Прогнозирование потребительского спроса

Прогнозирование спроса – это научное предвидение, перспектив развития спроса, его количественных и качественных характеристик с целью сбалансированности спроса и предложения, а также управление спроса в будущем.

Для прогнозирования общего объема спроса и его структуры необходимо обладать следующей исходной информацией:

1. Численность населения.

2. Данные об источнике образования денежных доходов населения и направлениях их использования.

3. Данные о динамике продаж товаров по основным товарным группам.

4. Данные об уровне и динамике средних розничных цен.

5. Состояние и перспективы развития производства товара

6. Степень удовлетворения спроса на отдельные виды товаров.

Обычно целью прогнозных расчетов на предприятии является обеспечение информацией процесса планирования. В прогнозировании исходят из того, что если мы можем хотя бы приблизительно спрогнозировать будущее, то сможем выбрать свое оптимальное поведение, чтобы при наступлении будущего находиться в лучшей позиции. Характерные черты прогнозов:

1) прогноз всегда ошибочен;

2) прогноз является более полным при оценке ошибки;

3) прогноз более точен для большей группы наименований;

4) прогноз более точен для более коротких промежутков времени;

5) прогноз не может заменить расчетный спрос. Качество прогноза непосредственно отражается на качестве принимаемых решений по управлению запасами. Для эффективного управления запасами важно выбрать обоснованные методы и методику прогнозирования. Используемые методы прогнозирования зависят от вида бизнес-решений. Например, метод прогнозирования продаж на следующий месяц не подходит для прогнозирования продаж на пять лет вперед. Часто используют краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный прогноз. При прогнозировании потребительского спроса во многих случаях прогноз до 6 мес. является краткосрочным, свыше 2 лет – долгосрочным.

Методы прогнозирования подразделяются на следующие категории:

качественные методы - нет формальной математической модели из-за того, что имеющиеся данные не являются представителями будущего состояния (долгосрочный прогноз);

метод регрессии - продолжение линейной регрессии, где предполагается, что переменная линейно зависит от ряда других переменных;

методы множества уравнений - имеется ряд переменных, которые взаимозависят посредством ряда уравнений (эконометрические модели);

методы анализа рядов динамики - есть одна переменная, которая изменяется во времени, и ее будущие значения зависят от прошлых лет.

Заключение.

Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.

Товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.

Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.

Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений.

Отметим, что существует три различные, но связанные между собой причины по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги: потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее.

Мы выяснили, что когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса.

Наши рекомендации