Госдолг США достиг тревожного уровня
Госдолг США перешагнул отметку в 18 трлн долларов, спровоцировав новую волну критики в адрес администрации Барака Обамы из-за выбранной им траектории бюджетных расходов, сообщает Fox News.
По данным американского канала, когда Барак Обама возглавил США в 2009 году, госдолг составлял 10,6 трлн долларов. Таким образом, делает выводы Fox News, он увеличился на 70%.
«Это тревожный рубеж для Америки», — прокомментировал ситуацию председатель Национального комитета Республиканской партии Райнс Прибус.
Он напомнил о том, как в 2008 году Обама подверг критике Джорджа Буша-младшего за то, что при нем государственный долг США увеличился на четыре триллиона долларов.
Будучи кандидатом в президенты, Обама тогда заявил, что обрекать будущие поколения на столь крупный госдолг — непатриотично и безответственно. По словам Примуса, Обама, увеличив госдолг на 7,3 трлн долларов, достиг «нового уровня безответственности».
Представитель политической организации Tea Party Patriots Кевин Броутон подсчитал, что если распределить сумму госдолга США среди жителей страны, «каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребенок» должны были бы заплатить по 56250 долларов.
Броутон и Прибус призвали к более разумной бюджетной политике и снижению трат на государственные нужды. «Наши дети и внуки заслуживают лучшего», — цитирует Fox News слова Прибуса.
Как долго США будут жить в долг.
Почему не наступает долговой крах, который не один год предрекают США.
Уже несколько лет экономисты обещают Америке долговой крах. Гуру экономики Кеннет Рогофф предостерегает: большой долг будет депрессивно влиять на рост экономики, за последние века даже самые сильные страны объявляли дефолты из-за избыточного объема долга. Но идут годы, долг США растет, а страна не только не банкротится, но и лучше других проходит кризис.
Теория «вредности» большого внешнего и государственного долгов не имеет фактических доказательств. Обратная зависимость между темпами роста ВВП и размером государственного долга не означает, что большой долг депрессивно влияет на ВВП. История знает массу примеров быстрого экономического роста стран с высоким уровнем долга, в том числе это послевоенная Америка; да и Великобритания за последние 150 лет больше половины времени имела государственный долг выше 100% ВВП.
Как отмечает нобелевский лауреат Пол Кругман, государства не домашние хозяйства. Они не возвращают долги, а амортизируют их по мере роста ВВП и инфляции, которые приводят к росту налоговых поступлений. Чем больше государство берет в долг, тем выше могут быть расходы бюджета (если это не воровство и не вывоз капитала), тем больше ВВП (срабатывает эффект мультипликатора), тем больше налоговые поступления, тем меньше в процентном отношении к ВВП стоит обслуживание долга, тем ниже реальная стоимость долга для должника.
Бесконечный рост дефицита бюджета, финансируемый за счет увеличения долга, рано или поздно закончится дефолтом. Но при стоимости обслуживания долга, сопоставимой с уровнем инфляции, даже при низком темпе роста ВВП и очень медленном сокращении бюджетного дефицита (а США даже в мягком варианте предложенном Обамой планируют достаточно быстрое сокращение), страна легко справляется с ростом долга, перекрывающим бюджетный дефицит.
У США есть и еще один аргумент в пользу увеличения внешнего долга – это его цена. В середине 1970-х годов государственный долг США составлял 35% ВВП, а стоимость обслуживания – 2,6% ВВП. Рекордом последнего времени был период 1981–1984 годов, когда стоимость обслуживания долга превышала 5% ВВП. В это время рождалась «рейганомика» – залог бурного роста экономики США в следующие 25 лет. Сегодня при государственном долге порядка 100% ВВП стоимость его обслуживания не превышает 2%. Для того чтобы сравняться по нагрузке на бюджет с временами Рональда Рейгана, государственный долг должен вырасти более чем в два раза!
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументыдля обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса экономики и предпринимательства, соответствующие понятия, а также фактыобщественной жизни и собственный жизненный опыт.
1.«Репутация державы точнее всего определяется той суммой, какую она способна взять в долг» (У. Черчилль).
2.«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (У.О.Холмс).
3.«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований » (С.Морис).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 6