выберите верные суждения о потребностях и благах:
1. Удовлетворение человеческих потребностей возможно только посредством экономической деятельности.
2. Обязательное среднее образование – это частное благо.
3. Процесс обучения в музыкальной школе – это общественное благо.
4. Бесплатный проезд пенсионеров в общественном транспорте – это свободное благо.
5. Энергия солнца – это общественное благо.
2.В приведенном списке найдите признакиобщественного блага:
1) неограниченное количество 2) плановое распределение
3) неделимость в потреблении 4) городской парк
5) энергия ветра 6) отсутствие конкуренции в потреблении
3.Что из перечисленного не является экономическим ресурсом?
1) Ваши джинсы 2) руда в руднике 3) рабочая сила 4) аттракцион в парке 5) тарелка супа, которую вы съели дома 6) костюм «Буратино» в театре.
4.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «частное благо». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
1) редкое, 2) неделимое, 3) подаренное, 4) безграничное, 5) купленное,
6) конкурентное, 7) произведённое.