Дизайнеры, художники, архитекторы
Дизайнеры работают за 30 000 - 50 000 рублей в месяц у посредников наподобие Артемия Лебедева, то есть тех, кто имеет связи с клиентами высокого достатка. Дизайнер зачастую делает 100% работы за своим оборудованием, а посредник берет деньги и презентует проект клиенту. Заказчики предпочитают платить своим больше, но не непосредственному исполнителю работы. В Великобритании дизайнер зарабатывает со старта от 33 500 британских фунтов в год плюс бонусы. В Финляндии дизайнер на обувной фабрике получает от 5 000 евро в месяц со старта.
Для художников рынка в РФ просто нет, вакансий нет. Ситуация эта не зависит от талантов: все заказы распределяются среди своих. Максимум, что светит среднему художнику в РФ, - это делать иллюстрации жадным и придирчивым клиентам за $5.
Архитектор в Великобритании зарабатывает от 40 000 до 45 000 британских фунтов в год. Архитектор в РФ зарабатывает 70 000 рублей в месяц, при этом от наемного работника одновременно требуется самостоятельное ведение раздела градостроительства, градостроительный анализ территории под застройку, разработка архитектурно-градостроительных концепций, разработка проекта планировки, межевания территорий, ГПЗУ. За эти смешные деньги требуется обязательный опыт в разработке ГПЗУ, ПОС, СПОЗУ.
Строители
Если учесть все случаи обмана и неожиданных штрафов со стороны строительных компаний, то реальные типичные месячные доходы у строителей в провинциальных миллионниках РФ будут равны 20 000 - 25 000 рублей в месяц за крайне утомительный труд в случае 40-часовой рабочей недели. При этом наблюдается дикая конкуренция со стороны миллионов легальных и миллионов нелегальных мигрантов, которых строительные компании осознанно завозят в РФ с целью обвалить рынок труда, сломать жизни российским строителям и получить сверхприбыли.
В Соединенных Штатах доходы строителей варьируются от $12 до $93 в час. Типичные подсобные рабочие получают $12 в час, а $93 в час можно получать при строительстве общественно значимых объектов (автострад, плотин, водохранилищ) при условии сверхурочной работы (40 часов в неделю - норма, а 41-й час будет оплачиваться уже с коэффициентом 1,5). Помимо правительственных проектов, в США есть множество частных проектов наподобие Tesla Gigafactory 1, на которых из-за бешеного темпа работ установлен такой режим работы: 6 дней в неделю, 10 часов в сутки. На таком проекте строитель получает в первые 40 часов по $40 в час, а в последующие 20 часов - по $60 в час:
https://facebook.com/nikolay.grigoryev/posts/1442937565762697
Также в США есть удивительный закон, которого нет в РФ. Это закон о залоговом праве строителя (mechanic's lien law). Данный закон защищает право подрядчика на получение денег. Согласно этому закону, абсолютно каждый строитель-подрядчик или строитель-субподрядчик может наложить на недвижимость обременение и продать свою долю в нем в том случае, если он выполнил свою промежуточную или конечную работу по контракту, а начальник любого уровня управленческой иерархии ему не заплатил. Поэтому владельцы строительных компаний и бригадиры в США боятся обманывать строителей или задерживать з/п.
Системные администраторы
В целом по стране наблюдается абсолютное несоответствие уровня з/п и объема знаний и умений. Человек, способный конфигурировать мониторинг любых параметров в Nagios и Zabbix, хорошо знающий Gentoo Linux или Calculate Linux, способный настраивать PostgreSQL с репликацией и балансировкой, досконально изучивший язык AWK, умеющий устанавливать и настраивать Xen, firewalld, cron, squid, sendmail и OpenLDAP, а также согласный на круглосуточное оперативное реагирование и внезапные поездки на работу для разрешения инцидентов, будет в провинциальном миллионнике получать не более 35 000 рублей в месяц. А в том случае, если это не частная компания, а какая-нибудь государственная больница, мэрия города, вуз или кадастровая палата, платить могут еще меньше. Профессия по сути умерла, превратившись в ремесло.
Экскаваторщики
В Петербурге и Москве экскаваторщику могут платить от 45 000 до 70 000 рублей в месяц, но работать придется с утра до ночи в пыли и грязи. При этом на экскаваторщика начальник повесит еще и такую обязанность, как техобслуживание экскаватора, а также материальную ответственность. В провинциальных городах за то же самое экскаваторщик может получать от 25 000 до 50 000 рублей в месяц. Кондиционер в экскаваторе зачастую или отсутствует, или просто не работает. В РФ начальство относится к экскаваторщику, как к скотине. Спецодежду работодатель выдает не всем и не всегда. При этом в Австралии экскаваторщик получает примерно по 28 австралийских долларов в час, медленно и спокойно работая под кондиционером строго по 40 ч в неделю без переработок.
https://payscale.com/research/AU/Job=Excavator_Operator/Hourly_Rate
В США экскаваторщик получает $20,13 в час. При этом никто не навешивает на него материальной ответственности и дополнительных обязанностей в виде техобслуживания экскаватора, а также не заставляет работать с утра до ночи в пыли и грязи без спецодежды и кондиционера.
https://payscale.com/research/US/Job=Excavator_Operator/Hourly_Rate
Почему так происходит?
