Ежемесячные расходы и доходы

Напишите экономическое эссе на тему:

«Банк – это место, где вам одалживают зонтик в ясную погоду, а потом просят вернуть, когда начинается дождь» (Р. Фрост, американский писатель и поэт).

Занятие 9

Механизм функционирования рынка

Семинар

Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…

Обсуждаем

1. Конкуренция – ключевая категория рынка.

2. Спрос: закон спроса, эластичность спроса.

3. Предложение: закон предложения, эластичность предложения.

Отвечаем и дискутируем

1. В советской экономической литературе длительное время оспаривался вопрос о пользе конкуренции. Более эффективным считалось соревнование, а не конкуренция. Напротив, в рыночной экономике конкуренция выступает стимулом роста и развития. Выскажите свою точку зрения о достоинствах и недостатках соревнования и конкуренции.

2. Дискуссионным является вопрос о том, что следует понимать под конкурентоспособностью разных стран. Одни экономисты склонны считать, что основным показателем конкурентоспособности является торговый баланс, другие – обменный курс валют, третьи – производительность труда. Рассмотрите влияние на конкурентоспособность каждого из этих показателей и определите свою позицию.

3. Чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной? Какая из этих форм преобладает на российском рынке?

4. Известно, что ценовой механизм эффективно функционирует на рынках совершенной конкуренции. Означает ли это, что на рынках с несовершенной конкуренцией, охватывающей лишь небольшое число участников, невозможно эффективное производство?

5. Охарактеризуйте основные организационные формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты. Укажите причину их возникновения, характерные черты и различия. Какая из них была наиболее характерна для дореволюционной России?

6. Дайте характеристику монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии.

7. Чем вертикально интегрированные концерны отличаются от горизонтально интегрированных? Приведите в качестве примера цепочку выпуска какой-либо готовой продукции в первом и втором случаях.

8. Раскройте содержание экономических и административных мер, противодействующих монополизации рынка, и дайте им характеристику.

9. Какие акты антитрестовского законодательства США вы знаете? Каково содержание антимонопольного закона России?

10. Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»? Что такое платежеспособный спрос?

11. Тождественны ли понятия «изменения в спросе» и «изменение величины спроса»? Аргументируйте свой ответ примерами.

12. Известно, что, когда цены на бензин резко поднимаются, спрос на большие автомобили падает. Объясните, почему это следует рассматривать как изменение спроса, а не как движение по кривой спроса.

13. Как вы понимаете утверждение: «Закон спроса действует, потому что у потребителей есть возможность замены. Закон предложения действует, потому что у производителей есть возможность замены»?

14. Назовите факторы, под влиянием которых сдвигается кривая предложения (влево, вправо). Какие факторы определяют перемещение по кривой предложения (вверх, вниз)?

15. Объясните, как подсчитывается индекс цен и какое значение имеет его подсчет для создания государственных социальных программ.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем

Выберите правильные ответы:

1. В конкурентной борьбе побеждают те фирмы, у которых:

а) качественнее продукция;

б) раньше других внедрена передовая технология;

в) масштабнее производство;

г) ниже, чем у других, цены;

д) ниже объем затрат на единицу готовой продукции (издержки производства).

2. Ценовая конкуренция предполагает:

а) продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента;

б) продажу товаров более высокого качества и надежности;

в) снижение цены за счет снижения издержек;

г) снижение цены за счет уменьшения прибыли.

3. Внутриотраслевая конкуренция – это:

а) соперничество между предпринимателями, производящими одинаковую продукцию;

б) соперничество между предпринимателями из разных отраслей экономики;

в) соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

4. При совершенной конкуренции:

а) ни одна из фирм не влияет на розничную цену;

б) существует чистая монополия;

в) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

г) господствует олигополия;

д) ограничен вход на рынок.

5. При монополистической конкуренции:

а) на рынке действует ограниченное число фирм;

б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;

в) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка.

6. При монопольном рынке:

а) один продавец;

б) свободен вход на рынок;

в) продукт дифференцирован.

7. Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно:

а) малое число фирм;

б) большое число покупателей;

в) однородные или мало дифференцированные продукты;

г) труднодоступное вхождение на рынок;

д) верно а) – г).

8. Олигопсония – это тип структуры рынка, для которого характерно:

а) небольшое количество крупных покупателей;

б) много производителей;

в) ценовые льготы на оптовые закупки;

г) все верно.

9. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а) современной конкуренцией;

б) олигополией;

в) монополией;

г) монополистической конкуренцией.

10. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:

а) синдикат;

б) конгломерат;

в) картель;

г) трест;

д) концерн.

11. Какие из перечисленных определений характеризуют банковский картель, банковский синдикат (консорциум), банковский трест, банковский концерн:

а) монополия, возникшая в результате полного слияния нескольких банков с единой собственностью и общим управлением;

б) соглашение банков, направленное на установление единообразных процентных ставок, проведение одинаковой дивидендной политики;

в) соглашение между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций;

г) объединение многих банков (формально сохраняющих самостоятельность), находящееся под финансовым контролем одного крупного банка, имеющего контрольные пакеты их акций.

Вопросы знатокам:

1. Как вы считаете, может ли высокая конкурентоспособность страны быть обеспечена без растущих жизненных стандартов населения? Приведите примеры.

2. Возможна ли ценовая конкуренция без изменения издержек производства? Обоснуйте свою позицию.

Вопрос на «засыпку»:

Дайте характеристику трем видам монополий – естественной, искусственной и случайной. При каких условиях случайная монополия может перерасти в искусственную?

Вопрос на практическую смекалку:

Если ваше предприятие уступило конкуренту и переживает не лучшие времена, то вам следует срочно принять важные решения. Вы можете:

а) перенести операции за границу;

б) закрыть предприятие;

в) прекратить финансирование неприбыльных видов деятельности;

г) сократить количество выпускаемых изделий;

д) большую долю комплектующих частей покупать за рубежом;

е) продать предприятие иностранцам. Примите меры и обоснуйте свои действия.

Выберите правильные ответы:

1. Эффективный спрос – это:

а) нужда или желание иметь какое-то благо;

б) готовность и способность потребителя платить за товары;

в) количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени;

г) потребность иметь какое-то благо, подкрепленная суммой денег, необходимой для его покупки;

д) верно б), в), г).

2. В законе спроса проявляется:

а) зависимость между спросом и предложением;

б) прямая зависимость между спросом и ценой;

в) зависимость между спросом и количеством денег, находящимся в распоряжении покупателя;

г) обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

3. «Объем спроса» выражается в:

а) движении по кривой спроса;

б) движении самой кривой.

4. Укажите, какой из перечисленных ниже факторов повлиял на спрос, а какой – на объем спроса:

а) цена на арбузы поднялась – в результате снизились продажи;

б) рост доходов потребителей привел к увеличению покупок новых машин;

в) повышение цен на говяжье мясо увеличило покупки соевых шницелей;

г) прошла мода на обувь на «платформе», поэтому сократились покупки этого типа обуви.

5. Факторы, смещающие кривую спроса, – это:

а) налоги на субсидии;

б) цены на товары-заменители;

в) число покупателей;

г) цены на экономические ресурсы;

д) вкусы и доходы потребителей;

е) число покупателей.

6. Кривая спроса свидетельствует о том:

а) что потребители склонны покупать больше по низким ценам;

б) существует связь между ценой товара и его предложением;

в) цена на товар прямо пропорциональна спросу.

7. При прочих равных условиях увеличение спроса:

а) вызовет рост рыночной цены;

б) вызовет падение рыночной цены;

в) не изменит цену;

г) приведет к увеличению предложения.

8. Эластичность спроса по доходу растет, если:

а) доход падает;

б) доход растет;

в) доход неизменен.

9. Спрос неэластичен по цене, если:

а) реакция спроса на изменение цены мала;

б) реакция спроса на изменение цены высока;

в) реакция спроса на изменение цены нейтральна.

10. Единичная эластичность проявляется, когда:

а) при снижении цены резко возрастает количество продаж и общая выручка увеличивается;

б) снижение цены компенсируется ростом продаж и общая выручка снижается;

в) снижение цены незначительно меняет объем продаж и общая выручка снижается.

11. Более высокий объем предложения возможен при:

а) более высокой цене;

б) более низкой цене;

в) равновесной цене.

12. Предложение:

а) прямо пропорционально росту цен;

б) обратно пропорционально росту цен;

в) не зависит от колебания цен;

г) все неверно.

13. Возрастающее предложение ведет к:

а) снижению цены;

б) росту цены;

в) увеличению спроса.

14. К факторам, смещающим кривую предложения, относятся:

а) потребительские ожидания;

б) число покупателей;

в) число товаропроизводителей;

г) цены на товары-заменители;

д) цены на экономические ресурсы;

е) технология производства;

ж) цены на другие товары;

з) налоги и субсидии.

