Распределение доходов в социально ориентированной экономике

После второй мировой войны в западных стра­нах было внедрено государственное регулирование экономики в соответствии с кейнсианскими принципами. В результате этого существенно изменился характер государства: оно стало правовым и демократическим. Сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированный.

Каковы же основные черты моделисоциально ориентированной рыночной экономики?

Во-первых, в такой экономике нормальным считается плю­рализм форм собственности. Этим выражается больший демократизм отношений собственности. Считается необходимым го­сударственный сектор экономики.

Во-вторых, в социально ориентированной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами. Они могут отстаивать по суду эти права.

В-третьих, государство создает условия для достаточного удов­летворения комплекса наиболее значимых потребностей всего на­селения. Для этого оно берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нема­териального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.

Западные страны достигли наивысшего в мире уровня по количеству и качеству социальных затрат и соответствующих результатов.

В Организации Объединенных Наций исчисляется обоб­щающий показатель -индекс человеческого развития. Этот по­казатель - средняя из трех величин: валового внутреннего про­дукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования (культуры) людей 25 лет и старше. Этот показатель рассчитывается по каждой стране в отношении к уровню соответствующих трех показателей, достигнутых как на­ивысших в мире.

В 1993 г. первое место по индексу человеческого развития заняла Япония (0,976), второе - Канада (0,982), пятое - Швеция (0,977), шестое- США (0,976), восьмое-Франция (0,971) и т.д. При этом в 1993 г. величина валового внутреннего продукта на душу населения (в долларах США) составила: в США-24575, Японии- 20534, Канаде- 19177, Франции- 18712, Швеции - 16767 (для сравнения: в России - 5626). В том же году продолжительность жизни была наивысшей в Японии - 79 лет, а во Франции составляла 77, Канаде - 76 (в России - 6 5 лет). Среднее число лет обучения в Северной Америке и Западной Европе Достигло 11-12 лет (в России- около 9 лет).

В-четвертых, в социально ориентированной экономике государство с помощью налогов перераспределяет личные доходы граждан - от самых богатых к необеспеченным и малообеспе­ченным жителям страны. Благодаря такому перераспределению государство дает средства к существованию тем, кого либеральная рыночная экономика бросает на произвол судьбы (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и др.).

Наконец, в-пятых, в социально ориентированной рыночной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов).

Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса: а) богатый класс - 10-15%, б) средний класс - 70-80% и в) бедный класс - 1,5-20%. В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Этому несомненно способствуют создаваемые государством со­циальные фонды.

Социальные фонды

В период классического капитализма рабочие и другие слои трудящихся фактически не бы­ли социально защищены от безработицы, не принимались сколько-нибудь существенные меры для обеспечения им матери­альной помощи при болезни, старости, потери трудоспособности. Все связанные с такими обстоятельствами экономические тяготы ложились на плечи наемных работников.

До сих пор мы исходили из того, что при нормальных условиях производства величина заработной платы соответствует расходам на воспроизводство рабочей силы. При этом не принималась во внимание роль государства в жизнеобеспечении людей и такая роль на начальной фазе капитализма не осуществлялась.

Впервые государство создало систему социального страхова­ния в Германии в конце XIX в. Здесь были приняты законы о страховании от несчастных случаев и по болезни (1883-1884 гг.), о введении пенсий по старости и инвалидности (1899 г.). Затем система государственного социального страхования была орга­низована в Австрии, Франции, Великобритании и других странах.

Во второй половине XX в. государство в странах Запада пе­решло к обобществлению некоторых условий воспроизводства рабочей силы. Особенно быстро здесь развивалась социальная инфраструктура, в значительной мере финансируемая за счет государства. В нее входят учреждения здравоохранения, обра­зования, переподготовка работников и т. п.

В западных странах в составе социальной инфраструктуры сложилась и функционируют, как правило, трисистемы госу­дарственного обеспечения: социальное страхование, государст­венное вспомоществование и система универсального обеспе­чения”. Они создаются главным образом за счет различного рода налогов и выплат из заработной платы (сами работники через налоги уплачивают, например, до 50% сумм страховых фондов). Бизнесмены вносят относительно небольшую часть взносов, причем эти расходы они включают в производственные затраты, а тем самым и в цены, по которым покупает товары все население.

