Российская экономическая школа и ее специфика
Семинар
Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечает, дискутируем…
Обсуждаем
1. Специфику российской цивилизации.
2. Отличительные черты российской экономической школы и ее ключевые направления.
3. Постсоветскую экономическую школу. Российский институционализм.
Отвечаем и дискутируем
1. Проанализируйте аргументы тех экономистов, которые отстаивают идею существования российской экономической школы, а не мысли, как было принято считать прежде. Сформулируйте свою позицию по этому вопросу.
2. Раскройте существенные черты российской цивилизации.
3. В чем состоит своеобразие отношений государства и общества в российской цивилизации в сравнении с западной? Допускают ли эти отношения регулирующую роль государства?
4. Чем можно объяснить общинный, коллективный принципы организации труда, сформировавшийся в России, в противовес фермерскому и хуторскому, господствующим в западных цивилизациях?
5. Чем вызван большой интерес в прошлом и настоящем российских ученых к крестьянству? Почему на протяжении двух столетий дискутируется и не решается вопрос о формах собственности на землю?
6. Чем исторически можно объяснить относительное отставание политэкономической науки в России от западных стран?
7. Назовите заслуги И.Т. Посошкова. Согласны ли вы с тем, что его можно назвать предтечей российского институционализма?
8. Назовите и раскройте содержание ключевых направлений российской экономической школы в свете их изучения современными исследователями.
9. Как вы понимаете тезис о необходимости системного анализа экономических явлений, который рефреном проходит в работах приверженцев современного институционализма? Можно ли утверждать, что этот подход был изначально присущ российской экономической школе?
10. Раскройте содержание российского подхода к анализу хозяйственной системы как сложного общенационального организма в противовес теории «экономического человека» Адама Смита, в которой хозяйственная система рассматривается как совокупность эгоистических интересов индивидов.
11. Какие основания дают право современным отечественным ученым считать российскую школу родоначальницей широкого спектра несмитианских учений?
12. Согласны ли вы с позициями тех ученых, которые отвергают космополитизм классической школы политэкономии и считают, что для этой науки точкой отсчета должны быть национальные интересы?
13. Проанализируйте исторически переходные моменты в истории России, когда государство брало на себя протекционистские функции, защищая национальные интересы страны.
14. Назовите и раскройте причины, объясняющие наличие многоукладности в экономике России после отмены крепостного права.
15. Чем объясняется, на ваш взгляд, разработка в тот период таких проблем, как создание кредитных товариществ, всякого рода промыслов, становление кооперации?
16. Какие позиции экономистов того периода можно выделить в плане развития в России товарно-денежных отношений, финансовой, кредитной и банковской систем?
17. Оцените роль русского ученого А.В. Чаянова в исследовании семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперативов, в организации совхозов.
18. Назовите экономические взгляды П.А. Столыпина (1862–1911) и направления предлагаемых им реформ. Чем его предложения отличались от программы С.Ю. Витте (1849–1915)?
19. В чем состояла особенность позиции В.И. Ленина (1870–1924) и его соратников в решении аграрного вопроса в России?
20. Проанализируйте выводы, которые сделал В.И. Ленин, изучив данные земской статистики о развитии капитализма в России.
21. В чем состоят заслуги М.И. Туган-Барановского (1865–1919) в деле становления и развития российской школы политэкономии?
22. Как вы поняли теорию «длинных волн» Н.Д. Кондратьева (1892–1938)? Считается, что Н.Д. Кондратьев вплотную подошел к современным концепциям смешанной экономики. Раскройте его понимание этого вопроса.
23. В чем состояли заслуги советской школы экономистов-международников, и в частности Е.С. Варги?
24. Назовите экономические проблемы, которыми занимался выдающийся советский ученый-экономист В.В. Новожилов (1982–1970).
25. Раскройте содержание научных достижений Л.В. Канторовича, за которые ему присуждена Нобелевская премия.
26. Чем, на ваш взгляд, объясняется интерес российских теоретиков и практиков к концепциям институционализма?
27. Какая из известных вам экономических теорий в большей степени по сравнению с другими могла бы быть использована в процессе рыночной трансформации экономики России?
28. Сопоставьте теорию прав собственности А. Алчиана с процессами приватизации, происходившими в России, и ответьте на вопрос, сформировался ли в России эффективный частный собственник.
29. Чем объясняется высокая популярность в постсоветской России институциональной теории общественного выбора? По каким источникам экономисты, политологи и историки изучают проблемы взаимосвязи экономики и политики?
Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…
Выберите правильный ответ:
1. Реформы Е. Гайдара опирались на теорию:
а) «рациональных ожиданий»;
б) «теория предложения»;
в) управления совокупным спросом;
г) монетаризма;
д) неоинституционализма;
е) кейнсианства.
Разберитесь в ситуациях:
1. Познакомьтесь с несколькими программами экономистов, предложенными перед началом проведения в России экономических реформ:
а) под руководством Л.И. Абалкина были разработаны три варианта перехода к рынку: эволюционный, радикальный, радикально-умеренный.
В эволюционном варианте основными чертами были: умеренные темпы, регулирование зарождающегося рынка административными мерами, сдерживание цен и доходов.
Радикальный вариант предполагалкоренную ломку сложившихся структур за короткое время, отказ от контроля за ценами и доходами, массовый переход к новым формам собственности.
Радикально-умеренный вариант включает проведение комплекса мер для создания стартовых условий перехода к новому механизму активного регулирования рынка, контроль на всех этапах за ценами, доходами, инфляцией, сильную социальную поддержку малообеспеченных слоев населения.
Третий вариант предлагался как наиболее предпочтительный;
б) в конце мая 1990 г. на Верховный Совет СССР была вынесена программа перехода к регулируемой рыночной экономике;
в) в программе «500 дней» Явлинского в качестве основных целей были провозглашены: макроэкономическая сбалансированность, создание регулируемого рынка, структурная перестройка экономики.
Вопросы:В чем состояла «война программ»? Какой была суть разногласий? Каким стал согласительный вариант?
2. Познакомьтесь с оценками нескольких экономистов по поводу выбора программы реформ:
а) «Конкретный выбор концепции экономического регулирования в период реформирования… России зависел от системы научно-методологических предпочтений узкой группы лиц, оказавших в тот момент решающее влияние на лидера реформ Б.Н. Ельцина. Его консультанты со стороны США и МВФ поддержали замену идей К. Маркса на взгляды М. Фридмана. Во главе правительства был поставлен в ту пору далекий от реальной экономики Е. Гайдар, который с маниакальным упорством стал проводить избранный курс в крайнем его варианте… Он основан на монетаристской схеме «шокового погружения» в рынок. Можно ли было идти другим путем, был ли у авторов реформы выбор? Да, был, и не один. В мире существует и другое распространенное направление в регулировании экономики – кейнсианское» (Коловангин П.М., Рыбаков Ф.Ф. Экономическое реформирование России в ХХ веке. – СПб.: Петрополис, 1996. – С. 94–95);
б) «Трудности, связанные с трансформацией народного хозяйства России в рыночную экономику, вызваны, как показал десятилетний опыт экономических реформ, в первую очередь отсутствием адекватной переходному периоду экономической теории. Основной теоретический багаж реформаторов в России базировался на западном опыте прошлых лет и научной мысли, сформировавшейся в других условиях и применительно к другим реалиям. Речь идет прежде всего о неоклассической экономической теории, в частности, об одном из ее направлений – монетаризме.
В чем же заключалась основная теоретическая ошибка идеологов экономической реформы? «…В игнорировании достижений современной экономической мысли. Аргументы сторонников альтернативных направлений – неокейнсианства, институционализма и других – либо замалчивались, либо нарочно представлялись в окарикатуренном виде… Переход к рынку без построения рыночных институтов с неизбежностью должен был привести (и, к нашему великому сожалению, привел) к появлению дикого капитализма – с базаром вместо рынка, криминалом вместо государства, тотальным обнищанием населения вместо формирования состоятельного среднего класса» (Институциональная экономика: Учебное пособие /Под руководством академика Д.С. Львова. – И.: ИНФРА-М, 2001. – С. 3).
Вопрос : Как вы оцениваете выбор реформаторами теоретической основы для осуществления перехода России к рынку? С какой точкой зрения вы согласны, какую – отвергаете?
Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!
Напишите реферат на избранную вами тему:
1. Причины скудности и истоки богатства (обзор книги И.Т. Посошкова).
2. Петр 1 как меркантилист.
3. Витте и Столыпин – реформаторы-оппоненты.
4. Менделеев – великий химик и блестящий экономист.
5. Канторович – первый нобелевский лауреат по экономике в России.
Выступите на семинаре с обзорами книг:
1. Прочитайте статьи Ю.М. Осипова, опубликованные в книге «Экономическая теория на пороге XXI века» (Т. 2, 3, 4. М.: Юристъ, 1998, 1990, 2001), и выскажите свое суждение о значении философии хозяйства для дальнейшего развития экономической науки.
