Структура производства в конце XX – начале XXI в.
Человек, проживший в условиях доиндустриндустриальной экономики, обычно отождествляет производство с такой сферой деятельности, которая создает материальные блага. Характерен для XVIII в., например, такой факт, Известный английский экономист Адам Смит считал, что богатство общества созидает только производительный труд - работа по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям он отнес услуги таких профессий, как “священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.”1
1Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. С. 279.
Но современная экономическая теория отражает новую хозяйственную действительность. Для конца XX в. и начала XXI в. характерна новейшая структура постиндустриального производства. Она имеет ряд отличительных черт.
1. Новейшее производство способно обеспечить массовое удовлетворение всего круга действительных и перспективных потребностей.
2. Нынешняя экономика включает две дополняющие друг друга сферы производства:материальное (создает вещественное богатство) инематериальное (создает духовные, нравственные и иные ценности - произведения духовной культуры, искусства, науки и т. п.).
3. В современное производство органически входит особая сфера услуг.Услуга - такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.
Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятельности. Различают материальные услуги (их осуществляют грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные услуги (их оказывают просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхование и т.п.).
Структура высокоразвитого производства схематически изображена на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Новейшая структура производства
4. Сейчас в структуре производства особо выделяется инфраструктура- совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Она делится на две группы:
производственная инфраструктура, непосредственно обслуживающая материальное производство (строительство и эксплуатация шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическое хозяйство; железнодорожное хозяйство; водоснабжение, канализация и т. п.);
Непроизводственная (или социальная) инфраструктура, которая опосредованно связана с процессом производства (подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и др.).
Инфраструктура прямо свидетельствует о том, что современное производство и его подразделения внутренне связаны между собой обширными и прочными взаимосвязями. Последние в какой-то мере объединяют хозяйственную деятельность в целостное единство, а тем самым придают ей системный характер. Рассмотрим подробнее такой характер экономики.
§ 3. ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА
Элементы системы
Всякая система является единой совокупностью каких-то элементов, которые определенным образом связаны между собой. Знакомиться с экономической системой мы начнем с исходного вопроса: что является элементом, простейшей составной частью данной системы?
Как известно, хозяйственная деятельность всегда связана с материальными благами - с их производством, распределением, обменом и потреблением. Отсюда можно предположить, что простейшей частью экономики является связь между полезными предметами типа “вещь - вещь”. Скажем, многим людям торговля представляется в виде обмена одной вещи (товара) на другую вещь (деньги) и наоборот.
Однако возможен и иной вариант ответа, если обратить внимание на другую сторону экономического явления. Этой стороной являются субъекты, выступающие как инициаторы самого явления. Кхозяйственным субъектам относятся отдельные лица, их объединения, предприятия, государство. Все они устанавливают связи между собой типа “человек - человек”. Ту же торговлю можно представить как отношение между двумя субъектами - продавцом и покупателем.
Как же разрешить возникшую дилемму (то есть выбрать одну из двух возможностей): что является элементом экономики - отношение между вещами или связь между хозяйственными субъектами?
Но вряд ли каждое из этих суждений является истинным. Ибо процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ не осуществляются без людей. В равной мере отношения между субъектами лишены всякого содержания, если они не связаны с вещественной стороной экономики. Поэтому элемент системы строится по типу связи“субъект - вещь - вещь - субъект”. Иллюстрацией может служить та же торговля, где устанавливается отношение: субъект (продавец) - товар - деньги - субъект (покупатель).
Теперь рассмотрим, как сравнительно простые экономические отношения создают определенные системные образования.
Системные связи
Независимо от того, в какой мере люди осознают этот факт, они находятся в очень большой сети связей с субъектами экономики. Такие связи составляют часть всей экономической системы, которая обеспечивает жизнедеятельность общества.
Давайте рассмотрим круг системных связей типичного домашнего хозяйства с субъектами экономической деятельности. В этот круг входят, например, предприятия торговли, учреждения медицины, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытовых услуг, разные виды транспорта, банки и страховые учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, искусства и многое другое.
Чем полнее мы представим себе все многообразие экономических связей, свойственных домашним хозяйствам, тем более убедительными станут следующие обобщения и выводы.
