Факторы увеличения нормы прибыли
Рентабельность фирм зависит от двух видов факторов а) внутрипроизводственных и б) рыночных. Начнем их анализ с первого вида движущих сил (рис. 11.5).
Величина нормы прибыли определяется главным экономическим фактором -величиной массы прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.
Рис. 11.5. Производственные факторы, определяющие величину нормы прибыли
Рентабельность зависит также отструктуры авансированных на производство средств, а именно - от удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь - при прочих равных условиях - будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше ее норма.
На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге - увеличивается эффективность бизнеса.
Повышению рентабельности способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники и технологии, увеличению количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы.
Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах производства. На практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким. На предприятиях самолетостроения в США в 20-е годы обнаружили следующую зависимость: при удвоении выпуска продукции затраты на любую технологическую операцию могут быть снижены на 20%. Такой эффект достигается вследствие углубления разделения труда, применения более производительного оборудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте рентабельности.
Нам уже известно, что величина прибыли во многом испытывает влияние колебаний цен на рынке, где сбывается продукция фирм. Из рис. 11.2 видно, что цены могут в разной степени способствовать реализации прибыли, заключенной в товаре. Однако ни этот рисунок, ни комментарий к нему не дали ответа на вопрос: что же влияет на уровень цен, а тем самым на получение большей или меньшей нормы прибыли?
Между тем из темы 6 о рыночной системе и темы 7 о конкуренции и монополии нам известна следующая цепочка зависимости. Уровень рыночной цены изменяется под воздействием соотношения спроса и предложения товаров, а эта пропорция, в свою очередь, испытывает воздействие таких рыночных сил, как конкуренция и монополия. Стало быть, именно данные факторы влияют на колебания рыночных цен, по которым предприятия сбывают свои изделия и тем самым реализуют заключенную в них прибыль.
Между тем указанные факторы по-разному влияют на рентабельность предприятий. В чем состоят эти различия?
Рыночное соперничество, как мы выяснили ранее (в теме 7), выступает уравнительницей цен. Свободная конкуренция в каждой отрасли хозяйства вынуждает всех бизнесменов продавать однородные изделия по одной и той же рыночной цене. В наихудшем положении оказываются владельцы технически отсталых предприятий, выпускающих дорогостоящие товары с высокой себестоимостью продукции. При общей равновесной цене они не могут полностью реализовать заключенную в товаре стоимость и теряют часть прибыли. Напротив, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получаютконкурентную сверхприбыль. Последняя равна разнице между общей рыночной ценой и низкой себестоимостью изделия.
Как мы выяснили ранее (в теме 7, §2), монополии имеют возможность сами устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный бизнес использует это в собственных интересах, чтобы получатьмонопольную сверхприбыль - избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех фирм прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным доходом образуетмонопольно высокую прибыль. Такова типичная структура дохода монополистических объединений, характерная для первой половины XX в.
В современную же эпоху, как известно (из § 3 темы 7), во многих странах утвердился необычный синтез конкуренции и монополии, а кроме того, огромной силы достигла глобальная конкуренция. В результате этого легальные и другие монополии, активно участвующие в разных видах рыночного соперничества, кроме традиционной монопольной сверхприбыли получают еще и конкурентную сверхприбыль (доход от инноваций).
Чтобы не только удержаться в рыночном пространстве, но и расширить, как говорится, “свое место под солнцем”, бизнесмены вынуждены измерять силу глобальной конкуренции, зорко следить за динамикой рыночных цен внутри страны и за рубежом.
Как было сказано в начале темы, фирмы-изготовители массовой продукции сбывают ее по оптовым ценам торговым посредникам. Последние продают товары в розничной торговле по более высоким ценам. Интересно, по-видимому, узнать, во-первых, как образуется в торговле надбавка в цене, и, во-вторых, какую норму прибыли получает торговый бизнес.
§ 3. ВЫГОДНОСТЬ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА
Образование нормы прибыли торгового бизнеса во многом предопределяется особенностями и экономической ролью торгового капитала.