Вот общие размышления на тему того, почему в РФ повсеместно распространена тягучая безысходная работающая бедность:
1. Администрация Владимира Путина воспринимает РФ как конгломерат, состоящий из тотально лояльных корпораций: есть корпорация "Чечня" - X млн голосов за "ЕдРо", есть корпорация "АвтоВАЗ" - Y десятков тысяч лояльных граждан, есть какой-нибудь патронный завод - Z млн голосов за "ЕдРо". Вертикаль власти требует от директоров этих "корпораций" добиться нулевой безработицы, тотальной лояльности и всеобщей занятости населения, требует создавать рабочие места из воздуха, лишь бы работали абсолютно все в поте лица по 40 часов в неделю, сжигая свое свободное время впустую. А поскольку требуется вместо 900 отличных профессионалов трудоустроить 100 тысяч жителей, то и ФОТ делится на всех.
2. На многих предприятиях закрывают глаза на брак, поскольку найдутся те, кто купит и частично бракованные "Лады-гранты", и частично бракованные патроны по госзаказу. Не требуется качество. Требуется, чтобы все трудились и уставали. Для поддержания устойчивости системы начальники предпочитают набирать в штат не только полезных специалистов, но и исполнительный балласт, вследствие чего специалистам приходится тянуть на себе еще и бесполезных коллег.
3. Если владелец крупной частной компании все-таки начнет платить в 2 - 3 раза больше "медианной по городу в отрасли", то его вызовет на ковер губернатор и потребует вернуть, как было. При этом иностранные компании наподобие Skoda, Volkswagen, Siemens или Ford согласны начать платить хоть в 4 раза больше медианной по городу с целью переманить к себе наиболее ответственные и наиболее квалифицированные кадры, но их все равно переубеждают и выкручивают руки, чтобы не оставить региональные предприятия ОПК без хороших и даже без посредственных специалистов.
4. Бизнесмен понимает, что для него принадлежащий ему завод - всего лишь кормушка, объект для закладывания по кредитам в банки и инструмент для вывода денег в британские офшоры. Типичный российский бизнесмен охотно возьмет дорогие автомобили и яхты для всей семьи в лизинг, оформив их на свой завод, но не будет вкладываться в обновление основных фондов и автоматизацию производства. А для того, чтобы получать кредиты от различных банков, а также деньги по федеральным программам, бизнесмену нужно давить на социальную значимость фирмы, ее градообразующий фактор. К примеру, один скажет: "У меня есть 5 тысяч сотрудников, дайте кредит!" А второй скажет: "А у меня - 25 тысяч сотрудников!" В результате под федеральную программу попадет второй, ему же и кредит дадут.
5. И бизнесмен, и "красный директор" хотят купить не специалиста, не контрактора-профессионала, а личный состав сотрудников, то есть штат преданных и лояльных. Чем больше холопов, тем больше чувство собственной важности. Холопы берутся под крыло, их контролируют по посещаемости, кормят в столовой на предприятии или в офисе, иногда ругают, иногда хвалят. Личная армия в итоге получается. Бизнесмен перед бизнесменом может хвалиться: "У меня - 250 крепостных душ мужского и женского пола!" А другой: "А у меня - 115, зато в Москве!" Управленцы в РФ обладают рабовладельческим сознанием и непрерывно доказывают своим наемным работникам, что они - холопы, быдло, чернь, вещи, личная собственность начальства.
6. Если где-нибудь в Ульяновске начнут платить в среднем в 4 раза больше, чем в Екатеринбурге, то образуется некий градиент, некая разность потенциалов, возникнет поистине американская социальная мобильность, начнутся переезды между "штатами" РФ. А от этого рукой подать и до федерализации РФ, ее децентрализации. Федеральная власть в РФ только один градиент поддерживает - чтобы была компактная Москва, в которую мечтают попасть со всей РФ, надувая пузырь на рынке недвижимости. В целом же по России Владимир Путин насаждает мировоззрение "Где родился, там и пригодился".