2. Сделайте подборку работ отечественных экономистов, посвященных анализу трансакционных издержек. Какую тенденцию они испытывают: к росту или к снижению?
3. Познакомьтесь со статьями и монографиями российских авторов, написанными в русле неоинституциональных теорий преступлений и наказаний. Выскажите свои соображения по этим вопросам и обсудите их на семинаре.
Сюжеты для небольшого рассказа на конкурс:
1. «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» (П.А. Столыпин).
2. «Наши реформы, чтобы быть жизненными, должны черпать силу в русских национальных началах» (П.А. Столыпин).
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Экономическая энциклопедия. М.: Экономика, 1999. – С. 213.
[2]Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах. Полн. собр. соч. – Т. 42. – С. 278–279.
[3]Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ Перевод с англ. – М.: Прогресс, 1978. – С. 458.
[4]Чернышевский Н.Г. Очерки по политической экономии (по Миллю) //Избр. эконом. Произведения. – В 3 т. – М., 1949. – Т. 3, ч. 2. – С. 178.
[5]Обобществление производства предполагает слияние раздробленных процессов производства в различных отраслях хозяйства в единый общественный процесс.
[6]Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. – М.: Экономика, 1991. С. 85.
[7]Экономика / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Дело ЛТД, 1993. – С. 14.
[8]Индоссамент – передаточная надпись на оборотной стороне векселя, чека и других ценных бумаг, фиксирующая передачу прав по этим документам от одного лица (индоссамента) другому лицу.
[9]Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Центр эволюционной экономики, 1997.
[10]См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 1992. – Т. 1. – С. 208.
[11]Вывод кривых реагирования см. в Примечании.
[12]Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии, 1889.
[13]Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М.: Дело, 1993. – С. 92.
[14]S внут. = S + S g; S нац. = I + NX .
[15]Роберт Солоу, лауреат Нобелевской премии, является основоположником в исследовании проблем экономического роста.
[16]Данная зависимость между номинальной ставкой процента и инфляцией называется эффектом Фишера. Она действует при низких темпах инфляции. Если темп инфляции больше 10 %, то формула принимает вид
.
[17]‘ В производственной функции элемент труд (занятость) не является величиной фиксированной, а изменяется в связи с тем, что экономические субъекты, предлагающие труд, в одни периоды увеличивают предложение, а в другие – сокращают. Этот процесс изменения предложения труда в различные периоды называется межвременным эффектом замены труда досугом.
[18]Бьюкенен Дж. Избранные труда. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. – М.: Таурус Альфа, 1997. – С. 23.
[19]Струве П. Хозяйствование, хозяйства, общество //Экономический вестник. – Прага, 1924. – № 2. – С. 5.
[20]Там же. С. 7–8.
[21]Там же.
[22]Струве П.Б. К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии //Жизнь. – 1900. – № 3. – С. 364.
[23]Струве П. Patriotica. – СПб, 1911. – С. 590.
[24]Струве П. Хозяйство и цена. – М., 1913. – Ч. 1. – С. 313.
[25]Бруцкус Б. Социалистическое хозяйство. – С. 39.
[26]Бруцкус Б. Социалистическое хозяйство. – С. 64.
[27]Там же. – С. 67.
[28]Там же. – С. 68.
[29]Бруцкус Б. Социалистическое хозяйство. – С. 68.
[30]Вышеславцев Б.П. Социальный вопрос и ценность демократии // Новый град. – 1932. – № 2. С. 39–40.
[31]Там же. – С. 43.
[32]Новый журнал. – 1953. – № 3. – С. 282–283.
[33]Вышеславцев Б.П. Социальный вопрос и ценность демократии //Новый град. – 1932. – № 2. – С. 44.
[34]Билимович А.Д. Введение в экономическую науку. – Белград, 1936. – С. 93.
[35]Нуреев Р., Латов Ю. Плоды просвещения //Вопросы экономики. – 2001. – № 1. – С. 96.
[36]Здесь и далее названия занятий соответствуют названиям тем программы.
[37]См.: Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. – М.: Русская деловая литература, 1999.
[38]См.: Экономическая школа. Вып. 1. 1991. С. 189–191.
[39]См. Экономическая школа. – Вып. 2, 1992. – С. 277–279.
[40]См.: Голиков А.Н., Киселева Е.А. и др. Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Киров, 1994. Первоисточники цитируются по этому изданию.