Во-первых, подобно кровеносным сосудам указанная совокупность связей обеспечивает все домашние хозяйства необходимыми экономическими благами. Разумеется, любой человек не сможет существовать и достичь намеченных целей, если не будет эффективно участвовать в хозяйственных отношениях общества.
Во-вторых, разные этапы жизни индивида связаны с последовательным переходом из одного системного образования в другое. Так, начальное образование и воспитание человек получает в семье и детском саду, затем в общеобразовательной школе, в профессиональном среднем или высшем учебном заведении.
В-третьих, по разным каналам, словно по: сообщающимся сосудам, домашнее хозяйство связывается с другими территориальными хозяйственными образованиями - местными, национальными и международными. В итоге люди лучше познают качественные признаки всей экономической системы общества.
Свойства системы
Экономическая система (греч. sistema - целое, составленное из частей) - единая совокупность множества хозяйственных отношений. Она обладает рядом характерных свойств.
1. Экономическая система имеет внутреннееединство и целостность всех ее составных частей. Это означает, что каждое свойство и элемент системы зависят от их мест и функций внутри целого. Мы убедились в данном положении при изучении целостного кругооборота благ: “производство - распределение - обмен - потребление - потребности”. Аналогичное единство было обнаружено при рассмотрении системы (“пирамиды”) потребностей человека. В последующих темах будет показано, что целостными хозяйственными организациями являются совокупности отношений собственности, рыночные связи и многое другое.
2. Хозяйственные системы имеютразные взаимосвязи с окружающей их средой. Поэтому различаются закрытые и открытые системы. Например, в теме 4 мы рассмотрим как замкнутую общность людей - натуральное производство, так и товарное производство, открыто работающее на других потребителей продуктов. В теме 18 описываются закрытая национальная экономика (не связанная с мировым рынком) и открытая, активно торгующая товарами с другими странами.
3. Обычно экономические системы имеют сложную структуру, в которойотдельные ее звенья соподчиняются целому (в качестве подсистем). Нам известно, что современное производство имеет две подсистемы: сферы материального и нематериального производства. В теме 3 мы увидим, что качественно разные системы отношений собственности подразделяются на соответствующие подсистемы.
4. Из-за сложности каждой системы ее всестороннее изучение требуетпостроения разных моделей (схем, изображений). Каждая из них описывает лишь одно из многих возможных состояний системы. Так, при изучении производственных возможностей нам пришлось разбирать разные варианты использования имеющихся ресурсов, В теме 6 дается различное графическое изображение динамики спроса покупателей и предложения товаров со стороны продавцов.
5. В экономике функционируют неодинаковые в качественном отношении имногообразные по своему назначению системы.Так, в ряде дальнейших тем мы рассмотрим разнообразные технические и технологические системы, порожденные научно-технической революцией (комплексная автоматизация, роботокомплексы, биотехнология и др.). Будут изучены другие системы в области организации труда и его оплаты. Экономическая теория призвана выявить взаимосвязи указанных систем.
После того как в теме 1 мы достаточно основательно выяснили существо экономики, можно перейти к ознакомлению с предметом экономической теории.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. М., 1969. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика: В. 2т./ Пер. с англ. М., 1992. Т. 1. Гл. 2.
Милль Дж. С. Основы политической экономии / Пер. с англ. М., 1980. Т. 1. Гл. 1, 11.
Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1997.
Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. М., 1997. Гл. 1.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. Кн.1.
Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих / Пер. с англ. М., 1994. Гл. 1, 2, 3.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. М., 1993. Гл.1.
Хайлбронер Р., Тарроу Л. Экономика для всех /Пер. с англ. Тверь, 1994.
ТЕМА 2 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Что изучает экономическая теория? Хотя это покажется очень странным, но на данный вроде бы элементарный вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики, расколовшись на различные направления и школы, высказывают противоречащие друг другу взгляды на экономику. За это время несколько раз менялись, представления об источниках богатства общества, о роли государства в экономике и обновлялось даже название самой науки. Чтобы разобраться в таких разногласиях, нам потребуется кратко ознакомиться с историей экономических воззрений.
§ 1. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Лабиринт экономической мысли
При последовательном знакомстве с трудами видных экономистов прошлого и настоящего читатель может почувствовать, что он движется словно в каком-то запутанном лабиринте.
