Потребительский выбор в условиях риска и неопределенности
До сих пор рассматривались случаи, когда цены, доходы и другие переменные были точно определены. В реальной жизни потребители редко могут предвидеть последствия их выбора с определенностью. Например, невозможно точно определить результаты, возникающие при покупке страхового полиса, лотерейных билетов, акций различных предприятий, выборе места работы и т. д. Для большинства потребителей их будущие доходы неопределенны.
Потребители должны или могут выбирать среди альтернатив, отличающихся степенью риска, которому они будут подвержены. Например, что делать со сбережениями: положить ли их на банковский счет или вложить во что-то более рискованное, но и более прибыльное – вроде фондовой биржи? Где лучше работать – в крупной, устойчивой компании, где обеспеченность работой надежна, но ограничены возможности продвижения по службе, или на новом предприятии, где меньше гарантия занятости, но больше возможностей для роста?
Чтобы ответить на подобные вопросы, необходимо количественно определить риск, чтобы сравнить степень риска альтернативных вариантов. Риск имеет место, когда человек знает, что операция, которую он совершает, может иметь определенное количество результатов, каждый с определенной вероятностью.
Чтобы количественно определить риск, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий.
Вероятность означает возможность получения определенного результата. Она может зависеть от природы неопределенных событий и от надежд, которые люди возлагают на них.
Различают два типа вероятности: математическую и статистическую. Математическая вероятность очень редко встречается в экономике и определяется общими, заранее заданными принципами.
Статистическую вероятность можно определить лишь эмпирически объективным или субъективным методом, и именно она наиболее часто встречается при решении экономических проблем. Как объективная, так и субъективная вероятность используется при определении двух важных критериев, которые помогают описывать и сравнивать степень риска. Один из критериев дает среднее значение, а другой – изменчивость возможного результата.
Среднее значение определяется обычно как средневзвешенное всех возможных результатов, а изменчивость – по двум критериям: дисперсии и стандартному отклонению.
Очевидно, что индивидуумы различаются своей готовностью пойти на риск. Некоторые не хотят рисковать, другим это нравится, а третьи к риску безразличны. Нерасположенность к риску – наиболее распространенное отношение к нему. Рис. 7.14 иллюстрирует различное отношение субъектов к риску.
Человек, предпочитающий стабильный доход определенного размера, равному по размеру, но связанному с риском доходу, считается не расположенным к риску (рис. 7.14, а). Максимальное количество денег, которое не расположенный к риску человек заплатит, чтобы избежать риска, является вознаграждением за риск.
Рис. 7.14.Отношение субъектов к риску
Человек, относящийся одинаково как к стабильному доходу, так и к рискованной прибыли с одинаковым ожидаемым значением, является безразличным к риску (рис. 7.14, в).
Расположенный к риску потребитель предпочтет связанные с риском капиталовложения с определенной ожидаемой прибылью стабильному получению этой ожидаемой суммы (рис. 7.14, б).
Важной задачей всех потребителей в условиях неопределенности является снижение риска. Основными методами его снижения являются:
1) диверсификация (распределение риска между несколькими рискованными вариантами использования средств или получения дохода, результаты которых непосредственно не связаны);
2) объединение риска (метод, лежащий в основе страхования, направлен на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки);
3) распределение риска (риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики);
4) получение дополнительной информации (в этом случае потребители могут сделать более точный прогноз возможного развития событий и снизить риск).
Глава 8