7. У силовиков и чиновников возникает ярость от одной только мысли о том, что какой-то россиянин (к примеру, инженер, ученый или анестезиолог-реаниматолог), не будучи управленцем или силовиком, не будучи чьим-то кумом/братом/сватом, внезапно начнет за свой сложный, интеллектуальный, но при этом не управленческий труд зарабатывать по 900 000 рублей в месяц, к примеру. Владимир Путин не может допустить такой ситуации, при которой инженер будет в РФ зарабатывать в год больше, чем какой-нибудь старший лейтенант ФСБ или личный повар Владимира Путина.
8. На рынке труда в РФ наблюдается избыток специалистов, избыток квалифицированных кадров. Это не только отголосок политики коммунистов XX века, но и результат современной политики. Государство ежегодно вываливает на рынок миллионы выпускников вузов. Это миллионы лишних радиоинженеров, программистов, машиностроителей, всевозможных технарей любого толка. Это делается специально, чтобы любому работнику в РФ можно было сказать: "Да таких, как ты, за воротами уже сейчас стоит десяток!" Такого избытка инженеров на квадратный метр территории государства нет нигде в XXI веке. Ситуация усугубляется самоизоляцией нашего рынка труда от мирового рынка труда. Экономика Владимира Путина - это вещь в себе, страна с идеями чучхе. Вместо того, чтобы максимально глубоко и максимально широко встраивать экономику РФ внутрь экономики США и развитого мира, вгрызаясь в глобальные цепочки мирового аутсорсинга промышленности, аутстаффинга инженерии, глобальной сферы услуг, R&D, мирового НИОКР, Владимир Путин за десятилетия своего правления построил тут "рабский вымират", где все работают либо друг на друга, либо на государство, либо на местечковых российских бизнесменов. Еще есть такой фактор, как практически всеобщее незнание английского языка. Английский в школах, колледжах и вузах преподают на таком уровне, чтобы человек смог перевести и понять выкраденную шпионами Владимира Путина с вражеского завода техническую документацию, но чтобы человек не знал идиом, оборотов, не умел разговаривать, слушать и понимать, не знал делового английского, не мог найти работу на едином глобальном рынке труда, не мог даже страницу на LinkedIn завести. Сейчас в какую-нибудь Канаду проще уехать работать из Дании или Норвегии, чем из РФ. Да и сам переезд для человека может быть неподъемен из-за отсутствия сбережений.
9. В провинциальных городах начальники осознанно платят подчиненным меньше, чем позволяют возможности предприятия, чтобы те не смогли накопить определенную сумму сбережений, уволиться и спокойно переехать жить и работать в Петербург или Москву.
10. Российские управленцы в совершенстве владеют методиками манипуляции сознанием. Они способны убедительно унижать человека, чтобы опустить его з/п на уровень плинтуса. Как правило, так делают, когда нужно образованному техническому специалисту с не очень большим опытом работы рассказать, почему он достоин лишь з/п уборщицы. Один известный приемчик заключается в том, чтобы сдвинуть окно Овертона и навязать наемному работнику мысль о том, что вопрос "А нужно ли мне получать больше денег" должен для него из аксиомы превратиться именно в дискуссионный вопрос, спорный вопрос, предмет для долгих дискуссий. Российские бизнесмены хотят, чтобы их наемные работники зарабатывали в час в десятки раз меньше, чем аналогичные люди в ЕС или Канаде, но при этом сами бизнесмены и их семьи в РФ имеют годовые доходы на уровне европейских бизнесменов, а порой и выше. И методики манипуляции сознанием, кстати, прекрасно работают в РФ: у нас в стране есть десятки млн граждан с промытыми мозгами, считающих, что их мизерные з/п - это нормально, поскольку на одежду и еду хватает. Данные граждане так работают десятилетиями, и они считают вполне нормальным отсутствие роста и покупательской способности з/п в течение десятилетий.
11. Администрация Владимира Путина не хочет, чтобы широкие народные массы россиян начали хорошо жить, активно тратить валюту на импортные товары, мешать таргетировать инфляцию и стерилизовать денежную массу. Также Владимир Путин осознанно делает ставку на Россию как на страну с принудительно дешевой рабочей силой и крайне низкооплачиваемым интеллектуальным трудом, чтобы заманить толпы инвесторов из других государств.
12. Есть еще психосоматический аспект. Типичный российский бизнесмен, директор или "эффективный менеджер" на физиологическом уровне испытывает стресс, неконтролируемую ярость, нервный тик или телесные боли каждый раз, когда он думает о том, сколько он тратит на наемных работников. Поэтому он вынужден устанавливать з/п наемных работников максимально низкими, чтобы скомпенсировать свои переживания и приступы. Тысячи российских управленцев упорно не желают идти к психиатрам лечить свои психосоматические расстройства, а тревожный симптом "Я панически боюсь расставаться с деньгами" они вообще не считают нужным лечить амбулаторно.
