Вопрос 8. Современная безработица в России.
Уровень занятости населения России является довольно высоким ещё с советских времён, когда рождаемость снизилась, а число женщин, вовлечённых в экономику, резко возросло. После кризиса на рынке труда в ходе шоковой терапии 1990-х годов, возобновившийся рост экономики и сокращение численности экономически активного населения России в 1990-е годы[1][2][3] позволили снизить уровень безработицы и увеличить занятость населения.
Официальный уровень безработицы в России, по состоянию на сентябрь 2016 года, по данным "Росстата" (учёт по методике МОТ), составил 5,2 % экономически активного населения (рабочей силы) или 4,0 млн человек[4], не изменившись, по отношению к сентябрю 2015 г. - те же 5,2% (4,0 млн. чел.)[5].
Количество безработных, зарегистрированных в Центрах занятости, — 917 тыс. человек, по состоянию на 18.10.2015 года[6], 991 тыс. на 22.06.2016 г.[7].
Всего, по состоянию на сентябрь 2015 года, по данным Роструда и Росстата, не имели официального трудоустройства свыше 25 % экономически активного населения России (19,4 млн из 77 млн человек), в том числе 4,0 млн человек безработных[5] и 15,4 млн человек, предположительно, в теневой занятости[8][9][10]. Кроме того, в сентябре 2015 года Росстат насчитал ещё 16,9 млн человек экономически неактивного населения - находящегося в трудоспособном возрасте, но не работающего и не ищущего работу, включая 6,6 млн. обучающихся дневной формы[11].
По данным, которые приводит «Независимая газета», со ссылкой на слова заместителя председателя Правительства РФ, Ольги Голодец, в 2013 году не имели официального трудоустройства 44 % (38 млн из 86 млн) граждан России трудоспособного возраста (16-54 года для женщин, 16-59 лет для мужчин)[8].
Несмотря на то что женщины в России активно заняты в экономике, в России до сих пор некоторые работодатели практикуют дискриминацию по полу ивозрасту[12]. В последние годы ситуация с дискриминацией женщин улучшилась, так, к 2014 году число женщин среди руководителей компаний по данным организации Grant Thornton International в России составляет 43 %, что является самым высоким показателем в мире[13]. Наиболее широко работодателями практикуется дискриминация по возрасту, спад зарплат у мужчин отмечается после 38 лет, у женщин спад зарплат начинается после 44 лет[12]. Помимо дискриминации, другой проблемой занятости в России, несмотря на официально низкий уровень безработицы, является широкое распространение теневой занятости (более 20 % экономически активного населения с 2014 года), являющейся для многих альтернативой безработицы[8].
В начале 1920-х годов, в только что появившемся СССР, после гражданской войны, безработица достигала катастрофических масштабов. Открыв новые гигантские стройки, в том числе с использованием принудительного труда заключённых на тяжёлых работах, советская власть смогла снизить процент безработных. В 1926 году в Москве безработица составляла 6,3% населения[14]. Рост производства часто обеспечивался не за счёт внедрения новых технологий, а за счёт увеличения количества рабочих. В 1930 году в советской печати было объявлено о ликвидации безработицы, закрылась последняя биржа труда[15][16].
Конституция СССР 1936 года провозглашала право на труд для всех граждан СССР, а также гласила, что труд является обязанностью. Далеко не вся работа была нужной, много рабочих мест было создано просто для обеспечения всеобщей занятости, с минимальной заработной платой и видимостью труда[16][17]. В то же время, заработная плата с 1953 года постоянно увеличивалась и была введена пятидневная рабочая неделя, вместо шестидневной. С 1961 по 1991 годы действовал указ, в соответствии с которым усилилась борьба с тунеядством — тех, кто уклонялся от общественно-полезного труда, по решению народного суда могли выселять сроком от 2-х до 5-ти лет. Перед этим на тунеядцев воздействовали психологически и административно («разбирали» на собраниях, комиссиях, забирали на 15 суток на исправительные работы)[16]. Следует отметить, что в Конституции СССР также гарантировалось право на жилье, бесплатное среднее и высшее образование и бесплатную медицину, что компенсировало невысокие зарплаты. Многие рабочие и служащие получали государственные квартиры бесплатно (в пожизненную бесплатную аренду)[18], и к 1989 году свыше 83 % граждан СССР жили в отдельных государственных квартирах (платили они только небольшие коммунальные платежи), оставшаяся часть — это кооперативное жилье и так называемый частный сектор[19][20]. Бесплатно выделялись рабочим и служащим также дачные участки, в рамках организации коллективных садов и огородов[21].
2010 год был назван в России годом борьбы с безработицей[22][23]. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Службы занятости с начала осени начали кредитование безработных для открытия собственного дела. Были организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан.
Общественные работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры.
6,2 млрд рублей в 2011 году было выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Считалось, что это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.
Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных[24].
«В следующем году безработный, открывающий своё дело, сначала получит все те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят ещё 58 800 рублей. Четкий порядок предоставления дополнительных субсидий безработным предпринимателям регионы будут определять самостоятельно при подготовке программ содействия занятости.»
— Максим Топилин[25]
В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4900 рублей. На последнее могли претендовать граждане России, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы. С тех пор, по состоянию на 2015 год, размер пособия не менялся.
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В программе антикризисных мер на 2011 год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений.