Наиболее распространена система социального страхования, по которойстраховые взносы обязательно удерживаются из заработной платы работников, а право на пенсию или пособие (при наличии необходимого страхового стажа, возраста и не­которых других условий) предоставляется независимо от мате­риального положения семьи застрахованного. Размер удержаний таких взносов из зарплаты весьма значителен и непрерывно увеличивается (он составляет в разных странах от 6 до 14%). Главным видом социального страхования являются пенсии по старости, которые выплачиваются по достижении пенсионного возраста, необходимого трудового или страхового стажа и, как правило, составляют 25-40% заработка.

Государственное вспомоществование выплачивается целиком из средств государственного бюджета. Оно достается не всем трудящимся, лишившимся заработка из-за безработицы или не­трудоспособности, а лишь тем, кто после проверки доходов всех членов семьи официально признается не имеющим средств к существованию. Около 1/3 пенсионеров в США, Великобрита­нии, Японии и других странах обращаются к государственному вспомоществованию по старости. Сумма дополнительно назна­чаемого в этом случае пособия и минимальная пенсия не пре­вышают размера дохода, соответствующего официально уста­новленному уровню бедности.

Наконец, преимущественно в Швеции, Финляндии, Норве­гии, Канаде и Исландии утвердилась“универсальная” система социального обеспечения. Здесь право на пенсию имеют все граж­дане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. Пенсии выплачиваются в одинаковых для всех твердо фиксированных размерах. Средства на выплаты создаются путем взимания особого налога со всех граждан с 16-18 лет до пенсионного возраста (в Швеции и Норвегии, например, пенсионный возраст для мужчин 67 лет).

В условиях государственного социализма в нашей стране социальная инфраструктура приняла формуобщественных фондов потребления - материальных, культурных благ и услуг, которые поступают в совместное или индивидуальное потребление сверх оплаты по труду. Так, в 1990г. выплаты и льготы, полученные из общественных фондов потребления в среднем на одного ра­бочего и служащего, составили 40% к уровню заработной платы.

Общественные фонды потребления - это прежде всего за­траты государства, позволявшие всему населению бесплатно пользоваться услугами учреждений просвещения и культуры (бес­платны в основном среднее и высшее образование и повышение квалификации), здравоохранения и физической культуры. Фонды обеспечивали выплаты неработающему населению (пенсии по старости и инвалидности) и пособия (стипендии студентам и аспирантам, пособия малообеспеченным и многодетным семьям и др.), а также оплату всем работникам очередных отпусков и дотацию на жилье.

При переходе к рынку в нашей стране преодолеваются серь­езные противоречия, связанные с бесплатностью распределения некоторых благ и услуг из общественных фондов потребления. Наряду с бесспорными достижениями такое распределение дает отрицательные побочные последствия. Унифицированный набор бесплатных благ в определенной степени лишает человека сво­бодного выбора, а все общество - многообразия. Налицо также обезличка и уравнительность в получении благ. Уровень их по­требления не зависит от индивидуальных и коллективных ре­зультатов труда. Человек лишен возможности влиять на качество обслуживания в медицинских и других учреждениях.

Однако развитие рыночных и коммерческих отношений в сфере социальных услуг должно иметь свои пределы. Опыт всех стран мира бесспорно свидетельствует, что социальные фонды государства играют чрезвычайно важную роль в жизни общества - создается научный, социальный и культурный потенциал для его будущего развития. Здесь реально обеспе­чиваются гуманистическая и демократическая направленность хозяйства, социальная защита нетрудоспособных членов об­щества. Эффективное использование рассматриваемых фондов позволяет решать социально-демографические задачи (укреп­лять семьи, оказывать материальную помощь многодетным, повышать качество народного образования и медицинского обслуживания).

Как вполне очевидно, государству удается добиться того, что недоступно рынку, - максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но не менее ясно и другое. Государ­ственное регулирование может упускать преимущество рыноч­ного воздействия на производство - подъема его экономической эффективности. Государство пытается решать социальные про­блемы наиболее доступным для него способом: увеличивать на­логи и перераспределять доходы субъектов рынка. Однако если такое перераспределение достигнет очень больших масштабов, то это отрицательно скажется на материальном стимулировании товаропроизводителей и подорвет экономические источники со­циального прогресса.

Как же избежать противопоставления двух стратегических целей макроэкономики - достичь максимальной экономической эффективности производства и добиться наибольшей социальной результативности хозяйственной деятельности?

