Предмет истории экономической мысли
В литературе принято следующее определение предмета этой науки: история экономической мысли изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов.
История экономических учений имеет самую тесную связь с экономической теорией.
Во-первых, исторический процесс развития экономической истории составляет основу предмета истории экономических учений.
Во-вторых, история экономических учений прослеживает историю зарождения и развития экономической теории, возникшей первоначально как политическая экономия.
Зарождение политической экономии как особой, самостоятельной науки относится к XVI в. и связано с утверждением на Западе эры капитализма. Однако интерес к экономическим вопросам появляется значительно раньше возникновения политической экономии. Большое внимание им уделяют в своих философских произведениях уже авторы, жившие в рабовладельческом обществе, а затем, в период феодолизма, – писатели-богословы. На протяжении столетий периодически изменялось понятие предмета экономической теории.
Первые представители политической экономии выступали с защитой интересов торговой буржуазии, которая в силу преобладания мелкого ремесленного производства в то время занимала преимущественное положение по сравнению с промышленной буржуазией. Они создали первую школу политической экономии, вошедшую в историю экономических учений под названием меркантилизма.
Меркантилисты основное внимание уделяли сфере обращения. Поэтому политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом.
Физиократы главный предмет политической экономии видели в создании «чистого продукта» в сельском хозяйстве.
Представители классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) считали ее наукой о богатстве, об условиях его производства и накопления.
Мелкобуржуазные критики капитализма (Сисмонди, Прудон) основное назначение политической экономии видели не в исследовании источника богатства, а в поисках путей его справедливого распределения.
Наряду с определением политической экономии как науки о богатстве существовали и другие мнения. Так, представители «Исторической школы» (В. Рошер, Зомбарт, М. Вебер и др.) определяли ее как науку о народном хозяйстве. Они отстаивали приоритет не общих, а национальных начал в науке, отрицали саму возможность наличия общей для всех стран экономической науки. Предметом исследования экономической теории они считали хозяйственную эволюцию и национальные особенности каждой отдельной страны, ее народное хозяйство.
В середине и в последней четверти XIX в. существовали альтернативные понимания ее предмета – марксистское и маржиналистское.
Предметом исследования марксистской политэкономии являлись производственные отношения и экономические законы, регулирующие общественное производство, распределение, обмен и потребление. Основным объектом изучения Маркса был современный ему капиталистический способ производства, который под тяжестью своих внутренних противоречий, по мысли Маркса, должен уйти с исторической сцены и погибнуть.
С позиций маржинализма ее предмет – человеческое поведение, преследующее определенные конкретные цели (например, получение максимально возможной прибыли) и использующее ограниченные альтернативные ресурсы.
Изменение представлений о предмете экономической теории связано, с одной стороны, с идеологической ориентацией исследователя, с другой – с подвижностью и изменчивостью самого объекта анализа политической экономии – хозяйственной деятельности людей, параллельно с изменением которой уточняются научные выводы и представления о ее предмете. Поэтому теории экономической науки не могут похвастаться долгожительством.
Преднаука
Экономическая теория длительное время развивалась как наука о богатстве.
Гениальные попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества и определить источники его богатства были предприняты еще великими греками.
Человеком, который первым употребил термин «экономия», был греческий мыслитель Ксенофонт (445–355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч. «ойкос» – дом, «номос» – закон), что можно перевести как «домострой», т. е. искусство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия служил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца.
На Руси «Домострои», аналогичные ксенофонтовскому «Экономиксу», появились в XI в. В XVI в. советник Ивана IV Сильвестр объединил их в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра». В России не было рабства, поэтому русский «Домострой» – это руководство по организации феодального хозяйства, содержащее, однако, рыночные советы:
• когда и что покупать по низким ценам;
• какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродать;
• рекомендовалось покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент и т. п.
«Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до XVIII в. С утверждением в России капитализма он потерял свою актуальность и покинул историческую сцену.
Однако, вернемся в Грецию. Воздадим хвалу Ксенофонту и обратимся к другому греческому таланту – Аристотелю. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) был самым выдающимся ученым среди античных мыслителей. Он имел обыкновение рассуждать с учениками о мироздании, прогуливаясь с ними в саду. Поэтому учение Аристотеля называют школой перипатетиков (прогуливающихся). Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым установил некоторые категории и закономерности политической экономии. К ним можно отнести следующие положения.
• Воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, он наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По Аристотелю экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов . Наряду с «экономией» он разглядел явление, названное им «хрематистикой» (греч. «хрема» – имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство . «Экономия» и «хрематистика» вместе составляют учение о богатстве. Но, если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика – с движением денег, с вложением и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала.
• Аристотель стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров. Забегая вперед, скажем, что борьба мнений по этому вопросу (соотношение роли трудовых затрат и полезности в ценообразовании) продолжается и по сей день.
• Аристотель сделал попытку разобраться в свойствах товара, в сущности и функциях денег.
Для Аристотеля, как и Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Но, в отличие от Ксенофонта, Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.
Оценивая заслуги античных мыслителей, можно сделать следующие выводы:
1. Объектом их интереса было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Исследование зарождающихся в обществе товарно-денежных отношений не было специальным; оно носило случайный характер.
2. Принципы организации и управления рабовладельческим хозяйством впервые в мире оформлены ими в учение под названием «экономия».
3. Их воззрения еще нельзя назвать наукой. Они образуют лишь ее теоретические исходные пункты, в которых, однако, прозорливо названы два важных положения: необходимость исследовать законы ведения хозяйства и пути увеличения его богатства .
Анализ категорий «закон» и «богатство» с тех пор и надолго становится объектом изучения экономической науки.