13. В РФ нет работающей технологии социальной защиты. Нет безусловного базового дохода, нет вэлфэра, нет фиксированно высоких пособий по безработице, которые можно было бы получать годами, если, например, суд уволенного наемного работника против его работодателя затянулся на годы. Также нет достойного МРОТ, позволяющего сторожу или садовнику вести человеческий образ жизни, содержать своих детей. Дворник вынужден бросать работу дворником и начинать конкурировать за работу, требующую большей квалификации, поскольку только такая работа позволит ему создать семью. Человек, который в ЕС пошел бы подметать листву за 1 900 евро в месяц, в РФ вынужден лезть в офис, идти в электрики, становиться программистом или пытаться стать медсестрой. Из-за подлой социальной политики Владимира Путина десятки млн россиян вынуждены выдавливать с квалифицированных рабочих мест других россиян.
14. В РФ ярко выражена некомпетентность управленческой иерархии даже в частных компаниях. Наверх тащат тех, кто не имеет амбиций, преклоняется перед начальниками более высокого уровня, творчески подходит к гноблению инженеров или любых других наемных работников, а также обладает меньшим интеллектом и меньшим объемом знаний, чем начальники более высокого уровня, вследствие чего никогда не сможет их подсиживать и/или давить на них своим интеллектуальным уровнем. Также в управленческую иерархию обычно встраивают тех, кто никогда не признает своих ошибок и способен при помощи искусных демагогических приемов всегда "доказать" наемным работникам свою правоту, а также тех, кто обладает врожденной подлостью, вследствие чего всегда будет помогать вышестоящим начальникам вершить любые грязные дела, проступки и преступления, отдавая их "на аутсорсинг" своим подчиненным, чтобы в случае чего можно было сказать, что никакого приказа отдано не было, и заставить подчиненных отвечать за все перед законом. Ситуация усугубляется также кумовством на предприятиях и раздуванием штата руководителей с целью проблему низкого качества управления заткнуть количеством. Также некомпетентные управленцы полагают, что для успешной реализации любого проекта всегда выгоднее нанять 10 плохих и 10 посредственных инженеров, чем одного хорошего, опытного и требующего платить ему по $10 000 ежемесячно на руки.
15. Ответственность между управленцами и работниками в РФ распределена очень неравномерно: в случае чего наемный работник всегда окажется крайним, пойдет под суд, будет дисквалифицирован, оштрафован или посажен, уволен с максимально широким распространением правды, лжи и слухов о нем. При этом управленцам грозит разве что лишение премии или перевод на другую должность (или перемещение в другую компанию). Несмотря на такое неравномерное распределение ответственности, управленцы присваивают себе основную часть ФОТ предприятия.
16. На многих как государственных, так и частных предприятиях директора и менеджеры любят звонить на новые места работы ушедших работников и клеветать на них, по своей инициативе давая отрицательные рекомендации. Зная это, миллионы российских наемных работников боятся не только выпрашивать повышения своей з/п на текущем месте, но и искать новые вакантные места, и проходить собеседования, и менять работу, уходя на новое место на более высокую з/п. Ломать жизни российским наемным работникам, тайно за их спинами давая о них отрицательные отзывы или распуская сплетни и слухи, - это национальный вид спорта российских управленцев. Отсюда и происходит широко распространенный среди наемных работников в РФ страх, мешающий им требовать соблюдения своих прав. Поэтому и живут многие граждане РФ под лозунгом "Моя хата с краю".
17. Из-за очень низких стипендий в РФ студенты вынуждены либо где-то подрабатывать, либо работать по 40 ч в неделю. Огромное количество студентов в РФ ежегодно обрушивает рынок труда, выстраиваясь в очередь и соглашаясь работать за любые деньги. При этом в РФ с каждым годом становится все больше нелегальных и легальных мигрантов, поэтому студентам приходится конкурировать еще и с ними.
18. В РФ практически отсутствует работа со сдельной оплатой за небольшие промежуточные результаты или за час. Платят чаще всего фиксированный месячный оклад из года в год. И работодателю это выгодно, потому что иначе снизится маржа, придется платить за реально сделанную работу и выстраивать отношения с наемным работником уже как с подрядчиком, вольным контрактором.
19. В РФ чаще всего не нужны ни хорошие специалисты, ни очень хорошие, ни гениальные, а нужны лишь посредственные специалисты для выполнения посредственной работы на средненьких по сложности проектах, но мало кто из директоров осмеливается хотя бы самому себе в этом признаться, подойдя к зеркалу. В отличие от США и ЕС, в РФ бизнесмены называют высокими технологиями вообще все, что сложнее лома и лопаты, боясь снять с себя корону и чистосердечно признаться, его компания работает в области оказания не особо интеллектуальных услуг или в области производства примитивных для XXI века продуктов.