15. Закон предложения означает, что:

а) покупатели купят больше по низким ценам, чем по высоким;

б) продавцы будут производить больше, если цены будут выше, а не ниже;

в) количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от цены;

г) потребители покупают больше по высоким ценам, чем по низким.

16. Что случится на рынке, где существует конкуренция, если предложение превысит спрос:

а) потребительский спрос возрастет;

б) производители увеличат выпуск товаров;

в) рыночная цена упадет;

г) рыночная цена поднимется?

17. Разграничьте длительное, краткосрочное и мгновенное равновесие:

а) предложение неизменно, и у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение;

б) изменяется число предприятий и объем используемых ресурсов;

в) предложение растет, но количество предприятий неизменно.

18. Разграничьте ориентирующую, стимулирующую и распределительную функции цены:

а) способствует наиболее экономичным способам производства и рациональности спроса;

б) снабжает информацией для действий покупателей и продавцов;

в) принимает участие в распределении доходов между участниками рыночной экономики.

Вопрос на «засыпку»:

Кто и когда математически сформулировал закон спроса? Изобразите графически кривую спроса.

Вопрос на практическую смекалку:

Допустим, что вы – владелец ларька по продаже мороженого на берегу моря, где есть и другие подобные торговые «точки». Как бы вы использовали товары-заменители, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе? Как бы вы реализовали идею об эластичности спроса, решая, стоит ли повысить цены на ваши фирменные сорта мороженого?

Разберитесь в ситуации:

Государство решило увеличить госбюджет за счет повышения косвенного налога на табачные изделия. Общество откликнулось высокой эластичностью по цене. Как эта мера государства повлияет на налоговые поступления в бюджет (поступления вырастут, упадут, не изменятся)?

Считаем

Задача 1 [38]

Функция спроса населения на данный товар: Q d = 7 – р, функция предложения данного товара:

Q , = -5 + 2р,

где Qj – объем спроса в млн штук в год,

Q – объем предложения в млн штук в год,

р – цена в рублях.

Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Что случится, если цена будет установлена на уровне 3 руб.?

Задача 2

Функция спроса населения на данный товар: Q d = 4 – р, функция предложения: Q s = 5 + р. Нарисуйте линии спроса и предложения. Определите равновесный объем продаж.

Задача 3

В результате повышения цены товара с 5 руб. до 6 руб. объем спроса сократился с 9 млн штук до 7 млн штук в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

Задача 4

Дана функция спроса на товар X:

Q dx = 8 – p x + 0,2p y

где p х и p y – цены товаров X и У.

Допустим: р х = 4, р у = 5.

Определите коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса по цене.

Задача 5

Дана функция спроса на некоторый товар:

Q d – 8 – 0,5р,

где р – цена данного товара в рублях.

При какой цене коэффициент прямой эластичности спроса по цене равен -0,5?

Задача 6

Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна -0,25. Эластичность спроса по доходу равна 0,8. На сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 8 %, а доходы населения увеличатся на 5 %? При этом предполагается, что общий уровень цен остается неизменным.

Задача 7

Эластичность спроса на продовольствие по доходу равна 0,8. Первоначально 50 % своих доходов население расходовало на продовольствие. Предположим, доходы населения увеличились на 10 %. Определите долю расходов на продовольствие в доходах населения.

Задача 8

Магазин продает 500 пакетов молока и 100 банок кока-колы ежедневно. При цене $0,80 за пакет молока выручка за молоко составляет $400, а при цене $1 за банку кока-колы выручка составляет $100. Цены на молоко и кока-колу магазин увеличил на 50 %. После этого продажа молока упала до 350 пакетов ежедневно, а продажа кока-колы – до 35 банок в сутки. Какой стала выручка от продажи молока и кока-колы? Определите их эластичность.

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Практическое значение теории эластичности.

2. Эластичность спроса и конкуренция производителей.

3. Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования.

4. Координирующая роль цен.

5. Неценовая конкуренция.

6. Реформирование естественных монополий.

7. Синдикат – характерная форма монополистических объединений дореволюционной России.

Выскажите на семинаре свои впечатления по книгам:

1. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991. (Любая глава).

2. Экономическая школа. Выпуск 3, 1993.

Тема:Из истории российских монополий.

Сочините экономическое эссе на тему:

«Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» (Эльберт Хаббард).

Занятие 10

Наши рекомендации