Принято решение выделять субсидии в размере 30 тыс. рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат. Это свелось к формальному зачислению инвалидов в штат и выплате минимальной зарплаты.
В 2009 году 189 тыс. человек прошли переобучение[26].
Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости[24].
Статистика (на февраль 2011):
· 5,4 миллиона человек — общая безработица в России, согласно расчетам по методике МОТ (в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 % экономически активного населения)[27]
· 1,6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости[27]
· 95 тыс. человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса[26]
· численность экономически активного населения России — 75,2 млн человек[28]
По состоянию на конец 2014 года численность экономически активного населения в России — 75,4 млн человек, что составляло порядка 53 % от общей численности населения страны. В том числе 71,4 млн человек были заняты в экономике и 4,0 млн человек (5,5 %), согласно расчетам по методике МОТ, были безработными[29]. При этом различные регионы России также сильно различаются по уровню занятости, безработицы и по уровню привлеченияиностранной рабочей силы[30].
С середины лета до конца 2014 года наблюдался рост безработицы в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и сокращением персонала[31]. Уровень безработицы в России, по состоянию на апрель 2015 года, по данным Росстата (учет по методике МОТ), составил 5,8 % экономически активного населения или 4,4 миллиона человек[5].
Количество безработных, зарегистрированных в Центрах занятости, — 917 441 человек, по состоянию на 18 ноября 2015 года[6].
Всего, по состоянию на сентябрь 2015 года, согласно исследованиям Росстата, не имели официального трудоустройства свыше 25 % экономически активного населения России (19,4 из 77 млн человек), в том числе 4,0 млн человек безработных[5] и 15,4 млн человек, предположительно, в теневой занятости[8][10].
Уровень безработицы в октябре 2015 года, по данным «Росстата» (учет по методике МОТ), составил 5,5 % экономически активного населения, или 4,3 млн из 76,8 млн человек[5], в мае 2016 года - 5,6% или 4,3 млн. человек[32], в сентябре 2016 - 5,2% или 4,0 млн. чел.[4].
Одним из достоинств командно-распределительной системы трудовых ресурсов экономики РСФСР был крайне низкий уровень безработицы по меркам капиталистических стран. Так в январе 1992 года безработными были лишь 0,1 % экономически активных жителей страны. По мере перехода к рыночной экономике, предложение на рынке труда начало значительно превышать спрос. На фоне дерегуляции экономики страны, а также падения ВВП вследствие промышленного спада, уровень безработицы начал быстро увеличиваться и к началу 1996 года достиг 3,7 %. Однако в соответствии с методикой МОТ, учитывающей также людей не имеющих работы, но не зарегистрированных на бирже труда, в марте 1996 года, показатель безработицы в России достигал 8,5 % (или 6,2 млн человек)[39]. Максимальный уровень безработицы в России был зафиксирован в 1999 году и составил 13 % экономически активного населения[40].
В августе 2012 года показатель безработицы в России опустился до рекордно низкой отметки в 5,2 %, что является рекордом с 2001 года[41]. Официальный уровень безработицы в России, рассчитанный по методике МОТ, по состоянию на апрель 2015 года, составил 5,8 % экономически активного населения или 4,4 миллиона человек[5]. При этом, количество официальных безработных, зарегистрированных в Центрах занятости населения, в 4 раза меньше и составляло 1,3 % экономически активного населения, также по состоянию на апрель 2015 года[42]
Некоторые демографы прогнозировали, что в период с 2014 по 2017 годы экономически активное население России (20-64 года) будет ежегодно сокращаться в среднем на 0,7 %, что повлияет на уровень безработицы[42]. По другим прогнозам, в период с 2014 по 2025 год экономически активное население в России может сократиться на 6-7 миллионов человек[56], за 2010—2050 годы — на четверть, на 23 миллиона человек[61]. К 2030 году трудоспособное население в России, по оценкам "Минэкономразвития" (2012 г.), может сократиться на 12 %[62]. Однако, эти прогнозы пока не подтверждаются статистикой (см. выше табл. 2 настоящей статьи)[44].
Демографическая "яма", связанная с кризисом рождаемости в 1990-е годы, приводит к снижению числа выпускников школ, и соответственно, абитуриентов вузов. Следствие этого - высвобождение и угроза безработицы для части преподавателей вузов. С другой стороны, ситуация занятости усугубляется тем, что проводимые реформы высшего профессионального образования предполагают ревизию как самих вузов (включая закрытие неэффективных вузов и их филиалов, укрупнение оставшихся вузов, факультетов и кафедр, переход к бакалавриату), так и их и их научно-педагогического персонала. Прогнозируется, что без работы могут оказаться 100 тысяч преподавателей вузов[63]. Большинство выпускников ВУЗов не могут найти работу по специальности, вследствие деиндустриализации и низких зарплат в тех секторах экономики (услуги, торговля), где пока ещё имеются рабочие места[64].
Помощник Президента РФ, Андрей Белоусов считает, что за счёт роста производительности труда и повышения пенсионного возраста, количество «лишних» людей трудоспособного возраста к 2025 году может увеличиться на 10 млн. человек[65][66]. По оценкам аналитиков SuperJob и РАНХиГС (2016 год), за счет сокращения рабочих мест, уровень безработицы в России к 2022 году может вырасти в несколько раз, - до 20-25%[67].