И это отнюдь не случайно. Во все времена люди сталкиваются с одними и теми же проблемами хозяйственной жизни. Уже однажды решенные вопросы вновь и вновь пересматриваются, и в научных спорах продолжается нескончаемый поиск истины.
Почему же разные школы ученых неодинаково объясняют одно и то же? Вот несколько причин такого расхождения во взглядах.
Первая причина. Экономика с течением времени существенно меняется. Видимо, прав был древнегреческий философ Гераклит, говоря, что “на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут...”. Не стоит удивляться, что во всякую последующую эпоху ученые застаюткачественно иные хозяйственные отношения и, естественно, по-новому воспринимают их.
Вторая причина. Разноголосица по одному и тому же вопросу объясняется неполным, неправильным отражением в теории экономических систем, которые являются симметриями особого рода.
Симметрия первого рода образуется в природе. В ней части целого соразмерно, полностью соответствуют друг другу относительно средней линии, центра. Так, в живой природе одноименная часть тела или органов является как бы зеркальным отражением другой и повторяет ее (примерами могут служить бабочки, внешняя форма тела человека).
Симметрия второго рода часто встречается в хозяйственной жизни. Обычно экономическое отношение представляет собой единство двух субъектов:
а) продавец - товар - деньги - покупатель;
б) кредитор - ссуда - ссуда вместе с процентом - должник;
в) землевладелец - земля - плата за пользование землей - арендатор (временный пользователь земли) и т. п.
Однако каждая из взаимодействующих сторон отношения часто являетсяпротивоположностью по сравнению с другой стороной.
Вряд ли нужно доказывать, что по хозяйственному положению и интересам в экономической симметрии находятся такие несхожие между собой лица, как продавец и покупатель, банкир и должник, землевладелец и арендатор.
Не случайно в экономической теории возникают несимметричные взгляды. Здесь несимметричная концепция (система взглядов), как правило,отражает лишь одну из противоположных частей двухстороннего отношения. В силу этогоона не можетполностью и правильно охарактеризовать вцелом изучаемуюэкономическую систему.
Третья причина. На известный период главенствующее положение в науке занимает какая-то несимметричная теория, претендующая на полную истинность. Но из-за своей половинчатости ее положение неустойчиво. Поэтому не случайно со временем происходитпереворот в устоявшихся воззрениях - своего рода революция, которая приводит к господству противоположной точке зрения. В истории экономических учений отмечают, например, коренной пересмотр существа стоимости товара (на смену трудовой теории стоимости пришла теория предельной полезности, о чем говорится в теме 4).
Четвертая причина. Представители несимметричных взглядов всегда ведут между собой непримиримую борьбу за преобладающее положение в науке. Однако взаимная критика приносит неожиданный для всех результат: выявляются не только сильные, но и слабые стороны противников. Так, появляется возможность преодолеть взаимную ограниченность взглядов и соединить противоположности в свойственное им единство. В итоге рождается новая теоретическая платформа, на которой объединяются достижения каждого из воззрений. Таким способом в теориипреодолевается несимметричность и утверждается полная истина об экономических системах, что придает обобщающему учению силу и устойчивый характер.
Например, во второй половине XIX в. начался ожесточенный спор между сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности во вопросу: от чего зависит рыночная цена - от предложения товаров со стороны продавцов или же от спроса покупателей? Английский экономист Альфред Маршалл конкретно показал, что рыночная цена одновременно испытывает воздействие и предложения и спроса. В связи с этим профессор Лондонского университета Маркс Блауг указал на значение преодоления несимметричности концепций предложения и спроса: “Маршалл осуществил примирение между теорией предельной полезности и классической политической экономией, и демонстрация того, что новые идеи могут быть приспособлены к более широкому контексту, придала им привлекательность”1. Учение А. Маршалла о рыночной цене мы рассмотрим в теме 6.
1Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М., 1994. С. 287.
Итак, теперь мы имеем ту путеводную нить, которая не даст нам заблудиться в истории экономической мысли.
Положение читателя будет облегчено еще и тем, что здесь будут кратко освещены два основных направления экономической мысли, сохранившие наибольшее значение до наших дней. Ими являются классическая политическая экономия и новоклассическая теория.