§ 3. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

“Восстание” неоконсерваторов против кейнсиансцев

Кейнсианская революция дала западной экокономике “второе дыхание”. Примечательно, что в 50-е, 60-е и первой половине 70-х годов были достигнуты наивысшие темпы экономи­ческого роста, наибольшая занятость (в западные страны при­влекалась дополнительная рабочая сила из слаборазвитых стран) и значительный подъем благосостояния населения (уровень жиз­ни возрос в 2-4 раза).

Однако нового “дыхания” хватило только до середины 70-х го­дов. В 1973-1974гг. разразился сильный мировой экономиче­ский кризис.

Одновременно с кризисным потрясением мощный удар при­шелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии пред­отвращать кризисные спады производства.

В едином новоклассическом направлении произошелраскол на два течения:последователей кейнсианского учения, которые отстаивали ак­тивную роль государства в регулировании экономики нации; и новоконсерваторов (новых приверженцев старых принципов), ко­торые вновь выступили за невмешательство государства в хо­зяйственную деятельность частных фирм.

Новоконсерваторы подняли своего рода “восстание” против кейнсианства. Они выявили два основных уязвимых места в концепции Дж. Кейнса и подвергли их критическому разбору.

Одно уязвимое положение в учении Дж. Кейнса состояло в следующем. Для увеличения государственного спроса считалось возможным допустить дефицит государственного бюджета (пре­вышение расходов над его доходами). Для покрытия дефицита можно прибегать к займам и печатанию денег. Но это, несом­ненно, порождало инфляцию. По мнению Дж. Кейнса, умеренная инфляция может служить средством стимулирования спроса (в том числе увеличения заработной платы для обеспечения полной занятости).

Другое уязвимое положение: для увеличения государственных доходов считалось приемлемым введение очень больших налогов. Однако такие налоги подрывали материальную заинтересован­ность работников в увеличении заработков и предпринимателей в повышении размеров прибыли. Тем самым подрывалась сама налоговая база (рост заработной платы и прибыли).

Эти положения кейнсианского учения на практике привели к отрицательным результатам. На родине учения возникла так называемая “английская болезнь” -стагфляция (сочетание кри­зисного застоя с инфляцией).

Новоконсерваторы предложили свои рецепты излечения “анг­лийской болезни”. Возникли три школы новоконсерваторов, имевшие антикейнсианскую направленность: монетаризма, те­ории экономики предложения и теории рациональных ожиданий.

Школа монетаризма выступила с известной нам количест­венной теорией денег. Лидер этой школы лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (США) теоретически обосновал ан­тиинфляционные меры. Правительствам западных стран было рекомендовано:

жестко ограничить предложение денег и выдачу кредитов;

сократить печатание денег (увеличивать их количество со­размерно росту производства);

урезать социальные программы (уменьшить государственные выплаты населению).

Была противопоказана слишком активная денежная политика государства (излишнее предложение денег), а также крайние действия Федеральной резервной системы (выпуск в обращение слишком большого количества денег или слишком малого).

Теория экономики предложения выступила за возрождение сво­боды частного предпринимательства и воссоздание рыночного механизма регулирования. Основная цель - создать благопри­ятные условия для роста предложения как труда, так и капитала (его накопления). Для этого было рекомендовано снизить налоги на заработную плату и прибыль.

Теория рациональных ожиданий признала неприемлемыми централизованное планирование национального хозяйства и текущее государственное регулирование экономики. И эту от­рицательную позицию можно понять. Например, в США в период господства кейнсианства допускался большой произвол правительственных чиновников по отношению к предприни­мателям. До середины 70-х годов ежегодно издавалось до 7 тыс. правил и указаний, регламентирующих деятельность частного бизнеса.

Школа рациональных ожиданий выдвинула свой рецепт ре­гулирования экономики. Нужны стабильные правила для всех хозяйствующих субъектов, которые делали бы предсказуемыми действия правительства, производителей и потребителей. Было бы разумно принять закон, по которому государственные ре­шения в области денежной политики и налогов вступают в силу только через два года после их принятия. К тому же правительство должно сосредоточиться на долгосрочной экономической поли­тике.

О том, насколько было велико расхождение между кейнсианцами и новоконсерваторами, дает представление табл. 16.1.

Таблица 16. 1

Наши рекомендации